о записках на литургии

Екатерина Трусова

Пользователь, заслуживающий доверия
Кировск, Мурманская область
Православный христианин
Подана записка на литургию "на благое" - кто знает подскажите что это такое.

Мир Вам Леонид!
Возможно имелось ввиду "на благое дело".
Когда человек желает начать какое-либо дело он просит помощи у Бога.
Так например, первая записка, подаваемая нами, - "О здравии". Понятие "здравие" включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие.
Записка церковная (поминальная).
 
И вас с Миром и с Новым годом. Из иконной лавки принесли записку и говорят, что подола гостья с Украины и от всех предложенных вариантах отказалась, у них говорит так подают. С батюшкой просмотрели все требники и не чего подобного не нашли, а на любое дело принято брать благословение. спрашиваю больше из любопытства, простите.
 
Крещён в Православии
поясните, пожалуйста, 1. чем, помимо суммы "пожертвования", "заказная" записка отличается от "простой"?
2. каков путь поданных записок от "свечного ящика" до момента их утилизации?
3. Бывает, что поданные записки распределяются не только между иереями, диаконами и алтарниками, но и между мирянами; последнее меня вообще сильно смущает- зачем тогда их вообще куда то подавать, если записки можно почитать и самому, или соседа попросить помянуть по своей записке? Разве усопшим, или живущим все равно, кто , где и как прочитает их имя в соответствующий момент службы?

4. Вот и мне, человеку грешному и маловоцерковленному порой достается стопочка записок для прочтения, ввергая меня в некоторый мистический ужас и панику, что люди,"доставшиеся" мне окажутся помянуты "не так" и поминовение не поднимется "выше потолка", как и другие мои молитвы...
 
Православный христианин
поясните, пожалуйста, 1. чем, помимо суммы "пожертвования", "заказная" записка отличается от "простой"?
2. каков путь поданных записок от "свечного ящика" до момента их утилизации?
3. Бывает, что поданные записки распределяются не только между иереями, диаконами и алтарниками, но и между мирянами; последнее меня вообще сильно смущает- зачем тогда их вообще куда то подавать, если записки можно почитать и самому, или соседа попросить помянуть по своей записке? Разве усопшим, или живущим все равно, кто , где и как прочитает их имя в соответствующий момент службы?

4. Вот и мне, человеку грешному и маловоцерковленному порой достается стопочка записок для прочтения, ввергая меня в некоторый мистический ужас и панику, что люди,"доставшиеся" мне окажутся помянуты "не так" и поминовение не поднимется "выше потолка", как и другие мои молитвы...

Рассказываю, как должно быть в идеале (как на практике, это отдельная увлекательная история ...)
Записки передаются в алтарь. Во время проскомидии (когда читаются 3 и 6 час) священник за каждое имя вынимает отдельную частицу и кладёт её на дискос. (народное творчество называет такие записки заказными). После причастия прихожан эти частицы опускаются в чашу с кровью Иисуса Христа, а позднее потребляются дьяконом. Таким образом мы, подавая эту записку, как бы дерзновенно просим Бога причастить этого человека. Очень странно (с точки зрения Бога) выглядит поведение людей, которые подают записки (т.е. просят причастить других), но сами при этом не причащаются.
Далее, после чтения Евангелия, во время великой ектиньи (прошений, которые провозглашает дьякон или священник) эти имена ещё раз произносятся вслух (народное творчество называет простыми те записки, частицы за которые не вынимались, но имена на ектинье произносились). Произносить (читать) имена в этот момент может как священник, так и любой мирянин, присутствующий на службе.
Дальше эти записки сжигаются в специальной печке.
Есть ещё записки на молебен (как правило водосвятный), на панихиду - но это к литургии отношение не имеет.
Есть ещё различного рода записки (о которых даже преподаватели МДАиС узнают с удивлением), источником которых является самодеятельность прихожан (а иногда и священников)
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
во время великой ектиньи (прошений, которые провозглашает дьякон или священник) эти имена ещё раз произносятся вслух (народное творчество называет простыми те записки, частицы за которые не вынимались, но имена на ектинье произносились). Произносить (читать) имена в этот момент может как священник, так и любой мирянин, присутствующий на службе.
Благодарю! Значит, "простые" записки никакой "особой силы" не имеют и читать их может любой христианин, ы.эенешшззхзх
 
Православный христианин
Благодарю! Значит, "простые" записки никакой "особой силы" не имеют и читать их может любой христианин, ы.эенешшззхзх

"особую силу", кроме Бога, вообще ничто и никто не имеет.
Ты это всё-таки аккуратнее, когда читать будёшь, постарайся о плохом много не думать, на позитиве поминовения быстрее полетят ...
 
