Жажда справедливости, как социальная потребность.

Крещён в Православии
Очень любопытная тема, часто читаю, как люди ищут справедливости. "Око за око, зуб за зуб", принцип Ветхого Завета, глубоко гнездящийся в душе у человека. А так ли она нужна эта справедливость? Согласно принципам Библии, имея сильную жажду чего-либо, человек получает по ней. А думаем ли мы, чего мы так сильно порой жаждим? И какое благо, что часто нам отказывается в этой просьбе, без объяснения причин.

В несправедливой ситуации лучше молиться о даровании прощения, чем сетовать на нее.

"И не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих." Пс.142:2

Вспоминайте эти строки, когда вас обижать и ущемлять будут. Мир Вам!
 

Мария

другиня
Команда форума
Новосибирск
Православный христианин
Дмитрий, мир Вам
"Око за око, зуб за зуб " = отплатить за причиненное зло злом, т.е. про месть. Разве нет?
Апостол Павел говорит: «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим.12:17–18).
Поиск справедливости разве = воздаянию злом на зло?
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Поиск справедливости разве = воздаянию злом на зло?
В общественном сознании справедливость по отношению к злодеянию - равноценное наказание при жизни. Что в общем то для совершившего зло весьма неплохо. Имея возможность (пусть и вынужденную) искупить свое злодеяние при жизни - велики шансы на покаяние. Так что для судьи (на госслужбе) - милосердие это палка о двух концах. Ибо злодей, которого "пронесло" - может никогда и не покаяться.
Новый Завет - обращен лично к каждому, а государство может строиться только на принципах Ветхого.
 
Православный христианин
Очень любопытная тема, часто читаю, как люди ищут справедливости.
Дмитрий, осторожней с вербальными штампами. Как Вы понимаете "социальную потребность"? У общества нет потребности, она есть у индивидов. Хорошо устроенное общество оттесняет конкурентов (другие общества).
Новый Завет - обращен лично к каждому, а государство может строиться только на принципах Ветхого.
Антон, современное общество гордится ослабленным ответом: убийц ждут долгие сроки, иногда - пожизненные.
 
Антон, современное общество гордится ослабленным ответом: убийц ждут долгие сроки, иногда - пожизненные.
Священное Писание свидетельствует: милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести, ибо "на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии" (Лк. 15. 17).
Судьи приговаривают к расстрелу одного человека, а палачи расстреливают другого, правда, с той же фамилией. https://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/11/06/smertnaya_kazn_pravoslavnyj_vzglyad
 
Псков
Православный христианин
Интересная тема. А что есть справедливость? Это понятие очень относительное. У каждого из людей своё понимание о ней и соответственно, своё мироощущение, а Божественная Справедливость(простите за сравнение) - совершенно иное. Большинство людей в силу своего духовного несовершенства не могут понять и принять в душе своей волю Бога во всём происходящем вокруг.

Помните притчу о монахе, который 10 лет сидел на горе и молил Бога о том, чтобы мир был справедливо устроен? Напомню, что в итоге Бог его услышал и ответил монаху:"Ты 10 лет сидел на горе, так пускай же гора теперь посидит на тебе".
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
а Божественная Справедливость(простите за сравнение) - совершенно иное.
Преподобный Исаак Сирин писал: «Никогда не называй Бога справедливым. Если бы Он был справедлив, ты давно был бы в аду. Полагайся только на Его несправедливость, в которой – милосердие, любовь и прощение».
 
Православный христианин
Друзья мои,жаль что тема так быстро угасла(с другой стороны она вечная).Хотелось бы узнать ваше мнение о высказывании блаженного Иеронима Стридонского:заповедью о неосуждении нельзя спекулировать,так как,то,как мы судим- единственный критерий как будут судить нас.Если он запрещает судить,то на каком основании ап.Павел осуждает блудодея в Коринфе и апостол Пётр изобличает Анания и Сапфиру.Но из дальнейших запрещений Он показал что именно Он запретил,говоря:"Ибо,как вы будете судить,так будут судить и о вас.Итак,судить Он не запретил,но научил.
Может речь о такой справедливости.
И есть другая справедливость.Моя соседка,к примеру,ругает всех,начиная от власти,заканчивая своим соседом.(Надеюсь,мне от неё тоже достается).Она утверждает,что у неё обострённое чувство справедливости..
 
