Молитва за самоубийц

Святая Русь
Православный христианин
Здравствуйте, отец Александр, у нас возникла дискуссия опасно ли келейно молиться за самоубийц. Ведь даже о живых говорят : "За людей молиться - кровь проливать". Просим Вас, как монаха, разрешить наш спор. http://azbyka.ru/forum/showthread.php?p=85044#post85044
 
Минск
Православный христианин
молитва за ближник, в том числе и за самоубийц

Здравствуйте, отец Александр, у нас возникла дискуссия опасно ли келейно молиться за самоубийц. Ведь даже о живых говорят : "За людей молиться - кровь проливать". Просим Вас, как монаха, разрешить наш спор. http://azbyka.ru/forum/showthread.php?p=85044#post85044
о.Александр, Валерий изначально вводит Вас в заблуждение. Келейныя молитва об самоубийцах была затронута мною вскользь, в том лишь смысле что церковь не запрещает молится об самоубийцах келейно. Основная же речь шла о том, что православные должны молится о ближних своих,на что Валерий сделал свое замечание, что (молится) "можем, но только если у нас потом появится устойчивое желание покончить с собой и мы попадем в психушку - будем сами виноваты." Доказать свое утверждение он не смог
 
Минск
Православный христианин
Преп. Феодор Студит советует творить милостыню и за еретиков, а Оптинские старцы заповедуют то же делать и за самоубийц.
Оптинские старцы разрешали на келейной молитве поминать даже самоубийц, за которых по 14-му правилу Тимофея Александрийского не может быть приношения в Церкви. Так, старец Леонид, в схиме Лев, одного из своих учеников (Павла Тамбовцева), у которого отец окончил жизнь самоубийством, так утешал и наставлял: «Вручай, как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой, всемогущей. Не испытывай Вышняго судеб. Тщися смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали. Молись всеблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней,— по духу добродетельных и мудрых так: „Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя“. Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышняго. Конечно, не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего: но ныне он совершенно в воле Могущего и душу и тело ввергнуть в пещь огненную, Который и смиряет и высит, мертвит и живит, низводит во ад и возводит. При этом Он столь милосерд, всемогущ и любвеобилен, что благие качества всех земнородных пред Его высочайшею благостью — ничто. Для сего ты не должен чрезмерно печалиться. Ты скажешь: „Я люблю моего родителя, почему и скорблю неутешно“. Справедливо. Но Бог без сравнения более, чем ты, любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему?».
Другой Оптинский старец, иеросхимонах Амвросий писал одной монахине: По церковным правилам поминать самоубийцу в церкви не следует, а сестра и родные могут молиться о нем келейно, как старец Леонид разрешил Павлу Тамбовцеву молиться о родителе его. Выпиши эту молитву... и дай ее родным несчастного. Нам известны многие примеры, что молитва, переданная старцем Леонидом, многих успокаивала и утешала и оказывалась действительною перед Господом.
О нашей отечественной подвижнице схимонахине Афанасии? повествуется, что она, по совету Дивеевской блаженной Пелагеи Ивановны, трижды постилась и молилась по 40 дней, прочитывая ежедневно по 150 раз молитву Богородице Дево радуйся за своего в пьяном виде повесившегося брата и получила откровение, что по ее молитве брат освобожден от мучений.
____________________________________________________________________
Как отметил архиерей, «дважды в году - во Вселенскую и родительскую субботы, Церковь молится за «змеями угрызенных, волнами поглощенных, с высоты упадших» и так далее». «Но упоминания самоубиенных там нет. Помочь здесь могут только родственники, но с благословения священнослужителя, т. к. молитва за самоубийц вызывает нападки демонов. Если человек духовно слаб, священник не даст благословения. Знаю лично людей, которые, самовольно молясь за самоубийц, впадали во многие грехи - пьянство, игроманию, наркоманию», - подчеркнул владыка Игнатий.
____________________________________________________________________
Архимандрит Рафаил отвечает:
Молитва за самоубийц допустима в двух случаях:

1. Если самоубийца был душевнобольным и покончил жизнь в невменяемом состоянии. Здесь нужно медицинское свидетельство и архиерейское разрешение.