Поясню, т.к. Георгий Яковенко, по-видимому, тоже не совсем в курсе. Есть записки которые подаются на проскомидию, первая часть литургии и здесь ответ более менее правильный, единственно то, что записки читают или диакон, или пономарь а священник вынимает за каждое имя частицу из просфоры, далее после причастия они опускаются в потир (чашу). В больших храмах, соборах, при большом числе записок произносить имена могут и миряне при условии, что священник при этом за каждое имя вынет частицу просфоры. Есть заказные записки или иначе на обедню, подают непосредственно на литургию верных, которые возглашаются диаконом на сугубой ектенье, начинается словами: Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем …, великая или ее ещё называют мирная, ектенья возглашается в начале литургии. Записки на обедню подаются на разные прошения: о недужных многих или едином; о путешествующих; на всякое прошение; на призывание помощи Божией и дара Святаго Духа в начале всякого дела; о благодарении за помощь; о в заключении сущих. Написал по памяти, поэтому, интересующим, можно справиться в служебнике.
Диакон Леонид.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Добавлю. Встретилась с тем, что в разных храмах в разных епархиях под "простыми" записками могут пониматься как проскомидийные, так и зписки на молебен или ектению. Имеет смысл уточнять в храме, что подразумевается под каждым названием.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Поясню, т.к. Георгий Яковенко, по-видимому, тоже не совсем в курсе. Есть записки которые подаются на проскомидию, первая часть литургии и здесь ответ более менее правильный, единственно то, что записки читают или диакон, или пономарь а священник вынимает за каждое имя частицу из просфоры, далее после причастия они опускаются в потир (чашу). В больших храмах, соборах, при большом числе записок произносить имена могут и миряне при условии, что священник при этом за каждое имя вынет частицу просфоры. Есть заказные записки или иначе на обедню, подают непосредственно на литургию верных, которые возглашаются диаконом на сугубой ектенье, начинается словами: Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем …, великая или ее ещё называют мирная, ектенья возглашается в начале литургии. Записки на обедню подаются на разные прошения: о недужных многих или едином; о путешествующих; на всякое прошение; на призывание помощи Божией и дара Святаго Духа в начале всякого дела; о благодарении за помощь; о в заключении сущих. Написал по памяти, поэтому, интересующим, можно справиться в служебнике.
Диакон Леонид.

Леонид Александрович, скажите мне рабу неразумному в каком месте служебника разъясняется про виды записок различных - какая на обедню, а какая ещё куда. Тот, который у меня есть, вообще о записках ничего не говорит (ни сам служебник, ни учение изъяснительное к нему).
Если в Вашем храме (местности) так делают, это ещё не значит, что такое и по всей матушке-России творится. Чем дальше от Москвы, тем толще помидоры (особенно в сторону юго-запада). По-правильному, если речь идет о литургии, есть только один вид записок - те, за имена которых вынимается частица на проскомидии (а всё остальное "мудрость народная")
 
Леонид Александрович, скажите мне рабу неразумному в каком месте служебника разъясняется про виды записок различных - какая на обедню, а какая ещё куда. Тот, который у меня есть, вообще о записках ничего не говорит (ни сам служебник, ни учение изъяснительное к нему).
Если в Вашем храме (местности) так делают, это ещё не значит, что такое и по всей матушке-России творится. Чем дальше от Москвы, тем толще помидоры (особенно в сторону юго-запада). По-правильному, если речь идет о литургии, есть только один вид записок - те, за имена которых вынимается частица на проскомидии (а всё остальное "мудрость народная")
Служебник - это руководство для священнослужителя, находится слева у престола для предстоятеля, так-же у диакона, выходя на солею для возглашений, он обязан им пользоваться. Естественно непосредственно о записках там речи не будет, там есть, начиная со страницы 318 службы на различные потребы, так и написано. Смотрим к примеру самую первую - "служба о недужных многих или едином" начинается со слов "На проскомидии: … и молитва иерея за поданных рабах божиих на записках, и вынимается частица из просфоры, читаем далее: "По Рцем вси:" приложи: "Врачу душ и телес ….", это прошение, возглашает диакон с перечислением имен из записок. Подобно и на др. требы. смотри далее. Есть и нюанс, на некоторые требы проскомидия не совершается, только возглашение на ектенье, например "на всякое прошение", "Благодарение". Есть еще два прошения на сугубой: 1- "еще молимся о милости, жизни, мире, здравии … " 2- "еще молимся о упокоении … ", где так-же возглашаются имена из записок. Теперь почему это называется на обедню, потому, что в былые времена сама служба литургии и называлась "обедней" т.к. совершается и по ныне в основном в это время, за исключением Рождественской, Богоявленской и Пасхальной. Простите если обидел.
 
