( Если это не в тему, то - удалите.)
Некогда (до изгнания) я ходила в дом престарелых. Перед тем там часто орудовали разного рода сектанты и протестанты. но как только вступили в диалог наши православные, то есть появилась домовая церковь и община православных волонтёров, их и след простыл... Когда мы встречались на улицах. они жаловались, что вот, мол, больше не хотят с ними в доме инвалидов говорить о Боге. "Почему же, - говорю, - о Боге мы говорим там часто, но вопрос в том, с кем говорить... С Вами - да, не хотят, а с нами - всегда пожалуйста"...
Это одно. Был ещё такой случай. К одному немощному брату, Алёшеньке, долгие годы ходили баптисты. В своё время они много помогали ему, и мы. естественно, никогда не ставили вопроса о том, чтоб Лёша с ними не общался. (Да и вообще мы особо и не противились экспансии инославных: всё случилось само собой..) Однажды. когда храм был открыт. те самые баптисты, не признавшись, кто они (а они всегда очень приятны в общении) зашли в храм. Мы поговорили о Христе, и они попросили разрешения помолиться. Я не стала противиться, тем более. что они всегда ссылаются на то, что Христос велел на всяком месте поклоняться в духе и истине. Они стали молиться, воздев руки. Я при этом крестилась. Они были очень благодарны, очень радовались тому, что побывали в нашей домовой церкви. Мы расстались мирно. Но после этого они больше к Лёше если и ходили, то редко: видимо, поняли, что Лёнчик наш стал православным вполне...
Иногда они предлагали свою помощь в некоторых делах, напр., купании. Я не отказывала, сказав, что мы не отказываем в этом ни верующим, ни неверующим (да и. по правде сказать, православных всегда нам не хватало), и они как-то стушевались... В назначенный день они не пришли. И далее мы справлялись без них, своими малыми силами.
И только когда нас разогнала неверующая директорша и Лёшу некому стало купать, то они время от времени делали это. И на том спасибо! Мы были утешены за Лёшу.
Был другой случай. Однажды я зашла в палату и вижу. что нашим прихожанам - лежачим больным - проповедуют этакие женщины. Я их спросила: "К какой конфессии вы принадлежите?" - "Мы - христиане", был ответ. Я повторила вопрос. И не сразу они сознались, что они адвентисты. Тогда женщина, к которой они ходили, спросила, как ей быть, ведь они ходят к ней давно. Я сказала. что Христос заповедал нам, что таковых слушать можно, но по делам их не поступать. Тогда другая лежачая, но владевшая руками, сказала: "Нечего тут слушать! Вон!" - и резко показала им на дверь...
Потом, когда мы ездили по психоинтернатам, ввиду того, что православных было не так много, то мы не отказывались и от помощи всех - независимо от веры (пусть спасаются от дел - может. на суде Божием им вменится). Содержание концертов было православным, и как результат: кришнаит после целый месяц прожил трудником в Задонске, безногий неверующий поэт и гитарист из дома престарелых(о, это щемящая история!) почти на смертном одре в больнице получил причастие из рук иеромонаха из Задонска...
Я думаю. что мы должны учиться всегда побеждать любовью. И всякий раз. действуя согласно условиям момента и уповая на водительство Божие. так или иначе уметь преодолевать межконфессиональные разногласия.
И дела милосердия в этом - и школа, и подмога.
Ибо милосердие и миссионерство - это два крыла. благодаря которым церковный организм являет свою жизнеспособность в мире. В том числе и в межконфессиональных отношениях.