Хочу стать православным, с чего начать?

Крещён в Православии
Я крещен в Православии, но в церковь практически не хожу и молюсь редко. Когда бываю в церкви, чувствую себя сметенным, возможно от незнания. Подскажите с чего стоит начать, что изучить, чтобы не быть в Православии слепым и глухим?
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Сейчас советы посыпятся со всех сторон)
1- попросить у Бога Его помощи в вашем просвещении;
2- прочесть для начала хотя бы Евангелие;
3- из самого простого и довольно понятного - приобрести Закон Божий Серафима Слободского (в любом храме рублей за 200 отыщете) - понятно даже школоте)
4-потихонечку начать ходить на воскресные богослужения и "тренировать слух" к восприятию церковно-славянского языка, чтобы понимать что в храме происходит (а происходит там самый центр жизни всех христиан - Таинство Евхаристии (словарь: Евхаристия);
5-обратиться к местному священнику с тем же вопросом));
6- по мере возникновения вопросов (сейчас будет реклама!) - обращаться на портал azbyka.ru
7-про то, какие молитвы творить - узнаете и из пункта 2, и из пункта 3, и по мере воцерковления будете входить в ритм. Только не надорвитесь: постепенно и системно!!

Бог в помощь!

С чего начать?
 
Последнее редактирование модератором:
Крещён в Православии
Да с картинками.
Я все книги читаю в формате PDF на планшете. Еще скачал Синодальную Библию и 1 том Добротолюбия. В общем чтения хватит на целый год.
 
Святая Русь
Православный христианин
Я крещен в Православии, но в церковь практически не хожу и молюсь редко. Когда бываю в церкви, чувствую себя сметенным, возможно от незнания. Подскажите с чего стоит начать, что изучить, чтобы не быть в Православии слепым и глухим?
Из книги "Слова Паисия Святогорца", том2:
"Духовное чтение.

— Геронда, чтение каких книг может помочь людям, в которых пробуждается добрая обеспокоенность?

— Пусть они сначала читают Евангелие, чтобы понять, что значит «Христос». [После того, как они] немного придут в сокрушение, пусть читают Ветхий Завет. Знаешь, как бывает трудно, когда твоей помощи просят люди, ничего не читавшие? Все равно что ученик начальной школы идет к профессору университета и говорит ему: «Помоги мне». И что тогда говорить профессору? Что «один плюс один равняется двум»?"


Игумен N советует читать следующие книги:
"Для того чтобы находиться под покровом Божьим, нужно жить по Его святым Заповедям, которые следует хорошо знать и понимать, а для этого необходимо внимательно изучить книгу «Закон Божий», либо «Православный катехизис», которые продаются во многих церковных лавках. Кроме того, нужно постоянно читать жития святых, в которых найдете очень много полезного и почувствуете дух православного христианства. Евангелие следует читать ежедневно по две главы и более, если позволяет время. Знать его христианину следует так, чтобы любое место он мог бы пересказать близко к тексту.

Советую также приобрести следующую духовную литературу:

1). «Закон Божий» под редакцией протоиерея Серафима Слободского.

2). «Душа после смерти» — иеромонаха Серафима (Роуз).

3). «Люди и демоны» — священника Родиона.

4). «Великое в малом» — С.А. Нилуса.

5). «Путь ко спасению» — епископа Феофана.

6). «Православные чудеса в ХХ веке».


Все эти книги были изданы после 1991 г. и продавались в храмах." http://verapravoslavnaya.ru/?Igumen_N_Ob_odnom_drevnem_strahe
 
Православный христианин
Для более глубокого изучения Святого Писания дам вам 2 ссылки. 1. Толкование Святого Писания построчно святыми отцами http://bible.optina.ru В Библии много мест, которых самим не понять и не разобрать. Очень важный и нужный сайт.
2. Сайт построчного перевода Писания Ветхого и Нового Завета с номерами Стронга и перекрестными ссылками http://biblezoom.ru Углубленное изучение Библейского текста. Очень важный и нужный сайт для развеивания недоумений и якобы искажений переводов библейского текста.
 
Православный христианин
Я крещен в Православии, но в церковь практически не хожу и молюсь редко. Когда бываю в церкви, чувствую себя сметенным, возможно от незнания. Подскажите с чего стоит начать, что изучить, чтобы не быть в Православии слепым и глухим?

