Тайные молитвы священника,Анафора и Отверстые Царские врата(борьба за веру)

Христос дорогие форумчане!
Надеюсь вы помните рассказ из "Луга Духовного"прп.Иоанна Мосха которое побуждает душу к благоговейному отношению к святой Литургии.

"196. Чудо происшедшее с детьми в Апамее, произнесшими во время игры слова св. возношения.
Бывший начальник африканской провинции Георгий, человек христолюбивый, чтивший иноков и нищелюбец, сорадовавшийся всему доброму и богоугодному, рассказал нам: на моей родине – он был родом из Апамеи, второй сирийской провинции, из города Торакса – есть местечко, лежащее в сорока милях от города, называемое Гонаг. В окрестностях селения, на расстоянии одной мили, дети пасли скот. Однажды дети, как это обыкновенно бывает в их возрасте, вздумали поиграть. Разыгравшись, они вдруг решили: «Давайте устроим собрание и отслужим обедню». Все тотчас согласились, поставили одного в чине священника, двух других произвели в диаконы. Нашли один гладкий камень и начали игру: на камне, как на жертвеннике, положили хлеб и в глиняном кувшине вино. Священник стал пред жертвенником, а диаконы – по сторонам. Священник произносил молитвы св. возношения, а диаконы махали поясами, будто рипидами. В священники избран был такой, который хорошо знал слова молитвы, так как в церкви вошел в употребление обычай, чтобы дети во время литургии стояли пред святилищем и первые, после духовенства, причащались св. Таин. В иных местах священники имеют обычай громко произносить молитвы св. возношения, почему, часто слыша, дети могли знать их наизусть. Когда все было устроено по церковному чину, прежде чем приступить к раздроблению хлеба – вдруг огонь ниспал с неба, пожрал все предложенное и совершенно испепелил самый камень, так что не осталось никакого следа ни от камня, ни от того, что приносилось на нем. При виде неожиданного явления дети в страхе замертво попадали на землю и не могли ни встать, ни закричать. Так как они не вернулись в обычное время домой – они без чувств все еще лежали на земле – родители отправились из селения узнать о причине их необычного отсутствия. После розысков они нашли их распростертыми на земле"

Сейчас разрушаются традиционные барьеры Церкви и бывает так что пытливый и непросвещеннй ум проситься глазами тутда куда ему вход противопоказан.Совсем в недалекой от нас и близкой по духу и крови Сербской Православной Церкви происходят модернистские веяния в Литургическую жизнь входят такие новшества как чтение тайных молитв вслух священником и отверстые Царские врата в течение всей Литургии.В России это тоже допустимо но только в случаи когда служит архиерей,архимандрит или митрофорный протоиерей в остальных случаях все священнослужители должны соблюдать традиционное благочиние и не пускать видеть "святая святых" для связки с греховными мыслями людям нецерковным и откровенным безбожниками.
SPC-650.jpg

Модернистские иконостас и фрески в сербском храме св. Максима Исповедника (г. Костолец, Браничевская епархия. Царские и диаконские врата на иконостасе полностьюотсутствуют)
Feodor._sob.-595.jpg

Церковь в честь Феодоровской иконы (Феодоровский собор) в Санкт-Петербурге

«Посмотрим, как учит епископ Афанасий (Евтич)(Сербская Православная Церковь) о чтении священнических молитв во время Божественной Литургии. Свои слова: „Божественную Литургию, о которой и народ в старинных песнопениях говорит, что она поется, и священники в древних рукописных служебниках свидетельствуют: ‘Досюда пой Златоуста’, ‘Отсюда пой Василия’“, он подытоживает так: „Спросим теперь самозваных ревнителей ‘старого порядка и предания’: если Литургия поется и литургисающим, и народом, возможно ли, чтобы молитвы – главный гимн, песнь благодарения Живому в Троице Богу – читались ‘тайно’?!“

