Читаем: "
Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым" (2 Пет.1:21).
Иларий Арелатский: "Петр предостерегает, чтобы мы не рассматривали [пророчества], главным образом исходя из места, времени и личности пророков, как если бы это были создания человеческого разума, но чтобы мы полагались на ясность и достаточность Духа" (Трактат на семь Кафолических посланий).
О ПРЕДАНИЯХ: Другой сложностью ветхозаветного и отчасти новозаветного текста, является та, что в смысловом изложении, достаточно часто содержательная часть опирается на некие источники неизвестные непосвященному читателю. То есть, сам текст библейского повествования, как-бы предполагает наши знания, целого ряда событий которые упоминаться лишь вскользь.
Например, известная речь патриарха Иакова, обращенная к его сыну Иосифу. Здесь в частности, мы находим и следующие слова: «я даю тебе, преимущественно пред братьями твоими, один участок,
который я взял из рук Аморреев мечом моим и луком моим»
(Быт.48:22). – Проблема, данного текста, заключается в том, что во всей Библии, нигде не говориться о неких военных действиях Иакова, против Аморреев с «мечом… и луком».
Далее: «Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их; в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и
по прихоти своей перерезали жилы тельца»
(Быт.49:5-6). – Здесь, совершенно непонятно о каком тельце идет речь, которому, «Симеон и Левий… по прихоти своей перерезали жилы». – Хотя, при сильной натяжке, данную фразу можно отнести к одному из библейских эвфемизмов, и связать с кровавыми событиями в Сихеме.
Следующий, подобный текст, берется нами из Нового Завета. Читаем: «
Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось»
(2Тим.3:8-9). – Проблема данного отрывка, заключается в том, что во всей Библий, нигде не рассказывается об Ианний и Иамврий, безумие которых обнаружилось «пред всеми, как и с теми случилось».
И еще: «
Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим [сынам Израилевым] и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его, [сынов Израилевых]» (
Исх.2:11). В Новом Завете это-же событие передается следующими словами: «
Когда же исполнилось ему сорок лет, пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов Израилевых» (
Деян.7:23). Число «
сорок лет» берется из ветхозаветных преданий, ибо из текста Пятикнижия мы не можем вывести этот возраст.
Блаженный
Иероним называл эти предания словами: «еврейская истина». Они обильно встречаются в трудах восточных и западных отцов, таких, как преподобный
Ефрем Сирин, Блаженный
Иероним Стридонский, у отцов Синаитов и у др.
Подобных мест в Писании достаточно много…