Происхождение человека и особенности его создания. Часть 1. Глава 1

Содержание статьи

Часть 1
Глава 1. Место человека в творении Божьем

1.1. Человек является венцом Божьего творения мира
1.2. В иерархии земных созданий человек занимает
особое — владычествующее (господствующее, царственное)
положение
Глава 2. Об образе и подобии Божьем в человеке
1.1. Особенности создания человека
1.2. О сходстве человека с Богом: образ и подобие.
Их различное понимание разными авторами
1.3. О соотношении образа и подобия
Цитируемая литература

Часть 2
Глава 3. О понятиях: творение, создание, преобразование, рождение
Глава 4. Создание человека

4.1. Создание Адама
4.1.1. Обзор мнений
4.1.2. Анализ мнений
4.2. Создание Евы и концепция андрогина
Цитируемая литература



«Посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего» (2Мак. 7:28).

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:26-28).


«Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это» (Пс. 138:14).

«Мы склонны изучать небо тщательнее, чем себя самих. Не пренебрегай же чудом, заключенным в тебе. Ты убежден в своей незначительности, но дальнейшее рассуждение раскроет твое величие. Вот почему мудрый Давид, прекрасно умеющий познавать самого себя, сказал “Дивно познание Тебя через меня”
(Пс. 138:6). Чудесным образом я пришел к познанию Тебя. Каким же образом через меня? Дивно познание Тебя через меня. Познавая всю свою сложность и то, с какой мудростью устроено мое тело, я через это крохотное создание постиг великого Творца» (святитель Василий Великий) (Беседы на Шестоднев, Беседа 10).



ГЛАВА 1. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В ТВОРЕНИИ БОЖЬЕМ

1.1. Человек является венцом Божьего творения мира

§1.
В Божьем творении мира, по отношению к человеку, можно выделить, в том числе, следующие аспекты: побуждение к созданию человека, или причину его создания; цель создания человека, или его назначение [1]; цель жизни созданного человека, или его призвание; смысл жизни человека, или для чего живет человек.

Авторы [2], комментирующие библейский текст о сотворении мира, считают, что побуждением к творению (причиной творения) являлась любовь Божья. При этом, поскольку любовь является чувством, относящимся к какому–либо объекту, а никаких сотворенных объектов еще не существовало, то под любовью Божьей понимается «бесконечная любовь Бога к высочайшим совершенствам триипостасного существа Его, по которой Он восхотел и вне Себя открыть сии совершенства» (4:85). Целями же творения являются два, связанных между собой, аспекта: слава Божия и блаженство тварей. Ибо, «насколько тварь усвояет или отображает славу Божию или Его совершенства, и через то приобщается к Творцу, источнику истинного совершенства и блаженства, настолько возможно и блаженство ее» (6:188-190. Кн. 1). Иначе говоря, целью создания человека является его блаженство в соединении с Богом. Эта цель является и целью земной жизни человека, а её достижение смыслом его жизни (72).

§2. Человек — завершающий этап и венец Божьего творения мира (Быт. 1:1-31; 2:1-3). Он сочетает в себе элементы ранее созданных живых и неживых сущностей. Данная тема широко представлена в христианской антропологии. Приведём несколько примеров этого.

По словам святителя Григория Нисского: «Так, человек — великая эта и досточестная тварь — не обитал еще в мире существ, потому что неестественно было начальнику явиться прежде подначальных, но после того, как уготовано сперва владение, следовало показать и царя. Поэтому, когда Творец Вселенной устроил имеющему царствовать как бы царский некий чертог, и это были сама земля, острова, море и наподобие крыши сведенное над ними небо, тогда в царские эти чертоги собрано было всякого рода богатство; богатством же называю всю тварь, все растения и прозябения, все, что чувствует, дышит, имеет душу…

Поэтому-то человек введен последним в творение — не потому, что, как нестоящий, отринут на самый конец, но потому, что вместе с началом бытия должен был стать царем подчиненных. Как добрый гостеприимец до приготовления снедей не вводит гостя к себе в дом, но, приготовив все благоприлично — убрав, какими следовало, украшениями дом, пиршественную горницу, трапезу, припасши уже пригодное для пиши, — принимает у себя сопиршественника, подобным образом богатый и щедрый Угоститель естества нашего, всякого рода красотами убрав жилище, уготовив этот великий и всем снабженный пир, потом уже вводит человека, вменив ему в занятие не приобретать то, чего еще нет, но наслаждаться тем, что уже есть. Поэтому в основание устройства полагает в нем сугубое начало, смешав с земным божественное, чтобы ради того и другого иметь ему наслаждение, какое сродно и свойственно тому и другому, наслаждаясь и Богом по естеству божественному, и земными благами по однородному с ними чувству» (23:11-13).

Святой Иоанн Дамаскин (в числе других авторов) называет человека малым миром по причине сочетания в нем элементов всех сотворенных природ: неживой и живой (растительной, животной, разумной) и указывает на сходство человека с другими творениями: «Должно знать, что человек и имеет общее с неодушевленными предметами, и участвует в жизни бессловесных существ, и получил мышление существ, одаренных разумом. Ибо с неодушевленными предметами он имеет общее со стороны своего тела, также и потому, что он соединен из четырех стихий; а с растениями как в этом отношении, так и со стороны силы питающей и произращающей, и заключающей в себе семя или способность рождать; с бессловесными же существами имеет общее и в этом, а сверх того, и в отношении к желанию, то есть, гневу и похоти, и в отношении к чувствованию, и в отношении к движению, соответствующему побуждению…

Через посредство разума человек соединяется с бестелесными и постигаемыми только умом природами, мысля и обдумывая, и произнося приговор относительно всего порознь, и следуя за добродетелями, любя благочестие — вершину добродетелей; посему человек и есть малый мир (1:154,155).

Аналогичное предыдущему, ранее говорил Немесий, епископ Эмесский. «Очевидно также, что человек и с неодушевленными (предметами) имеет нечто общее и подобно тому, как сопричастен жизни неразумных животных, так и с одаренными разумом соединяется способностью мышления. В самом деле, с неодушевленными (предметами) человек схож по телу и по сложению (соединению) из четырех стихий, с растениями же, кроме указанного, еще по производительной и питательной силе; с бессловесными же тварями (животными) он схож не только во всем этом, но сверх этого — по произвольным движениям, по стремлениям (желаниям), гневу, наконец — по чувствовательной (ощущающей) и дыхательной силе (способности): ведь это все — свойственно людям и неразумным (животным), хотя и не всем все.

Через посредство же разума человек соприкасается с бестелесными и разумными существами, когда рассуждает, мыслит и различает все, когда стремится к добродетели и особенно проникает благочестием, в котором венец (всех) добродетелей. Вследствие этого он находится как бы посередине (на рубеже) между разумным и чувственным бытием: по телу и телесным силам он соприкасается с неразумными животными и неодушевленными предметами, по уму же — с бестелесными существами, как сказано выше…

Таким именно образом Творец все гармонически приладил друг к другу и соединил, а через сотворение человека — связал воедино умопостигаемое и видимое. Справедливо и Моисей, описывая творение мира, говорит, что человек был сотворен последним не только потому, что раз все создавалось для него, то следовало первоначально приготовить предназначенное для его пользования, а затем уже создать самого пользующегося, но и потому, что по сотворении умопостигаемого и — затем — видимого бытия, надлежало произвести (создать) и некоторую связь того и другого, чтобы все бытие было единым, соразмерным в себе самом и не чуждающимся самого себя…» (24:20,22,23).

Митрополит Макарий (Булгаков) пишет: «Произведши из ничтожества мир духовный и за тем мир вещественный, Господь Бог в заключение творения, произвел человека, который равно принадлежит и к миру духовному по своей душе, и к миру вещественному по своему телу, а потому есть как бы сокращение обоих миров, и справедливо издревле назывался малым миром» (2:427).

Священник А. Лоргус отмечает, что «человек вводится в мир, творится в конце всего творения. На это обращали внимание почти все экзегеты, почти все богословы, которые так или иначе касались темы “Шестоднева”. Человек вводится в готовую Вселенную») (19:186).

Ту же мысль находим в «Полном православном богословском энциклопедическом словаре»: «Весь мир создан Богом в таком порядке, что Творец переходил при Своем творении от низших форм к высшим. Сперва были сотворены неорганические тела, растения, затем рыбы и птицы, далее — животные и наконец — как венец мироздания, человек» (20:806. См. «Душа»).

