Сретенская свеча

Уральск
Православный христианин
Сегодня первый раз в жизни (а в храм хожу уже 25 лет) столкнулась с понятием "Сретенская свеча", и присутствовала на их освящении в храме.
Понятно, что не стоит воспринимать эти свечи магически. Но - ведь существует в Церкви такой обряд их освящения. Почему ? И чем они все же отличаются от обычных (тоже ведь освященных) свечей ? Как ими стоит пользоваться ?
 
Сибирь
Православный христианин
Как ими стоит пользоваться ?
Я думаю так же, как и обычными.

Вообще, на сколько я понимаю, свечи и лампады раньше зажигали потому, что когда молишься, нужно видеть образ на иконе (электричества-то не было). Это уже потом свечам стали приписывать другие смыслы.
 
Уральск
Православный христианин
Я думаю так же, как и обычными.

Вообще, на сколько я понимаю, свечи и лампады раньше зажигали потому, что когда молишься, нужно видеть образ на иконе (электричества-то не было). Это уже потом свечам стали приписывать другие смыслы.

Применение электричества изобрели в конце XIX века, а понятие Сретенская свеча - существовало с XVII-го. Никакой связи.
 
Сибирь
Православный христианин
Электричество изобрели в конце XIX века, а понятие Сретенская свеча - существовало с XVII-го. Никакой связи.
Я говорил вообще о церковных свечах. О том, что изначально они предназначались именно для освещения.
 
Сибирь
Православный христианин
А я - спрашивала именно о Сретенских свечах.
Свое мнение я вам сказал:
Я думаю так же, как и обычными.
То есть зажигать перед иконой, когда молишься.
ИМХО, пользование этими свечами лишь в каких-то особых случаях, есть обрядоверие.
 
Уральск
Православный христианин
А относиться к Крещенской воде - Великой Агиасме - с особым благоговением, большим, чем к просто освященной на молебне воде - тоже обрядоверие ? Как по-Вашему ?
 
Сибирь
Православный христианин

Борис Т

Супер-Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Ответ о. Артемия на похожий вопрос одной женщины:
В действительнос ти, т.н. "сретенская свеча" - это обычная свеча, только освященная на праздник Сретения Господня.Приписывать ей какие-либо магические, волшебные свойства, значит впадать в язычество, в суеверие и отступать от чистой православной веры, с которой не совместимы подобные представления. А дома такую свечу иметь не то чтобы обязательно надо, но у каждого практикующего православного христианина, она скорее всего будет, т.к. он принес ее со службы в соответствующи й праздник. Использоваться она должна по назначению, как и обычная церковная свеча: ее нужно зажигать во время домашней молитвы. Церковь освящает свечи на Сретение в знак освящения и очищение мира истинным Светом Христова Евангелия, не придавая освященным свечам какого-либо суеверного магического чудодейственно го значения. А еще свет свечи - это символ огонька веры, который теплится в сердце каждого христианина.
 

Борис Т

Супер-Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Там же есть, в ответе: "Церковь освящает свечи на Сретение в знак освящения и очищение мира истинным Светом Христова Евангелия". Это есть символ, определенная традиция.
Вот ещё выдержка из одной статьи: "В православном требнике священнослужителя есть специальный «Чин благословения свеч на Сретение Господне». Кто-то может спросить: чем же отличается обычная церковная свеча от «сретенской»? Только чином освящения, ведь простые церковные свечи, которые продаются в лавках, тоже освященные. Для лучшего понимания можно провести аналогию с освящением воды. Так, например, когда в храме служатся водосвятные молебны: вода освящается малым чином, можно сказать – «обычным». Но есть и такое понятие, как освящение воды великим чином, и делается это только единственный раз в году – на праздник Крещения Господня, и вода эта называется Великой агиасмой, т.е. «великой святыней», и имеет особую силу.
Также и со «сретенскими свечами» – их освящают только раз в год особым чином. Однако это не значит, что «сретенским свечам» следует придавать какое-то магическое или чудодейственное значение – это крайности, конечно. Ведь любая свеча, если горячо молиться, согревает молитву. Свеча – это наша жертва Богу".

Можно было бы, конечно, попросить, чтобы специально для этого Праздника привезли не освященные свечи, но думаю, что заострять на этом внимание как-то особенно не стоит.

 
Православный христианин
Добрый день! В преддверии праздника Сретения Господня у меня назрел вопрос-чем Сретенские свечи отличаются от обычных? Или люди уже придают им суеверные какие то значения?
 
