Кого изображает центральный Ангел на иконе «Святая Троица»?

Санкт Петербург
Православный христианин
Когда смотрите на икону «Святая Троица», как вы представляете расположены Лица Святой Троицы? Ведь нельзя смотреть на нее и не представлять при этом Кого изображает каждый Ангел.

Существует много публикаций по вопросу кого изображает собой Ангел в центре иконы Андрея Рублева «Святая Троица». В блогах отца Константина «Загадка иконы «Пресвятая Троица» и А.М. Леонова «Что не так в толковании "Святой Троицы" преподобного Андрея Рублева?» дано богословское обоснование того, что Ангел в центре изображает Бога Отца. Первоначально, исходя из Символа веры, я заставлял себя думать также. В Символе веры центром, как Творец и Вседержитель, является Бог Отец, а Христос занимает место «сидяща одесную Отца». Но меня не покидало ощущение того, что в центре Христос. Душа протестовала против всех логически обоснованных объяснений и интуитивно, в соответствии с образами Ангелов и пейзажа, ставила Иисуса Христа в центр. А как думают другие? - Кого изображает центральный Ангел на иконе «Святая Троица»?

Я предполагаю, что в этой иконе преподобный Андрей Рублев задумал отобразить суть православной веры, заключающейся в распространении любви, переполняющей Святую Троицу. А эту любовь в полной мере отображает Христос. Именно Христос является тем образом и подобием Бога, по которому создан человек. В Иисусе Христе сосредоточие всей нашей веры и поэтому Ему надлежит занять центральное место в иконе.

1. Однако препятствием к тому, что в центре Христос, являются слова «одесную Отца» (Символ веры и около 20 ссылок на Новый Завет). Так, Леонов А.М. в ответе на комментарии о том, что в центре Христос, пишет: – «Непонятно, почему ряд искусствоведов считают, что преподобный Андрей, великий молитвенник, взял и с лёгкостью извратил то положение, закрепленное в Символе, согласно которому Сын пребывает одесную Отца».

Но следует учитывать, что слово «одесную» может и не указывать на расположение Христа. «Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Матф.26:64). Здесь слово «одесную» означает «в силе, власти и могуществе»: – «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф.28:18). Сказано одесную, чтобы показать роль Христа в создании совершенного Творения Божия, основным содержанием которого является человек, предназначение которого стать единым с Богом, чтобы впитать и распространить любовь, переполняющую Святую Троицу, за пределы Её.

Если же сказать о расположении Христа справа от Отца, как правой руки Его, а Святого Духа слева, как левой руки, то нарушится Их равноценность в силе. Получится, что Христос, как правая рука Отца, более надежный исполнитель воли Божией, чем Святой Дух. А Святой Дух, как соответствующий левой руке, будет менее значимым, чем Христос. Но в Святой Троице нет Лиц более или менее значимых. Оба исполняют волю Отца во всей полноте. Поэтому можно расположить Христа и по левую руку Отца, что не исключает того, что Христос остается «сидяща одесную Отца» в том смысле, что Он имеет власть и могущество в Творении. Итак, слово «одесную», как я представляю, не определяет расположение Христа справа от Отца.

2. Другим препятствием к размещению Христа в центре является то, что в описании Бога Отца в Символе веры, как Творца и Вседержителя, причины и Промысла Божьего, явно видим Его центральное положение. Но это центральное место Отца вполне может занять Христос. Этому есть ряд обоснований.

Во-первых, сказано – «Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?» (Ин.14:9,10). Христос садится на центральное место Отца и показывает нам Отца. Сказано также: – «Я и Отец – одно» (Иоан.10:30). Поэтому Христос вполне может занимать центральное место Отца.
Во-вторых, недаром Иисуса Христа называют так же, как назван Отец в Символе веры,Вседержителем: – «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2Кор. 6:18). Или – «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр.1:8). Древнейшим из известных Его иконописных изображений является икона Христос Пантократор из Синайского монастыря (середина VI века). В иконе использованы тёплые оттенки от охряного до коричневого с центром на золотистых тонах. Раскрывается смысл композиции иконы, как Христос-Пантократор, творящий Вселенную, держащий ее в своей руке.
В-третьих, Христос также Судья над всеми и Царь Вселенной – «И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца».

Все это позволяет поместить Христа на место Отца в центре иконы.