Да уж - вопрос довольно таки интересный! И советчиков вокруг как тюльки в томате...
Ответ скорее всего прост - начать с себя! И никого не слушать!
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
советчиков вокруг как тюльки в томате
интересный тезис. Позвольте задать вопрос. Что такое Церковь? (а может быть "кто" такое Церковь)

P.s. Автор темы - редкое явление правильного целеполагания своего появления на форуме. Цель Димитрия сообразуется с целью форума (в большей степени - именно катехизаторской)
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
интересный тезис. Позвольте задать вопрос. Что такое Церковь? (а может быть "кто" такое Церковь)

Для кого это храм, для кого приход с "овцами" для кого Христос! Сколько людей - столько и мнений, а учений наверное ещё больше!
 
Д

Дмитрий K

Guest
«Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и чтó свяжешь на земле, тó будет связано на небесах, и чтó разрешишь на земле, тó будет разрешено на небесах» (Мф.16:13-19).

Церковь основана Господом Иисусом Христом, Который камнем для созидания Церкви Своей определил исповедание веры Апостола Петра, высказанное им от лица всех апостолов. Они были посланы Им по Воскресении на проповедь Церкви, которая получила новозаветное бытие в сошествии Святого Духа на Апостолов, после которого раздался первый апостольский призыв в Церкви устами Апостола Петра: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян.2:38)... «и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян.2:41), чем и было положено основание Церкви новозаветной.
https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/bogoslovsko-liturgicheskij-slovar/320

Святитель Филарет Московский
Церковь называется Апостольской потому, что она непрерывно и неизменно сохраняет от апостолов и учение, и преемство даров Святого Духа через священное рукоположение. В этом же смысле Церковь называется также Православной, или Правоверующей.
https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/prostrannyj-pravoslavnyj-katekhizis/2_11

Русская Православная Церковь является многонациональной Поместной Автокефальной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами.
Устав Русской Православной Церкви

Cвященномученик Иларион (Троицкий)
Христианства нет без Церкви
Отступившие от Церкви и через раскол уже не имеют на себе благодати Святого Духа. Вне Церкви нет священства и не может быть преподана благодать Св. Духа.

Священномученик Киприан Карфагенский
Если люди не хранят союза и самого искреннего общения с Церковью, даже предали бы себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не омоется и самою кровью, неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями. Находящийся вне Церкви не может быть мучеником.
Вне Церкви нет спасения и духовной жизни

Святитель Иоанн Златоуст
Во Христе, в жертве Его, мы имеем спасение, и все, что было до Его пришествия, мы познаем как предуготовление к этому пришествию, и дело спасения всего человечества с самого начала поставлено было так, как будто перед глазами всех все время была совершаема жертва Христова, за всех приносимая. Но принадлежит это спасение, как нам известно, одной лишь Церкви, и никто не может вне Церкви и веры ни быть сообщником Христу, ни спасаться. Зная это, мы понимаем, что спасение всего мира совершается не от дел закона, но во Христе, и безбожным ересям не оставляем никакого основания для надежды, но полагаем их вне всякой надежды, так как они не имеют ни малейшего общения со Христом, но тщетно прикрываются спасительным именем ко вреду и обману тех, кто больше обращает внимания на название и внешность, чем на истину. Итак, пусть никто не отрывает от Христа того, что было издревле, пусть никто не думает, чтобы кто-либо из живших прежде мог спастись без Христа; а тех, кто в наше время переиначивает и извращает истину, кто устраивает лишь суетное и ложное подобие Церкви, чуждое Христу и истине, тех пусть никто не именует и христианами и не поддерживает общения с ними
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/na_pashu/#1

Преподобный Амвросий Оптинский
Римская Церковь хотя и имеет повсюду во вселенной своих последователей, но так как не хранит свято соборных и апостольских постановлений, а уклонилась в нововведения и неправые мудрования, то совсем не принадлежит к Единой, Святой и Апостольской Церкви.
https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optinskij/otvet-blagosklonnym-k-latinskoj-tserkvi/

Преподобный Феодосий Печерский
Сущему в иной вере, или в латинской, или в армянской, не увидеть жизни вечной.
https://azbyka.ru/otechnik/Feodosij...u-izjaslavu-o-vere-varjazhskoj-ili-latinskoj/

