- Православный христианин
Когда смотрите на икону «Святая Троица», как вы представляете расположены Лица Святой Троицы? Ведь нельзя смотреть на нее и не представлять при этом Кого изображает каждый Ангел.
Существует много публикаций по вопросу кого изображает собой Ангел в центре иконы Андрея Рублева «Святая Троица». В блогах отца Константина «Загадка иконы «Пресвятая Троица» и А.М. Леонова «Что не так в толковании "Святой Троицы" преподобного Андрея Рублева?» дано богословское обоснование того, что Ангел в центре изображает Бога Отца. Первоначально, исходя из Символа веры, я заставлял себя думать также. В Символе веры центром, как Творец и Вседержитель, является Бог Отец, а Христос занимает место «сидяща одесную Отца». Но меня не покидало ощущение того, что в центре Христос. Душа протестовала против всех логически обоснованных объяснений и интуитивно, в соответствии с образами Ангелов и пейзажа, ставила Иисуса Христа в центр. А как думают другие? - Кого изображает центральный Ангел на иконе «Святая Троица»?
Я предполагаю, что в этой иконе преподобный Андрей Рублев задумал отобразить суть православной веры, заключающейся в распространении любви, переполняющей Святую Троицу. А эту любовь в полной мере отображает Христос. Именно Христос является тем образом и подобием Бога, по которому создан человек. В Иисусе Христе сосредоточие всей нашей веры и поэтому Ему надлежит занять центральное место в иконе.
1. Однако препятствием к тому, что в центре Христос, являются слова «одесную Отца» (Символ веры и около 20 ссылок на Новый Завет). Так, Леонов А.М. в ответе на комментарии о том, что в центре Христос, пишет: – «Непонятно, почему ряд искусствоведов считают, что преподобный Андрей, великий молитвенник, взял и с лёгкостью извратил то положение, закрепленное в Символе, согласно которому Сын пребывает одесную Отца».
Но следует учитывать, что слово «одесную» может и не указывать на расположение Христа. «Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Матф.26:64). Здесь слово «одесную» означает «в силе, власти и могуществе»: – «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф.28:18). Сказано одесную, чтобы показать роль Христа в создании совершенного Творения Божия, основным содержанием которого является человек, предназначение которого стать единым с Богом, чтобы впитать и распространить любовь, переполняющую Святую Троицу, за пределы Её.
Если же сказать о расположении Христа справа от Отца, как правой руки Его, а Святого Духа слева, как левой руки, то нарушится Их равноценность в силе. Получится, что Христос, как правая рука Отца, более надежный исполнитель воли Божией, чем Святой Дух. А Святой Дух, как соответствующий левой руке, будет менее значимым, чем Христос. Но в Святой Троице нет Лиц более или менее значимых. Оба исполняют волю Отца во всей полноте. Поэтому можно расположить Христа и по левую руку Отца, что не исключает того, что Христос остается «сидяща одесную Отца» в том смысле, что Он имеет власть и могущество в Творении. Итак, слово «одесную», как я представляю, не определяет расположение Христа справа от Отца.
2. Другим препятствием к размещению Христа в центре является то, что в описании Бога Отца в Символе веры, как Творца и Вседержителя, причины и Промысла Божьего, явно видим Его центральное положение. Но это центральное место Отца вполне может занять Христос. Этому есть ряд обоснований.
Во-первых, сказано – «Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?» (Ин.14:9,10). Христос садится на центральное место Отца и показывает нам Отца. Сказано также: – «Я и Отец – одно» (Иоан.10:30). Поэтому Христос вполне может занимать центральное место Отца.
Во-вторых, недаром Иисуса Христа называют так же, как назван Отец в Символе веры, – Вседержителем: – «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2Кор. 6:18). Или – «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр.1:8). Древнейшим из известных Его иконописных изображений является икона Христос Пантократор из Синайского монастыря (середина VI века). В иконе использованы тёплые оттенки от охряного до коричневого с центром на золотистых тонах. Раскрывается смысл композиции иконы, как Христос-Пантократор, творящий Вселенную, держащий ее в своей руке.
В-третьих, Христос также Судья над всеми и Царь Вселенной – «И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца».
Все это позволяет поместить Христа на место Отца в центре иконы.
3. Дополнительно к этому можно обосновать центральное место Христа следующими деталями.
Во-первых. То, что власть, могущество и Царствие Христа относятся к Творению, отображено также в цветах мантии Христа – коричневом, соответствующем Земле, и голубом, соответствующем Небу. Это напоминает о Новой Земле и Новом Небе, Вседержителем которых останется Христос в конце времен. То, что Христос имеет власть и могущество в Творении, а также есть Царь в Нем и Судья, отображается и тем, что средний Ангел выглядит более крупным, чем фигуры двух прочих Ангелов. Ведь размеры относятся к свойству пространства Творения, в котором воплотился Христос, а не к духовному миру.