§3. Вместе с этим, в Быт. 2 приводится как бы иная последовательность творения (по сравнению с Быт. 1), поскольку происхождение человека здесь как бы предшествует созданию растительности (Быт. 2:4,5) и животного мира (Быт. 2:7,18,19). О этом так же говорится, например, в 21:445 (см. «Творение») и в 8:238,239. Поэтому, рассмотрим подробнее указанные библейские тексты, по-разному повествующие об одних и тех же событиях.

На сайте «Библия-Онлайн» эти события толкуются так: «Существуют два ключевых утверждения относительно противоречий между 1 и 2 главами книги Бытие. Первое относится к растительной жизни. Быт. 1:11 отмечает, что Бог создал растительность на третий день. Быт. 2:5 утверждает, что до создания человека “не было на земле ни куста, ни травинки”. Так какой же день имеется в виду? Создал ли Бог растительность на третий день, до того, как сотворил человека (Быт. 1), или после его создания (Быт. 2)?

Обратите внимание, что еврейские слова, обозначающие “растительность”, отличаются в этих двух стихах. Быт. 1:11 использует термин, относящийся к растительности в общем. Быт. 2:5 использует более конкретный термин, подразумевающий растительность, требующую хозяйственного, земледельческого ухода. Эти тексты не противоречат друг другу. Быт. 1:11 говорит о создании Богом растительности вообще, а Быт. 2:5 сообщает, что Господь дал рост “земледельческой” растительности лишь после создания человека» (66).

Второе мнимое противоречие относится к животному миру. Быт. 1:24–25 говорит, что Бог создал животный мир на шестой день, до создания человека. Может показаться, что в некоторых переводах Быт. 2:19 утверждает, что Бог создал животных после сотворения человека. Тем не менее, точный и достоверный перевод книги Быт. 2:19–20 звучит следующим образом: «Господь Бог создал из земли всевозможных зверей и птиц и привел к человеку, посмотреть, как тот назовет их. Какое имя даст человек животному – так оно и будет называться. Всем домашним животным, всем птицам, всем зверям дал человек имена». Текст не говорит, что Бог создал человека, потом дал жизнь животным и лишь тогда привёл их к нему. Текст, скорее, утверждает: “Господь Бог (уже) создал … всевозможных зверей и птиц”. Противоречий нет. На шестой день Бог создал животных, потом сотворил человека и тогда привёл их к нему, позволив дать им имена.

Рассматривая два упоминания о Творении по отдельности и сопоставляя их, мы видим, что Бог описывает последовательность Творения в Быт. 1, а тогда уточняет его самые важные составляющие, особенно шестой день, в Быт. 2. Это является не противоречием, а распространённым литературным приёмом, описывающим события от общего к конкретному» (66).

Приведём теперь комментарии Раши [3] и Сончино [4], представленные в разделе «Брейшит» различных изданий Торы (Пятикнижии Моисеевом), и относящиеся к появлению растительной жизни:

- на слова «Да порастет земля порослью, травой семяносной, плодовым деревом» (Быт. 1:11): «При сотворении земли Всевышний наделил ее силой, которая позволит произрастить травы и деревья. (Сончино)» (38; 70:9);

- на слова «Да произрастит земля свой зеленый покров» (Быт. 1:11): «Это повеление наделило землю способностью давать жизнь растительному миру» (Раши) (69:28);

- на слова «никакого кустарника полевого еще не было на земле» (Быт. 2:5): «этот (стих) толкуй так: (никакого кустарника полевого) еще не было на земле, когда завершилось сотворение мира в шестой день до того, как был сотворен человек. “И никакая трава полевая טרם יצמח" — еще не росла. В третий же (день), о котором сказано: “И извлекла земля” (Быт. 1:12 — П.Д.), (растения) не взошли, а стояли на выходе из земли до шестого дня [Хулин 60б]. (Раши)» (38);

- на слова: «никакая трава полевая еще не росла» (Быт. 2:5): «В третий день земля выполнила приказ Всесильного и дала силы растениям подняться. Но для того, чтобы появилась зелень, недостаточно только силы земли — нужен еще дождь. Всевышний же не посылал дождя, пока не был создан человек, который обратился к Творцу с молитвой о дожде. В шестой день, перед сотворением человека, растительность оставалась в своем изначальном состоянии: начался процесс роста в земле, но зелень еще не показалась. (Раши)» (38; 70:15);

- на слова «никакого кустарника … никакая трава» (Быт. 2:5): «Растительный мир, произведенный землей в третий день Творения, находился в зачаточном состоянии до тех пор, пока Всевышний, в ответ на молитву человека, не послал на землю дождь» (Раши) (69:43);

- на слова: «ибо дождя не слал» (Быт. 2:5): «А почему не слал дождя? Ибо “человека не было, чтобы возделывать землю”, — не было того, кто мог бы осознать благотворность дождей. Когда же явился (на свет) Адам и понял, что они необходимы миру, он стал молить о них, и пошли (дожди), и выросли деревья и зеленая растительность. (Раши)» (38).

Эти комментарии ясно говорят не о различных видах растительности («растительности в общем» и «земледельческой растительности»), а о том, что растительность до появления человека находилась ещё в «изначальном состоянии», или «зачаточном состоянии», т.е «зелень еще не показалась». И лишь после появления Адама и его молитве о дожде «выросли деревья и зеленая растительность». При этом, — как утверждается в классических комментариях Раши и Сончино, — в Быт. 1:11 говорится не о собственно появлении растительного мира, а о том, что Бог наделил землю способностью давать жизнь растительному миру.

Святитель Иоанн Златоуст при толковании Быт. 1:11,12 пишет: «Как открыл Он нам лицо земли, уже дал ей Своим повелением надлежащее благолепие, украшая лицо её разнообразными семенами … Что значит: и было так? (в синодальном переводе: и стало так П.Д.) Повелел, то есть Господь, и земля тотчас почувствовала болезни рождения и приготовилась к произращению семян … Подумай здесь, возлюбленный, как земля все произвела по слову Господа. Еще не было ни человека — делателя, ни плуга, ни рабочих волов, ни другого попечения о ней, но лишь услышала земля повеление — и тотчас исполнила свою обязанность» (71:36).

Приведём толкование святителя Иоанна Златоуста на Быт. 2:4-7: «несуществовавшее дотоле получило бытие и небывшее явилось вдруг по слову и велению Его. Трава произрастает из земли; а когда (Писание) говорит о травах, то разумеет все семена» (71:95).

Профессор А.П. Лопухин так толкует Быт. 2:4-7: «в то время, когда были уже созданы небо и земля, но еще не появлялось никаких полевых растений и хлебных злаков, так как не было дождя, не существовало еще человека, но над всей землей висел густой туман, — тогда-то Господь Бог и сотворил человека» (11:16. См. комментарий к Быт. 2:7).

Таким образом, несмотря на привлекательность приведённого выше толкования, заключающегося в том, что «еврейские слова, обозначающие “растительность”, отличаются в этих двух стихах (Быт 1:11 и Быт. 2:5 — П.Д.)», мы не находим подтверждение этому ни в различных изданиях Торы и её основных комментариях, относящихся к данным событиям, ни среди известных христианских толкователей.

Кроме того, к сожалению, указанные «еврейские слова, обозначающие “растительность”» автором не приведены и не указан их источник, в связи с чем, не представляется возможным проверить достоверность этих сведений.

О временнóй же последовательности появления животного мира и человека в Быт. 2:19, профессор А.П. Лопухин говорит: «“Господь Бог образовал («из земли всех животных полевых и всех птиц небесных» — П.Д.) …” Образовал, разумеется, гораздо раньше, именно в пятый и шестой дни творения (1:21 и 25), если же здесь бытописатель снова возвращается к этому факту, то он делает это лишь для общей связи повествования» (11:16. См. комментарий к Быт. 2:19).

Исходя из сказанного в отношении различного изложения появления растительности, животных и человека в первых двух главах Книги Бытия, а также рассматривая Библию, как единую Священную Книгу, не допускающую противоречий в своём тексте, можно сделать следующие выводы.

1) О растительности до появления человека, в Библии говорится в смысле нахождения растительности в состоянии готовности к росту, поскольку земля была наделена способностью давать жизнь растительному миру (силой, которая позволит произрастить травы и деревья), и приготовилась к произращению семян. При этом не было «никаких полевых растений и хлебных злаков, так как не было дождя, не существовало еще человека».

