Начиная со слов: "...он прежде всего старается истребить высокоумие". Было сложно заставить себя читать дальше. Может высокомерие имелось в виду, но пока создается впечатление что истребить старались именно высокоумие, т.е. интеллект. Действительно. Умные люди ни к чему. Дураками проще руководить...
Беглый просмотр показал, что основная часть текста тянет за уши удобные словосочетания. Между тем, когда Павел писал свое послание, я более чем уверен что в толкователях он не нуждался. И слова его в большей мере нужно понимать буквально.
Например:
1Кор.6:3. Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?
Ангелами называет бесов. Итак, мы и бесов осудим, если, несмотря на то, что облечены плотью, окажемся совершеннее их, не имеющих плоти.
Павел не называет ангелами бесов. Это притянуто, так как автору показалось что не может Павел ангелов судить. Тем не менее именно так он и написал.
1Кор.6:12. Все мне позволительно, но не все полезно.
Так как и прежде говорил о соблудившем и скоро опять будет говорить о нем же, то вводит речь и о чревоугодии:
Это не о чревоугодии. К этому даже преамбулы нет. Имеется в виду именно та свобода, которую дал Бог. Все мне позволительно — Бог дал мне свободу делать все. Но не все полезно — однако не все полезно для спасения души моей.
1Кор.6:12. Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.
Я, говорит, господин над пищей и питием; но если буду употреблять их не в меру, то из господина сделаюсь их рабом.
И, снова же, он говорит: "мне все позволено Богом, но ничто из этого не должно обладать мною. Бог разрешил мне делать что угодно, но ни одно из этих дел не должно быть возведено мною в культ, обладать мною.
Ну, и достаточно таких ниоткуда взятых "толкований" в сием тексте
Что до пьянства — в общем-то вполне доходчиво, однако многие истины, полученные современной наукой, как и ожидалось, не учтены. (Как их можно было учесть, если они еще не были открыты)
Первый кандидат в толкователи заведомо доходчиво представленных текстов пока не заслужил доверия. Переходим к
...или
Феофана Затворника, или в воскресную школу запишитесь .
Сразу скажу, что
Феофан Затворник гораздо приятнее в чтении, хотя бы потому что больше интеллектуал, чем сноб. Читая его предисловие становится понятно, что Павел написал свое послание не с целью "истребить высокоумие" и не "движимый Богом", а банально из апостольской обязанности, подкрепленной личной привязанностью к Коринфу. Кроме того, Феофан достаточно хорошо расписывает историческую составляющую.
Специально посмотрел, кроме того, что было нужно в данный момент, именно те тезисы, которые навел выше.
Касаемо осуждения ангелов — Феофан убедил, своим авторитетом. Соглашусь, что здесь, очевидно, имелись в виду падшие ангелы. Бесы, то бишь.
Что до "все мне дозволено..." — вот же:
"
...можно разуметь здесь вообще услаждение всех чувств – зрения, слуха, обоняния и осязания, и удовлетворение всех телесных потребностей, кроме пищи, и сном, и покоем, и прохлаждениями и омовениями, вообще все утешения плоти." и "...
Можно на всякую простую потребность навязать по нескольку привычек и быть таким образом связану по рукам и ногам. Это то же, что, мечтая о свободе, быть в постыдном рабстве у чувственности своей."
Вместе с тем, что касаемо предмета спора, Феофан поясняет, что Павел, как я и говорил, несколько злоупотребляет полномочиями апостола, значительно ужесточая допуски. И, кстати, любитель Вы наш толкований, Феофан (а то бишь Павел) не допускает в Царствие Небесное лихоимцев. То есть
"..жадные до имения, чтоб все больше и больше иметь, не разбирая средств, как то: непомерный рост, обман в торговле, разные хитрости в оборотах; к ним же причисляются и скупцы, которые, имея много, и сами тем не пользуются, как должно, ни с другими нуждающимися не делятся". Поскольку понятие "жадный" и "экономный" являются пограничными и, в общем, речь идет о людях богатых, то ранее Спаситель, особо не разбираясь кто как это богатство нажил и мудро полагая, что грех стяжательства все равно над такими людьми висит, просто сказал что в Царство Божие богатый не вхож.
Вместе с тем разбойник, которых Павел также напрочь "зарубил" был первым кто с Христом вошел в рай. Выходит, дело не в разбойнике. Дело — в вере и покаянии.
Что до воскресной школы — боюсь меня с моим любопытством и критикой выгонят оттуда на третьем же занятии.
P.S.: В целом же Феофан произвел лучшее впечатление чем Ваш тезка. Хоть и общий предмет противоречия не разрешен. Так и не понятно что делать с алкоголиками, наркоманами и лесбиянками...