3. Дополнительно к этому можно обосновать центральное место Христа следующими деталями.
Во-первых. То, что власть, могущество и Царствие Христа относятся к Творению, отображено также в цветах мантии Христа – коричневом, соответствующем Земле, и голубом, соответствующем Небу. Это напоминает о Новой Земле и Новом Небе, Вседержителем которых останется Христос в конце времен. То, что Христос имеет власть и могущество в Творении, а также есть Царь в Нем и Судья, отображается и тем, что средний Ангел выглядит более крупным, чем фигуры двух прочих Ангелов. Ведь размеры относятся к свойству пространства Творения, в котором воплотился Христос, а не к духовному миру.
Во-вторых. Над центральным Ангелом показано дерево жизни, как намек на жизнь вечную в раю благодаря распятию Христа на деревянном Кресте. Святитель Андрей Кесарийский в «Толковании на Апокалипсис св. Иоанна Богослова» пишет: – «Под древом жизни иносказательно разумеется вечная жизнь, а она есть Христос, как говорит об этом Соломон и этот же апостол в другом месте. Соломон, рассуждая о Премудрости, говорит, что Она есть «древо живота» (Притч. 3:18), а апостол говорит о Христе, что «Той есть истинный Бог и живот вечный» (1 Ин.5:20)». Это может указывать на то, что в центре под деревом жизни располагается именно Христос. Дерево Жизни это Воскресение, то есть сверхестественное животворение смертной природы человека благодаря победе Иисуса Христа над смертью.
В-третьих. Коричневый цвет одеяния центрального Ангела совпадает с цветом пищи в чаше, что может отображать Плоть и Кровь Христа в Чаше. Темные коричневые оттенки одеяния могут символизировать воплощение Христа – создание плоти человека из праха земного, а также принятие смерти и даже сошествие во ад.

4. На иконе образ Домостроительства в виде здания изображен слева. Соответственно этому и Бог Отец, как Автор замысла о создании Мира и Архитектор Домостроительства, должен располагаться слева от зрителя. А что касается того, что «фронтальные плоскости стен этого здания напоминают собой монограмму, состоящую из первых букв тех самых слов, что были начертаны на табличке (титле), прибитой ко Кресту», как это изложено у А.М. Леонова, то это может указывать, что в основу Домостроительства Отцом еще до создания Творения положен замысел воплощения Сына и Жертва Его ради воскресения в единстве с Ним тех, кто принимает Его Жертву. В основе всего Творения лежит развитие любви в человеке. А пример такой любви дал Христос. Это жертва собой, преодоление своеволия ради Бога и исполнения Его воли.

Как к Творцу и Домостроителю, обращены склонившиеся перед Ним фигуры Сына и Святого Духа, которые внимательно и с почтением вникают воле Отца, чтобы исполнить её во всей полноте.
 
Украина
Православный христианин
Я уже выдвигал предположение что в центре Отец, слева Сын, справа Дух Святой. Но в Отце мы видим Сына, а в Сыне Отца.
Евангелие от Иоанна:"
Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.

9Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?

10Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.

11Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; "

Мне кажется что преподобный Анрей Рублёв хотел показать это в написанной им иконе Святой Троицы.
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Но даже если и так, как Вы, Михаил, сейчас пояснили (эта идея раннее изложена у отца Константина), то все равно мне в центре зрительно и образно представляется именно Иисус Христос. И надо прикладывать некоторое мысленное усилие, чтобы убедить себя в другом. – «Нет, это не Иисус Христос здесь в центре сидит, а Бог Отец. Несмотря на то, что я и вижу в центре Христа и все цвета одеяния и образы пейзажа свидетельствуют, что это Христос, но на самом деле здесь сидит Бог Отец, потому что так надо по богословию». Все это отвлекает от созерцания иконы и рассеивает мысли.

Кстати, Михаил, Вы вначале придерживались другой версии. В частности, в комментарии на статью А.М. Леонова Вы писали. – «А если прочитать икону слева направо по линии сидений: Отец и Сын и Святой Дух, как они и идут в Домостроительстве внешнего мира».

В соответствии с этими Вашими словами более точно было бы спросить в опросе: – «Как вам представляется расположены на иконе Лица Святой Троицы (по ходу чтения слева направо)»?

1. вариант – Отец и Сын и Святой Дух.
2. вариант – Сын и Отец и Святой Дух.
 
Украина
Православный христианин

Это всего лишь моё предположение, но мне кажется что Сын находится в Отце, а Отец в Сыне, так как для меня лично это непостижимая тайна Святой Троицы, то что же я могу ещё сказать. Я просто вспомнил Евангелие и так как преподобный имел какую то цель предположил что эту великую тайну иконописец попытался отразить в красках.
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Когда смотрите на икону «Святая Троица», как вы представляете расположены Лица Святой Троицы? Ведь нельзя смотреть на нее и не представлять при этом Кого изображает каждый Ангел.

Существует много публикаций по вопросу кого изображает собой Ангел в центре иконы Андрея Рублева «Святая Троица». В блогах отца Константина «Загадка иконы «Пресвятая Троица» и А.М. Леонова «Что не так в толковании "Святой Троицы" преподобного Андрея Рублева?» дано богословское обоснование того, что Ангел в центре изображает Бога Отца. Первоначально, исходя из Символа веры, я заставлял себя думать также. В Символе веры центром, как Творец и Вседержитель, является Бог Отец, а Христос занимает место «сидяща одесную Отца». Но меня не покидало ощущение того, что в центре Христос. Душа протестовала против всех логически обоснованных объяснений и интуитивно, в соответствии с образами Ангелов и пейзажа, ставила Иисуса Христа в центр. А как думают другие? - Кого изображает центральный Ангел на иконе «Святая Троица»?

