Серафим Саровский о заботах житейских

Православный христианин
https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovskij/nastavlenia/#0_8
В 7 пункте наставлений есть такие слова: "Но никто не может стяжать страха Божия, доколе не освободится от всех забот житейских." Что это значит? Допустим я хожу на работу (программист), чтобы получать деньги, чтобы кормить семью. От каких забот я должен отказаться? Не изучать языки программирования? Не покупать новые вещи? Или не ходить в кино, театры, походы? Не пытаться что то изобретать, не размышлять над различными проблемами?
 
Москва
Православный христианин
Слова прп. Серафима по сути понятны.Ответы на Ваши вопросы я бы начал искать в Св. Евангелие от Матфея, в 6 главе,19-34,прочтите внимательно св.отеческие толкования этих стихов.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Мне кажется, что всё, что вы перечислили являются заботами житейскими. Все эти заботы мешают возлюбить Бога всем сердцем, всею душою и всем разумением. И перечень забот можно долго продолжать. Одна из целей ухода в монастырь состоит в желании уменьшить житейские попечения до минимума, чтоб больше времени уделять духовной жизни. Поэтому, я полагаю, что прп. Серафим говорит тут о преимуществе монашеской жизни по сравнению с мирской (Марфа и Мария).

Но заповедь о любви к Богу всем сердцем дана всем христианам, а не только монахам. И поэтому и в миру надо стремиться к максимальному удалению от различных попечений ради духовной жизни. Полагаю, что мирянину надо заниматься всеми необходимыми делами для обеспечения своей семьи, но удаляться от всего того, что лишь развлекает ум и сердце, занимая это время духовной жизнью.
 
Россия
Православный христианин
Может имеется ввиду от чрезмерных забот? РАстить детей и заботится о жене это прямая обязанность. Явно не об этом сказано в поучениях батюшки Серафима. Все монахами тоже быть не могут, а кому дано свыше. Так что думаю здесь разговор о чрезмерных заботах.
 
Православный христианин
Ну допустим в кино и в театры я практически не хожу. - Один раз в год или в несколько лет. Программист не может не изучать программирование, иначе он очень быстро потеряет квалификацию и лишится работы. Покупать вещи нужно хотя бы потому, что старые выходят из строя. Без размышлений и творчества мозг может потерять мобильность и человек может стать механизмом, все выполняющим автоматически, не способным на что-то значащее, интересное, важное, заключающее в себе смысл жизни. Не говоря уже об опасности депрессии. О том чтобы оставить семью - на мой взгляд христианин даже думать не может. Так что я не могу согласиться с вашими словами, что всё, что я перечислил является житейскими заботами в том смысле, в котором их употребляет Серафим Саровский.
Я думаю никакого преимущества у монашеской жизни нет. Об этом же говорит Паисий Святогорец.
"Прежде всего следует дать им понять, каково предназначение человека и в чём смысл его жизни. Затем следует разъяснить юным, что оба начертанных нашей Церковью пути благословенны, поскольку если выбравшие их живут по Богу, то оба этих пути могут привести в Рай. Предположим, что два человека отправляются в паломничество. Один идет по наезженной дороге, другой - по тропинке. Однако оба идущих имеют одну и ту же цель. Бог радуется первому и любуется вторым. Дело станет худым [лишь] в том случае, когда тот, кто идет по тропинке, станет осуждать в своем сердце того, кто идет по шоссе, или наоборот."
https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/semejnaja-zhizn-slova-tom4/1
Притча про Марфу и Марию говорит не о преимуществе беспечности над заботами, а о необходимости видеть главное в текущий момент.
Я согласен, что нужно удаляться от излишних развлечений. Когда человек уже не получает от них даже наслаждения, но все равно ими занимается. Но то что совсем нельзя развлекаться - по-моему неправильно, ведь даже Христос был на свадьбе в Кане Галилейской. По-моему упор на бездумных самоограничениях приводит к отсутствии инициативы и унылости ("как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися.") Поэтому в нашей стране так мало реально верующих. Никто не хочет ходить с мрачными лицами. Люди хотят быть живыми, а не мертвыми. Живые - это те, которые имеют свое мнение, которые действуют в синергии с Богом, а не которые лапки свесили и за них все решает Бог, святые и другие люди.
 