Но мы убеждены, что приведенные указания о пении Литургии народом и примечания для священников из старых служебников относятся не к молитвам, читаемым священником, а к ответному пению народа и ектениям священника или диакона, т. е. к возгласам священнослужителя, которые в современной практике не поются, а молитвенно произносятся.
Против мнения епископа Афанасия свидетельствует, например, рукопись служебника XV века (Хиландарский свиток), в которой трижды встречаем: „Священник тайно“ и однажды: „Иерей молитву, тайно“, что говорит о чтении, а не пении молитв, причем тайном (тихом), а не явном (гласном). Кроме того, из рукописей XIII века, указывающих порядок литургических возгласов и молитв, также можно заключить о тайном, а не гласном чтении молитвословий священнослужителем. В служебнике № 1017 Соловецкого собрания (XIII в.) значится: „Молитва об оглашаемых, тайно“ и „Священник молитву, тайно: ‘Сый Владыко, Господи Боже Отче Вседержителю...’“ (как и сегодня), из чего, опять же, можно сделать вывод, что священник и другие молитвы читал про себя. В служебнике № 519 Софийского собрания (XIII в.): „Священник молитву тай[но]: ‘Владыко Господи, Отче щедрот...’“ и „Молитва приношения [Даров], священник тайно“. В рукописи Софийского сборника № 518 (также XIII в.) (Литургия свт. Иоанна Златоуста): „Высшим [гласом]: ‘Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов’. Священник тайно: ‘Подобне и чашу по вечери, глаголя’ <…>. Священник тайно: ‘Поминающе убо спасительную сию заповедь…’“. В рукописи Божественной Литургии святителя Иоанна Златоуста (Петроград, ГПБ, Q. р. I. 48, XIII в.): „Священник молитву [1-го антифона] тайно...“, „Священник молитву [2-го антифона] тайно...“, „[Молитва 3-го антифона] тайно...“, „Священник [молитву] входа, тайно...“, „Священник молитву [трисвятого], тайно...“, „Священник молится тайно...“, „ Священник молится тайно...“, „Священник молитву [верных 2-ю], тайно...“, „Священник молится тайно [молитва Херувимской]...“, „Священник тайно...“, „Священник молитву, тайно...“, „Священник тайно...“, „Священник молитву, тайно...“. В Хиландарской рукописи Литургии Иоанна Златоуста (№ 3/II, т. 708, нач. XIV в.) восемь раз встречается: „Святитель, преклонившись, молится...“, что означает тихое, благоговейное моление, а не гласное чтение или пение молитв. <…>

Такие же примеры находим и в более древних славянских служебниках. В Хутынском служебнике (конец XII – начало XIII в.) читаем: „Священник молитву усердную, тайно – написана выше“, „Молитва о верных первая, тайно“, „Священник молитву, тайно“, „А священник молитву о себе, тайно“, „Молитва, тайно“, „Священник молитву, тайно“, „Священник молитву, тайно “, „Молитва, тайно“, „Молитва, тайно“, „Молитва, тайно“, „Священник молитву, тайно“, „Молитва, тайно“, „Молитва, тайно“, „Молитва, тайно“, „Молитва, тайно“, „Молитва, тайно“, „Молитва Приношения, тайно“. Кроме этих молитв, негласное чтение которых зафиксировано вполне определенно, и другие (молитвы антифонов, молитва об оглашаемых и обе молитвы верных), исходя из факта их совмещения с ектенией диакона и особого выделения возгласов, также, безусловно, читались беззвучно.

Итак, на основании приведенных примеров и служебников X–XII века, можно с уверенностью утверждать, что в средние века, с Х до середины XVI, священнические молитвы читались тайно. Следовательно, мы не можем согласиться с мнением епископа Афанасия по данному вопросу: „самозваные ревнители, ‘старого порядка и предания’“ вполне правы.

Все перечисленные средневековые рукописи, подтверждающие, что, кроме прочих, и молитва „Подобне и чашу по вечери“ читалась тайно, не помешали епископу Афанасию объявить примечания об этом в Архиерейских чиновниках 1658 и 1666 годов позднейшими вставками. Мы не можем принять его толкование, будто молитвы в приведенных рукописях, обозначенные словом „тайно“, произносились „нормально“, т. е. гласно. Как уже сказано, на основании их совмещения с ектениями и особенно в связи с „возгласами“, которым такие молитвы предшествуют, логично полагать, что и они читались тихо, беззвучно. <…>

Процитируем также слова святого Николая Кавасилы (ок. 1322 – после 1391) из его произведения „Изъяснение Божественной Литургии“. <…> Показывая различие между заамвонной молитвой и молитвами в алтаре, Святой Отец пишет: „Ибо прежде он [священник] молился внутри алтаря и сам про себя, так что никто не слышал, и весь обратившись к Богу, а теперь совершает общую молитву за Церковь и за всех верных, выйдя из алтаря и став среди народа, вслух всем“.