Иначе говоря, растительность находилась ещё в «изначальном состоянии», или «зачаточном состоянии», т.е. «зелень еще не показалась», «ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли» (Быт. 2:5). И лишь после появления Адама «трава произрастает из земли» и «выросли деревья и зеленая растительность».

Действительно, растительный мир был создан в третий день (Быт. 1:11-13), а животные и человек, для которых растения и деревья становятся пищей — только в шестой день (Быт. 1:24-31). Поэтому, за ненадобностью растительности в промежутке от третьего дня до шестого, можно предположить, что в третий день был создан не собственно растительный мир, готовый в дальнейшем к употреблению животными и человеком, а только основа этой растительности, или растительный мир в потенциале. Это является дополнительным доводом в пользу сделанного выше вывода о временнóм соотношении появления растительности и человека.

Вместе с этим, в Синодальном переводе Быт. 1:11-13 говорится о произрастании именно зелени в третий день творения, т.е. — до появления человека. О том же пишется и в разделе «Брейшит» Торы (69:29; 70:9,10), что, казалось бы, не соответствует приведённой выше последовательности появления растительности и человека.

Однако в подстрочном переводе греческого текста Ветхого Завета — Септуагинте (переводе 70-ти), в Быт. 1:11,12 не употребляются слова «зелень» или «зеленый покров». Здесь говорится о растении травы, сеющей семя, и дереве плодоносном (72. См. Подстрочный перевод греческого текста Ветхого и Нового Завета к Быт. 1:11,12).

В переводе Ветхого Завета с древнееврейского на русский, сделанного с издания Biblia Hebraica Stuttgartensia, также не употребляются слова «зелень» или «зеленый покров». Здесь повествуется о том, что земля породила растения: травы разных видов, дающие семена, и деревья разных видов, приносящие плоды с семенами (33:14. См. комментарий на Быт.1:12).

Кроме того, как сказано выше, в толкованиях соответствующего текста Торы, ясно разъясняется, что лишь после появления Адама «трава произрастает из земли» и «выросли деревья и зеленая растительность».

Таким образом, текст Быт. 4,5 можно толковать следующим образом: «Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и семена всякого полевого кустарника и всякой полевой травы, которые еще не выросли на земле [5], ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли».

2)
В отношении описания создания животного мира и человека в Быт. 2, можно сказать, что в Быт. 2:19 повествуется о том, что после создания Господом Богом животных и человека, Он привёл их к нему, чтобы видеть, как он назовет их. Это не противоречит временнóй последовательности появления животного мира и человека в Быт. 1.

Однако здесь необходимо отметить, что в Быт. 2, после создания человека (Быт. 2:7), написано: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18). И далее сразу говорится: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных…» (Быт.2:19). В связи с этим, указанный текст может быть истолкован таким образом, что как бы вначале был создан человек, а затем — животный мир, в качестве помощника ему.

Приведём по данному вопросу разъяснение святителя Иоанна Златоуста: «Два эти выражения: помощника и: по нему (в синодальном переводе: соответственного ему), многозначительны. Не хочу, говорить, чтобы он был один, но — чтобы имел некоторое утешение от сообщества, и не это только, но нужно создать для него соответствующего ему помощника, то есть жену. Вот для чего Бог, сказав: сотворим ему помощника, прибавил еще: по нему, чтобы ты, когда увидишь сейчас, как приводятся (к Адаму) все звери и птицы небесные, не подумал, что о них сказаны эти слова. Хотя многие из бессловесных помогают человеку в трудах его, однако ни одно из них не равняется разумной жене. Поэтому после слов: помощника по нему, прибавил: Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. (ст. 19). Это делается не просто и не напрасно, во в виду имеющих вскоре последовать событий, предвидя которые Бог показывает нам, сколь великою мудростью Он одарил созданного Им, чтобы, когда совершится преступление данной от Бога заповеди, не подумал ты, будто человек преступил ее по неведению, но знал бы, что падение есть (следствие) беспечности (ραθομίάς) (44:115) [6].

Дополнительно к сказанному, отметим, что в Быт. 1 чётко и конкретно представлена временнáя последовательность появления различных видов живых организмов: растительного и животного мира, а также — человека. При этом даётся определённая количественная характеристика этой последовательности путём разбивки её на временны́е этапы — дни, с указанием того, что именно создано в каждый день.

В Быт. 2, в том числе, приводятся дополнительные сведения о происхождении некоторых видов живых организмов, и повествуется о месте обитания человека — в саду Едемском. О последовательности появления различных видов живых организмов здесь конкретно говорится лишь в отношении растительного мира и человека (Быт. 2:4-9).

1.2. В иерархии земных созданий человек занимает особое — владычествующее (господствующее, царственное) положение

После создания Адама и Евы, Бог благословил их Бог и сказал: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28).

Псалмопевец говорит: «Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все преходящее морскими стезями» (Пс. 8:6-9). (См. также Быт. 1:28).

Святитель Иоанн Златоуст пишет «Бог сотворил человека властителем всего существующего на земле, и нет на земле ничего выше его, но все находится под его властью … Что все животные подчинены были человеку, послушай, как говорит Писание: привел зверей и всех бессловесных к Адаму видеть, как он назовет их (Быт. 2:19). И он, видя близ себя зверей, не побежал прочь, но как иной господин дает имена подчиненным ему рабам, так дал имена всем животным. И чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей; это уже знак власти. Потому и Бог, желая и чрез это показать ему достоинство его власти, поручил ему дать имена животным. Итак, этого уже довольно бы для доказательства, что звери вначале не страшны были человеку» (44:62,69,70).

Святитель Григорий Богослов определяет место человека в мире так: «…художническое Слово созидает живое существо, в котором приведены в единство невидимая и видимая природа, созидает, говорю, человека. И из сотворенного уже вещества взяв тело, а от Себя вложив жизнь (что в слове Божием известно под именем души и образа Божия), творит как бы некоторый второй мир, в малом великий, — поставляет на земле иного ангела, из разных природ составленного поклонника, зрителя видимой твари, таинника твари умосозерцаемой, царя над тем, что на земле, подчиненного горнему Царству, земного и небесного, временного и бессмертного, видимого и умосозерцаемого. Ангела, который занимает середину между величием и низостью, один и тот же есть дух и плоть, — дух ради благодати, плоть ради превозношения, дух, чтобы пребывать и прославлять Благодетеля, плоть, чтобы страдать, и страдая, припоминать и поучаться, сколько ущедрен он величием; творит живое существо, здесь предуготовляемое и переселяемое в иной мир и (что составляет конец тайны) через стремление к Богу достигающее обожения» (Слово 45) (22:91,92,93) (см. также Слово 38) (22:110-112).

См. продолжение
Цитируемая литература к настоящей главе приведена в разделе: Часть 1, глава 2


___________________________

[1] Отличие побуждения (причины) какого-либо действия (т.е., почему данное действие было сделано) от цели (предназначения) этого действия (т.е., для чего данное действие было сделано) можно проиллюстрировать и на обычном житейском примере: когда родители оплачивают своему ребенку обучение в ВУЗе, то собственно причиной этой оплаты является любовь к своему чаду, побуждающая желание сделать ему добро, в данном случае — оплатить обучение. Непосредственной же целью данного действия (оплаты обучения) является получение ребенком определенных знаний и соответствующего диплома.

[2] Архиепископ Казанский Антоний (Амфитеатров), архиепископ Сильвестр (Малеванский), протоиерей Николай Малиновский и др.

[3] «Тора с комментарием Раши, или Хумаш с Раши, представляет собой текст Пятикнижия с классическим комментарием ... раби Шломо Ицхаки («Раши» является аббревиатурой начальных букв его имени). Комментарии Раши являются самыми популярными комментариями ТаНаХа, и приняты всеми течениями ортодоксального иудаизма как основной комментарий к священному Писанию» (67). При этом в иудаизме «комментарий Раши является наиболее строгим и последовательным в передаче простого смысла Писания» (69).

[4] «Комментарии к Пятикнижию и афтарот были написаны р. Йосефом Цви Герцем, главным раввином Британской империи в середине XX века ... Эти комментарии и принято называть классическими комментариями Сончино» (68).