Киев
Православный христианин
Поясню, т.к. Георгий Яковенко, по-видимому, тоже не совсем в курсе. Есть записки которые подаются на проскомидию, первая часть литургии и здесь ответ более менее правильный, единственно то, что записки читают или диакон, или пономарь а священник вынимает за каждое имя частицу из просфоры, далее после причастия они опускаются в потир (чашу). В больших храмах, соборах, при большом числе записок произносить имена могут и миряне при условии, что священник при этом за каждое имя вынет частицу просфоры.
Диакон Леонид.
Отец Леонид.
А расскажите, пожалуйста такую штуку, мне всегда было непонятно: а как можно в относительно больших храмах на проскомидии вынуть частичку за каждое имя? Вот был я сегодня на службе - стоит в храме по моим оценкам более 100 прихожан, пускай половина подала записки на проскомидию (у нас они называются "заказные"). У меня в 2 записках (о здравии и об упокоении) - около 20 имен. У других - по всяком, но тоже не по одному. А еще наверняка подавались записки и в течение предыдущего дня теми, кто просто зашел в храм, но не присутствовал на литургии. А еще есть сорокоусты и прочие длинные поминовения. Как при таком количестве имен можно вынуть частичку за каждое? Думаю, имена зачитывают во время проскомидии, а священник уже сколько вынул частичек, столько и вынул. Или я не прав?
 
Отец Леонид.
А расскажите, пожалуйста такую штуку, мне всегда было непонятно: а как можно в относительно больших храмах на проскомидии вынуть частичку за каждое имя? Вот был я сегодня на службе - стоит в храме по моим оценкам более 100 прихожан, пускай половина подала записки на проскомидию (у нас они называются "заказные"). У меня в 2 записках (о здравии и об упокоении) - около 20 имен. У других - по всяком, но тоже не по одному. А еще наверняка подавались записки и в течение предыдущего дня теми, кто просто зашел в храм, но не присутствовал на литургии. А еще есть сорокоусты и прочие длинные поминовения. Как при таком количестве имен можно вынуть частичку за каждое? Думаю, имена зачитывают во время проскомидии, а священник уже сколько вынул частичек, столько и вынул. Или я не прав?
Да, в больших храмах есть такая проблема, поэтому выемка частиц из просфор начинается уже накануне во время вечерней службы вторым священником за все виды сорокоустов, годовых поминовений и тех из записок, которые подали уже с вечера. Частицы будут добавлены к тем, которые вынут на литургии, омоют кровью Христа погрузив в чашу после причастия.
 
Крещён в Православии
Спаси, Господи...Читал в интернете признания то ли алтарника, то ли пономаря, в общем он во время богослужения, когда Церковь и прихожане соборно молятся, в алтаре "отдельно" "синодики" читает и искренне полагает, что поминаемым больше пользы было бы, если бы за них молились келийно, или на службе те, кто их знает и любит, а то люди успокаиваются, что "подали сорокоуст", за Васю,
теперь "Церковь молится" ,
а в место молитв "Церкви" о Васе какой то Петя бубнит длинный список ничего для него не значащих имен. То есть пожертвование прихожанина-реальная помощь прихожанина Церкви, а вот Васе помощи особой от того что Петя его имя каждый день читает -помощи никакой, а если и есть так только от молитвы прихожанина в момент пожертвования.... Так а каково учение Церкви о всех этих длительных поминовениях? Равнодушное и безличное поминовение Васи Петей, но в алтаре, сильнее помогает, чем неравнодушная молитва друга(родственника) , но дома?
 
Сверху