Во-вторых. Над центральным Ангелом показано дерево жизни, как намек на жизнь вечную в раю благодаря распятию Христа на деревянном Кресте. Святитель Андрей Кесарийский в «Толковании на Апокалипсис св. Иоанна Богослова» пишет: – «Под древом жизни иносказательно разумеется вечная жизнь, а она есть Христос, как говорит об этом Соломон и этот же апостол в другом месте. Соломон, рассуждая о Премудрости, говорит, что Она есть «древо живота» (Притч. 3:18), а апостол говорит о Христе, что «Той есть истинный Бог и живот вечный» (1 Ин.5:20)». Это может указывать на то, что в центре под деревом жизни располагается именно Христос. Дерево Жизни это Воскресение, то есть сверхестественное животворение смертной природы человека благодаря победе Иисуса Христа над смертью.
В-третьих. Коричневый цвет одеяния центрального Ангела совпадает с цветом пищи в чаше, что может отображать Плоть и Кровь Христа в Чаше. Темные коричневые оттенки одеяния могут символизировать воплощение Христа – создание плоти человека из праха земного, а также принятие смерти и даже сошествие во ад.
4. На иконе образ Домостроительства в виде здания изображен слева. Соответственно этому и Бог Отец, как Автор замысла о создании Мира и Архитектор Домостроительства, должен располагаться слева от зрителя. А что касается того, что «фронтальные плоскости стен этого здания напоминают собой монограмму, состоящую из первых букв тех самых слов, что были начертаны на табличке (титле), прибитой ко Кресту», как это изложено у А.М. Леонова, то это может указывать, что в основу Домостроительства Отцом еще до создания Творения положен замысел воплощения Сына и Жертва Его ради воскресения в единстве с Ним тех, кто принимает Его Жертву. В основе всего Творения лежит развитие любви в человеке. А пример такой любви дал Христос. Это жертва собой, преодоление своеволия ради Бога и исполнения Его воли.
Как к Творцу и Домостроителю, обращены склонившиеся перед Ним фигуры Сына и Святого Духа, которые внимательно и с почтением вникают воле Отца, чтобы исполнить её во всей полноте.
Существует много публикаций по вопросу кого изображает собой Ангел в центре иконы Андрея Рублева «Святая Троица». В блогах отца Константина «Загадка иконы «Пресвятая Троица» и А.М. Леонова «Что не так в толковании "Святой Троицы" преподобного Андрея Рублева?» дано богословское обоснование того, что Ангел в центре изображает Бога Отца. Первоначально, исходя из Символа веры, я заставлял себя думать также. В Символе веры центром, как Творец и Вседержитель, является Бог Отец, а Христос занимает место «сидяща одесную Отца». Но меня не покидало ощущение того, что в центре Христос. Душа протестовала против всех логически обоснованных объяснений и интуитивно, в соответствии с образами Ангелов и пейзажа, ставила Иисуса Христа в центр. А как думают другие? - Кого изображает центральный Ангел на иконе «Святая Троица»?
Я предполагаю, что в этой иконе преподобный Андрей Рублев задумал отобразить суть православной веры, заключающейся в распространении любви, переполняющей Святую Троицу. А эту любовь в полной мере отображает Христос. Именно Христос является тем образом и подобием Бога, по которому создан человек. В Иисусе Христе сосредоточие всей нашей веры и поэтому Ему надлежит занять центральное место в иконе.
1. Однако препятствием к тому, что в центре Христос, являются слова «одесную Отца» (Символ веры и около 20 ссылок на Новый Завет). Так, Леонов А.М. в ответе на комментарии о том, что в центре Христос, пишет: – «Непонятно, почему ряд искусствоведов считают, что преподобный Андрей, великий молитвенник, взял и с лёгкостью извратил то положение, закрепленное в Символе, согласно которому Сын пребывает одесную Отца».
Но следует учитывать, что слово «одесную» может и не указывать на расположение Христа. «Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Матф.26:64). Здесь слово «одесную» означает «в силе, власти и могуществе»: – «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф.28:18). Сказано одесную, чтобы показать роль Христа в создании совершенного Творения Божия, основным содержанием которого является человек, предназначение которого стать единым с Богом, чтобы впитать и распространить любовь, переполняющую Святую Троицу, за пределы Её.