[5] Заметим, что хотя растительность ещё и не выросла, но вполне можно допустить, что могли показаться маленькие зелёные росточки (зелень), которые ещё не являются кустарником или травой, но впоследствии станут ими, т.е. станут зелёным покровом, пригодным в пищу.

[6] Текст 44:115 приведён в современной орфографии.

Комментарии

-"При этом, поскольку любовь является чувством"
----------


" Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь."(2.Кор.13-13)

Любовь имеет не чувственную, а волевую основу.


"Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя."(Ин.15-13)
 
-"При этом, поскольку любовь является чувством"
----------

" Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь."(2.Кор.13-13)
Любовь имеет не чувственную, а волевую основу.

"Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя."(Ин.15-13)


В христианском учении о человеке авторы сходятся во мнении о трех главных (основных) душевных силах (психических силах), называемых: словесно – разумной (словесной, разумной, умственной, мыслительной); раздражительной (чувственной или чувствующей) и вожделевательной (пожелательной, желательной, страстной), или умом, сердцем и волей. «Такое учение о трех силах души нашей мы находим в творении святых отцов Церкви почти всех веков» – пишет прот. Стефан Кашменский в своей книге «Систематический свод учения св. отцов Церкви о душе человеческой. / Сост. Прот. Стефаном Кашменским // Святоотеческая христология и антропология: сб. ст. — Вып. 3. — Пермь: Панагия, 2002. С. 13)».

Таким образом, сердце – ответственно за чувства. Поэтому, святой праведный Иоанн Кронштадтский о душевных силах Адама и Евы пишет: «Ум их был светел и без труда знал все окружающее… Сердце их было полно любви к Богу и друг к другу и блаженно сею любовью … Воля была у них святая; она стремилась прилепляться к Господу Богу, она хотела делать только угодное Ему» (прот. Иоанн Кронштадтский. Полное собрание сочинений. Т. 1. С. 102,103).

Из сказанного следует, что любовь – это чувство, а вот действия, основанные на любви, – это уже результат ума и воли. Поэтому, не следует смешивать силы души и приписывать одной из них – свойства другой.

Вообще, любовь можно определить, как чувство, превращающее предмет любви в сокровище, то есть самое важное, самое нужное, самое дорогое, самое хранимое и оберегаемое для человека. Поэтому, «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21). Справедливо и обратное: где сердце ваше (то есть, к чему направлены ваши чувства), там будет и сокровище ваше, и туда будут направлены и ум, и воля.

Более подробные сведения о психических силах души, их свойствах (духовной векторности, коррелятивности, иерархии), соотношении между собой, а также их проявлениях, в том числе – любви, Вы можете узнать из книги: «Общие аспекты православной психологии. — 2-е изд. испр. и доп. — М.: Грифон, 2011. — 336 с. — (Очерки православной антропологии. Вып. 6). Глава 5. Основные возможности души, или её психические способности (силы). Глава 6. Некоторые особенности психических сил души: сердца, ума, воли».
 
Дух связан с волей. Бог - это Дух а не психика. Отец Волит, а не чувствует. В мистике вообще всё постижение начинается с бесстрастия.

И в день Пятидесятницы, когда, по обетованию, снисшел Утешитель, и сила благого Духа вселилась в душах Апостолов, совершенно снято с них покрывало греха, страсти приведены в бездействие, открылись у них сердечные очи; и тогда уже, исполнившись премудрости и возведенные Духом в совершенство чрез сего же Духа, соделавшегося в душах их владычественным и царственным, научились исполнять волю Божию, и Им же были руководимы на всякую истину. (Макарий Египетский. О Любви)
 
любовь – это чувство
Любовь имеет не чувственную, а волевую основу

Любовь — понятие многогранное. Кроме того любовь имеет множество форм.

С одной стороны, можно (а не нельзя) сказать, что любовь — это чувство (само выражение «вспыхнуло чувство» часто употребляется в отношении любви (вспыхнула любовь)).

С другой стороны, коль скоро Господь заповедует нам любить ближних, а соблюдение заповеди требует от человека волевых усилий, уместно признать, что любовь может (а не не может) зарождаться и развиваться при содействии воли.

Но допустимо сказать и по-другому: любовь — это особая форма состояния человека, проявляемого во всех сферах человеческой души (а не только в волевой или чувственной) (разумеется, это определение не претендует на звание исчерпывающего).
 
Дух связан с волей. Бог - это Дух а не психика. Отец Волит, а не чувствует. В мистике вообще всё постижение начинается с бесстрастия.

И в день Пятидесятницы, когда, по обетованию, снисшел Утешитель, и сила благого Духа вселилась в душах Апостолов, совершенно снято с них покрывало греха, страсти приведены в бездействие, открылись у них сердечные очи; и тогда уже, исполнившись премудрости и возведенные Духом в совершенство чрез сего же Духа, соделавшегося в душах их владычественным и царственным, научились исполнять волю Божию, и Им же были руководимы на всякую истину. (Макарий Египетский. О Любви)
Дух связан с волей. Бог - это Дух а не психика. Отец Волит, а не чувствует. В мистике вообще всё постижение начинается с бесстрастия.
И в день Пятидесятницы, когда, по обетованию, снисшел Утешитель, и сила благого Духа вселилась в душах Апостолов, совершенно снято с них покрывало греха, страсти приведены в бездействие, открылись у них сердечные очи; и тогда уже, исполнившись премудрости и возведенные Духом в совершенство чрез сего же Духа, соделавшегося в душах их владычественным и царственным, научились исполнять волю Божию, и Им же были руководимы на всякую истину. (Макарий Египетский. О Любви)

Бог, в соответствии с Синодальным переводом Библии, может, например, раскаяться (Быт. 6:6); восскорбеть в сердце Своем (Быт.6:6); гневаться (Исх. 4;14); возлюбить (Ин.3:16, 16:27; Еф. 5:2; Прем. 8:3). А это – чувства! Вы просто путаете чувства с волей. Ещё раз предлагаю Вам прочитать упомянутую мною книгу, где изложен святоотеческий подход, в том числе к данному вопросу. Книга имеет гриф Издательского отдела РПЦ. Вы, в своих высказываниях, совершенно не учитываете такие важные стороны сердца, ума и воли, как их коррелятивность и иерархия. Отсюда – и путаница.

Для примера рассмотрим известный стих: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Здесь слово «любовь» выражает чувство, из-за которого Бог совершил определённое действие - отдал Сына Своего Единородного - это уже проявление воли. Таким образом, здесь - любовь (чувство) – причина того, что Бог проявил Свою волю именно таким образом.
 
Любовь — понятие многогранное. Кроме того любовь имеет множество форм.

С одной стороны, можно (а не нельзя) сказать, что любовь — это чувство (само выражение «вспыхнуло чувство» часто употребляется в отношении любви (вспыхнула любовь)).

С другой стороны, коль скоро Господь заповедует нам любить ближних, а соблюдение заповеди требует от человека волевых усилий, уместно признать, что любовь может (а не не может) зарождаться и развиваться при содействии воли.

Но допустимо сказать и по-другому: любовь — это особая форма состояния человека, проявляемого во всех сферах человеческой души (а не только в волевой или чувственной) (разумеется, это определение не претендует на звание исчерпывающего).

Любовь - это чувство, имеющее разнообразные виды: любовь - страсть, любовь к родителям, любовь к Богу, любовь к деньгам (сребролюбие), любовь к славе (славолюбие), жертвенная любовь - агапе и т.д. А вот проявления, или следствия любви - это уже область разума и воли. Следует отметить, что чувства, ум и воля связаны между собой и являются коррелятивными понятиями. Поэтому, иногда и возникает путаница, где заканчивается одно и начинается другое. И ещё здесь очень важна иерархия этих душевных (точнее - психических) сил.

В дальнейшем, я планирую предложить обсуждение этого важного вопроса на форуме, и представить святоотеческое учение о психике в целом, и о психических силах - в частности.
 
Любовь - это чувство, имеющее разнообразные виды: любовь - страсть, любовь к родителям, любовь к Богу, любовь к деньгам (сребролюбие), любовь к славе (славолюбие), жертвенная любовь - агапе и т.д. А вот проявления, или следствия любви - это уже область разума и воли.
Любовь как чувство — это всего лишь одна из сторон понятия любви как реальности более широкого порядка. Когда человек любит кого-то или что-то, он, конечно же, это внутренне ощущает, и данное ощущение проявляется в чувственной сфере его души. В этой связи и говорится: любовь есть чувство. Однако утверждать, что любовь — это всего лишь внутреннее чувство, только чувство, а не реальность более широкого масштаба, не правильно. На это, помимо прочего, настраивают такие слова: «Бог есть любовь» (1Ин.4:8), «любовь... есть совокупность совершенства» (Кол.3:14).
 