Я предполагаю, что в этой иконе преподобный Андрей Рублев задумал отобразить суть православной веры, заключающейся в распространении любви, переполняющей Святую Троицу. А эту любовь в полной мере отображает Христос. Именно Христос является тем образом и подобием Бога, по которому создан человек. В Иисусе Христе сосредоточие всей нашей веры и поэтому Ему надлежит занять центральное место в иконе.

1. Однако препятствием к тому, что в центре Христос, являются слова «одесную Отца» (Символ веры и около 20 ссылок на Новый Завет). Так, Леонов А.М. в ответе на комментарии о том, что в центре Христос, пишет: – «Непонятно, почему ряд искусствоведов считают, что преподобный Андрей, великий молитвенник, взял и с лёгкостью извратил то положение, закрепленное в Символе, согласно которому Сын пребывает одесную Отца».

Но следует учитывать, что слово «одесную» может и не указывать на расположение Христа. «Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Матф.26:64). Здесь слово «одесную» означает «в силе, власти и могуществе»: – «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф.28:18). Сказано одесную, чтобы показать роль Христа в создании совершенного Творения Божия, основным содержанием которого является человек, предназначение которого стать единым с Богом, чтобы впитать и распространить любовь, переполняющую Святую Троицу, за пределы Её.

Если же сказать о расположении Христа справа от Отца, как правой руки Его, а Святого Духа слева, как левой руки, то нарушится Их равноценность в силе. Получится, что Христос, как правая рука Отца, более надежный исполнитель воли Божией, чем Святой Дух. А Святой Дух, как соответствующий левой руке, будет менее значимым, чем Христос. Но в Святой Троице нет Лиц более или менее значимых. Оба исполняют волю Отца во всей полноте. Поэтому можно расположить Христа и по левую руку Отца, что не исключает того, что Христос остается «сидяща одесную Отца» в том смысле, что Он имеет власть и могущество в Творении. Итак, слово «одесную», как я представляю, не определяет расположение Христа справа от Отца.

2. Другим препятствием к размещению Христа в центре является то, что в описании Бога Отца в Символе веры, как Творца и Вседержителя, причины и Промысла Божьего, явно видим Его центральное положение. Но это центральное место Отца вполне может занять Христос. Этому есть ряд обоснований.

Во-первых, сказано – «Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?» (Ин.14:9,10). Христос садится на центральное место Отца и показывает нам Отца. Сказано также: – «Я и Отец – одно» (Иоан.10:30). Поэтому Христос вполне может занимать центральное место Отца.
Во-вторых, недаром Иисуса Христа называют так же, как назван Отец в Символе веры,Вседержителем: – «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2Кор. 6:18). Или – «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр.1:8). Древнейшим из известных Его иконописных изображений является икона Христос Пантократор из Синайского монастыря (середина VI века). В иконе использованы тёплые оттенки от охряного до коричневого с центром на золотистых тонах. Раскрывается смысл композиции иконы, как Христос-Пантократор, творящий Вселенную, держащий ее в своей руке.
В-третьих, Христос также Судья над всеми и Царь Вселенной – «И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца».

Все это позволяет поместить Христа на место Отца в центре иконы.

3. Дополнительно к этому можно обосновать центральное место Христа следующими деталями.
Во-первых. То, что власть, могущество и Царствие Христа относятся к Творению, отображено также в цветах мантии Христа – коричневом, соответствующем Земле, и голубом, соответствующем Небу. Это напоминает о Новой Земле и Новом Небе, Вседержителем которых останется Христос в конце времен. То, что Христос имеет власть и могущество в Творении, а также есть Царь в Нем и Судья, отображается и тем, что средний Ангел выглядит более крупным, чем фигуры двух прочих Ангелов. Ведь размеры относятся к свойству пространства Творения, в котором воплотился Христос, а не к духовному миру.
Во-вторых. Над центральным Ангелом показано дерево жизни, как намек на жизнь вечную в раю благодаря распятию Христа на деревянном Кресте. Святитель Андрей Кесарийский в «Толковании на Апокалипсис св. Иоанна Богослова» пишет: – «Под древом жизни иносказательно разумеется вечная жизнь, а она есть Христос, как говорит об этом Соломон и этот же апостол в другом месте. Соломон, рассуждая о Премудрости, говорит, что Она есть «древо живота» (Притч. 3:18), а апостол говорит о Христе, что «Той есть истинный Бог и живот вечный» (1 Ин.5:20)». Это может указывать на то, что в центре под деревом жизни располагается именно Христос. Дерево Жизни это Воскресение, то есть сверхестественное животворение смертной природы человека благодаря победе Иисуса Христа над смертью.
В-третьих. Коричневый цвет одеяния центрального Ангела совпадает с цветом пищи в чаше, что может отображать Плоть и Кровь Христа в Чаше. Темные коричневые оттенки одеяния могут символизировать воплощение Христа – создание плоти человека из праха земного, а также принятие смерти и даже сошествие во ад.

