Путаница в голове

Крещён в Православии
Здравствуйте, форумчане!
Изучая Новый Завет и высказывания Святых Отцов столкнулся с некоторым непониманием, которое до конца не могу разрешить.
В Новом Завете, все фразы Христа связаны с некоторым оптимизмом: Просите и дано будет, стучите и вам отворят, возлюби Бога, возлюби ближнего и т.п.
И даже молитву он дал людям, чтобы обращались к Богу - Отче наш, как будто мы сыновья и дочери Бога, как обращение к самому близкому родственнику своей души. И разговора о вечной и тотальной греховности человека у Христа нет. И на душе радость возникает!

Однако, читая многочисленные высказывания Святых Отцов, оптимизма как-то убавляется. С пониманием своей постоянной греховности, ощущение какого-то пессимизма и постоянной скорби возникает и кажется, что Бог недосягаем для нас простых людей...И всё как-будто плохо и безвыходно.
И возникает путанное состояние от всего этого. Или это я так воспринимаю всё неправильно?
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Руслан. С Рождеством Христовым!
Конечно, наша вера радостная. Однако от радости быть со Христом нас часто отделяют наши страсти и грехи. Поэтому иногда говорят о радостепечалии. Мы скорбим о своем несовершенстве, но радуемся тому, что Богу по Его любви к нам возможно все, в том числе и наше приближение к Нему, конечно, при нашем участии. Мы радуемся, что нас, таких несовершенных, любит Сам Господь.
 
Православный христианин
Или это я так воспринимаю всё
Подлинное осознание своей греховности приводит душу в смирение. А смирение привлекает благодать Божию и как следствие приносит душе отраду и надежду на Бога и Его милость
 
Православный христианин
Бог досягаем для всех. Это мы сами от Него постоянно отходим.
 
Православный христианин
В Новом Завете, все фразы Христа связаны с некоторым оптимизмом
Много в Новом Завете и страшных фраз. У Святых много оптимистичного. Святые по характеру разные, напр., Брянчанинов более суровый, Саровский более радостный. Для меня. Я не заметил того, о чем говорите Вы.
 
сомневающийся
Руслан, приведите 2-3 примера, высказываний святых, от которых показалось все "плохо, безвыходно, Бог недосягаем, возникло состояние путанное".
Учитите, когда примеры приводить станете, православных святых различают по чинам, напр., чин апостолов, чин святителей, чин преподобных, чин мучеников, чин юродивых. Не всегда слова какого-то святого несут свет, истину, ясное состояние и т.п., по разным причинам. Напр., могут быть высказаны до его последования соответствующему ему чину. В этой связи сомнение может вызвать сказанное святыми мучениками, до смерти телесной. Некоторые эмоциональные речи святителей, в силу политической ситуации вокруг них, т.к. они - архиереи, некоторых из них систематически "доводили", "сворачивая кровь", из-за должности, чтоб они выступили со словом против кого-то и т.п. Юродивые - большинство записей не вели, об их словах можем узнать почти всегда из житийных книг, т.е. от 2,3 лиц. Обратите внимание на чин святых, который говорит во всех его людях одно и то же, без противоречий Христу, преподобных. Но м.б. и здесь исключения из правила, напр., люди на православных форумах недоумевали о странностях преподобного Волоцкого Иосифа, потому его слова не стал читать. Короче говоря, приведите примеры слов святых, не понравившиеся вам.
 
Последнее редактирование:

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
В Новом Завете, все фразы Христа связаны с некоторым оптимизмом: Просите и дано будет, стучите и вам отворят, возлюби Бога, возлюби ближнего и т.п.
Добрый день брат.
Это не фразы, это заповеди которые мы должны исполнять. Любое слово Господа нашего Иисуса Христа сказанное в повелительном наклонении есть заповедь, которую нужно исполнять. А вот как исполнять эти заповеди учат святые Отцы.
Например без сознания собственной греховности стучать и просить вовсе не нужно, так как не зачем стучать и не зачем просить. Зачем куда-то стучать и чего-то просить человеку считающего себя если не совсем совершенным, то что-то около того? Такому человеку Спаситель не нужен, такой человек сам себе спаситель, хотя при этом такой человек вполне может исповедовать Христа собственным Спасителем, но фактически отрекаться от Него собственным самомнением.
что Бог недосягаем для нас простых людей...И всё как-будто плохо и безвыходно.
Это действительно так, Бог не досягаем для нас в полной мере, если точнее, то досягаем, но в той мере в которой мы способны принять в себя Бога.
Но ведь перед тем как мы захотели собственного спасения, нашего спасения захотел Бог, разве это плохо и безысходно? Перед тем как мы захотели познать Бога, этого захотел Бог, чтобы мы Его познавали. Такова Его воля о нас, разве это плохо и безысходно?
Вот представьте себе, что некий великий начальник сказал своему самому никудышнему подчиненному, который толком и делать ничего не умеет.
  • Если ты будешь делать так как я тебе говорю, ты будешь жить там где я, есть что я ем и т.п. Для того, чтобы такое случилось у тебя все есть, это я тебе гарантирую, что такая возможность у тебя имеется.
Разве это плохо и безысходно? Нет, это радость. Плохо и безысходно, если этот подчиненный не захочет осознавать себя никудышным, а возомнит о собственном достоинстве. Такое состояние сродни психическому заболеванию, а может и является таковым, если человек который ничего не знает и не умеет, но при этом мнит себя профессионалом.
И возникает путанное состояние от всего этого.
Конечно возникает, так как мы люди сталкиваемся с учением не от людей, не от мира сего. Тут при изучении светских наук, причем любых - математики, физики, права, грамматики, музыки, вообще изучения всего возникает путанное состояние в большей или меньшей степени, так как сразу все понятно и досягаемо быть не может. Без путанного состояния даже рыбу на удочку не научишся ловить.
И даже молитву он дал людям, чтобы обращались к Богу - Отче наш, как будто мы сыновья и дочери Бога, как обращение к самому близкому родственнику своей души.
Да, несомненно так, но надо-же читать ту часть Нового Завета где дана молитва полностью, а не только молитву. Вы прочитайте пожалуйста, что следует до и после молитвы Отче Наш в Евангелии по Матфею 6
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Мф.9:13. пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию
Толкование Лопухина. ....По поводу слов: «Я пришел призвать...» некоторые церковные писатели задают следующие вопросы. Христос пришел ко всем, – почему же Он говорит, что не пришел к праведным? Следовательно, были такие люди, которым не было нужно, чтобы Он пришел? Неужели Христос действительно хотел выразить ту мысль, что Он пришел только к грешникам? Если же Он и под грешниками, и под праведниками (мнимыми) в действительности разумеет только грешников, то можно ли Ему приписать мысль о разделении грешников на классы? Отвечая на эти вопросы, скажем, что выражение Христа следует понимать только в самом широком, если не в абсолютном смысле: Он пришел исключительно к грешникам. Почему же не к праведникам? Потому, что их нет. Кто есть человек, который жив будет и не согрешит? Только Христос абсолютно праведен, а все остальные грешны. В 13-м стихе выражается таким образом мысль Христа о греховности всех людей. Книжники и фарисеи, считавшие себя праведными, ошибались: они не только были грешны, но и еще грешнее этих мытарей и их товарищей. Таким образом, различие следует проводить не между грешниками и праведными, а только между грешниками относительно и грешниками абсолютно. Первые не настолько грешны, чтобы не принять Христа, вторые грешнее их потому, что перед лицом живой и абсолютной Правды и Безгрешности считают самих себя праведными и потому не могут принять Христа. Христос никогда не говорил, что все Его должны принять, приняли или принимают. Сквозь все Евангелие проходит мысль о грешниках спасающихся и грешниках, для которых закрыта дверь спасения.
Мне сразу становиться понятно, почему так строги Святые отцы.
 
Последнее редактирование:

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Мне нравится авва Дорофей. Добрее отца трудно найти. У него точно нет ни мрака, ни путаницы
Да нет у святых отцов никакого мрака и путаницы, все дело не в них, а в нас. Это мы когда встречаемся с Божественным светом начинаем осознавать себя настоящими, а не теми кем сами себя привыкли считать.
 
Православный христианин
О радостопечалии https://azbyka.ru/radostopechalie

Из писаний Св. Отцов видно, что в их понимании взаимодействие печали и радости порождает новое состояние: радость и печаль не сменяют друг друга, а сосуществуют в неразрывном единстве.

Прп. Симеон Новый Богослов поучает: «Всякому надлежит рассматривать себя и внимать себе разумно, чтобы ни на надежду одну не полагаться без плача по Богу и смирения, ни опять на смирение и слезы не полагаться без последования им надежды и радости духовной» (Добротолюбие 1992:5,22).

Кратко и очень ярко выразил туже мысль прп. Григорий Синаит: «…Величайшее есть оружие – держать себя в молитве и плаче, чтобы от молитвенной радости не впасть в самомнение, но сохранить себя невредимым, избрав радостопечалие» (Добротолюбие 1992:5, 162).