Иоанн Златоуст - "Так как многие люди предпочитали духовным благам чувственные... "
Чувственность - субъективна. Посему связана с гномической волей, на которую Вы выводите в своих умозаключениях.
Природная воля человека не удопреклонна ко греху, не имеет нужды в аналитике. Вспомните именно чувства придали Еве уверенность в необходимости срывания запретного плода.
"И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; "
Именно чувства позволили Еве, нарушить Волю Бога.
У нас вся аскетика построена на воле, а не на чувственности. Именно отсекание её порывов, даёт право подготовить себя к принятию Святых Даров. Движение духа к Богу, а это несомненно волевой акт, даёт место Богу в Его Образе у меня самого. И это движение Бога ко мне, тоже несомненно есть Его Волевое изволение.
В таком нахождении духа, нет больше места гноми. Он живёт в Божественной Любви.
 
По рекомендованной Вами ссылке.
«Систематический свод учения св. отцов Церкви о душе человеческой. / Сост. Прот. Стефаном Кашменским.

"-Исаак Сирин чувствилища относит к области ума, повторяя «сказанное древними святыми, что если ум вознамерится взойти на крест прежде, нежели чувствилища его, исцелясь от немощи, прейдут в безмолвии, то постигает Божий гнев».

Климент Александрийский «чувство" признает «ступенью к познанию». И эта ступень самая низшая, так что св. Иоанн Дамаскин чувство называет силою неразумною. «Чувственность, – говорит он, – есть сила неразумной души, действующая посредством чувственных органов; она называется и чувством», хотя и сам же относит это чувство к способности познавательной. Итак, чувства как орудия наблюдения должны относиться к способности словесно-разумной, а как орудия телесные – относиться к низшей ее области."
 
Любовь как чувство — это всего лишь одна из сторон понятия любви как реальности более широкого порядка. Когда человек любит кого-то или что-то, он, конечно же, это внутренне ощущает, и данное ощущение проявляется в чувственной сфере его души. В этой связи и говорится: любовь есть чувство. Однако утверждать, что любовь — это всего лишь внутреннее чувство, только чувство, а не реальность более широкого масштаба, не правильно. На это, помимо прочего, настраивают такие слова: «Бог есть любовь» (1Ин.4:8), «любовь... есть совокупность совершенства» (Кол.3:14).

Любовь - это всё же чувство, но чувство особое! Любовь, как "совокупность совершенства", есть любовь к Богу и ближнему. Поэтому, данные заповеди и являются основными! Кроме того, любовь покрывает множество грехов (1Петр. 4:8), назидает, долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится (1Кор. 8:1; 13:4). Про любовь также сказано: теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1Кор. 13:13).

Всё это говорится про любовь потому, что это – важнейшее чувство, превращающее предмет любви в сокровище, т.е. самое ценное, самое важное, самое хранимое. Поэтому и сказано: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6:21).
 
Иоанн Златоуст - "Так как многие люди предпочитали духовным благам чувственные... "
Чувственность - субъективна. Посему связана с гномической волей, на которую Вы выводите в своих умозаключениях.
Природная воля человека не удопреклонна ко греху, не имеет нужды в аналитике. Вспомните именно чувства придали Еве уверенность в необходимости срывания запретного плода.
"И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; "
Именно чувства позволили Еве, нарушить Волю Бога.
У нас вся аскетика построена на воле, а не на чувственности. Именно отсекание её порывов, даёт право подготовить себя к принятию Святых Даров. Движение духа к Богу, а это несомненно волевой акт, даёт место Богу в Его Образе у меня самого. И это движение Бога ко мне, тоже несомненно есть Его Волевое изволение.
В таком нахождении духа, нет больше места гноми. Он живёт в Божественной Любви.


Иоанн Златоуст - "Так как многие люди предпочитали духовным благам чувственные... "
Чувственность - субъективна. Посему связана с гномической волей, на которую Вы выводите в своих умозаключениях.
Природная воля человека не удопреклонна ко греху, не имеет нужды в аналитике. Вспомните именно чувства придали Еве уверенность в необходимости срывания запретного плода.
"И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; "
Именно чувства позволили Еве, нарушить Волю Бога.
У нас вся аскетика построена на воле, а не на чувственности. Именно отсекание её порывов, даёт право подготовить себя к принятию Святых Даров. Движение духа к Богу, а это несомненно волевой акт, даёт место Богу в Его Образе у меня самого. И это движение Бога ко мне, тоже несомненно есть Его Волевое изволение.
В таком нахождении духа, нет больше места гноми. Он живёт в Божественной Любви.


Не совсем понятно, какое отношение это имеет к рассматриваемому вопросу?!
 
Любовь как чувство — это всего лишь одна из сторон понятия любви как реальности более широкого порядка. Когда человек любит кого-то или что-то, он, конечно же, это внутренне ощущает, и данное ощущение проявляется в чувственной сфере его души. В этой связи и говорится: любовь есть чувство. Однако утверждать, что любовь — это всего лишь внутреннее чувство, только чувство, а не реальность более широкого масштаба, не правильно. На это, помимо прочего, настраивают такие слова: «Бог есть любовь» (1Ин.4:8), «любовь... есть совокупность совершенства» (Кол.3:14).

Любовь - это всё же чувство, но чувство особое! Любовь, как "совокупность совершенства", есть любовь к Богу и ближнему. Поэтому, данные заповеди и являются основными! Кроме того, любовь покрывает множество грехов (1Петр. 4:8), назидает, долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится (1Кор. 8:1; 13:4). Про любовь также сказано: теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1Кор. 13:13).

Всё это говорится про любовь потому, что это – важнейшее чувство, превращающее предмет любви в сокровище, т.е. самое ценное, самое важное, самое хранимое. Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6:21).
 
По рекомендованной Вами ссылке.
«Систематический свод учения св. отцов Церкви о душе человеческой. / Сост. Прот. Стефаном Кашменским.

"-Исаак Сирин чувствилища относит к области ума, повторяя «сказанное древними святыми, что если ум вознамерится взойти на крест прежде, нежели чувствилища его, исцелясь от немощи, прейдут в безмолвии, то постигает Божий гнев».

Климент Александрийский «чувство" признает «ступенью к познанию». И эта ступень самая низшая, так что св. Иоанн Дамаскин чувство называет силою неразумною. «Чувственность, – говорит он, – есть сила неразумной души, действующая посредством чувственных органов; она называется и чувством», хотя и сам же относит это чувство к способности познавательной. Итак, чувства как орудия наблюдения должны относиться к способности словесно-разумной, а как орудия телесные – относиться к низшей ее области."


У различных свв. отцов могут быть различные мнения по одним и тем же вопросам. Поэтому, здесь нужно брать не отдельные мнения, а учение о силах души в целом. И совершенно необходимо учитывать свойства этих сил, о чём уже говорилось. Кроме того, слова "посредством чувственных органов" говорят о том, что здесь имеются в виду ощущения, а не собственно чувства. Ибо, органом чувств является сердце. При этом человек ощущает тепло, но чувствует любовь!

Также отметим следующее.

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова термин «любовь» означает: «чувство самоотверженной, сердечной привязанности…» (27 изд. М, – Мир и образование, – 2016. С. 277. См. «Любовь»).

В «Философском словаре» под ред. И.Т. Фролова: «Любовь – глубинное экзистенциальное переживание … Это чувство давно стало предметом философского постижения…» (7 изд. М, – Республика, – 2001. С. 301,302. См. ст. «Любовь», П.С. Гуревич).

Митрополит Сурожский Антоний про любовь говорит: «Любовь – удивительное чувство…» (Труды. Практика, – 2002. – Т. 1. С. 473); «Любовь … это чувство, которое обращает одно существо к другому…» (Труды. Практика, – 2007. – Т. 2. С. 473).

Профессор, протоиерей Н. Стеллецкий в своей книге «Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении» пишет: «…общие свойства любви неизменно присущи и чувству любви к Богу…» (Т.Т. 2 и 3. / М: ФИВ – 2011. С. 58).