Православный христианин
Друзья мои,жаль что тема так быстро угасла(с другой стороны она вечная).Хотелось бы узнать ваше мнение о высказывании блаженного Иеронима Стридонского:заповедью о неосуждении нельзя спекулировать,так как,то,как мы судим- единственный критерий как будут судить нас.Если он запрещает судить,то на каком основании ап.Павел осуждает блудодея в Коринфе и апостол Пётр изобличает Анания и Сапфиру.Но из дальнейших запрещений Он показал что именно Он запретил,говоря:"Ибо,как вы будете судить,так будут судить и о вас.Итак,судить Он не запретил,но научил.
Может речь о такой справедливости.
И есть другая справедливость.Моя соседка,к примеру,ругает всех,начиная от власти,заканчивая своим соседом.(Надеюсь,мне от неё тоже достается).Она утверждает,что у неё обострённое чувство справедливости..
Апостола Павла 2-е послание к Тимофею
Главы 2: 23-26
  • От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;
  • рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,
  • с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,
  • чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.
Главы 4: 9-16
  • [Зач. 299.] Постарайся прийти ко мне скоро.
  • Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною.
  • Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения.
  • Тихика я послал в Ефес.
  • Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные.
  • Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!
  • Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам.
  • При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!
**********************************************************************************************************************************************************
Очень важное послание апостола, с элементами духовного завещания. Выделено то, что касается темы отношения к противникам и врагам, к малодушным ученикам, оставившим учителя и отдавшимся стихиям и похотям мира. Думайте и размышляйте сами, меднику Александру послано наказание через посредство Вседержителя (и я этим пользуюсь ...).
 
агностик
Моя соседка,к примеру,ругает всех,начиная от власти,заканчивая своим соседом.(Надеюсь,мне от неё тоже достается).Она утверждает,что у неё обострённое чувство справедливости..
Скорее, обострённое чувство неудовлетворения. Большинство людей, ругающих власть и окружающих, просто пытаются этим отвлечь свое внимание от собственных проблем и переложить ответственность на внешний мир. Правильно сказано, что в чужом глазу сучок видим, а в своем бревна не замечаем. А ещё один умный человек сказал: "Наладьте свою жизнь, прежде чем критиковать мир". И это очень верно. Каждый может сам улучшить свою жизнь намного сильнее, чем какие-то изменения во власти или в обществе. Но и сделать это труднее, чем просто ругать их.
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Она утверждает,что у неё обострённое чувство справедливости..
Увы, но это одна из граней гордости. Сам этим порой согрешаю. Равно как и все "искренние и честные" революционеры, борцы "за права", за "мир во все мире". Удобная ширма для собственной гордости. Ибо, если я "за всё хорошее", то я вроде как уже и "право имею".
 

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
Увы, но это одна из граней гордости. Сам этим порой согрешаю. Равно как и все "искренние и честные" революционеры, борцы "за права", за "мир во все мире". Удобная ширма для собственной гордости. Ибо, если я "за всё хорошее", то я вроде как уже и "право имею".
Причем немирный дух борцов прямо физически ощущается. Равно как и безнадежность всего этого возмущения.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Друзья мои,жаль что тема так быстро угасла(с другой стороны она вечная).Хотелось бы узнать ваше мнение о высказывании блаженного Иеронима Стридонского:заповедью о неосуждении нельзя спекулировать,так как,то,как мы судим- единственный критерий как будут судить нас.Если он запрещает судить,то на каком основании ап.Павел осуждает блудодея в Коринфе и апостол Пётр изобличает Анания и Сапфиру.Но из дальнейших запрещений Он показал что именно Он запретил,говоря:"Ибо,как вы будете судить,так будут судить и о вас.Итак,судить Он не запретил,но научил.
Может речь о такой справедливости.
И есть другая справедливость.Моя соседка,к примеру,ругает всех,начиная от власти,заканчивая своим соседом.(Надеюсь,мне от неё тоже достается).Она утверждает,что у неё обострённое чувство справедливости..
Мы видим в других свое отражение... Осуждая ближнего, мы судим в этот момент самих себя - вот одна из тайн Божьего справедливого суда. Осознаете это, поймёте какова милость Божья на самом деле. БОГ вверир суд Христу, а Христос отдал этот суд самому человеку. Простишь ближнего - значит и тебя Бог помилует. Найдёшь 100 оправданий, Бог найдёт 1000 тебе... Каким судом судите, таким и вас осудят.
 