Святитель Феофан Затворник
Вне Православной Церкви нет истины. Она единая верная хранительница всего заповеданного Господом чрез св.Апостолов, и есть потому настоящая Апостольская Церковь. Иные потеряли Церковь Апостольскую, и как по христианскому сознанию носят убеждение, что только Апостольская Церковь может верно хранить и указывать истину, вздумали сами построить такую церковь и построили, и имя ей такое придали. Имя придали, а существа сообщить не могли, ибо Апостольская Церковь создана по благоволению Отца Господом Спасителем благодатью Св. Духа чрез Апостолов. Людям такой уж не создать. Думающие создать такую подобятся детям, в куклы играющим. Если нет на земле истинной Апостольской Церкви, нечего и труды тратить над созданием ее. Но благодарение Господу, Он не попустил вратам адовым одолеть св.Апостольскую Церковь. Она есть и пребудет, по обетованию Его, до скончания века. И это есть наша Православная Церковь.
https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Z...da-po-tserkovnym-chtenijam-iz-slova-bozhija/2

«Если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот там — не верьте» (Мк.13:21). Христос Господь, Спаситель наш, устроив на земле св. Церковь, благоволит пребывать в ней, как Глава ее, Оживитель и Правитель. Здесь Христос в Православной нашей Церкви, а в другой какой-либо нет Его. И не ищи, не найдешь. Почему, если кто из неправославного сборища придет к тебе и станет внушать: у нас Христос, не верь. Если услышишь от кого: у нас апостольская община и у нас Христос, не верь. Апостолами основанная Церковь пребывает на земле; это — Православная Церковь. И здесь Христос. А та, вчера устроенная община, не может быть апостольскою, и в ней нет Христа. Если кого услышишь говорящим: во мне говорит Христос, а между тем он Церкви чуждается, пастырей ее знать не хочет и таинствами не освящается — не верь ему: в нем не Христос, а другой дух, присвояющий себе имя Христа, чтобы отвлекать от Христа Господа и от св. Церкви Его. И никому не верь, кто будет внушать тебе малое что, чуждое Церкви. Всех таких признавай орудиями духов лестчих и лживыми проповедниками лжи.
https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Z...a-po-tserkovnym-chtenijam-iz-slova-bozhija/19

Примирившись с Богом и Его Церковью в Таинстве Покаяния, и начав жить в Церкви, православный христианин вступает в войну.

3 врага православного христианина: диавол с его сетями и кознями, плоть и мир с его соблазнами. Побеждающий с помощью Божией называется верным (Об участии верных в Евхаристии), или грешником, спасающимся благодатию Божией, подаваемой в Таинствах Православной Церкви.

Побежденные, в худшем случае - это псы и свиньи (Мф.7:6), (2Сол.2:10-12), (Рим.1:28-32), (Тит.1:10-16), (1Тим.4:1-2), (2Тим.3:1-9), (2Тим.3:13), (2Пет.2:1-3), (2Пет.2:10), (2Пет.2:12-14), (2Пет.2:17-19), (2Пет.2:20-22), (2Пет.3:3), (Иуд.1:4), (Иуд.1:7-8), (Иуд.1:10), (Иуд.1:12-13), (Иуд.1:16-19), (Деян.20:28-30), (1Ин.4:1), (2Ин.1:7), (Кол.2:8), (Еф.5:15), (Еф.4:14), (Флп.3:2), (Мф.7:15-16), (Мф.24:24), (Мф.24:4), (Лк.21:8), (Ин.5:39), которые не сохранили дар, попрали, и скоро соделавшись отступниками, наглыми ругателями, кощунниками и клеветниками, наделали множество зла, уклонились в прежние грехи, произвели раскол и ереси, но и таковые, если обратятся, могут спастись.

«Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Мф.18:11).

«Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4).

«Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез.33:11).

Святитель Иоанн Златоуст
Не отчаивайся; не перестану укреплять вас этими лекарствами, потому что знаю я, каково это оружие против дьявола — не предаваться нам отчаянию.
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/o_pokajanii/

Жития святых, в которых свидетельства взыскания и спасения погибших, падших и отступивших.