В Св. Евангелие сказано: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим…» (Лк. 10:27. См. также Мф. 22:37; Мк. 12:30,33). Из святоотеческого учения следует, что сердце – сторона души, ответственная за чувства («Сторона чувства — сердце … Дело сердца — чувствовать все касающееся нашего лица…». Свт. Феофан Затворник – Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? — М.: 1999. С. 23-35). Т.о., здесь нам предлагается возлюбить Бога всеми нашими чувствами, всеми нашими душевными силами, всем нашим существом!

Поэтому, с точки зрения русского языка, философии, а также учения о душе – любовь – это чувство!

Далее, если Вы внимательно почитаете Книгу Бытия, стихи 1:26,27, а также святоотеческое толкование, то легко обнаружите, что у человека есть определённое сходство с Богом, а именно: образ и подобие. При этом образ заключается, в том числе, в силах души: сердце, уме и воле. Поэтому и говорит святитель Василий Великий: «Дивно познание Тебя через меня. Познавая всю свою сложность и то, с какой мудростью устроено мое тело, я через это крохотное создание постиг великого Творца» (Беседы на Шестоднев, Беседа 10).

Иначе говоря, есть определённое сходство в том, что Бог и человек могут, например, любить, а также и в том, что определённые действия и мысли могут быть им отвратительны (ненавистны) (см., например, Ис.1:13). Любовь (чувство) для человека (т.е. соединении души с телом) – является психическим процессом. Отдельной душе (при разъединении души с телом), также, как и ангелам, – тоже свойственны и чувства, и волевые действия, и разум. И любовь Бога к человеку тоже является особым чувством к Своему творению.

Путаница с понятием «любовь» возникла из-за того, что любовь (чувство), вызывает, как желание сделать что-то хорошее для предмета любви, так и само действие (воля), т.е. любовь связана с устремлением или влечением к предмету любви. При этом разум – определяет пути решения данной задачи. Иначе говоря, речь идёт о едином акте (процессе). Поэтому, сердце, ум и воля и являются коррелятивными понятиями. И путаница обоснована приписыванием одной силе души – свойств другой силы.

Вообще, для человека следует различать: ощущения, чувства, эмоции, страсти, волевые действия, проявления разума. Человек ощущает холод, но чувствует любовь, ненависть, страх и т.д. А вот любовь к греховным удовольствиям – является страстью: сребролюбием, славолюбием, властолюбием, чревоугодием и пр.

Если Вы будете учитывать основные свойства основных сил души, и не будете смешивать их, то избежите указанной выше путаницы. Также хочу отметить, что несмотря на различное понимание в христианской антропологии (в том числе - православной антропологии) роли сердца, разума, воли, свободы выбора, и их проявлений - чувств, мыслей и волевых действий, можно определённо выделить в святоотеческой антропологии стройное учение о душевных силах, с учётом их коррелятивности, иерархичности, духовной векторности. Но это уже тема другой статьи - о силах души и их особенностях.
 
1Кор.6:19: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа...

У Вас подход к любви дихотомиста.Это поясняет непонимание основного закона любви.
Дочитал Вашу вторую часть, и понимаю то, что Вы предполагаете будто Бог вдунул при сотворении человека в него, его душу.Это основная ошибка дихотомистского подхода.Отрицания духа, как составной части природы человека.
Но как сказал Апостол-
Есть тело душевное, есть тело и духовное.
(1-е Кор.15:44 )

Обратимся к христологии.В одной Ипостаси-две природы.Вы же не станете утверждать что у Христа не было человеческой души? Она была.Но так как у Второй Ипостаси Троицы нет души, значит она была получена от Богородицы.
Таким образом душа человека была создана сразу при сотворении его из глины, и в неё был вдунут Богом, дух человеческий, созданный по Образу и Подобию Божиему.

Давайте обратимся к Библии.
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, ... (Быт. 1, 26)

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (Быт. 1, 27)


Это творение по всем признакам символизирует дух человека.Человека духовного, вмещающий в себя благие свойства Божьи: мудрость, ведение, красоту, силу и другие. Именно дух человека создан по образу и подобию Бога.
В дихотомическом варианте, всё выше перечисленное относится к высшей форме души.Но здесь идет речь о логосе человека.

Созданный последним он через Образ Божий в себе,"имел доступ" ко всем другим ранее сотворенным логосам тварного мира, но только ещё не материализованным.
Далее земля актуализирует, материализовывает логосы тварного, которые помещены в неё и освящены Духом Святым, а человеческий логос, материализует Сам Бог.Таким образом человек оказывается не подчинённым земле, как своей родительнице.Она в данном случае является связующим средством.

Далее
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.(Быт. 2, 7)

Необходимо рассматривать этот как продолжение актуализации логоса человека,но с одним уточнением
При описании появления логоса употребляется глагол <бара>, означающий, творить впервые, создавать прежде не бывшее. При описании второго акта применяется глагол аса, означающий «отделывать»,«придавать форму» тому, что уже существует. Кроме того, о логосе человеке сказано, что он создан по образу и подобию Божьему; ни о каком веществе, употребленном при этом творении, нет ни слова. О человеке уже на земле,говорится, что он создан «из праха земного», уже по окончании Шести Дней.

И он в отличие от логоса который состоит только из духа, уже состоит из двух начал: «дыхания жизни», и «праха земного»-т. е. вещества.
В Писании сказано, что душа живого существа находится в его крови (Лев. 17, 11-14; Втор. 12, 23). Это относится к душе, началу, оживляющему тело через кровь. Вот таким и был создан человек, с душой которую Бог оживил для Себя.Оживил через Свой Дух.И принять, встретить Дух Божий, мог только такой же дух, только человеческий.И связывался он со своей душой через духовное движение, духовной сущности-руах.

Дух берёт исток в сущности Божества, Поэтому и сказано, что Бог «вдунул» в человека дух , и после этого человек стал душой живой. Так воздействует дух на подчиненные ему сферы и уровни человеческого существа для своего проявления на земном, вещественном уровне.

Дух обладает самотождественностью, наделен возможностью внутреннего самосохранения,имеет начало Божественное, которое и стало основой, ядром, сущностью человека: образно говоря, «выдохнул» из Себя Господь то, что составило высшую, бессмертную основу человеческой личности.

Все эти процессы мы только логически разделяем, на самом деле они происходят сразу, одновременно.

Теперь об аде.
Если Образ Божий дает человеку необычайный творческий потенциал, а именно-волить, это же творить, это же своим отношением освящать, то в аду творчества как такого вообще нет.Там царство страстей, не реализация которых, доставляет душе человеческой мучения.Там не бытие духа.Он вернулся в свой логос, по смерти грешника.
Максим Исповедник говорит об этом так.По Воскресении всех, Бог восстановит логос природы, и если логос ипостаси не будет ему соответствовать, то он не попадет в райские обители.
Таким образом душа в аду может чувствовать духовную силу молитвенного прошения к Богу о ней, и принимать его, так, как может принимать дух при своем изначальном творении.Но творить уже там внутри опираясь на него-не может, не может потому,что у неё нет Образа Божиего.Он утерян, через греховную составляющую её бытия.
Мы то, в Таинстве Покаяния и бываем прощены в силу того, что критикой самих себя приближаемся к своему первозданному логосу, в котором есть Образ Божий.А Подобие приобретаем в навыке святого движения, правильно реализуя его уже имющегося в нас в троическом исполнении.В нашей воле, в нашем творчестве в наших намерениях.

Посему Образ Божий связан не с чувственными мотивами как доминантой, а с духом человеческим освящающим душу.
«Бог своими руками творит человека из видимой и невидимой природы... тело образовав из земли, душу же ...посредством вдуновения»(Преподобный Иоанн Дамаскин)
Невидимая природа, это конечно дух.Которым душа оживляется (творится) вдуновением.Впрочем об этом подробно было сказано выше.

1Сол.5:23: Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока...
Видите как важно всё.
«совершенный человек состоит из плоти, души и духа». (Священномученик Ириней Лионский)
 
Не совсем понятно, какое отношение это имеет к рассматриваемому вопросу?!
Вот это то и странно, что Вы не можете услышать Отца Церкви, Иоанна Златоуста, предупреждающего о опасности, связанной с чувственностью.
В принципе Ваша позиция созвучна с католической доктрине о спасении, где доброжелательное отношение к чувственности, возведено в рамки догмата.
У них добродетель, вытекающая из чувственных ощущений, уже спасительна, уже самодостаточна сама по себе. У нас же, это только начало, это только служебное орудие, для дальнейшей встречи с Божией благодатью, которая только и может просвещать и наставлять в Истине. Поэтому и выделяется сердце, как орган жизни для Божией Любви на волевой основе, только после него следует душа, а за ней и разум со всей своей философией.
 