Если же сказать о расположении Христа справа от Отца, как правой руки Его, а Святого Духа слева, как левой руки, то нарушится Их равноценность в силе. Получится, что Христос, как правая рука Отца, более надежный исполнитель воли Божией, чем Святой Дух. А Святой Дух, как соответствующий левой руке, будет менее значимым, чем Христос. Но в Святой Троице нет Лиц более или менее значимых. Оба исполняют волю Отца во всей полноте. Поэтому можно расположить Христа и по левую руку Отца, что не исключает того, что Христос остается «сидяща одесную Отца» в том смысле, что Он имеет власть и могущество в Творении. Итак, слово «одесную», как я представляю, не определяет расположение Христа справа от Отца.
2. Другим препятствием к размещению Христа в центре является то, что в описании Бога Отца в Символе веры, как Творца и Вседержителя, причины и Промысла Божьего, явно видим Его центральное положение. Но это центральное место Отца вполне может занять Христос. Этому есть ряд обоснований.
Во-первых, сказано – «Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?» (Ин.14:9,10). Христос садится на центральное место Отца и показывает нам Отца. Сказано также: – «Я и Отец – одно» (Иоан.10:30). Поэтому Христос вполне может занимать центральное место Отца.
Во-вторых, недаром Иисуса Христа называют так же, как назван Отец в Символе веры, – Вседержителем: – «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2Кор. 6:18). Или – «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр.1:8). Древнейшим из известных Его иконописных изображений является икона Христос Пантократор из Синайского монастыря (середина VI века). В иконе использованы тёплые оттенки от охряного до коричневого с центром на золотистых тонах. Раскрывается смысл композиции иконы, как Христос-Пантократор, творящий Вселенную, держащий ее в своей руке.
В-третьих, Христос также Судья над всеми и Царь Вселенной – «И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца».
Все это позволяет поместить Христа на место Отца в центре иконы.
3. Дополнительно к этому можно обосновать центральное место Христа следующими деталями.
Во-первых. То, что власть, могущество и Царствие Христа относятся к Творению, отображено также в цветах мантии Христа – коричневом, соответствующем Земле, и голубом, соответствующем Небу. Это напоминает о Новой Земле и Новом Небе, Вседержителем которых останется Христос в конце времен. То, что Христос имеет власть и могущество в Творении, а также есть Царь в Нем и Судья, отображается и тем, что средний Ангел выглядит более крупным, чем фигуры двух прочих Ангелов. Ведь размеры относятся к свойству пространства Творения, в котором воплотился Христос, а не к духовному миру.
Во-вторых. Над центральным Ангелом показано дерево жизни, как намек на жизнь вечную в раю благодаря распятию Христа на деревянном Кресте. Святитель Андрей Кесарийский в «Толковании на Апокалипсис св. Иоанна Богослова» пишет: – «Под древом жизни иносказательно разумеется вечная жизнь, а она есть Христос, как говорит об этом Соломон и этот же апостол в другом месте. Соломон, рассуждая о Премудрости, говорит, что Она есть «древо живота» (Притч. 3:18), а апостол говорит о Христе, что «Той есть истинный Бог и живот вечный» (1 Ин.5:20)». Это может указывать на то, что в центре под деревом жизни располагается именно Христос. Дерево Жизни это Воскресение, то есть сверхестественное животворение смертной природы человека благодаря победе Иисуса Христа над смертью.
В-третьих. Коричневый цвет одеяния центрального Ангела совпадает с цветом пищи в чаше, что может отображать Плоть и Кровь Христа в Чаше. Темные коричневые оттенки одеяния могут символизировать воплощение Христа – создание плоти человека из праха земного, а также принятие смерти и даже сошествие во ад.
4. На иконе образ Домостроительства в виде здания изображен слева. Соответственно этому и Бог Отец, как Автор замысла о создании Мира и Архитектор Домостроительства, должен располагаться слева от зрителя. А что касается того, что «фронтальные плоскости стен этого здания напоминают собой монограмму, состоящую из первых букв тех самых слов, что были начертаны на табличке (титле), прибитой ко Кресту», как это изложено у А.М. Леонова, то это может указывать, что в основу Домостроительства Отцом еще до создания Творения положен замысел воплощения Сына и Жертва Его ради воскресения в единстве с Ним тех, кто принимает Его Жертву. В основе всего Творения лежит развитие любви в человеке. А пример такой любви дал Христос. Это жертва собой, преодоление своеволия ради Бога и исполнения Его воли.
Как к Творцу и Домостроителю, обращены склонившиеся перед Ним фигуры Сына и Святого Духа, которые внимательно и с почтением вникают воле Отца, чтобы исполнить её во всей полноте.