4. На иконе образ Домостроительства в виде здания изображен слева. Соответственно этому и Бог Отец, как Автор замысла о создании Мира и Архитектор Домостроительства, должен располагаться слева от зрителя. А что касается того, что «фронтальные плоскости стен этого здания напоминают собой монограмму, состоящую из первых букв тех самых слов, что были начертаны на табличке (титле), прибитой ко Кресту», как это изложено у А.М. Леонова, то это может указывать, что в основу Домостроительства Отцом еще до создания Творения положен замысел воплощения Сына и Жертва Его ради воскресения в единстве с Ним тех, кто принимает Его Жертву. В основе всего Творения лежит развитие любви в человеке. А пример такой любви дал Христос. Это жертва собой, преодоление своеволия ради Бога и исполнения Его воли.

Как к Творцу и Домостроителю, обращены склонившиеся перед Ним фигуры Сына и Святого Духа, которые внимательно и с почтением вникают воле Отца, чтобы исполнить её во всей полноте.
"Троицу единосущную и нераздельную"
 

Борис Т

Супер-Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Знающие люди уже давно бросили определять Кто есть Кто на этой чудесной иконе.
Там изображена Троица единосущная и нераздельная, как замечательно напомнил нам Димитрий.
 
Санкт Петербург
Православный христианин
9Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?
10Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.
11Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; "

Мне кажется что преподобный Анрей Рублёв хотел показать это в написанной им иконе Святой Троицы.
Это всего лишь моё предположение, но мне кажется что Сын находится в Отце, а Отец в Сыне, так как для меня лично это непостижимая тайна Святой Троицы, то что же я могу ещё сказать. Я просто вспомнил Евангелие и так как преподобный имел какую то цель предположил что эту великую тайну иконописец попытался отразить в красках.
Навряд ли целью написания этой иконы было показать, что Отец является в Сыне или отобразить какие либо богословские догмы и Символ веры. Ведь Андрей Рублев живописал не иллюстрацию к учебнику по богословию, а изображал образ Святой Троицы и образы Лиц Святой Троицы для простых людей, которые не сильны в богословии. И навряд ли преподобный Андрей хотел при написании этой иконы показать каков Бог Отец.

Скорее другое – слова ««Я и Отец – одно» (Иоан.10:30) могли послужить основанием для того, чтобы поместить в центр Иисуса на место Бога Отца. Андрей Рублев показал Святую Троицу в единстве Трех Лиц, которую явил нам именно Христос, принявший страдания человеческие ради того, чтобы мы, жертвуя по Его примеру своим своеволием и отдавая себя в любви Богу и людям, воскресли и соединились в вечной жизни со Святой Троицей благодатью Божией. Поэтому Христу, как я думаю, и полагается центральное место в этом образе Святой Троицы.

Если же представить, что под видом среднего Ангела в центре показан образ Бога Отца, то тогда образ Христа будет слева от зрителя. Левый Ангел лишен тех признаков Жертвы и воплощения, которые просматриваются у среднего Ангела. Ища эти признаки, невольно находим их у среднего Ангела. Итак, снова возвращаемся к тому, что в центре образ Христа.
 
Санкт Петербург
Православный христианин
"Троицу единосущную и нераздельную"
В Святой Троице мы познаем Бога в Трёх Лицах. При этом рассматриваем личностные взаимоотношения между Ними и как Каждое из Них проявляет Себя в Творении. Поэтому и задумываемся о том, какое Лицо Святой Троицы изображает каждый из трёх Ангелов.
Знающие люди уже давно бросили определять Кто есть Кто на этой чудесной иконе.
Там изображена Троица единосущная и нераздельная, как замечательно напомнил нам Димитрий.
Поэтому и возникла тема, что знающие люди, в числе которых священник и богослов, объяснили, что Ангел в центре есть образ Бога Отца, а не Иисуса Христа.

До публикации этих блогов я представлял, что Ангелы соответствуют расположению (слева направо) Отца, Сына и Святого Духа. Но мне доказывают, что это не так. Это вызвало сумятицу в представлении образов Лиц Святой Троицы на иконе, а также рассеянность и отвлеченность в уме при молитве перед ней. Не могу, глядя на эту икону, заставить себя представлять, что Христос где-то сбоку. Чтобы избавиться от неустроенности и насилия в мыслях, я решил обосновать, что и прежнее представление, где Иисус Христос в центре, не противоречит Символу веры.

Этой темой хочу сказать, что те, кто представляет, что средний Ангел есть образ Иисуса Христа, пусть остаются в этом представлении и не беспокоятся, что это неправильно. При этом я не отвергаю обоснования о том, что в центре Бог Отец, но делаю возможным принять также и другой вариант, в котором в центре Христос.

Кроме того, мне интересно знать - неужели таких мало, кто на иконе «Святая Троица» представляет в центре Иисуса Христа?
 
Украина
Православный христианин
Преподобный Андрей добился чего хотел.Мне кажется что преподобный хотел показать непостижимость тайны Святой Троицы и судя по всему ему это удалось превосходно.)
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
В Святой Троице мы познаем Бога в Трёх Лицах. При этом рассматриваем личностные взаимоотношения между Ними и как Каждое из Них проявляет Себя в Творении. Поэтому и задумываемся о том, какое Лицо Святой Троицы изображает каждый из трёх Ангелов.
Я согласен с Михаилом Приазовским, но добавлю.
Мы видим на иконе природное изображение человека к которому привыкли, а земная природа не может отобразить Триединого Бога, как лицо.
Это даже не равно тому, что "пытаться рассмотреть рай в телескоп". Скорее это возможно.
 