1Кор.6:19: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа...

У Вас подход к любви дихотомиста.Это поясняет непонимание основного закона любви.
Дочитал Вашу вторую часть, и понимаю то, что Вы предполагаете будто Бог вдунул при сотворении человека в него, его душу.Это основная ошибка дихотомистского подхода.Отрицания духа, как составной части природы человека.
Но как сказал Апостол-
Есть тело душевное, есть тело и духовное.
(1-е Кор.15:44 )

Обратимся к христологии.В одной Ипостаси-две природы.Вы же не станете утверждать что у Христа не было человеческой души? Она была.Но так как у Второй Ипостаси Троицы нет души, значит она была получена от Богородицы.
Таким образом душа человека была создана сразу при сотворении его из глины, и в неё был вдунут Богом, дух человеческий, созданный по Образу и Подобию Божиему.

Давайте обратимся к Библии.
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, ... (Быт. 1, 26)

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (Быт. 1, 27)


Это творение по всем признакам символизирует дух человека.Человека духовного, вмещающий в себя благие свойства Божьи: мудрость, ведение, красоту, силу и другие. Именно дух человека создан по образу и подобию Бога.
В дихотомическом варианте, всё выше перечисленное относится к высшей форме души.Но здесь идет речь о логосе человека.

Созданный последним он через Образ Божий в себе,"имел доступ" ко всем другим ранее сотворенным логосам тварного мира, но только ещё не материализованным.
Далее земля актуализирует, материализовывает логосы тварного, которые помещены в неё и освящены Духом Святым, а человеческий логос, материализует Сам Бог.Таким образом человек оказывается не подчинённым земле, как своей родительнице.Она в данном случае является связующим средством.

Далее
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.(Быт. 2, 7)

Необходимо рассматривать этот как продолжение актуализации логоса человека,но с одним уточнением
При описании появления логоса употребляется глагол <бара>, означающий, творить впервые, создавать прежде не бывшее. При описании второго акта применяется глагол аса, означающий «отделывать»,«придавать форму» тому, что уже существует. Кроме того, о логосе человеке сказано, что он создан по образу и подобию Божьему; ни о каком веществе, употребленном при этом творении, нет ни слова. О человеке уже на земле,говорится, что он создан «из праха земного», уже по окончании Шести Дней.

И он в отличие от логоса который состоит только из духа, уже состоит из двух начал: «дыхания жизни», и «праха земного»-т. е. вещества.
В Писании сказано, что душа живого существа находится в его крови (Лев. 17, 11-14; Втор. 12, 23). Это относится к душе, началу, оживляющему тело через кровь. Вот таким и был создан человек, с душой которую Бог оживил для Себя.Оживил через Свой Дух.И принять, встретить Дух Божий, мог только такой же дух, только человеческий.И связывался он со своей душой через духовное движение, духовной сущности-руах.

Дух берёт исток в сущности Божества, Поэтому и сказано, что Бог «вдунул» в человека дух , и после этого человек стал душой живой. Так воздействует дух на подчиненные ему сферы и уровни человеческого существа для своего проявления на земном, вещественном уровне.

Дух обладает самотождественностью, наделен возможностью внутреннего самосохранения,имеет начало Божественное, которое и стало основой, ядром, сущностью человека: образно говоря, «выдохнул» из Себя Господь то, что составило высшую, бессмертную основу человеческой личности.

Все эти процессы мы только логически разделяем, на самом деле они происходят сразу, одновременно.

Теперь об аде.
Если Образ Божий дает человеку необычайный творческий потенциал, а именно-волить, это же творить, это же своим отношением освящать, то в аду творчества как такого вообще нет.Там царство страстей, не реализация которых, доставляет душе человеческой мучения.Там не бытие духа.Он вернулся в свой логос, по смерти грешника.
Максим Исповедник говорит об этом так.По Воскресении всех, Бог восстановит логос природы, и если логос ипостаси не будет ему соответствовать, то он не попадет в райские обители.
Таким образом душа в аду может чувствовать духовную силу молитвенного прошения к Богу о ней, и принимать его, так, как может принимать дух при своем изначальном творении.Но творить уже там внутри опираясь на него-не может, не может потому,что у неё нет Образа Божиего.Он утерян, через греховную составляющую её бытия.
Мы то, в Таинстве Покаяния и бываем прощены в силу того, что критикой самих себя приближаемся к своему первозданному логосу, в котором есть Образ Божий.А Подобие приобретаем в навыке святого движения, правильно реализуя его уже имющегося в нас в троическом исполнении.В нашей воле, в нашем творчестве в наших намерениях.

Посему Образ Божий связан не с чувственными мотивами как доминантой, а с духом человеческим освящающим душу.
«Бог своими руками творит человека из видимой и невидимой природы... тело образовав из земли, душу же ...посредством вдуновения»(Преподобный Иоанн Дамаскин)
Невидимая природа, это конечно дух.Которым душа оживляется (творится) вдуновением.Впрочем об этом подробно было сказано выше.

1Сол.5:23: Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока...
Видите как важно всё.
«совершенный человек состоит из плоти, души и духа». (Священномученик Ириней Лионский)


Вы, по-видимому, совсем запутались в своих изысканиях. Я не считаю, что Бог вдохнул в человека душу. Если Вы внимательно почитаете, что я писал, то легко поймёте, что это не моё мнение, а одна из цитат приведённого обзора! Я же высказываю в данной работе совсем другое мнение - противоположное! Если Вы будете ВНИМАТЕЛЬНО читать, как мою работу, так и святоотеческое учение, то избежите многих нелепостей в своём понимании, в частности, полного извращения моего мнения в отношении происхождения души!

Что касается состава человека, то в православной антропологии нет единого мнения о двойственности или тройственности этого состава. Вы это вопрос рассматриваете очень поверхностно, как, впрочем и другие вопросы. В данной работе в целом эта тема, как отдельная, вообще не рассматривается, хотя в ней приводятся различные мнения о составе человека. Несмотря на Ваше непонимание данных вопросов и откровенно дилетантское представление о них, основанное на вырывании отдельных цитат без понимания их смысла в свете православной антропологии , а также приписыванием мне слов, которых я не говорил, тем ни менее, привожу ещё раз ответ по вопросу является ли любовь чувством?! См. "Чувство любви и православная психология"
 
Что касается состава человека, то в православной антропологии нет единого мнения о двойственности или тройственности этого состава. Вы это вопрос рассматриваете
Есть, только принимать надо Апостола как первооснову.

Ваше непонимание данных вопросов и откровенно дилетантское представление о них,
Разве? Вы можете привести другой перевод слов "бара" и "аса"?
Вероятно нет.
 
1Кор.6:19: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа...

У Вас подход к любви дихотомиста.Это поясняет непонимание основного закона любви.
Дочитал Вашу вторую часть, и понимаю то, что Вы предполагаете будто Бог вдунул при сотворении человека в него, его душу.Это основная ошибка дихотомистского подхода.Отрицания духа, как составной части природы человека ..


Чувство любви и православная психология
Вы продолжаете пользоваться отдельными цитатами, вне связи их со святоотеческим учением о душевных силах вообще, и их особенностях, в частности. Поэтому и продолжается у Вас путаница в понятиях: любовь, душевные силы, свойства этих сил, чувства, ощущения и пр. Ибо, просто отдельная цитата — это мнение без должного обоснования, а учение – это систематизированная информация, включающая обзор и анализ предшествующих исследований, а также выводы автора и их обоснования! И, кстати говоря, у различных авторов могут быть весьма разные мнения по одному и тому же вопросу (см, например, книгу «О полемических аспектах происхождения, грехопадения и цели земной жизни человека. — М.: Благовест, 2009. — 816 с. — (Очерки православной антропологии. Вып. 5»).

