Интересная точка зрения, но позвольте с ней не согласиться. Я не считаю, что какая-то духовная традиция единственно истинная, а все другие - нет. Если хотите мою точку зрения и узнать почему, то послушайте лекцию "Почему Бог один, а религий много".
Может быть, я посмотрю специально для того, чтобы узнать почему у Вас такая точка зрения. Но что если в этих рассуждениях найдутся серьезные ошибки - Вы готовы это ответственно обдумать??
Что же касается моего утверждения, то это не моя точка зрения, а точка зрения Бога, изложенная в Священном Писании. Помните (см. выше), что мы говорили о христианстве:
Хотя вера и зародилась в Иудее, таков промысел Божий, чтобы эта вера в Единого Бога Творца на определенном историческом этапе получила свое полное развитие как христианство и была перенята как спасительная всеми народами земли. Об этом было сказано заранее, еще когда она была исповедуема только иудеями.
Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. (Дан.7:13-14)
И даже раньше! До того, как еврейский народ и Иудея вообще появились.
И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: Мною клянусь, говорит Господь <...> благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего. (Быт.22:15-18)
1.
Уже в Ветхом Завете (Торе и пророках) больше 300 пророчеств о Христе.
Если Вы считаете, что истина во всех духовных традициях, то что будете делать с этими 300 пророчествами?
Проблемы с Вашей пан-конфессиональной философией начинаются уже здесь.
Вы же не можете одновременно считать что-то истинным, и здесь же это игнорировать.
А даже на этом этапе уже сказано, что Мессия объединит в вере "все народы, племена и языки" (Дан. 7:14) и в Нем (как потомке Авраама по человечеству) "благословятся все народы земли" (Быт. 22:18).
Что Вы собираетесь делать с этим? Это очень конкретные положения. Их невозможно принять середина-наполовину. Или принимаете, или нет. Если не принимаете христианство, то Вы его отвергаете.
И Сам Христос сказал:
Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. (Мф. 12:30, Лк. 11:23)
Также,
Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. (Ин. 14:6)
Если Вы признаете истинным духовным знанием священные книги христиан, то что будете делать с этим обязательством собирать со Христом
(Мф. 12:30) и прийти к Богу через Богочеловека Иисуса Христа
(Ин. 14:6)? Никто не приходит
(Ин. 14:6) это не значит, что никто, кроме кришнаита, у которого несколько отличный путь, или кроме буддиста, у которого свой подход. Никто значит никто. Но только через Иисуса Христа.
2.
Я не считаю, что какая-то духовная традиция единственно истинная, а все другие - нет.
У Вас нет такого выбора в отношении христианства, считать эту веру "одной из". Положения самой веры, если Вы внимательно с ними ознакомитесь (как и выше примеры), просто не допускают, чтобы Вы так считали.
Если же настаиваете, что все равно это одна из духовных истин, то значит, говорите вовсе не о христианстве, а о какой-то собственной выдумке. Вы сами все видите. Можете считать все остальные традиции истинными, но кроме христианства. Но тогда Ваша пан-конфессиональная философия рушится, или же живет без христианства. Или же считать истинным только христианство, а остальные заблуждением. Тогда Ваша философия тоже рушится, а Вы христианин (во славу Божию).
Теперь Вы понимаете, что для того, чтобы приведенное Вами видео, лекция Тушкина, имело какое-то значение в нашей беседе - чтобы хотя бы попытаться противоречить христианству (Торе, пророкам, Евангелию) и предложить свою идею многообразия духовных истин - она должна иметь как минимум статус священного текста. А если это будет действительно священный текст (т.е. даже не истинное слово Божие, а текст, принимаемый людьми, в какой-то традиции, за сакральный, священный), то тогда Вы вынуждены выбирать между христианством и этим другим текстом.
3.
Еще древние пророки говорили о необычной природе Христа Мессии (Ис. 53:8; Дан. 13:14). И Сам Христос говорил о Своем Божестве. И мнение, что
Иисус Христос был обычным пророком, или учеником каких-то индийских учителей, сюда никак не вписывается. Или Вы принимаете это христианское учение о Богочеловечестве Христа и отвергаете все остальное, или отвергаете это и оставляете себе все остальное. Третьего не дано. С Богом спорить Вы не можете. Или принимаете предложенный им путь, или отказываетесь.
Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое (Втор. 30:19).
Это было Пятикнижие Моисея (книга Второзаконие). А дальше Евангелие. Слова Иисуса Христа о Себе, которые раскрывают в воплощенном Богочеловеке Его Божественную природу.
Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов. (Мф.13:41)
Разве мог бы простой человек пророк называть Ангелов Бога Всевышнего своими Ангелами, повинующимися Ему?
Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. (Мф. 24:42)
Разве мог бы простой человек пророк отождествлять Свое величие с величием Божиим?
И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец - одно. (Ин. 10:28–30)
Разве мог бы простой человек пророк обещать кому-то вечную жизнь, которая одна во власти Божией, и несокрушимую защиту, и так отождествлять Себя с Богом?
Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам. (Ин. 16:13–15)
Разве мог бы простой человек пророк сказать, что все, принадлежащее Богу, есть Его Самого?
И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю. (Ин.14:13–14)
Разве мог бы простой человек пророк сказать, что Он Сам сделает то, что кто-то просит у Бога?
И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. (Мф. 28:18–20)
Разве мог бы простой человек пророк сказать, что у Него всякая власть (!) на небе и на земле? А повелить крестить по имя Себя?
Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. (Ин.6:40)
И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. (Ин.11:26)
Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. (Мф. 18:6)
Разве мог бы простой человек пророк призывать верить в Него (а не в Бога)?
Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь? <…> Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, - и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее. (Ин. 8:53,56–59)
Разве бывают простые люди пророки один раньше другого?
Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. (Ин.14:6)
Разве бывают простые люди пророки путем и жизнью, если Сам Бог - Источник Жизни?
Разве мог бы простой человек пророк сказать о себе, что Он истина, когда до этого другие пророки сказали, что всякий человек ложь (Пс. 115:2, 18:3).
Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? (Ин.14:9–10)
Разве мог бы простой человек пророк отождествить Себя с Богом?
Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой. (Ин.12:26)
Разве мог бы простой человек пророк, говорить "Мне служит" (а не Богу служат), "Мой слуга" (а не слуга Божий)?
Далее, Христос дает заповеди и называет их Своими. Но мы знаем, что заповеди, даже будучи сообщаемы через пророка, не являются заповедями пророка, но заповедями Бога. Поэтому Христос в полноте Божественной власти дает заповеди и называет их Своими.
Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. (Ин. 14:15)
И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы. (Лк. 6:5, Мк. 2:28, Мф. 12:8)
Разве может быть простой человек пророк господином заповеди Божией? Разве кто-то из пророков мог бы так сказать?
Для сравнения, Пятикнижие Моисея:
И соблюдайте заповеди Мои и исполняйте их. Я Господь" (Лев. 22:31)
Чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим. (Числ. 15:40–41)
Далее, заповедь Бога Всевышнего, данная через Моисея:
Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. (Втор. 4:5)
Заповедь Иисуса Христа:
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня. (Мф. 10:37)
Разве мог бы простой человек пророк говорить о любви к Себе более, чем к другим людям и ближним, требуя для Себя любви, достойной Единого Бога?
Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. (Ин.3:13)
Разве мог бы простой человек пророк сказать, что Он сшел с небес и при этом там же прибывает, так что никто Ему в том не подобен, ни другие пророки, но только он Один?
Пророки никогда не делали и малой части того, что «Единородный Сын, сущий в недре Отчем»
(Ин.1:18), но говорили о Нем. Тора содержит сотни пророчеств о Том, Кто по Своем пришествии в мир как воплощенный Сын Божий:
заявлял о своем равенстве с Богом,
о полноте Божественной власти, вечно, на небе и на земле,
о власти вершить Суд,
называл Ангелов Всевышнего Своими Ангелами,
призывал верить в Себя,
дал Свои заповеди.
Далее, также, послания апостола, раскрытие учения.
Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек. (Флп. 2:6–7)
для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого (2 Кор. 4:4)
их Израильтян и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь. (Рим.9:4-5)
Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2:8-9)
Кирилл, а с этим что Вы будете делать?
Христианство просто не может быть одной из истин. Оно требует от человека ясного определения: принимать полностью или отвергать. И никакая философия об истинности разных традиций здесь не поможет. Надо определяться.