[ "Но главное было то, что язычники НЕ ЗАПРЕЩАЛИ порабощенному населению исповедывать свою веру. Мало того, с монастырей даже не взимали дани." - да, но это было вызвано не прямлюбовью язычников к нам, как сейчас описывают. Скорее всего, имели место всё те же меркантильные соображения. Они понимали, что русский народ ни за что не отступится от своей Веры, поэтому её не особо и трогали. К тому же, градус веротерпимости среди ордынцев резко упал, когда они приняли ислам. Есть версия, что восстание в Твери в 1327 году было вызвано тем, что ордынский баскак Чолхан собирался насильно обратить тверичей в ислам. Эта версия считалась правдивой в дореволюционной литературе по Истории Церкви (например, в истории Русской Церкви архиепископа Филарета Гумилевского). Значит, такие случаи тоже имели место. Но их было немного, и не из-за любви ордынцев-мусульман к православию (тогда они бы не жгли города и не уводили русских в плен), а потому что завоевателям нужна была дань, которая должна быть регулярно выплачиваема, а не груда мертвецов и выжженные поля. В истории других народов, которые были послабее, "мирные собратия" нередко поступали по другому и насильно обращали в свою веру либо весь народ, либо его часть. Скажу по секрету, в Средние Века христианским был почти весь Кавказ, христиане (пусть несториане, а не православные) были в Средней Азии, и даже среди ордынцев. Но потом христианство исчезло. И не всегда путём мирной проповеди в ислам. Тот же Фазиль Ирзабеков рассказывал о том, что азербайджанцы - "гылындж-мусульмане", от слова "меч", их предков обратили в ислам мечом. А куда делось христианство в Чечне, Дагестане, Северной Африке?
" Псы-рыцари же шли на соседей крестовым походом, то есть их цель была обратить порабощенных в свою веру. Разницу чувствуете?" - чувствую. Однако, те же самые католические рыцари в 1410 году пошли войной на... католическую Польшу и новообращённую в католичество Литву. И потерпели поражение, более жёсткое, чем под Псковом от Александра Невского. Значит, их вера была лишь оправданием к экспансии. Тех же латышей и эстонцев, земли которых они захватили, были крещены очень формально, по сути до 16 века оставались язычниками. Если бы они стремились сделать из них примерных католиков - то катехизировали бы их без меча. Собственно, к чему я это говорю. Рыцари стремились к экспансии немецкого влияния и немецкой культуры, и не были примером "хороших католиков", независимо от того, что у них на спинах были кресты. На их стороне не было ни одного француза, поляка, чеха, испанца, итальянца, например. Значит эту битву нельзя рассматривать, как "войну Руси и проклятого вражеского Запада", потому что это была де-факто война новгородцев и псковичей с немцами-тевтонцами.
"Униаты могут быть согласны или не согласны с какими-то решениями внутри своей церкви. Главное не в автокефалии или еще каких-то организационных момнетах. Главное - в разнице догматики и религиозной практики, которая основывается на этой догматике. Уния исповедует католицизм. Это не православная вера ни в каком приближении. Догматы (основы) разные." - я и не говорю, что униаты = православные. Это конечно же, другая вера. Но они отличаются в плане религиозной практики от РИМСКИХ католиков, которых большинство. То есть по сути, это - отдельная церковь с католической догматикой, но православной обрядовостью, и с евхаристическим общением с Римом. Я бы сравнил их с террористами в исламе - украинствующие радикалы, которые захватывают православные храмы, и ПРИКРЫВАЮТСЯ своей, якобы "правильной" верой, для достижения определённых политических целей. Но это не значит, что к русским православным также негативно относятся католики, которые нормальные, латинские католики, во Франции или Германии или Испании, например. Там наоборот, православным дают помещения для богослужений, и даже ДАРЯТ свои пустующие храмы.
"Дорогой Александр, кто Вам сказал, что православие учит испытывать вражду к инославным? " - очень многие "истинно православные патриоты" считают, что католиков и европейцев надо ненавидеть и мочить, среди них "все гомики" и "нет хороших людей вообще". Все попытки доказать, что они - тоже люди и бывают разные, заканчиваются провалом. И наоборот, об исламе они другого мнения. Для них ислам - это "без 5 минут православие". Надеюсь, эту позицию вы не разделяете.
"Напротив, Сам Господь не гнушался общением с Самарянами и приводил их праведность в пример иудеям. И нам следует поступать так же. Но обратите внимание, Господь не учил, что у Самарян правильная вера." - золотые слова!