Православный христианин
Апостола Павла 2-е послание к Тимофею
Главы 2: 23-26
  • От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;
  • рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,
  • с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,
  • чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.
Главы 4: 9-16
  • [Зач. 299.] Постарайся прийти ко мне скоро.
  • Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною.
  • Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения.
  • Тихика я послал в Ефес.
  • Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные.
  • Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!
  • Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам.
  • При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!
**********************************************************************************************************************************************************
Очень важное послание апостола, с элементами духовного завещания. Выделено то, что касается темы отношения к противникам и врагам, к малодушным ученикам, оставившим учителя и отдавшимся стихиям и похотям мира. Думайте и размышляйте сами, меднику Александру послано наказание через посредство Вседержителя (и я этим пользуюсь ...).
Дед Сергий,простите мое " неумие".
Да, воздаст ему Господь по делам его!- можно произносить с разной интонацией и намерением.Возможно ли грешным дорасти до интонации апостола.Хорошо,когда человеку удается держать свои чувства в узде.А " ранимым", наверное,не стоит и пытаться решать вопросы " о справедливости".Синдром "вечно обиженного ребенка"...
Но,если возможно,как всё-таки понимать блаженного Иеронима.Простите,если не разглядела ответов.
Апостол Павел предал сатане Именея и Александра,чтобы они научились не богохульствовать,Коринфскую же церковь обвинял в том,что не судит.( 1 Кор.6,3;6.5).
 
Скорее, обострённое чувство неудовлетворения.
Среди моих знакомых есть три типа: равнодушные ("пока мне хорошо, я о чужих проблемах знать не желаю"), эмигрировавшие ("потому что здесь ничего уже не исправить") и активисты ("попробуем не сдаваться, а наладить жизнь здесь, а также помочь конкретным людям, которые в этом нуждаются"). С неудовлетворением не знаю, может и есть, сама не встречала.
Меня всегда волнуют социальные проблемы. Но был период, когда мне психологически было плохо, я в тот период смотрела только драмы, я внутренне была очень напряжена, и в моих разговорах о тех проблемах был именно немирный дух, про который написала Жанна. И тогда я, кстати, ничего не делала, ни в чём не участвовала - просто смотрела тяжелые фильмы и переживала обо всём. Но была вот пассивна в плане действий. Психологи говорят, что по описанию это была депрессия. Потом тот период прошёл и немирность прошла. Наступило время позитива и активного настроя: "так, есть проблема, попытаемся её решить". То есть это вопрос не деятельности, а твоего внутреннего состояния. Бывает и тщеславие, типа я другим помогаю. Но это ж тоже моя личная проблема, не зависящая от вида деятельности.
 
Православный христианин
Если он запрещает судить,то на каком основании ап.Павел осуждает блудодея в Коринфе и апостол Пётр изобличает Анания и Сапфиру.Но из дальнейших запрещений Он показал что именно Он запретил,говоря:"Ибо,как вы будете судить,так будут судить и о вас.Итак,судить Он не запретил,но научил.
Скорее предупреждение об ответственности, чем запрещение ...
Еп. Михаил (Лузин)
Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: да запретит тебе Господь
Михаил Архангел
и проч.: то, что апостол Петр говорит об Ангелах вообще, не дерзающих пред Господом произносить укоризненный суд о высших властях и начальствах (2 Пет. 2:10-11 и прим.) https://azbyka.ru/biblia/in/?2Pet.2:10&r, апостол Иуда говорит об одном только Архангеле Михаиле, указывая лишь на один определенный случай, в котором выразилась ясно мысль о том, что Ангелы, даже высшие, как Михаил Архангел, не произносят укоризненного суда пред Господом даже о падшем ангеле, тогда как лжеучители бесстрашно злословят самые высшие власти или славы.
 