Прп. Симеона Столпника (459) и матери его Марфы (ок. 428)
1 сентября / 14 сентября

Прп. Давида (VI)
6 сентября / 19 сентября

Прп. Феодоры Александрийской (474–491)
11 сентября / 24 сентября

Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (начало II)
26 сентября / 9 октября

Сщмч. Киприана, мц. Иустины и мч. Феоктиста (304)
2 октября / 15 октября

Прп. Пелагии (457)
8 октября / 21 октября

Прп. Таисии (IV)
8 октября / 21 октября

Прп. Аврамия затворника и блж. Марии, племянницы его (ок. 360).
29 октября / 11 ноября

Прп. Иоанна Колова (V)
9 ноября / 22 ноября

Вмч. Иакова Пе́рсянина (421)
27 ноября / 10 декабря

Мч. Миракса (VII)
11 декабря / 24 декабря

Мч. Вонифатия (290)
19 декабря / 1 января

Прп. Нифонта, еп. Кипрского (IV)
23 декабря / 5 января

Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской (379)
1 января / 14 января

Воспоминание о некоем богобоязненном отшельнике
4 февраля / 17 февраля

Мцц. Дорофеи, Христины, Каллисты и мч. Феофила (288–300)
6 февраля / 19 февраля

Прп. Мартиниана (V), прпп. Зои и Фотинии (Светланы) (V)
13 февраля / 26 февраля

Прмц. Евдокии (ок. 160–170)
1 марта / 14 марта

Прп. Иакова постника (VI)
4 марта / 17 марта

Мчч. Кодрата и иже с ним: Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискента, Дионисия, Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серафиона, Папия, Леонида и мцц. Хариессы, Нунехии, Василиссы, Ники, Гали, Галины, Феодоры и иных многих (258)
10 марта / 23 марта

Мч. Панхария (ок. 302)
19 марта / 1 апреля

Прп. Марии Египетской (522)
1 апреля / 14 апреля

Мч. Ва́рвара, бывшего разбойника
6 мая / 19 мая

Блж. Таисии (V)
10 мая / 23 мая

Прп. Пахомия Великого (ок. 348)
15 мая / 28 мая

Прп. Никиты, столпника Переяславского (1186)
24 мая / 6 июня

Сщмч. Маркеллина, папы Римского, и мчч. Клавдия, Кирина и Антонина (304)
7 июня / 20 июня

Повесть о покаянии Феофила
23 июня / 6 июля

Прмчч. Патермуфия, Коприя и мч. Александра (361–363)
9 июля / 22 июля

Прп. Моисея Мурина (ок. 400)
28 августа / 10 сентября

Сщмч. Киприана, еп. Карфагенского (258)
31 августа / 13 сентября

Святитель Василий Великий
Вопросы о сути и плодах покаяния
Душа, обремененная многими грехами, с каким страхом и с какими слезами должна удаляться от грехов, и с какою надеждою, с каким расположением приступать к Богу? Ответ. Во-первых, должна возненавидеть прежнюю свою предосудительную жизнь, чувствуя отвращение и омерзение к самому о ней воспоминанию, ибо написано: «Ненавижу ложь и гнушаюсь ею; закон же Твой люблю» (Псал.118:163).

Святитель Иоанн Златоуст
«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф.7:6). Христос дал эту заповедь как повеление, а мы, по тщеславию и неразумному дружелюбию, нарушили и это повеление, допуская к общению таинств, просто и без изследования, людей развратных, неверующих и исполненных множества пороков; прежде точнаго дознания их нрава открываем им все учение о догматах и сразу вводим в святилище тех, которые еще не могут видеть и преддверия. Поэтому некоторые из посвященных таким образом, скоро сделавшись отступниками, наделали множество зла. И мы нарушаем эту весьма страшную заповедь не только по отношению к другим, но даже и по отношению к самим себе, когда, имея нужду приобщиться безсмертных таин, часто делаем это с присущею нам нечистотою и с безстыдством.
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/o_sokrushenii/

«Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор.11:27-29).

Необходимо осознавать, что человек явно отделяет себя от Тела Христова по учению святых отцов в случае совершения смертных грехов или удаления от Церкви через раскол и ересь. Для того, чтобы быть в Церкви человек не должен нарушать церковных канонов, отлучающих его от Причащения и Церкви, то есть находиться в допустимых Церковью рамках веры и нравственной жизни, так как «благодать даруется тем, которые не нарушают пределов веры и не преступают преданий отцов». А в случае отступления от веры и совершения смертных грехов, воссоединиться с Церковью в Таинстве Покаяния.
https://azbyka.ru/o-neobxodimosti-postoyannogo-prichashheniya-svyatyx-xristovyx-tain

В таинстве Крещения, которое является таинством вступления в Церковь, даруется полное прощение всех грехов. Однако Крещение не уничтожает греховную поврежденность человеческой природы, а потому и после Крещения человек продолжает совершать грехи, которые отчуждают его от Бога и пути спасения, то есть от церковного общения. Поэтому в Церкви существует необходимость особого таинства для очищения человека от постоянно совершаемых им грехов. По этой причине таинство Покаяния именуется «Вторым Крещением», или «Крещением слезами», а также Таинством примирения — примирения с Богом и Его Церковью.
https://azbyka.ru/tainstvo-pokayaniya-bogoslovskie-aspekty

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал.5:19-21).