Последнее редактирование:

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Когда смотрите на икону «Святая Троица», как вы представляете расположены Лица Святой Троицы? Ведь нельзя смотреть на нее и не представлять при этом Кого изображает каждый Ангел.

Существует много публикаций по вопросу кого изображает собой Ангел в центре иконы Андрея Рублева «Святая Троица». В блогах отца Константина «Загадка иконы «Пресвятая Троица» и А.М. Леонова «Что не так в толковании "Святой Троицы" преподобного Андрея Рублева?» дано богословское обоснование того, что Ангел в центре изображает Бога Отца. Первоначально, исходя из Символа веры, я заставлял себя думать также. В Символе веры центром, как Творец и Вседержитель, является Бог Отец, а Христос занимает место «сидяща одесную Отца». Но меня не покидало ощущение того, что в центре Христос. Душа протестовала против всех логически обоснованных объяснений и интуитивно, в соответствии с образами Ангелов и пейзажа, ставила Иисуса Христа в центр. А как думают другие? - Кого изображает центральный Ангел на иконе «Святая Троица»?

Я предполагаю, что в этой иконе преподобный Андрей Рублев задумал отобразить суть православной веры, заключающейся в распространении любви, переполняющей Святую Троицу. А эту любовь в полной мере отображает Христос. Именно Христос является тем образом и подобием Бога, по которому создан человек. В Иисусе Христе сосредоточие всей нашей веры и поэтому Ему надлежит занять центральное место в иконе.

1. Однако препятствием к тому, что в центре Христос, являются слова «одесную Отца» (Символ веры и около 20 ссылок на Новый Завет). Так, Леонов А.М. в ответе на комментарии о том, что в центре Христос, пишет: – «Непонятно, почему ряд искусствоведов считают, что преподобный Андрей, великий молитвенник, взял и с лёгкостью извратил то положение, закрепленное в Символе, согласно которому Сын пребывает одесную Отца».

Но следует учитывать, что слово «одесную» может и не указывать на расположение Христа. «Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Матф.26:64). Здесь слово «одесную» означает «в силе, власти и могуществе»: – «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф.28:18). Сказано одесную, чтобы показать роль Христа в создании совершенного Творения Божия, основным содержанием которого является человек, предназначение которого стать единым с Богом, чтобы впитать и распространить любовь, переполняющую Святую Троицу, за пределы Её.

Если же сказать о расположении Христа справа от Отца, как правой руки Его, а Святого Духа слева, как левой руки, то нарушится Их равноценность в силе. Получится, что Христос, как правая рука Отца, более надежный исполнитель воли Божией, чем Святой Дух. А Святой Дух, как соответствующий левой руке, будет менее значимым, чем Христос. Но в Святой Троице нет Лиц более или менее значимых. Оба исполняют волю Отца во всей полноте. Поэтому можно расположить Христа и по левую руку Отца, что не исключает того, что Христос остается «сидяща одесную Отца» в том смысле, что Он имеет власть и могущество в Творении. Итак, слово «одесную», как я представляю, не определяет расположение Христа справа от Отца.

2. Другим препятствием к размещению Христа в центре является то, что в описании Бога Отца в Символе веры, как Творца и Вседержителя, причины и Промысла Божьего, явно видим Его центральное положение. Но это центральное место Отца вполне может занять Христос. Этому есть ряд обоснований.

Во-первых, сказано – «Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?» (Ин.14:9,10). Христос садится на центральное место Отца и показывает нам Отца. Сказано также: – «Я и Отец – одно» (Иоан.10:30). Поэтому Христос вполне может занимать центральное место Отца.
Во-вторых, недаром Иисуса Христа называют так же, как назван Отец в Символе веры,Вседержителем: – «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2Кор. 6:18). Или – «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр.1:8). Древнейшим из известных Его иконописных изображений является икона Христос Пантократор из Синайского монастыря (середина VI века). В иконе использованы тёплые оттенки от охряного до коричневого с центром на золотистых тонах. Раскрывается смысл композиции иконы, как Христос-Пантократор, творящий Вселенную, держащий ее в своей руке.
В-третьих, Христос также Судья над всеми и Царь Вселенной – «И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца».

Все это позволяет поместить Христа на место Отца в центре иконы.

