Никто не оценивает правильность или неправильность конкретного решения. Первый вопрос задан относительно христианства и осуждения на смерть ХРИСТИАНАМИ. А не о конкретной ситуации. Второй вопрос задан с тем, чтобы определить легитимность решения конкретного собора.
Есть такая философия Льва Николаевича Толстого,о непротивлении злу-насилием.Она имеет давно здравую оценку Церкви.Да и здесь бывало обсуждалась.
Вот интересен один момент,и он как бы не в тему совсем.Но все же.Как оказалась живуча савелианская ересь.Когда по нужде Бог может быть Отцом,нужно будет Сыном,по надобности и Святым Духом.Оказалась живучей благодаря протестантизму.Они это дело сравнивают с водой.Она может быть или паром,или простой водой,или льдом -все зависит от обстоятельств.
Так и сегодня протестантирующие "православные",смело утверждают,что все веры-равны.Просто для нас Бог-это Христос,для мусульман-это Аллах,для других-Кришна,Будда и так далее.Т.е все веры равно спасительны.Таким образом по этому неосавелианскому движению,существует где то там,в без облачном поднебесье в виде однообразной монады-Бог,который принимает по нуждам людей разные формы и виды.Причем это монада-Любовь.И соответственно может только прощать всем и все.
И цитируют и цитируют исходя из этой предпосылки то,что совершенно противоположно изначальному утверждению тому, что хотят этой цитатой подкрепить.
Если Вы стоите в начале пути,то Вам нужно не разбираться в 1504 году,а верить.Верить и любить.Любить Бога и ненавидеть дьявола.
Верить в то,что Бог это Троица,а не безличная монада,что Христос- Воскрес,что Ангелы поют на небесах.Что по молитвам нашими грешники в аду облегчение получают.
А все остальное,приложится Вам.