«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор.6:9-11).

Преподобный Иоанн Лествичник
Источник слез после крещения больше крещения, хотя сии слова и кажутся несколько дерзкими. Ибо крещение очищает нас от прежде бывших зол, а слезы очищают грехи, сделанные и после крещения. Крещение приняв в младенчестве, мы все осквернили его, а слезами снова очищаем его. И если бы человеколюбие Божие не даровало нам оных, то поистине редки были бы и едва обретались бы спасающиеся.
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvichnik/lestvitsa-ili-skrizhali-dukhovnye/12

Cвятитель Филарет Московский
Болезнуй о ветхой, плотской жизни, от которой ты еще не разрешился; плачь о грехах своих, не только потому, что ад угрожает тебе за них, но еще более потому, что ты Богу, тебя сотворившему, и тебя любящему, не был верен, что пред Христом, за тебя пострадавшим, явился неблагодарен, что Святаго Духа опечалил; плачь слезами сердечными, слезами печальной любви; найди себе пищу в сих слезах, по написанному: «быша слезы мне хлеб день и нощь» (Пс.41:4). «Печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает» (2Кор.7:10) — покаяние не словесное только, но деятельное, не кратковременное, но решительное и постоянное, то, которое в крещенных Церковь знаменательно называет вторым крещением, и следственно существенною принадлежностию возрождения, то, о котором радость бывает на небесах.
https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/slova/189

Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Таинством Покаяния поддерживается и возобновляется чистота, приобретенная при Крещении, поддерживается и возобновляется наше единство со Христом, дарованное нам святым Крещением. «Вторым крещением крещаешися по таинству христианскому», говорит, по повелению святой Церкви, совершающий таинство Покаяния иерей кающемуся пред ним христианину.
https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/asketicheskaya_propoved/46

Переводы богослужебных книг. Требник. Чин исповеди. Завещание
От всего этого отныне ты должен блюстись, ибо крестишься вторым крещением в этом таинстве христианском, и да положишь с Божией помощью доброе начало. И даже не помышляй о возвращении к прежнему, чтобы не стать посмешищем для людей: ведь поступать так не подобает христианам. Но честно, и право, и благоговейно пожить да поможет тебе Бог Своею благодатию.
https://azbyka.ru/bogosluzhenie/trebnik/treb08.shtml

В Таинстве Покаяния подается благодать для исполнения заповедей Божиих и борьбы со грехом.
Необходима вера в Господа Иисуса Христа Сына Божия (Символ Веры), (Мк.16:16), (Ин.3:16), (Ин.3:18), (Ин.3:36), (Ин.6:40), искреннее желание принять благодать и с ее помощью исправлять свою жизнь по заповедям Божиим (Ин.15:05). Начать с первой заповеди блаженства «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.5:3). Святыми отцами это также называется смиренномудрием. Если вы поставите себе цель стяжать эту добродетель (исполнить первую заповедь блаженства), то можете избежать многих опасностей, сетей и духовных ловушек, расставленных врагом (диаволом), ищущим погубить христианина, особенно новоначального.

Преподобный Ефрем Сирин
Теперь же небрежение, примечаемое в наши времена, погружает меня в сильную печаль. Ибо вижу нерадение о нынешнем огласительном учении, и не могу снести этого, подобно пророку, который говорит: «видех неразумевающыя и истаях» (Пс.118:158). Ибо какого орудия не имеет между нами враг? Каких изворотливых козней не употребляет он, чтобы владеть нами? Увы! Кто не будет плакать об угрожающих нам бедствиях?
https://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tvorenia/21

Преподобный Антоний Великий
Ибо много у них козней и много изворотов их наветливости. – Блаженный Апостол и последователи его знали сие, говоря: – «не неразумеваем бо умышлений его» (2Кор.2:11) – Мы же в чем были от них искушены, в том должны взаимно друг друга предостерегать. – Вот и я, сам отчасти испытавши (их козни), говорю вам о том, как детям.
Видел я, говорил св. Антоний, однажды все сети врага, распростертые по земле, и со вздохом сказал: кто же избегнет их? Но услышал глас, говорящий мне: смиренномудрие.
https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_1/
 