3. Дополнительно к этому можно обосновать центральное место Христа следующими деталями.
Во-первых. То, что власть, могущество и Царствие Христа относятся к Творению, отображено также в цветах мантии Христа – коричневом, соответствующем Земле, и голубом, соответствующем Небу. Это напоминает о Новой Земле и Новом Небе, Вседержителем которых останется Христос в конце времен. То, что Христос имеет власть и могущество в Творении, а также есть Царь в Нем и Судья, отображается и тем, что средний Ангел выглядит более крупным, чем фигуры двух прочих Ангелов. Ведь размеры относятся к свойству пространства Творения, в котором воплотился Христос, а не к духовному миру.
Во-вторых. Над центральным Ангелом показано дерево жизни, как намек на жизнь вечную в раю благодаря распятию Христа на деревянном Кресте. Святитель Андрей Кесарийский в «Толковании на Апокалипсис св. Иоанна Богослова» пишет: – «Под древом жизни иносказательно разумеется вечная жизнь, а она есть Христос, как говорит об этом Соломон и этот же апостол в другом месте. Соломон, рассуждая о Премудрости, говорит, что Она есть «древо живота» (Притч. 3:18), а апостол говорит о Христе, что «Той есть истинный Бог и живот вечный» (1 Ин.5:20)». Это может указывать на то, что в центре под деревом жизни располагается именно Христос. Дерево Жизни это Воскресение, то есть сверхестественное животворение смертной природы человека благодаря победе Иисуса Христа над смертью.
В-третьих. Коричневый цвет одеяния центрального Ангела совпадает с цветом пищи в чаше, что может отображать Плоть и Кровь Христа в Чаше. Темные коричневые оттенки одеяния могут символизировать воплощение Христа – создание плоти человека из праха земного, а также принятие смерти и даже сошествие во ад.

4. На иконе образ Домостроительства в виде здания изображен слева. Соответственно этому и Бог Отец, как Автор замысла о создании Мира и Архитектор Домостроительства, должен располагаться слева от зрителя. А что касается того, что «фронтальные плоскости стен этого здания напоминают собой монограмму, состоящую из первых букв тех самых слов, что были начертаны на табличке (титле), прибитой ко Кресту», как это изложено у А.М. Леонова, то это может указывать, что в основу Домостроительства Отцом еще до создания Творения положен замысел воплощения Сына и Жертва Его ради воскресения в единстве с Ним тех, кто принимает Его Жертву. В основе всего Творения лежит развитие любви в человеке. А пример такой любви дал Христос. Это жертва собой, преодоление своеволия ради Бога и исполнения Его воли.

Как к Творцу и Домостроителю, обращены склонившиеся перед Ним фигуры Сына и Святого Духа, которые внимательно и с почтением вникают воле Отца, чтобы исполнить её во всей полноте.
Или вот еще как. Если изобразить схематично человека отобразив в трех человечках-картинках дух, душу и тело, то кто из этой схемы будет человеком?
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Или вот еще как. Если изобразить схематично человека отобразив в трех человечках-картинках дух, душу и тело, то кто из этой схемы будет человеком?
Но я же не спрашиваю, кто из Трех Лиц Святой Троицы (Отец, Сын или Святой Дух) есть Святая Троица. А спрашиваю, как вы, глядя на икону, представляете кого из Лиц Святой Троицы изображает тот или иной Ангел.
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Преподобный Андрей добился чего хотел.Мне кажется что преподобный хотел показать непостижимость тайны Святой Троицы и судя по всему ему это удалось превосходно.)
Зачем показывать непостижимость тайны Святой Троицы? Что это дает для спасения? Разве в тайне и ее непостижимости состоит Истина?

Я думаю, что преподобный Андрей задумал отобразить не тайну, а то откровение, что дала благая весть, принесенная нам Христом. И каждое Лицо Святой Троицы занимает определенное место в соответствии с этим откровением.

Рассмотрим, например, слова Христа. «Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. …Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день»
(Иоан.6:35-40).
«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни»
(Иоан.6:47,48).
«Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Иоан.6:51).
«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день»
(Иоан.6:54).
«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня»
(Иоан.14:6).

И это откровение иконописец с одной стороны отображает хлебом, который находится в чаше под фигурой среднего Ангела, а с другой стороны, деревом жизни над этим же Ангелом. Дерево жизни отображает победу над смертью и воскресение в жизнь вечную. Несомненно, что хлеб, на который указывает средний Ангел, и дерево жизни над Ним вызывают яркий образ Христа на месте среднего Ангела. Так образно Андрей Рублев отобразил откровение этих слов Христа.

Об этом я написал более подробно в прежних сообщениях по этой теме. То есть, Андрей Рублев показал нам сущность православной веры, а не тайну Святой Троицы. Как тайну можно показать, если по определению она есть тайна? Как можно показать то, не зная что?
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Мы видим на иконе природное изображение человека к которому привыкли, а земная природа не может отобразить Триединого Бога, как лицо.
Это даже не равно тому, что "пытаться рассмотреть рай в телескоп". Скорее это возможно.
Ваша непонимание, Дмитрий, в том, что Вы представляете «Триединого Бога, как лицо» . Но в Святой Троице не одно Лицо, а Три Лица.
Вот, что пишет протоиерей Олег Давыденков Догматическое богословие :
«1. Бог троичен, и троичность состоит в том, что в Боге — Три Лица (Ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.
2. Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а один Бог.
3. Все Три Лица отличаются личными, или ипостасными, свойствами
».