Православный христианин
Василий, я думаю равно как вы. И в театр хожу на хорошие пьесы, и в кино, и в музеи. (Конечно, никаких непотребств не приемлю ;-)) Бог создал много прекрасного в мире, создал в человеке возможность творить и мечтать. И искусство - это здорово.
А в словах Серафима Саровского я вижу вот какой смысл - нужно освободиться от забот для Бога. То есть все наше существо должно быть наполнено Богом, любовью к Нему и покорностью Его Воле. Тогда все житейское будет снаружи и не будет управлять нами. Ну вот вам пример - девушка две ночи не спит, думает - какие сапоги купить, красные без каблука или черные на каблуке (реальная история! Она извелась вся!). Вот такое и есть грех, на мой взгляд.
А программист - замечательная и интересная профессия)
Кстати, в тех же наставлениях Серафима Саровского читаем: "А соблюдая заповеди, ты будешь силен во всяком деле, и дело твое будет всегда хорошо"...
 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
Разумеется, Христос пришёл, чтобы освободить человека, а не заменить одни "бремена неудобоносимые" на другие. Нет противоречия между долгом христианина и долгом отца, кормильца и вообще творческого человека. А творчество — вообще главное отличие человека от "бессловесных" и детерминированных братьев наших меньших, живущих по неумолимому стадному "закону" (инстинкту).
Создатели Септуагинты не могли найти адекватного греческого глагола для выражения акта творения мира "из ничего", так как у язычников такого понятия не было. Поэтому был использован наиболее близкий по смыслу глагол пойэо — "делать", "производить", но также и "сочинять стихи", то есть делать нечто из почти ничего — не из грубой материи, а из "нематериальных" звуков, слов и рифм. Соответственно, библейский Творец был обозначен в греческой Библии эпитетом Пойэтэс — "Поэт", "Стихотворец", "Сочинитель", "Изобретатель", "Исполнитель". Замечательный пример "творческого" подхода к нелёгкой работе (при этом у них не было интернета и словарных программ для переводчика)!
Помню, как хорошо отец Ианнуарий (Ивлиев) объяснил нам смысл слов "...иго Моё — благо, и бремя Моё — легко...". Это место часто понимают неверно — в духе отвлечённой моралистики, вне религиозного контекста своего времени (как, впрочем, и другие места Священного Писания).
Также навсегда запомнились слова нашего незабвенного семинарского духовника отца Константина Быстриевского по поводу нашего спора на занятии: чей путь более тернист — женатого или монашествующего священника (см. ниже)? Не следует забывать, что первое чудо Христос сотворил, с точки зрения скопческого (ригористического) сознания, по "смехотворному" и даже "недостойному" Сына Божия случаю. Вряд ли разумный христианин сочтёт, что Он сделал это лишь "в силу вынужденных обстоятельств" и что в этом не было освящения и подтверждения изначально данного человечеству пути: "Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю..." — то есть пути именно социальной жизни. (Разумеется, любой жизненный путь правомочен, если он не преступен.)
https://azbyka.ru/days/p-molitva-u-raspjatija.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Василий, мне кажется, практически к любому делу можно относиться спокойно, а можно многозаботно и даже суетливо, все зависит от приоритетов. Если прежде всего искать царства Божьего и правды, то ко всякой житейской фигне будешь относиться спокойно, а если денег, то с квадратными глазами будешь отслеживать кадровые перемещения, вакансии, может и в интриги вплетаться начнешь. Конечно, во время программирования не получится читать молитву Иисусову, но в свободные промежутки можно, и мне кажется, с ней даже работа пойдет продуктивнее, так как она успокаивает. А любая умственная работа требует немного оторваться от житейских дел и эмоций и сконцентрироваться на ней.

В общем все что вы перечислили можно, главное иметь правильное настроение в уме и приоритеты.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Спасибо автору темы, тема важная, потому что самое сложное для нас - идти средним путем, так и тянет то в одну сторону, то в другую. :)
И Денису спасибо, что дал сылку на эти слова Евангелия: "Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы." (Мф., 6: 34).
Согласна со всеми предыдущими откликами. Необходимо жить здесь и сейчас, прилежно, творчески и, главное, с любовью к ближним выполнять свои обязательные дела в семье и в работе, но при этом не создавать себе кумиров.
 
Православный христианин
я не могу согласиться с вашими словами, что всё, что я перечислил является житейскими заботами в том смысле, в котором их употребляет Серафим Саровский.
Хорошо, если всё вами перечисленное не является житейскими заботами, но тогда что же ими является?