Последнее редактирование модератором:
Д

Дмитрий K

Guest
Сейчас можно найти множество историй, как становятся православными христианами. Но больший интерес вызывает то, как ныне благодатью Божией православные христиане побеждают (Откр.2:11,17) (Откр.3:12,5) трех врагов и остаются верными среди множества соблазнов, искушений и скорбей. Не мало отчаявшихся во своем спасении и плененных врагом, ставших лжепророками или лжеучителями, в первое время отступления таковые часто пишут на православных форумах, богохульствуют, ропщут, производят соблазны и ереси. Но тем из побежденных, кто не возводил хулы на Господа, для них есть еще покаяние.

Про борьбу православного христианина описано в этом сообщении Вопрос по Книге Иова гл.1 стихи 4, 5. Не мало молодых возрастом, вступивших на путь покаяния, по своей неопытности поражены нечистым духом мечом отчаяния во своем спасении.
А кого другого называют пленяющими, если не нечистых духов, которые всех людей, кого подчиняют себе, уводят в плен неверности. Которые и мальчиков поражают мечем, и тяжело ранят копьями своих искушений тех, кого взрослое постоянство еще не сохраняет свободными и сильными. Которые хорошо начинают благое, но по самой неопытности в своем начинании подчиняются нечистым духам. Их враг и поражает мечем, то есть пронзает их отчаянием в вечном спасении.

Оттого важно отсекать помысел отчаяния, как бы тяжело не было: "Ожестело сердце, повредился рассудок, духовный мрак усилился, руководства нет. Итак, что же? Отчаиваться ли мне в своем спасении? Нисколько. Ибо этого только и домогается противник. Я же уповаю на милость Божию, и молитвы Пресвятой Богородицы и святых".

Святитель Иоанн Златоуст. О покаянии.
Ты грешник? Не отчаивайся, но приди, принеси покаяние. Ты согрешил? Скажи Богу: я согрешил. Какой тут труд? Какое обременение? Какая скорбь? Какая тягость – сказать слово: я согрешил? Если сам ты не назовешь себя грешником, то разве не будешь обвинен дьяволом?
Сколько бы ты ни падал на площади, – всякий раз встаешь: также точно сколько раз ни согрешишь, – покайся во грехе, не отчаивайся; согрешишь в другой раз, в другой раз покайся, чтобы по нерадению совсем не потерять тебе надежды на обещанные блага. Ты в глубокой старости – и согрешил? Войди (в церковь), покайся: здесь врачебница, а не судилище; здесь не истязуют, но дают прощение в грехах.
Ты грешник? Не отчаивайся; не перестану укреплять вас этими лекарствами, потому что знаю я, каково это оружие против дьявола – не предаваться нам отчаянию. Если у тебя есть грехи, не отчаивайся, – не перестану постоянно повторять это, – и если каждый день согрешаешь, каждый день кайся.
Про смиренномудрие также написано в Библия и отцы Церкви о воздушных мытарствах.
Когда святая душа Макария была взята Херувимом и возносилась им на небо, некоторые из отцов мысленными очами видели, что воздушные бесы в отдалении стояли и вопили:

– О, какой славы сподобился ты, Макарий!

Святой отвечал бесам:

– Я боюсь, ибо не ведаю ничего доброго, что я бы сделал.

Затем те из бесов, которые находились еще выше по пути следовавшей души Макария, вопили:

– Действительно избежал ты наших рук, Макарий!

Но он сказал:

– Нет, но надобно и еще избежать.

И когда преподобный был уже во вратах Рая, бесы с сильным воплем кричали:

– Избежал нас, избежал.

Тогда Макарий громким голосом ответил бесам:

– Да! Ограждаемый силою Христа моего, я избежал ваших козней».
Читая слово "Побеждающий", православный христианин, стремящийся исполнять первую заповедь блаженства (Мф.5:3-12), и стяжать смиренномудрие, должен помышлять "не я побеждаю, а благодать Божия", "еще не победил и не избежал всех козней и сетей вражиих", "если бы не благодать Божия, я бы и минуты не продержался против козней лукавого". И еще: "если бы не укреплял меня Бог, я бы не смог ни молиться, ни поститься, ни посещать богослужение, ни что доброе делать".
 
Сверху