2. Если человек умер не сразу, а успел принести покаяние в своем грехе.

На моей памяти были два случая, когда родные брались молиться за самоубийц, и кончали свою жизнь трагически, как будто самоубийца увлек их за собой в могилу.
________________________________________________________________________
Отвечает священник Алексий Колосов:
Людмила!
Глупость Вам сказали – если Вы испытываете по отношению к нему искреннее участие, то ничто не мешает Вам молиться о упокоении его души тогда, когда захотите: Бог милосерден. Что касается перезахоронения, то вряд ли удастся совершить какой-нибудь сопутствующий заупокойный обряд, поскольку, судя по всему, самоубийство его несомненно.
С уважением, священник Алексий Колосов.

_____________________________________________________________________________
Ответ отца Олега Моленко (***модерация. Внимание! Иерей Олег Моленко - бывший священник Русской Зарубежной Православной Церкви. В настоящее время он возглавляет созданную им секту, именуемую им "Вселенской Церковью Иоанна Богослова"***)
Мир тебе, Айно.
Сочувствую твоему горю и потере, и особенно тяжкому положению души твоей сестры после самогубной смерти. Увы, она по своей гордости поддалась бесам, и те загнали ее в отчаяние. С ней случилось страшное и сильное искушение. Один Господь Бог знает, почему Он попустил это искушение ей. Но мы знаем, что у Бога нет неправды. Лучше бы твоя сестра смирилась со своей бедой, пережила бы ее и всецело предалась бы Богу.
Конечно, те несчастные насильники подпадают наказанию не только за соделанный тяжкий грех, но и за доведение ее до самоубийства. Поучаствовал в этом и тот "священник", к которому вы обращались за помощью. Он, видя твою сестру, находящуюся в таком искушении и переживании, ни в коем случае не должен был показывать своего недоверия и строго высказывать. Возможно именно он перервал последнюю нитку, связывающую ее с этой жизнью. Зато после случившегося с ней горя он вдруг стал строгим ревнителем православной традиции. Но с другой стороны, вот это случившееся подталкивание твоей сестры к самогубству этим человеком, которого она по неведению своему принимала за священника, может на Божьем суде оказаться для нее единственной возможностью к оправданию.
Церковно за нее, увы, ты молиться не можешь, но можешь молиться дома особой формой, приличной для самоубийц: "Господь и Бог наш милосердный, смилуйся над душой заблудшей моей сестры Имярек, прости ее тяжкий грех самогубства и облегчи посмертную ее участь насколько это возможно, и аще возможно - упокой, и не вмени мне сию молитву во грех,

Домашняя молитва за самоубийц, некрещеных и неправославных.


Молитва за умерших имеет двоякую цель: испросить у Бога милости усопшему и принести утешение живым. Церковь не возбраняет личной, домашней молитвы за близких, умерших некрещеными, но только домашней и, учитывая вышесказанное, с мерами духовной предосторожности. Естественно, молящемуся нужно самому быть крещеным православным христианином и на молитву за некрещеного родственника взять благословение у священника.
В основу молитвы за некрещеных положен случай, происшедший в Оптиной пустыни. Однажды к Оптинскому старцу Леониду (в схиме Льву, скончавшемуся в 1841 году), обратился ученик в неутешном горе о погибшем отце-самоубийце, с вопросом, можно ли молиться за него и как. На что старец ответил: 'Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой и всемогущей. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней, по духу добродетельных и мудрых так:

'Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя'.

Этой молитвой можно дома молиться о родственниках, самовольно лишивших себя жизни, но учитывая определенную духовную опасность, описанную ранее, для совершения домашней молитвы нужно обязательно взять благословение у священника. Из святоотеческого наследия известны случаи, когда по усиленной молитве близких облегчалась участь душ самоубийц, но чтобы добиться этого, нужно совершить молитвенный подвиг.