«Пресвятую Троицу Церковь исповедует единосущной и нераздельной, что нашло закрепление и в литургической практике Церкви (начальный возглас утрени)… Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть Три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми Божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единую и нераздельную Божественную сущность, имеют единую волю, силу, власть и славу. Каждое из Лиц Троицы обладает Божественным естеством в совершенстве и всецело».
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Но я же не спрашиваю, кто из Трех Лиц Святой Троицы (Отец, Сын или Святой Дух) есть Святая Троица. А спрашиваю, как вы, глядя на икону, представляете кого из Лиц Святой Троицы изображает тот или иной Ангел.
Думаю, нежелательно вообще это представлять. Иконописец специально изобразил неизображаемое и неописуемое в виде трех ангелов. Дабы Тайна Троицы от нас сокрыта.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Но я же не спрашиваю, кто из Трех Лиц Святой Троицы (Отец, Сын или Святой Дух) есть Святая Троица. А спрашиваю, как вы, глядя на икону, представляете кого из Лиц Святой Троицы изображает тот или иной Ангел.
Слышал ранее, что приглядевшись, можно увидеть, что два ангела образуют, как бы чашу, в центре которой, конечно же Иисус Христос, Сын Божий, символизируя нам Святое Причастие.
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Преподобный Андрей добился чего хотел.Мне кажется что преподобный хотел показать непостижимость тайны Святой Троицы и судя по всему ему это удалось превосходно.)
Думаю, нежелательно вообще это представлять. Иконописец специально изобразил неизображаемое и неописуемое в виде трех ангелов. Дабы Тайна Троицы от нас сокрыта.
Лучшим способом скрыть тайну Святой Троицы было бы нарисовать трех одинаковых ангелов на фоне одноцветного квадрата. Так, например, Малевич изобразил черный квадрат – мол, думайте о чем пожелаете, воображайте что хотите и познавайте сами.

Вы, Юлия, пишите – «Нежелательно вообще это представлять… Дабы Тайна Троицы от нас сокрыта». А что делать, если в соответствии с образами Ангелов на иконе представляются Лица Святой Троицы? Кроме того, зачем скрывать тайну Святой Троицы?

Бог не скрывает, а постепенно открывает нам эту тайну в той полноте, которая необходима для спасения. Уже в Ветхом Завете есть намеки на Святую Троицу: – «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему» (Быт.1:26). А более полно тайну Святой Троицы открывает воплощенный Бог Иисус Христос (в Новом Завете). Конечно, полное познание Бога невозможно. Но то познание, которое Бог Сам открыл человеку, не только возможно, но и необходимо усвоить для спасения.

Андрей Рублев в этой иконе раскрыл образы каждого Ангела в соответствии с тем, что открыл Бог в Евангелие для познания тайны Святой Троицы. Иконописец около каждого Ангела отобразил соответствующие элементы пейзажа, предметы и их расположение, цвета одежды и позы ангелов. По этим признакам можем узнать в образах Ангелов определенные Лица Святой Троицы в соответствии с той частью тайны Ее, которая раскрыта в Священном Писании.

Отец Причина, Начало всего и Источник. Он замыслил план Домостроительства, в котором воплощение Бога и Жертва Его для нашего спасения была задумана Им прежде создания мира (Откр.13:8). Соответственно, над образом Отца, то есть над левым Ангелом, показано здание. Христос осуществил то, что задумал Отец. Христу соответствует средний Ангел, который указывает на хлеб (Плоть Христа) и над которым возвышается дерево жизни, как воскресение к вечной жизни. А Дух Святой есть завершитель всего. Над образом правого Ангела показаны горы, как восхождение в горные выси.

В Догматическом богословии (протоиерей Олег Давыденков) написано: - «Отец выступает как Источник действия, Сын — как Явление или как Совершитель, Который действует посредством Духа Святого, а Святой Дух предстает как Сила, являющая, усвояющая и завершающая. Таким образом, в Божественных действованиях отображается троичность Ипостасей и Их неизреченный порядок.
 
Православный христианин
Лучшим способом скрыть тайну Святой Троицы было бы нарисовать трех одинаковых ангелов на фоне одноцветного квадрата. Так, например, Малевич изобразил черный квадрат – мол, думайте о чем пожелаете, воображайте что хотите и познавайте сами.

Вы, Юлия, пишите – «Нежелательно вообще это представлять… Дабы Тайна Троицы от нас сокрыта». А что делать, если в соответствии с образами Ангелов на иконе представляются Лица Святой Троицы? Кроме того, зачем скрывать тайну Святой Троицы?
_____________________________

Бог не скрывает, а постепенно открывает нам эту тайну в той полноте, которая необходима для спасения. Уже в Ветхом Завете есть намеки на Святую Троицу: – «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему» (Быт.1:26). А более полно тайну Святой Троицы открывает воплощенный Бог Иисус Христос (в Новом Завете). Конечно, полное познание Бога невозможно. Но то познание, которое Бог Сам открыл человеку, не только возможно, но и необходимо усвоить для спасения.

Андрей Рублев в этой иконе раскрыл образы каждого Ангела в соответствии с тем, что открыл Бог в Евангелие для познания тайны Святой Троицы. Иконописец около каждого Ангела отобразил соответствующие элементы пейзажа, предметы и их расположение, цвета одежды и позы ангелов. По этим признакам можем узнать в образах Ангелов определенные Лица Святой Троицы в соответствии с той частью тайны Ее, которая раскрыта в Священном Писании.

