Денис, с Новым Годом!
Было сказано «этот в Рай, этот в ад». По православному учению это будет определено только после Страшного суда.
Нет,это не так.Это определяется и после частного:
Митрополит Макарий (Булгаков), "
Православно-догматическое богословие"
:
Место, куда отходят души праведников после частного суда, и самое их состояние там и блаженство, изображаются различно:
Место это, как в св. Писании, так и в писаниях св. Отцев, называется раем (
Лук. 23, 43), лоном Авраама (
Лук. 16, 32), царствием небесным (
Матф. 5, 3. 10; 8, 11), царствием Божиим (
Лук. 13, 28. 29;
Матф. 6, 33;
1Кор. 15, 50), домом Отца небесного (
Иоан. 14, 2), градом Бога живого, Иерусалимом небесным (
Евр. 12, 22;
Гал. 4, 26). И, по учению православной Церкви, каким бы кто именем из числа упомянутых ни назвал место сие, не погрешит: только бы знал, что души скончавшихся праведников пребывают в благодати Божией, и, как гласят церковные песни, на небеси (Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 67). Мнение о некотором различии между раем,лоном Авраама и самым небом было мнением немногих.
Точно так же, как праведники вдруг по смерти тела и частном суде над ними восходят душами своими на небо и удостаиваются блаженства, грешники отходят душами своими во ад – место печали и скорби, хотя как первые не чувствуют еще совершенного блаженства, так и последние до всеобщего суда не терпят совершенного мучения.
Грешники отходят, вдруг после смерти и частного суда, душами своими в место печали и скорби.
Эту истину возвестил сам Христос Спаситель. Во первых, – когда сказал: не бойтеся от убивающих тело, и потом не могущих лишше что сотворити. Сказую же вам, кого убойтеся: убойтеся имущего власть по убиении воврещи в дебрь огненную (
Лук. 12, 4. 5). А во-вторых и еще яснее – в притче о богатом и Лазаре: бысть умрети нищему, и несену быти ангелы на лоно Авраамле: умре же и богатый, и погребоша его. И во аде возвед очи свои, сый в муках, узре Авраама издалеча и Лазаря на лоне его: и той возглаш, рече: отче Аврааме, помилуй мя, и посли Лазаря, да омочит конец перста своего в воде, и устудит язык мой: яко стражду во пламени сeм. Рече же Авраам: чадо, помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем, и Лазарь такожде злая: ныне же зде утешается, ты же страждеши (
Лук. 16, 22–25).
Эту истину всегда содержала св. православная Церковь и проповедывала устами своих пастырей. Вот, например, слова:
Св. Иустина мученика: «Вы нимало не погрешите против наших предков (скончавшихея в язычестве), если согласитесь ныне перейти на сторону, противоположную их заблуждению. Они теперь, вероятно, томимые поздним раскаянием, мучатся во аде и если бы возможно было им известить вас оттуда, что последовало с ними по окончании настоящей жизни, – вы подлинно узнали бы, от каких зол они желали бы вас предохранить».
О месте, куда отходят души грешников после частного суда, равно как о самых их страданиях там, можно сказать весьма немного.Место это называется в св. Писании и в писаниях древних учителей Церкви: адом (
Лук. 16, 23;
Деян. 2, 51), тьмою кромешною (
Матф. 22, 13; 25, 30. 46), темницею духов (
1Петр. 3, 18), бездною (
Лук. 8, 31), преисподнею (
Филип. 2, 11), геенною (
Матф. 5, 22; 10, 28), пещию огненною (
Матф. 13, 50;
Лук. 12, 2) и другими именами, которые, впрочем, все выражают одну мысль, что место для душ, отшедших отсюда во грехах, есть место осуждения и гнева Божия (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 68).