О разведённых

Православный христианин
Как понимать следующие вещи из Писания?

1. Церковь дозволяет развод. По каким причинам - думаю, не стоит перечислять, тем более это не суть вопроса. Хотя кажется однозначно сказано https://azbyka.ru/biblia/?Mt.19:6
2. Кто вступит в брак с разведённой (-ым) - прелюбодействует. https://azbyka.ru/biblia/?Mt.5:32
3. Прелюбодеи не войдут в Царствие Небесное. https://azbyka.ru/biblia/?1Cor.6:9
и 4. Церковь в наше время позволяет второбрачие и третьебрачие даже и разведённым.

Как понимать это? Значит, логически рассуждая, Церковь разрешает делать то, что препятствует наследованию Царствия Небесного?
 

Екатерина Трусова

Пользователь, заслуживающий доверия
Кировск, Мурманская область
Православный христианин
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ
Русской Православной Церкви


Х.3. Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает... Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19. 6, 9). Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере одному из них), и особенно детям. Крайне беспокоит современное положение, при котором расторгается весьма значительная часть браков, особенно среди молодежи. Происходящее становится подлинной трагедией для личности и народа.

Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. В случаях разнообразных конфликтов между супругами Церковь видит свою пастырскую задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами (научение, молитва, участие в Таинствах) оберегать целостность брака и предотвращать развод. Священнослужители также призваны проводить беседы с желающими вступить в брак, разъясняя им важность и ответственность предпринимаемого шага.

К сожалению, иногда по причине греховного несовершенства супруги могут оказаться неспособными сохранить дар благодати, воспринятой ими в Таинстве Брака, и уберечь единство семьи. Желая спасения грешников, Церковь дает им возможность исправления и готова после покаяния вновь допустить их к Таинствам.

Законы Византии, установленные христианскими императорами и не встречавшие осуждения Церкви, допускали различные основания для развода. В Российской Империи расторжение брака на основании существующих законов производилось в церковном суде.

В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.

В целях духовного воспитания брачующихся и содействия укреплению супружеских уз священники призываются к тому, чтобы в беседе, предшествующей совершению Таинства Брака, подробно разъяснять жениху и невесте идею нерасторжимости церковного брачного союза, подчеркивая, что развод как крайняя мера может иметь место только в случае совершения супругами деяний, которые определены Церковью как поводы для развода. Согласие на расторжение церковного брака не может даваться ради угождения прихоти или для «подтверждения» гражданского развода. Впрочем, если распад брака является свершившимся фактом – особенно при раздельном проживании супругов, – а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод. Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается.

Священный Синод Русской Православной Церкви в Определении от 28 декабря 1998 года осудил действия тех духовников, которые «запрещают своим духовным чадам вступление во второй брак на том основании, что второй брак якобы осуждается Церковью; запрещают супружеским парам развод в том случае, когда в силу тех или иных обстоятельств семейная жизнь становится для супругов невозможной». При этом Священный Синод постановил «напомнить пастырям о том, что в своем отношении ко второму браку Православная Церковь руководствуется словами апостола Павла: “Соединен ли ты с женою? Не ищи развода. Остался ли без жены? Не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит... Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе” (1 Кор. 7. 27-28, 39)».
 
Православный христианин
То есть прелюбодеем считается иницииатор развода, женившийся второй раз без покаяния. А если покаялся - то он уже не прелюбодей. Ясно.

А как же понимать - "кто женится на разведённой - тот прелюбодействует"? Ведь женщина не могла быть иницииатором развода в те времена, насколько я знаю. А значит она по современной концепции - "невиновный супруг", о котором не сказано, что она должна покаяться для вступления во второй брачный союз.
Тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами.

То есть в этом случае тот, кто женился - прелюбодействует, а она - нет? Но разве такое возможно, чтобы один супруг прелюбодействовал, а другой - нет... ничего не понимаю.
 
Православный христианин
И в чём суть покаяния? Если человек кается, что женился в первый раз , поторопился, не подумал - то это понятно, если кается, что он не смог сохранить брак - то по идее, надо вернуть прежний брак, а не вступать в новый. А если кается в прелюбодеянии, в том, что нашёл новую половинку .... Он хочет создать семью и кается, что встретил человека? Абсурд какой-то получается..
 