Я не писал вам, что лично для вас является излишними житейскими заботами потому, что одно и тоже дело для одного душеполезно, а для другого душевредно. И отделять вредное от полезного, а также определять богоугодную меру необходимых житейских забот, необходимо лишь вам самому и вашему духовнику. Поясню это. У одного иеромонаха одна женщина при мне спросила является ли грехом то, что она сводит внучку на концерт классической музыки. Иеромонах ответил, что если он, монах, оставив иисусову молитву и келию, будет ходить по концертам и слушать классику, то для него это будет духовное падение и, следовательно, грех. А если внучка, которая, возможно, ничего кроме рока и попсы не слышала, пойдет на концерт классики, то для неё это будет движением вверх и, следовательно, богоугодным делом.

Я думаю никакого преимущества у монашеской жизни нет. Об этом же говорит Паисий Святогорец.
О том, что монашеская жизнь более удобна для спасения пишут многие отцы. Если бы было не так, то зачем тогда вообще уходить в монастырь? Возникновение монашества связано с тем, что наиболее ревностные христиане, видя, что жительство в миру мешает духовной жизни, стали удаляться из мира. Ап. Павел пишет следующее: "Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак. Я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше." Слова прп. Паисия, которые вы привели, не говорят о том, что оба пути равноудобны для спасения. Но лишь говорят о том, что и на монашеском, и на мирском пути можно спастись.

Я согласен, что нужно удаляться от излишних развлечений. Когда человек уже не получает от них даже наслаждения
Страсти именно потому и пленяют человека, что человек в той или иной форме получает от них наслаждение.

По-моему упор на бездумных самоограничениях приводит к отсутствии инициативы и унылости
Каким образом самоограничения приводят к указанным вами последствиям?
 
Православный христианин
О том, что монашеская жизнь более удобна для спасения пишут многие отцы. Если бы было не так, то зачем тогда вообще уходить в монастырь?
В монастырь нужно уходить тем, у кого к этому душа лежит и кого Бог определил для этого. Но это совсем не значит, что этот путь лучше для всех.
Я слышал рассказы, что постригшись в монахи люди потом кончали жизнь самоубийством, потому что выбрали неправильный для себя путь, а назад дороги нет.
Мне кажется что это то же самое, что сказать что например программирование - самый лучший путь для человека, потому что так говорят многие программисты и потому что, когда программируешь - отвлекаешься от соблазнов мира. Или если военные скажут, что только их служба самая спасительная, потому что спасает от смерти и «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13).
У каждого человека свой дар. Музыкант не может полностью использовать свой дар, если он станет кузнецом. Не могут все люди быть монахами, потому что тогда вообще может население земли может вымереть. Из этого следует что монашество не может быть единственным предпочтительным путем.
Заботами является суета. То есть лишние заботы. Которые по прошествии времени оказываются очевидно не нужными. Ну а если заботы например о хлебе насущном для себя и других, то как они могут быть излишними?
"женатый заботится о мирском, как угодить жене." - не только. Он еще заботится о том, чтобы достойно вырастить и воспитать детей в вере. Мне кажется можно употреблять это высказывание ап. Павла к людям, которые гнетутся тем, что не вышли замуж. Тогда им можно сказать - что у вас судьба ничуть не хуже. Ну а если люди полюбили друг друга и создали семью - чем же они хуже первых?
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
В монастырь нужно уходить тем, у кого к этому душа лежит и кого Бог определил для этого. Но это совсем не значит, что этот путь лучше для всех.
Я слышал рассказы, что постригшись в монахи люди потом кончали жизнь самоубийством, потому что выбрали неправильный для себя путь, а назад дороги нет.
Мне кажется что это то же самое, что сказать что например программирование - самый лучший путь для человека, потому что так говорят многие программисты и потому что, когда программируешь - отвлекаешься от соблазнов мира. Или если военные скажут, что только их служба самая спасительная, потому что спасает от смерти и «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13).
У каждого человека свой дар. Музыкант не может полностью использовать свой дар, если он станет кузнецом. Не могут все люди быть монахами, потому что тогда вообще может население земли может вымереть. Из этого следует что монашество не может быть единственным предпочтительным путем.
Заботами является суета. То есть лишние заботы. Которые по прошествии времени оказываются очевидно не нужными. Ну а если заботы например о хлебе насущном для себя и других, то как они могут быть излишними?
"женатый заботится о мирском, как угодить жене." - не только. Он еще заботится о том, чтобы достойно вырастить и воспитать детей в вере. Мне кажется можно употреблять это высказывание ап. Павла к людям, которые гнетутся тем, что не вышли замуж. Тогда им можно сказать - что у вас судьба ничуть не хуже. Ну а если люди полюбили друг друга и создали семью - чем же они хуже первых?
Вопрос не о монашестве и мирском житие. Невозможно обрести Божий Дух тем, кто живет в многозаботии и не отрешился от всего, что имеет.
 
Сверху