Итак, сомнения отпадают: святой подтверждает, что священник все молитвы Литургии читал тихо, „так что никто не слышал“. И этот ключевой фрагмент, к сожалению, у епископа Афанасия опущен. <…>

Кроме произведений святого Николая Кавасилы, подобное свидетельство, датированное 1063–1064 годами, находим и у епископа Николая Андидского в его „Кратком рассуждении о тайнах и образах Божественной Литургии“ (тоже о заамвонной молитве): „Т. к. все божественное священнодействие совершается преимущественно за тех, кто сделал приношение и за кого сделано приношение, то потом и за всех остальных прилагается одна молитва. Т. к. [с другой стороны] некоторые из стоящих вне алтаря часто приходят в недоумение, спорят между собою и говорят: какая цель, мысль и сила тихо читаемыхархиереем молитв, и желают получить об этом некоторое понятие, то поэтому Божественные Отцы и начертали [заамвонную молитву] как бы сокращение всего, о чем было просимо [в продолжение Литургии], и таким образом сообщают желающим понятие о платье по бахроме“.

Добавим и более позднее (XVIII в.) доказательство от преподобного Никодима Святогорца: „Если мы внимательно присмотримся к Божественной и святой Литургии, то увидим, что с начала до конца вся она имеет целью и указывает на Причащение собравшихся верующих христиан, ибо это обнаруживают и молитвы, которые читает священник тайно, и возгласы, и все слова и священнодействия, и чин, которые происходят на ней“».- архимандрит Никодим (Богосавлевич)(Сербская Православная Церковь)

~Обращение к архипастырям и пастырям Православной Российской церкви~
"Ведомо нам по городу Москве и из других мест епархиальные преосвященные сообщают, что в некоторых храмах допускается искажение богослужебных чинопоследований отступлениями от церковного устава и разными нововведениями, не предусмотренными этим уставом. Допускаются самовольные сокращения в чинопоследованиях и даже в чине Божественной литургии. В службах праздникам выпускается почти все, что составляет назидательные особенности праздничного богослужения, с обращением, вместо того, внимания на концертное исполнение обычных песнопений, не положенных по уставу, открываются царские врата во время, когда не следует, молитвы, которые положены читать тайно, читаются вслух, произносятся возгласы, не указанные в Служебнике; шестопсалмие и другие богослужебные части из слова Божия читаются не на церковнославянском языке, а по-русски; в молитве отдельные слова заменяются русскими и произносятся вперемежку с первыми; вводятся новые во время богослужения действия, не находящиеся в числе узаконенных уставом священнодействий, допускаются неблагоговейные или лицемерные жесты, не соответствующие требуемой существом церковной службы глубине чувства смиренной, трепещущей Божьего присутствия, души священнослужителя.

Все это делается под предлогом приспособить богослужебный строй к новым требованиям времени, внести в богослужение требуемое временем оживление и таким путем более привлекать верующих в храм.

На такие нарушения церковного устава и своеволие отдельных лиц в отправлении богослужения нет и не может быть нашего благословения."
-ТИХОН
ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ
И ВСЕЯ РОССИИ
Град Москва
4/17 ноября 1921 г.
№ 1575.



Как вы считаете послужит ли этот модернизм для воцерковления или наоборот создаст безразличие к вере и Церкви?
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Церковь в честь Феодоровской иконы (Феодоровский собор) в Санкт-Петербурге
Тайные Молитвы
Там есть статья отца Владимира Хулапа, который в этом храме служит. Очень и очень начитанный, компетентный человек (второй справа на фото)
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Христос воскресе, дорогие форумчане!

Feodor._sob.-595.jpg

Церковь в честь Феодоровской иконы (Феодоровский собор) в Санкт-Петербурге

Как вы считаете послужит ли этот модернизм...
Воистину воскресе!
Игорь Александрович, вряд ли то, что изображено на иллюстрации, которую Вы привели, относится к модернизму. Вероятно, Вы не бывали в Санкт-Петрбурге, а если бывали, то не посещали Феодоровский собор? Вопрос не праздный, потому, что вполне вероятно, что Вам неизвестна история постройки, разрушения и восстановления собора, а, значит, неизвестны и некоторые его особености.