Итак, как печаль, так и радость одна без другой и в своих крайних проявлениях – опасны. Ни радости без печали, ни печали без радости, ибо источник их обеих – Бог. Внутреннее состояние верующего – это соединение радости и печали, и оно антиномично. Радость и печаль гармонично со-пребывают в человеке, радостопечалие – это неуловимое, подвижное равновесие. «Снятие» здесь означало бы уклонение либо в уныние и отчаяние, либо в самомнение и гордость. Антиномичностъ радостопечалия предохраняет верующего и от того, и от другого.
В. В. Лепахин, из книги «Икона и иконичность»

«Ведь веселость-то не грех, матушка: она отгоняет усталость, а от усталости ведь уныние бывает. И хуже его нет: оно все приводит с собою. Сказать слово ласковое, приветливое да веселое, чтобы у всех пред лицом Господа дух всегда весел был, а не уныл – вовсе не грешно, матушка».
прп. Серафим Саровский

Христианин плачет о своих грехах и радуется о Господе — Творце и Спасителе!
 
Чехов
Православный христианин
Руслан ,а Вы о чем просили в своих молитвах?Может не о главном и важном,что Вам или другим людям нужно и необходимо?Просить надо главного: любви к Богу и любви к окружающим нас людям.Известно,что любовь к Богу это жизнь по заповедям.У Вас с этим хорошо? Есть заповеди данные Моисеем они обязательны и есть заповеди блаженств ,стяжать которые необходимо для действенной молитвы как,например,у Николая Мирликийского Чудотворца.Вы к людям милостивы? Всегда ли чисты сердцем?Я к сожалению не всегда.Вот об этом и необходимо молиться и стараться.
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Как совместить в одной молитве и радость общения с Богом, и сокрушенное сердце?
— Совместить эти состояния вряд ли удастся, но они перетекают одно в другое. Нужно дать место и тому, и другому. Когда осознание грехов мучает человека, ему нужно сокрушать свое сердце, каяться и разливаться как вода по земле, которую нельзя собрать. Это — образ полного смирения. Но человек должен утешаться надеждой, чтобы не впасть в уныние и не отчаяться. А когда он радуется, ему нужно сдерживать себя страхом, чтобы не охаметь: радующийся без страха рискует охаметь перед Богом. Работайте Господеви со страхом, и дуйтеся Ему с трепетом (Пс.2:11).

Предлагаю вам следующую интересную вещь, всем открытую. Вот компилятивно составленная древняя молитва — славословие «Слава в вышних к Богу»: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя великия ради славы Твоея. Господи, Царю Небесный…» Это мы читаем и на утрене и на вечерне, это все знают. Вот «хвалим», «благословим», «благодарим», «поклоняемся»… А потом что? Постепенно оно так идет, идет… Потом: «Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе. Господи, к Тебе прибегох: научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источник живота…» Начинаешь с радости, заканчиваешь: «Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе». Понимаете, как перетекает радость в покаяние?

Теперь — покаянная молитва: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. <…> беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну». Вроде бы чего еще дальше? А постепенно: «Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся», «Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя» и т.д. Начинаешь с покаяния — приходишь в радость; начинаешь с радости — приходишь в покаяние.

Вот такие взаимопротиворечивые вещи совмещаются в одном духе. И если начнешь с радости — радуйся, раб Божий, радуйся о Господе. Но ты радуешься, радуешься, радуешься, а потом: «Господи, прости меня». Сначала: «Слава Тебе, слава Тебе, слава Тебе»; а потом: «Господи, прости меня, пожалуйста». И наоборот: «Господи, прости меня, прости меня»; потом: «Господи, слава Тебе, слава Тебе, слава Тебе». Вот это и есть настоящий дух молитвы. Покаяние и радость рядышком, одно перетекает в другое. Возьмите себе на заметку: каясь в грехах своих, восходите в восторг хвалы; но, начиная с хвалы и восторга, заканчивайте смиренным покаянием. Вот это и есть апостольская молитва, это и есть дух Православной Церкви. Если мы будем только каяться, то это будет изнурение и самоубийство, а если будем только хвалить, то это будет сектантство и благочестивое беснованне. Радость без покаяния запрещена, покаяние без радости самоубийственно.
прот. Андрей Ткачёв
Источник
 
Православный христианин
Здравствуйте, форумчане!
Изучая Новый Завет и высказывания Святых Отцов столкнулся с некоторым непониманием, которое до конца не могу разрешить.
В Новом Завете, все фразы Христа связаны с некоторым оптимизмом: Просите и дано будет, стучите и вам отворят, возлюби Бога, возлюби ближнего и т.п.
И даже молитву он дал людям, чтобы обращались к Богу - Отче наш, как будто мы сыновья и дочери Бога, как обращение к самому близкому родственнику своей души. И разговора о вечной и тотальной греховности человека у Христа нет. И на душе радость возникает!