***от модерации по просьбе форумчанина делаем вставку***
Алексей Антипин написал(а):
Диакон Виталий Кондратов и игумения Евфимия (Белохвостикова) свидетельствуют о том, что рассказал им сам отец Кирилл. Один молодой человек, духовное чадо батюшки, из-за личной драмы кончил жизнь самоубийством. Случилось это в Риге накануне Нового года. Старец, провидя духовное состояние своего пасомого, не хотел отпускать его от себя, но тот ослушался и поспешил на праздник, где увидел свою подругу в объятьях другого, после чего, поддавшись чувствам, повесился на заборе. Отец Кирилл в разговоре с отцом Виталием Кондратовым рассказал об этом случае следующее:

— Вижу петлю, и часы показывают одиннадцать. Я понял, что случится беда. Сколько я ни упрашивал этого молодого человека побыть со мной до одиннадцати часов, он не соглашался. Придя в ресторан, он увидел свою возлюбленную с другим, после чего произошло страшное...

Отец Кирилл говорил, что если бы юноша не пошел на праздник и задержался хотя бы на один час, все могло быть иначе. Сокрушаясь о несчастном, старец вспоминал сказанные когда-то митрополитом Иосифом слова о молитве за самоубийцу. Крепкий духом и опытный в духовной брани владыка не советовал даже и дерзать на подобную молитву: «Можно попробовать, но месть будет страшная — весь ад подымется. Я, например, как-то сам дерзал на это, да и то еле-еле двадцать дней продержался. Больше никогда не буду этого делать». Но отец Кирилл все же дерзнул вымолить свое духовное чадо. Чтобы бесы не ударяли его по лицу, он клал на него крест, а для смягчения ударов даже надевал ватники, в которых и проводил всю ночь, молясь за самоубийцу и с великим трудом сдерживая натиск бесовский. Месть действительно была страшной: никогда еще так сильно враг не нападал на батюшку. Но отец Кирилл держался и на двадцатый день в тонком сне увидел свое чадо с белым пятнышком на лбу. Это был духовный знак свыше, чтобы продолжать молитву за несчастного юношу. На сороковой день юноша явился старцу уже весь светлый, благодаря его, а отец Кирилл был к тому времени ни жив ни мертв. «Больше я никогда не буду молиться за самоубийцу, — сказал старец, — и никому из священства этого делать не советую!»

Исцеление Духом. Духовные беседы и ответы архимандрита Кирилла (Бородина) на вопросы духовных чад, записанные А. Кузьминым.
***конец вставки***
 
Раз уж выпал мне жребий быть мудрым третейским судьёй, то попытаюсь ответить не "как монах" (слишком много пафоса), а как православный христианин.
Несмотря на то, что многие причисляют себя к Церкви, воцерковлённых, т.е. живущих церковной жизнью, достаточно мало. Счастье для семьи, когда хотя бы один из родственников более-менее регулярно поминает всех перед Богом, а не просто расставляет свечи "на здоровье и удачу". Если эта молитва имеет в себе хотя бы частицу божественной любви, то повредиться от неё невозможно. От неё получат пользу и те, за кого она совершается, и сам молящийся, потому что через это мы стараемся в какой-то мере исполнить Евангелие.
Самоубийцы - это боль семьи и если человек стремиться как-то её ослабить и помочь близким, смиренно беря благословение помолиться о наложивших на себя руки, то принимает подвиг очень высокий и трудный. Дьявол прихватил человека тёпленьким и самовольно отступившим от Бога и, конечно сделает всё, чтобы такой лакомый кусочек остался у него. Чтобы повредиться во время поминовения этих несчастных, достаточно принять помысл о ценности своей молитвы. Впрочем, это относится и ко всем всем другим жизненным ситуациям. К сожалению таких людей подстерегает ещё одна опасность - непонимание окружающих. Оправдывая собственную лень, они начинают рассуждать об опасности и даже бесполезности молитвы. Да, духовная опасность существует и замалчивать её нельзя, но мы с Вами - войны Христовы и наша война в первую очередь против духов злобы. Бог всегда готов помочь нам, если мы не слишком высоко оцениваем свои попытки приблизиться к исполнению Его заповедей.
 
Сверху