Иркутская обл.
Православный христианин
"Сретенскими" в обиходе называют свечи, освященные по специальному чину на праздник Сретения Господня (2/15 февраля). Точное название чина, о котором идет речь - "Чин благословения свещ на Сретение Господне" [1]. Отметим, во-первых, что его не следует смешивать с обычным освящением свечей, не приуроченным ни к какой конкретной дате, и, во-вторых, что богослужебным уставом Православной Церкви совершение чина освящения свечей на Сретение не предписывается.

Как указывает священник Михаил Желтов, чин освящения свечей на праздник Сретения отсутствует в Греческой Церкви; неизвестен он и старообрядцам. Впервые он был введен в практику Православной Церкви после того, как в 1646 г. митрополит Киевский святитель Петр (Могила) издал составленный им "Евхологион, альбо Молитвослов, или Требник". Этот Требник содержал 37 чинов, никогда до этого в богослужебных книгах Православной Церкви не встречавшихся. Некоторые из них (чинопоследования освящения богослужебных облачений, колоколов и пр.) являются переработанными переводами чинов из латинского "Римского Ритуала" (Rituale Romanum). К числу латинских заимствований в Требнике святителя Петра (Могилы) относится и чин освящения свечей на праздник Сретения [2]. "У католиков был такой обряд - шествие со свечами на Сретение. Для этого обряда свечи и освящаются, точнее, благословляются. Католики различают "освящения" (освящению подлежат вещества таинств, а также предметы непосредственно для литургической практики) и "благословения" (благословению подлежат предметы повседневной жизни: квартиры, машины и т. п. - так же, как и предметы для всех других подобных обрядов (например, пепел для пепельной среды))" [3].

В богослужении Католической Церкви чин благословения свечей на Сретение - составная часть шествия со свечами, приуроченного к этому празднику. Однако в православном богослужении отсутствует что-либо подобное католической сретенской процессии. Из-за этого теряет свой смысл и сам чин освящения свечей на этот праздник. Действительно, зачем освящать свечи именно на Сретение, если в православной богослужебной традиции этот праздник не предполагает какого-то особого использования свечей? ......

И все же прошло много времени, прежде чем шествие со свечами стало восприниматься как неотъемлемая часть богослужения праздника Сретения в Католической Церкви. В Православной Церкви подобная традиция вообще не сформировалась [5].

Это, по-видимому, свидетельствует о том, что в смысле и значении самого праздника Сретения нет ничего такого, что вызвало бы необходимость сделать особый акцент на употреблении свечей в богослужении этого дня.....

Заимствованный у католиков обычай освящения свечей на праздник Сретения получил распространение и в православных приходах западных (и граничащих с ними) губерний Российской империи....

В большинстве великорусских губерний до революции не было освящения свечей на праздник Сретения. Свойствами магического оберега, относившимися на западе к "сретенской" свече, здесь наделялась свеча "четверговая" [13] (с которой стояли в церкви на службе во время чтения 12-ти Евангелий вечером в Великий Четверг) и "пасхальная" [14] (с нею обходили церковь во время крестного хода на Пасху)....

* * *

Таким образом, чин освящения свечей на праздник Сретения был воспринят в XVII веке из католической традиции. Приписывание же "сретенским" (или любым другим) свечам "особых" свойств коренится не в христианском вероучении, а в языческом мировосприятии, когда человек желает, исполнив некий ритуал, приобрести талисман, защищающий от житейских бед и скорбей, и при этом не прилагать никаких усилий к исправлению своей жизни.
http://ilynka.prihod.ru/zhurnal/view/id/33894
 
Святая Русь
Православный христианин
Приписывание же "сретенским" (или любым другим) свечам "особых" свойств коренится не в христианском вероучении, а в языческом мировосприятии, когда человек желает, исполнив некий ритуал, приобрести талисман, защищающий от житейских бед и скорбей, и при этом не прилагать никаких усилий к исправлению своей жизни.
Если как талисман, то да, это язычество.

Но преп. Паисий Святогорец говорил, что церковную свечу можно сравнить с антенной, которая усиливает молитву. В самом деле, это есть жертвочка, приятная Богу. Кроме того, даже дома рекомендуется читать Евангелие и Псалтирь при зажженной свече. Также домашние молитвы, если есть возможность, лучше читать с зажженной свечой.
 
Сверху