Однако, читая многочисленные высказывания Святых Отцов, оптимизма как-то убавляется. С пониманием своей постоянной греховности, ощущение какого-то пессимизма и постоянной скорби возникает и кажется, что Бог недосягаем для нас простых людей...И всё как-будто плохо и безвыходно.
И возникает путанное состояние от всего этого. Или это я так воспринимаю всё неправильно?
Конкретно о каких святых отцах Церкви Вы пишите? Можете их назвать и дать цитаты, которые Вас смутили?
 
Екатеринбург
Православный христианин
Ветхий Завет был верой закона, который следовало неукоснительно исполнять, о чём свидетельствуют 10 заповедей в виде запретов. А заповеди Блаженства, установленные Иисусом Христом, дают надежду, они проникнуты духом любви, ибо "Бог есть любовь", о чём и говорится в Новом Завете. Господь пришёл, чтобы показать, что исполнение Его заповедей не тяжкая повинность, а путь к радости (это слово очень часто встречается в Евангелии) для каждого человека. И сейчас многие люди не идут в церковь, считая, что тут всё уныло и безрадостно. Святые Отцы в основном вели аскетический образ жизни, подавая пример своей жизнью и своими писаниями, в которых призывали бороться с грехами, потому что каждый человек грешен, но не нужно впадать из-за этого в отчаяние. Также восприятие высказываний Святых Отцов меняется в зависимости от времени чтения: например, когда я только стала воцерковляться, труды Феофана Затворника производили на меня угнетающее впечатление, а сейчас читаю их спокойно.
 
г. Вятские Поляны
Православный христианин
А путаница в голове бывает от недостатка Иисуса-Христовой логики. Тот кто пребывает с Богом в единомыслии (в согласии), у того путаницы в голове не происходит. Но на это нужен навык, а в том есть искусство православия, а искусство православия ориентировано на то, чтобы научиться отличать святость от лукавства.
 
Православный христианин
С пониманием своей постоянной греховности, ощущение какого-то пессимизма и постоянной скорби возникает и кажется, что Бог недосягаем для нас простых людей...И всё как-будто плохо и безвыходно.
С пониманием своей удаленности от Бога, душа человеческая становиться пустым сосудом, который она подготовила для Божественного наполнения осознанием своей греховности, жажды Божественного покровительства и помощи Свыше. Только в этой связке начинается практическая реализация слов Христа -"Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам.. ".
С другой стороны если нет этого чувства, нет желания исправится, значит человек находится в полноте своих обманчивых ощущений о том, что он чего то делает такое ( например ходит на службы), за что ему уже как бы причитается Свыше..
Такое состояние похоже на тот самый сосуд , но только уже набитый до краев своим эго. Соответственно , не возможно будет его наполнить... И мнимое состояние безупречного верующего, по факту будет означать духовную деградацию.
 
Здравствуйте, форумчане!
Изучая Новый Завет и высказывания Святых Отцов столкнулся с некоторым непониманием, которое до конца не могу разрешить.
В Новом Завете, все фразы Христа связаны с некоторым оптимизмом: Просите и дано будет, стучите и вам отворят, возлюби Бога, возлюби ближнего и т.п.
И даже молитву он дал людям, чтобы обращались к Богу - Отче наш, как будто мы сыновья и дочери Бога, как обращение к самому близкому родственнику своей души. И разговора о вечной и тотальной греховности человека у Христа нет. И на душе радость возникает!

Однако, читая многочисленные высказывания Святых Отцов, оптимизма как-то убавляется. С пониманием своей постоянной греховности, ощущение какого-то пессимизма и постоянной скорби возникает и кажется, что Бог недосягаем для нас простых людей...И всё как-будто плохо и безвыходно.
И возникает путанное состояние от всего этого. Или это я так воспринимаю всё неправильно?
Не так. Святые они не потому что солнцем или лампой какой освещены, а постижением как оно есть в Бытие на спиом деле. Опыт их освящает. Вот и попробуй понять, какой опыт полезней , старшего сына, потерявшего первородство, или блудного?
 
Сверху