Подробно с историей собора можно познакомиться здесь: http://feosobor.ru/nash-hram/

Здесь же хочу обратить Ваше внимание на несколько положений, которые постараюсь выразить тезисно (за подробностями - на сайт собора).
1) Собор проектировался и строился (http://feosobor.ru/history/prehistory/) к 300-летию дома Романовых.
2) Первое пожертвование на строительство храма внес св. Иоанн Кронштадский (http://feosobor.ru/history/krichinskij_stroitelstvo/)
3) На первом этаже было построено три храма.
4) Главный храм - верхний (второй этаж). В нем установлен потрясающий по своей выразительности и красоте высочайший иконостас. Фотографию можно посмотреть здесь: http://feosobor.ru/descr/upper/
5) Нижний храм (центральный храм первого этажа) предполагалось оформить как древненовгородский храм - XIII века – с каменной алтарной преградой вместо иконостаса, каменными престолом и жертвенником и каменной же сенью над престолом. Об этих намерениях неоднократно говорилось в отчетах Строительного комитета. Но из-за Первой мировой войны и революции это сделать не удалось.
6) Во времена советской власти в соборе творилась мерзость запустения, он был искаверкан и переоборудован под завод.
7) При восстановлении храма Церковью уже в наши дни были использованы дореволюционные планы строительства собора.

О том, что отсутсвие высокого иконостаса с большой натяжкой можно назвать модернизмом наших дней говорят и храмы первых христиан: https://yandex.ru/images/search?text=храмы христиан первых веков&stype=image&lr=2&source=wiz Возведение иконостасов - традиция, возникшая гораздо позже возниконовения христианства.

Игорь Александрович, высокий многоярусный иконостас - благочестивая традиция Русской Православной Церкви. Мне лично она очень нравится своим сакральным смыслом. Вас же я призываю осторожнее высказывать свои суждения о предметах, которые требуют более близкого знакомства.
 
Последнее редактирование модератором:
Воистину воскресе!
Игорь Александрович, вряд ли то, что изображено на иллюстрации, которую Вы привели, относится к модернизму. Вероятно, Вы не бывали в Санкт-Петрбурге, а если бывали, то не посещали Феодоровский собор? Вопрос не праздный, потому, что вполне вероятно, что Вам неизвестна история постройки, разрушения и восстановления собора, а, значит, неизвестны и некоторые его особености.

Подробно с историей собора можно познакомиться здесь: http://feosobor.ru/nash-hram/

Здесь же хочу обратить Ваше внимание на несколько положений, которые постараюсь выразить тезисно (за подробностями - на сайт собора).
1) Собор проектировался и строился (http://feosobor.ru/history/prehistory/) к 300-летию дома Романовых.
2) Первое пожертвование на строительство храма внес св. Иоанн Кронштадский (http://feosobor.ru/history/krichinskij_stroitelstvo/)
3) На первом этаже было построено три храма.
4) Главный храм - верхний (второй этаж). В нем установлен потрясающий по своей выразительности и красоте высочайший иконостас. Фотографию можно посмотреть здесь: http://feosobor.ru/descr/upper/
5) Нижний храм (центральный хам первого этажа) предполагалось оформить как древненовгородский храм - XIII века – с каменной алтарной преградой вместо иконостаса, каменными престолом и жертвенником и каменной же сенью над престолом. Об этих намерениях неоднократно говорилось в отчетах Строительного комитета. Но из-за Первой мировой войны и революции это сделать не удалось.
6) Во времена советской власти в соборе творилась мерзость запустения, он был искаверкан и переоборудован под завод.
7) При восстановлении храма Церковью уже в наши дни были использованы дореволюционные планы строительства собора.

О том, что отсутсвие высокого иконостаса с большой натяжкой можно назвать модернизмом наших дней говорят и храмы первых христиан: https://yandex.ru/images/search?text=храмы христиан первых веков&stype=image&lr=2&source=wiz Возведение иконостасов - традиция, возникшая гораздо позже возниконовения христианства.

Игорь Александрович, высокий многоярусный иконостас - благочестивая традиция Русской Православной Церкви. Мне лично она очень нравится своим сакральным смыслом. Вас же я призываю осторожнее высказывать свои суждения о предметах, которые требуют более близкого знакомства.
Христос воскресе Елена Анатольевна!
Спасибо прочту обязательно.Да ,видимо таких громоздких преград в катакомбах не было,но точно что в них были завесы(Исх.26:31—33) которые сохранились с Ветхозаветной скинии и Соломонова храма ограждавшие взоры от "Святая святых".Иконостасы стали делать в подобии завесы.