Отец Причина, Начало всего и Источник. Он замыслил план Домостроительства, в котором воплощение Бога и Жертва Его для нашего спасения была задумана Им прежде создания мира (Откр.13:8). Соответственно, над образом Отца, то есть над левым Ангелом, показано здание. Христос осуществил то, что задумал Отец. Христу соответствует средний Ангел, который указывает на хлеб (Плоть Христа) и над которым возвышается дерево жизни, как воскресение к вечной жизни. А Дух Святой есть завершитель всего. Над образом правого Ангела показаны горы, как восхождение в горные выси.

В Догматическом богословии (протоиерей Олег Давыденков) написано: - «Отец выступает как Источник действия, Сын — как Явление или как Совершитель, Который действует посредством Духа Святого, а Святой Дух предстает как Сила, являющая, усвояющая и завершающая. Таким образом, в Божественных действованиях отображается троичность Ипостасей и Их неизреченный порядок.
Вы, Юлия, пишите – «Нежелательно вообще это представлять… Дабы Тайна Троицы от нас сокрыта». А что делать, если в соответствии с образами Ангелов на иконе представляются Лица Святой Троицы? Кроме того, зачем скрывать тайну Святой Троицы?
_______________________
Тайна Триединства непостижима. А вы постигли Тайну Святой Троицы?
святитель Григорий Богослов:

"Что я ни рассматривал сам с собою в любознательном уме своем, чем ни обогащал разум, где ни искал подобия для сего таинства, — я не нашел, к чему бы дольнему (земному) можно было уподобить Божие естество.
Св. Филарет Московский отвечая на вопрос «можно ли постигнуть триединство Божие?» - пишет:

«Бог один в трех лицах. Мы не постигаем этой внутренней тайны Божества, но верим в неё по непреложному свидетельству слова Божия: «Божиего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2, 11)»
"Ум во время молитвы должно иметь и со всею тщательностью сохранять безвидным, отвергая все образы, рисующиеся в способности воображения: потому что ум в молитве предстоит невидимому Богу, Которого невозможно представить никаким вещественным образом. Образы, если их допустит ум в молитве, соделаются непроницаемой завесою, стеною между умом и Богом. "Те, которые в молитвах своих не видят ничего, видят Бога", - сказал преподобный Мелетий Исповедник. " (Свт. Игнатий (Брянчанинов))
И говорим мы сейчас не о догматике, а о том, что вы пытаетесь в Рублевской Троице по субъективным признакам решить, Кто там Есть Кто. ЗАЧЕМ????
Вы занимаетесь ненужностями. ИМХО.

Модераторское - голосование я удалила, как не имеющее никакого апологетического основания.
 
Последнее редактирование:

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Ваша непонимание, Дмитрий, в том, что Вы представляете «Триединого Бога, как лицо» . Но в Святой Троице не одно Лицо, а Три Лица.
Вот, что пишет протоиерей Олег Давыденков Догматическое богословие :
«1. Бог троичен, и троичность состоит в том, что в Боге — Три Лица (Ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.
2. Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а один Бог.
3. Все Три Лица отличаются личными, или ипостасными, свойствами
».

«Пресвятую Троицу Церковь исповедует единосущной и нераздельной, что нашло закрепление и в литургической практике Церкви (начальный возглас утрени)… Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть Три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми Божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единую и нераздельную Божественную сущность, имеют единую волю, силу, власть и славу. Каждое из Лиц Троицы обладает Божественным естеством в совершенстве и всецело».
Андрей Рублев никаких загадок не загадывал, он описал конкретное историческое событие. К нему и вернемся.
Быт.18
  • И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного.
  • Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли,
  • и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего;
  • и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом,
  • а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.
  • И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.
Итак мы видим из писания, что вопрос Кто Есть Кто не стоял и не описан. Вопрос. А чем мы с Вами занимаемся? Получается дополняем писание?

 
Кроме того, мне интересно знать - неужели таких мало, кто на иконе «Святая Троица» представляет в центре Иисуса Христа?

Все три ангела - это первообразы Иисуса Христа. Бог Отец в каждом из них. "Я в Отце и Отец во мне".
Бог Святой Дух вообще не изображен. Он сопровождает этих Ангелов, и мы знаем об этом из Книги Бытия. "Дух дышит где хочет, и не знаешь, откуда приходит и куда уходит"
А ещё символическим образом Иисуса Христа является чаша с Жертвенным Хлебом в форме Агнца. "сие творите в воспоминание Моё"
Все три ангела также являют образ Божественной Любви, который часто неуловимо исчезает на некоторых списках и репродукциях Троицы, а у Рублёва сразу бросается в глаза. Нет слов писания о Божественной Любви, но ею пронизан весь смысл.
Все три ангела являют также образ Церкви, так как "там, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я".
Все три ангела также являют образ Царства Небесного. Это образы людей, которые с жертвой Иисуса Христа получили прощение.
А выделить в Ангелах Рублёва отдельные ипостаси нельзя. Они неразделимы.
 
Сверху