оренбург
Православный христианин
А как же понимать - "кто женится на разведённой - тот прелюбодействует"? Ведь женщина не могла быть иницииатором развода в те времена, насколько я знаю...
Апостол Павел пишет:
А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, - если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены [своей]. 1Кор.7:10;11
Значит ваше утверждение что жёны в те времена не разводились - ошибочны.
И в чём суть покаяния? ... если кается, что он не смог сохранить брак - то по идее, надо вернуть прежний брак, а не вступать в новый. ...
Верно, так и должен поступать истинно кающийся, т.е. постараться восстановить прежний союз, но это не всегда представляется возможным по причине например образования той стороной нового брака или иным причинам исключающим возможность воссоединения.
 
Православный христианин
Марина, очень трудно жизнь человека, а тем более личные отношения между мужчиной и женщиной заключить в некоторые строгие рамки законности. Вы пишите что в те времена женщина не могла быть инициатором развода, возможно со стороны так и выглядело: Муж выходил на улицу громко ругался и размахивал руками, кидался посторонними предметами в тех, кто находился рядом, выталкивая за ворота своего дома жену. Но откуда нам известно, что происходит внутри этой пары, как протекает внутренняя жизнь и отношения между супругами, кто на самом деле "плохой и виновный", а кто "хороший и не виноватый"? Вполне возможно, что женщина специально создавала мужу невыносимые психологические условия, вынуждая его на агрессию, крики и вопли. Поэтому судить, что раньше женщина не могла быть инициатором развода - это очень однобоко. Второе, Вы возмущены, если муж женился первый раз, а потом изменяет жене с любовницей - то есть он - однозначно - прелюбодей, а потом разводится и хочет на этой любовнице жениться....тогда Вы задаетесь вопросом какое же покаяние примет от него Бог?
 
Православный христианин
Второе, Вы возмущены (откуда это?), если муж женился первый раз, а потом изменяет жене с любовницей - то есть он - однозначно - прелюбодей, а потом разводится и хочет на этой любовнице жениться....тогда Вы задаетесь вопросом какое же покаяние примет от него Бог?

именно....только проблема в том, что понимать под словом - изменяет, если физ. близость - то всё всё просто. Он может покаяться в своём невоздержании. Но я сильно сомневаюсь, что тут всё так примитивно. Вот. А покаяться в том, что он вообще позволил себе полюбить другую он не может, потому что он продолжает и собирается продолжить отношения с нею. А покаяние подразумевает отказ от того, в чём покаялся.
 
Православный христианин
Верно, так и должен поступать истинно кающийся, т.е. постараться восстановить прежний союз, но это не всегда представляется возможным по причине например образования той стороной нового брака или иным причинам исключающим возможность воссоединения.
Верное. Но если же человек предпринял всё доступное для воссоединения, но "это не представляется возможным", то в чём же ему каяться?
 
оренбург
Православный христианин
...Но если же человек предпринял всё доступное для воссоединения, ...
Вот это и есть плоды достойные покаяния, т.е. само покаяние.
но "это не представляется возможным", то в чём же ему каяться?
В том что довёл(а) до разрушения.
 
Православный христианин
Второе, Вы возмущены (откуда это?)
Извините, это мое, я читая Ваши строки - возмущаюсь, вот и свои чувства передаю как Ваши.
Возмущаюсь, так как у прелюбодея мужа не приняла бы никакого покаяния, выгнала бы из церкви вон и сказала иди и живи со своей любовницей в грехе и не ищи от меня разрешения называть ваш блуд святым словом БРАК. Так что мне нельзя быть священником, а тем более я не Господь Бог... Поэтому Пути Господни неисповедимы, и как Он поступит, примет ли кающегося грешника, и прелюбодея...не знаю, однако я своим "судом" над грешником и прелюбодеем, уже четко показываю, какая я "праведница"...увы, не суди, и будешь не судим
 

Екатерина Трусова

Пользователь, заслуживающий доверия
Кировск, Мурманская область
Православный христианин
Возмущаюсь, так как у прелюбодея мужа не приняла бы никакого покаяния, выгнала бы из церкви вон и сказала иди и живи со своей любовницей в грехе и не ищи от меня разрешения называть ваш блуд святым словом БРАК. Так что мне нельзя быть священником, а тем более я не Господь Бог...