Ветхозаветная скиния
dfd77eb85970633748095ee56facf8ed.jpg

Храм Соломона
img11.jpg
 
Тайные Молитвы
Там есть статья отца Владимира Хулапа, который в этом храме служит. Очень и очень начитанный, компетентный человек (второй справа на фото)
Спасибо,Евгений.
Если Святой Царь Иустиниан ратовал за гласное чтение тайных молитв то значит практика тайных уже была распространена по всей Империи давно.
Видимо тайные молитвы больше потребны самому священнику что бы оставить его ум нерасхищенным от помыслов мнения о своем голосе в то время когда надо предстоять в молитве со страхом и трепетом т.е. "заключить ум в словах молитвы" к Богу
Точно ли? Сохранились ли об этом сведения?
Из ниже представленного фото хочу сделать теоретическую догатку.Обратите внимание что колонны не являются опорой для купотльного свода.Тут можно заключить что христанский храм строившийся по образу ветхозаветного также ограждал место нарицаемое "святая святых" завесой колонны в этом помогали.Иконстасы могли появиться окончательно после VII Вселенского собора что утвердить в сердцах людей догмат иконопочитания.


Храм в котором служил святитель Николай в Мирах Ликийских
6.jpg

IMG_7295.jpg

61926_isqr8jl8afojr1d5.jpg

Больше не водите меня за аркан как Алёнку тупоголовую буренку, пожалуйста.Эти теоретические догадки доведут нас исступления.
 
Последнее редактирование:

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Нашел интересное :

"Первые сообщения об отделении алтаря перегородкой или завесой сохранились от IV века. По преданию, закрыть алтарь завесой повелел в своем храме святитель Василий Великий (ок. 330—379). Завесы получили со временем широкое распространение в христианских храмах различных стран, в том числе и в Западной Европе. В настоящее время в православных храмах завеса (греч. катапетасма) находится за иконостасом и открывается в определенные моменты богослужения.

Помимо завесы в храмах стали возникать алтарные перегородки. Евсевий Кесарийский (263—340) в «Церковной истории» пишет о резной деревянной ограде в храме Тира, не позволявшей народу приближаться к престолу. Про храм Гроба Господня в Иерусалиме он же пишет: «Полукружие апсиды было окружено столькими колоннами, сколько было апостолов».Алтарные преграды, отделяя пространство алтаря, не закрывали его обзора. Они могли иметь форму парапетов или ряда колонн. Колонны могли нести балку — архитрав. Иногда перегородка состояла из резных решеток."

https://bolshoevoznesenie.ru/13660-istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-ikonostasa/
 
Минск
Православный христианин
Нашел интересное :

"Первые сообщения об отделении алтаря перегородкой или завесой сохранились от IV века. По преданию, закрыть алтарь завесой повелел в своем храме святитель Василий Великий (ок. 330—379). Завесы получили со временем широкое распространение в христианских храмах различных стран, в том числе и в Западной Европе. В настоящее время в православных храмах завеса (греч. катапетасма) находится за иконостасом и открывается в определенные моменты богослужения.

Помимо завесы в храмах стали возникать алтарные перегородки. Евсевий Кесарийский (263—340) в «Церковной истории» пишет о резной деревянной ограде в храме Тира, не позволявшей народу приближаться к престолу. Про храм Гроба Господня в Иерусалиме он же пишет: «Полукружие апсиды было окружено столькими колоннами, сколько было апостолов».Алтарные преграды, отделяя пространство алтаря, не закрывали его обзора. Они могли иметь форму парапетов или ряда колонн. Колонны могли нести балку — архитрав. Иногда перегородка состояла из резных решеток."

https://bolshoevoznesenie.ru/13660-istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-ikonostasa/


Я однажды в алтаре ремонт делал (да-да, такого меня непутевого Господь допускает в такие места). Перед этим меня батюшка предупредил, что нельзя переходить с одной стороны алтаря на другую между престолом и царскими вратами. Я заработался и рванул тудой, кудой нельзя. И представьте себе, уперся в невидимую стену, мягкую, упругую. И сразу наказ вспомнил.
 
Сверху