Последнее редактирование модератором:
Кстати, прочитала свой же текст-ответ на мнение Александра на то, что активистская деятельность может быть порождена неудовлетворением и сообразила про то, что я не сообразила тогда, когда писала, как можно то подытожить: неудовлетворенность - пассивное, слабое состояние, неудовлетворенный человек может ругать всех, кого хочет, но он сам слаб и поэтому не встанет с дивана и не постарается поменять что-то в себе или снаружи (а также, _лично мне_ так кажется, на самом деле равнодушен по отношению к тем, кого или что ругает). Вероятно поэтому среди не только моих знакомых право-, градо-, зоо- и других активистов, а также многочисленных активистов нет тех, кто делает свое активное дело из неудовлетворения собой или жизнью, или жизненных трудностей. Ещё в 2012 году, работая на наводнении около Крымска, я открыла для себя то, что абсолютно все волонтеры волонтерят потому, что этого сами хотят и получают от этого радость, и поэтому не ждут благодарности и не бывает мотивации "я помогу старушке и почувствую, что я добрый (или: добрее, чем обо мне говорят), она мне скажет спасибо, и я почувствую себя сильнее неё, такой слабой и бедной, которой государство не платило пенсию, а я смог ей помочь". Нет, этого не бывает никогда. Наверное, смогу это сказать вполне уверенно. Ну а если бывает, то человек быстро сдувается и уходит из этой деятельности, т.к. ему надо заполнить пустоту в себе, а любая активная деятельность - это "давание" от избытка своей энергии, радости, ощущения смысла жизни и деятельности.
Так что активная общественная деятельность и неудовлетворённость, имхо, это разные полюса человеческого состояния в принципе.
А критиковать, ничего не предлагая... У нас дома долгое время у телефона было написано на стене: "Если хочешь покритиковать, лучше предложи что-нибудь". Если человек всех ругает и ничего не предлагает, думаю, он на самом деле, внутри себя, равнодушен к тому, что он ругает, о чем я и писала выше, а на самом деле ему нужно что-то другое. А что - это уже вопрос психологам. Как когда ребенок капризничает или плачет - ему может быть нужно просто внимание родителей, уткнувшизся в телевизор/телефон/работу и т.д.
 
Православный христианин
А что - это уже вопрос психологам. Как когда ребенок капризничает или плачет - ему может быть нужно просто внимание родителей, уткнувшихся в телевизор/телефон/работу и т.д.
Дискомфорт выражается по - разному, иногда - истерикой ... Взрослый человек старается изменить себя и меняется мир, ... "большевики" меняли мир, подавляя классы общества, вирусы - тоже меняют мир ... Доступ к информации возлагает ответственность на человека, ... личную, в перспективе вечности ...
 
агностик
Кстати, прочитала свой же текст-ответ на мнение Александра на то, что активистская деятельность может быть порождена неудовлетворением
Я скорее имел в виду пассивное осуждение, когда человек ругает окружающий мир, как бы перекладывая ответственность за свою жизнь на других.
Активистскую деятельность сложнее охарактеризовать как-то однозначно, но с пассивным "руганием власти" мне всегда видится повторение одного и того же шаблона.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
люди ищут справедливости. "Око за око, зуб за зуб", принцип Ветхого Завета
Когда-то и я так думал.
Пока не прочитал в первый раз Евангелие, а именно притчу о долге в 10000 талантов, прощенном Владыкой человеку, который впоследствии не смог простить своему должнику долга в 100 динариев...

Мы же просим в молитве: "остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим", а сами ищем "справедливости".

Справедливость должна быть в том, что раз Господь прощает нам наши безчисленные грехи, так же следует поступать и нам, по-моему...
 
Последнее редактирование:
Сверху