раскольники вне Церкви? Если да, то можно стать святым, пребывая вне Церкви?Или прав был митр. Платон (Городецкий), говоря, что наши церковные перегородки не достигают до небес?
А вообще никто так и не попытался дать ответы на три простых вопроса в первом посте темы, хотя уже три станицы обсуждений набежало.
Тут дело не в том, что никто не пытается дать ответы, а в том, что тема - непроста и "с кондачка" её не решить.
Проблема возникает в том смысле, что у нас нет единой и чёткой классификации, связанной с инославным сообществами. Точнее говоря, она есть - в 1-м Правиле св.
Василия Великого -, но на нее не так-то просто наложить все существующие церковные аномалии.
Вот и пример с РПЦЗ; если судить строго по упомянутому правилу, то они даже и не раскольниками были, а, скорее, парасинагогой. Их возникновение было знаменовано отказом подчиниться указу патриарха Тихона (Белавина), а их дальнейшая риторика базировалась не на сугубо религиозной почве, а, скорее, на политической, поскольку критика РПЦ МП строилась на факте "
сотрудничества с безбожной властью". А согласно тому же св. Василию, самочинщики - совершенно не чуждые Церкви и их уврачевание - самое лёгкое (в определенном смысле). Видимо поэтому прославление
Иоанна Шанхайского не вызвало особенных осложнений.
Опять же, если строго исходить из указанного правила, то реально вне Церкви - только еретики. Раскольники и самочинщики в большей или меньшей степени, по видимому, продолжают быть связанными с Церковью от которой они откололись или против постановлений которой взбунтовались.
Можно ли стать святым вне Церкви? "
It's a good question". Тут больше показателен пример преп.
Исаака Сирина, который до отшельничества был епископом несторианской Ассирийской Церкви Востока, но и по оставлению епископства и переходу к отшельничеству, он её не покинул (а есть мнение, что и подписывал соборные определения этой Церкви). П
Но все это не помешало ему стать одним из самых почитаемых отцов-аскетов в Православной Церкви. Поэтому на второй вопрос я бы лично ответил так:
я не знаю.
Что же до третьего вопроса, то отчасти я думаю автор высказывания прав; Господь судит нас и будет судить на Страшном Суде не за наше формальное пребывание в той или иной конфессии, а "по плодам".