3 Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди,
4 сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии;
5 а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?
6 Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.
7 Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.
8 И опять, наклонившись низко, писал на земле.

Слова Иисуса произвели потрясающее впечатление на всех. Как стрелою, они пробили заскорузлую совесть книжников и фарисеев и заставили их вспомнить свои грехи; они стояли в безмолвии, руки их опустились, взоры потупились; они, быть может, впервые почувствовали стыд и, обличаемые совестью, стали тихо один за другим, расходиться и скрылись все.

9 Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.
10 Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?
11 Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.
(Иоан.8:3-11)

Толкование Евангелия. Грешница перед судом Иисуса. Б. И. Гладков

Поэтому Пути Господни неисповедимы, и как Он поступит, примет ли кающегося грешника, и прелюбодея...не знаю, однако я своим "судом" над грешником и прелюбодеем, уже четко показываю, какая я "праведница"...увы, не суди, и будешь не судим

"Два человека пришли в Храм помолиться, – так начинается притча, – Один был фарисей, а другой – мытарь (сборщик податей для римской казны)". Заметим, что невозможно подобрать более непохожих друг на друга людей. Фарисеи (что значит буквально "чистые", "отделенные") были авторитетными и уважаемыми в народе толкователями религиозного Моисеева закона. (Беда лишь в том, что стремление к его неукоснительному соблюдению даже в мелочах зачастую приводило их к невыносимому формализму и казуистике.) Напротив, к мытарям, этим презренным "коллаборационистам", состоявшим на службе у римских оккупационных властей, иудеи относились с брезгливостью, считая для себя осквернением всякое с ними общение.

"Фарисей, – продолжает Христос, – стоял и так молился про себя: "Боже, благодарю Тебя за то, что я не такой, как остальные люди – корыстные, бесчестные, развратные или вот как этот сборщик податей. Я дважды в неделю пощусь, отдаю десятую часть всего, что приобретаю". А сборщик податей, стоя в отдалении, не смел даже глаз поднять к небу и только бил себя в грудь и говорил: "Боже, милостив будь ко мне, грешному!" Лук.18:9-13 – Но именно он, а не фарисей, – заключает притча, – ушел домой более оправданным. Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто принижает себя, возвысится".
 
Православный христианин
Всё равно непонятно. Ну ясно же сказано:
"А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем своим, если же разведётся, то должна оставаться безбрачною (даже если и из-за прелюбодеяния мужа, так как об этом ничего не сказано) , или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей."

И немного погодя:
" Остался ли без жены? не ищи жены, Впрочем если и женишься , не согрешишь..."

Ну как же это можно? Нарушить повеление Господа и не согрешить?

И во -вторых: почему уступая немощи человеческой разрешили повторные браки? Почему не разрешили украсть, убить, если соблазняется человек от немощи своей? а относительно блуда - разрешили?
 
оренбург
Православный христианин
Вы просто не то сравниваете, потому в разуме и не укладывается.

Господь повелел не разводиться, но если уж развелись, то старайтесь впредь не разводиться(если вновь сочетались браком).
т.е. не сравнивайте брак и развод, о них разное заповедано потому что они по своей сути противоположны.
 
Православный христианин
" то должна оставаться безбрачною или примириться с мужем своим" - вот что повелевает Господь......а во втором стихе, взятом мною, разрешено жениться и не на своей прежней жене....вот и противоречие....
 
оренбург
Православный христианин
В первом случае говорится той стороне которая инициирует развод.
Во втором той которая не по СВОЕЙ воле оказалась в одиночестве.("Остался ли без жены? не ищи жены, Впрочем если и женишься , не согрешишь...")
 
Московская область
Православный христианин
В первом случае говорится той стороне которая инициирует развод.
Во втором той которая не по СВОЕЙ воле оказалась в одиночестве.("Остался ли без жены? не ищи жены, Впрочем если и женишься , не согрешишь...")
Дорогой Дмитрий! Всегда радуюсь, читая Ваши комментарии. Меня эти вопросы тоже часто мучали, то так понимаю, то совсем по-другому.
А Вы так напишете и растолкуете, что все в голове встает на свои места.
Большое спасибо!
 
Сверху