В связи со сказанным, кратко рассмотрим учение святителя Феофана Затворника (далее по тексту — святителя) о душе и её силах. Ссылка на данное учение выбрано потому, что святителю принадлежат не только основательные многочисленные труды в области православной антропологии, в целом, и православной психологии, в частности, но и перевод известного многотомного издания «Добротолюбие». Это, в свою очередь, говорит о высокой информированности святителя о трудах святых отцов и учителей Церкви. Поэтому, мнение святителя по вопросам души, её сил и их проявлений, включая чувства (что является аспектами православной психологии), — является особенно авторитетным!

Святитель пишет: «…давно присмотрелись и распределили все действия души на три разряда — мыслей, желаний и чувств … Дело сердца — чувствовать все касающееся нашего лица … Всякое воздействие на сердце производит в нем особое чувство … сердце наше точно есть корень и центр жизни» (см. «Что есть духовная жизнь и как на нее настроится? Правило веры. М., 1999. С. 28,32, 36»). Т.о., здесь сердце — это орган, производящий чувства, и являющийся центром нашей жизни! Поэтому, если любовь исходит из сердца, то она является чувством!

Кстати, важность сердца выражена, например, и в словах: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой» (Прит. 3:5); «Разум — слуга сердца» (Иоанн Кронштадтский: Сб. / сост. В. А. Десятников // Разд.: Иоанн Кронштадтский. Путь к Богу. — М.: Патриот, 1992. С. 51).

Святитель про чувство любви, а также сердце, в частности, говорит: «…Любовь сильнее всего … Духовное горение сердца к Господу есть любовь к Нему. Она загорается от прикосновения Господа к сердцу…» (см. «Мудрые советы Святителя Феофана… Правило веры. М., 1998. С. 426,427»). Поскольку «всякое воздействие на сердце производит в нем особое чувство», то любовь, которая «загорается от прикосновения Господа к сердцу» и есть чувство!

Далее святитель конкретно пишет: «Любовь есть блаженное и ублажающее чувство (выделено – П.Д.) – когда она есть настоящая к Богу любовь» (там же, с. 428).

В связи с изложенным, настоятельно Вам рекомендую познакомится с учением святителя о душе и её силах! Это поможет Вам избавится от различных ошибок и непонимания по данной теме.

Также хотелось бы рекомендовать Вам почитать, для повышения своей информативности, также и работы в области православной психологии, которых, к сожалению, немного, но всё же они есть. Например, книгу иерея Вадима Коржевского: «Пропедевтика аскетики. Компендиусм по православной святоотеческой психологии. – М., 2004. – 648 с.».



В данной книге, в частности, сказано: «Поселившийся в душе грех излюбленным местом своим избрал сердце извратив тем самым чувства, вместилищем которых оно является … страсти стали извращать сердечные чувства…» (там же, с. 426,427). Т.о., здесь сердце также непосредственно связано с чувствами.

Далее В. Коржевский пишет: «…Основной фон доброкачественных практических чувств составляют чувства жертвенной любви и сочувствия … В основании чувств эстетического характера лежит любовь к красоте тварного мира» (там же, с. 435,436). Т.о., здесь любовь также является чувством!

Можно привести ещё множество цитат о том, что любовь не является проявлением воли, а связана с сердцем, но ограничусь ещё двумя:

Зав. кафедрой догматического богословия иерей Борис Левшенко в «Катехизисе» пишет: «Развитие любви в человеке делает его ближе к Богу. Воля, если она направлена к Богу, также приближает человека к Нему» (Левшенко. Б., иер. Катихизис. Православный Свято-Тихоновский Богословский ин-т, 1997. См. лекция 8, разд. «Образ и подобие Божии в человеке»). Т.о., здесь разделяются любовь и воля, и любовь не является проявлением воли (проявлением воли и разума могут являться влечение к предмету любви и, связанные с этим, определённые действия).

Протоиерей Григорий Дьяченко в «Катехизических поучениях» говорит: «Бог есть Дух благий или вселюбящий и блаженнейший, и человек имеет сердце для разумной любви и для блаженства: вот первое подобие между Богом и человеком…» (см. Дьяченко Г., прот. Вера, Надежда, Любовь: Катехизические поучения. В 3-х т. — Т. 1 — М.: Донской мон-рь; АРП Инт. Ко, 1993. С. 78,79). Т.о. и здесь любовь также приписывается сердцу. Иначе говоря, является чувством!

Заметим, что православные Катехизис и Катехизисные поучения являются не просто мнениями отдельных авторов, а основаны на изучении многочисленных мнений различных свв. отцов.

PS:
1) У меня, к сожалению, нет временно́й возможности рассказывать Вам об основах православного учения о душевных силах и их особенностях. Да и формат комментариев не позволяет это сделать. Поэтому, если возможно, изучите предлагаемые книги самостоятельно. Следует отметить, что рекомендованные книги святителя Феофана Затворника написаны очень понятным, простым и доступным языком. Кстати говоря, в дальнейшем я планирую представить на форуме статью о психике человека, силах души и их особенностях. Только обращаю Ваше внимание на то, что эти книги нужно читать вдумчиво, а то ведь Вы и святителю припишите мнение, которого он не придерживается (как, например, Вы приписали мне мнение о том, что душа вдохнута Богом, хотя я ясно придерживаюсь противоположного мнения!)

2) Дальнейшую переписку по данному вопросу, до изучения Вами основ православного учения о душе, считаю неконструктивной, поскольку мы говорим об одном предмете с различных точек зрения.

3). Также предлагаю Вам всё же научится вести диалог без извращения слов и мнений оппонента в угоду своего личного мнения, кстати говоря, совершенно необоснованного и основанного исключительно на отрывочных фразах, выхваченных их контекста, без понимания их смысла в свете православной антропологии, включающей: библейскую, святоотеческую и научную антропологию!
 

Чувство любви и православная психология

Вы продолжаете пользоваться отдельными цитатами, вне связи их со святоотеческим учением о душевных силах вообще, и их особенностях, в частности. Поэтому и продолжается у Вас путаница в понятиях: любовь, душевные силы, свойства этих сил, чувства, ощущения и пр. Ибо, просто отдельная цитата — это мнение без должного обоснования, а учение – это систематизированная информация, включающая обзор и анализ предшествующих исследований, а также выводы автора и их обоснования! И, кстати говоря, у различных авторов могут быть весьма разные мнения по одному и тому же вопросу (см, например, книгу «О полемических аспектах происхождения, грехопадения и цели земной жизни человека. — М.: Благовест, 2009. — 816 с. — (Очерки православной антропологии. Вып. 5»).

В связи со сказанным, кратко рассмотрим учение святителя Феофана Затворника (далее по тексту — святителя) о душе и её силах. Ссылка на данное учение выбрано потому, что святителю принадлежат не только основательные многочисленные труды в области православной антропологии, в целом, и православной психологии, в частности, но и перевод известного многотомного издания «Добротолюбие». Это, в свою очередь, говорит о высокой информированности святителя о трудах святых отцов и учителей Церкви. Поэтому, мнение святителя по вопросам души, её сил и их проявлений, включая чувства (что является аспектами православной психологии), — является особенно авторитетным!

Святитель пишет: «…давно присмотрелись и распределили все действия души на три разряда — мыслей, желаний и чувств … Дело сердца — чувствовать все касающееся нашего лица … Всякое воздействие на сердце производит в нем особое чувство … сердце наше точно есть корень и центр жизни» (см. «Что есть духовная жизнь и как на нее настроится? Правило веры. М., 1999. С. 28,32, 36»). Т.о., здесь сердце — это орган, производящий чувства, и являющийся центром нашей жизни! Поэтому, если любовь исходит из сердца, то она является чувством!

Кстати, важность сердца выражена, например, и в словах: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой» (Прит. 3:5); «Разум — слуга сердца» (Иоанн Кронштадтский: Сб. / сост. В. А. Десятников // Разд.: Иоанн Кронштадтский. Путь к Богу. — М.: Патриот, 1992. С. 51).

Святитель про чувство любви, а также сердце, в частности, говорит: «…Любовь сильнее всего … Духовное горение сердца к Господу есть любовь к Нему. Она загорается от прикосновения Господа к сердцу…» (см. «Мудрые советы Святителя Феофана… Правило веры. М., 1998. С. 426,427»). Поскольку «всякое воздействие на сердце производит в нем особое чувство», то любовь, которая «загорается от прикосновения Господа к сердцу» и есть чувство!

Далее святитель конкретно пишет: «Любовь есть блаженное и ублажающее чувство (выделено – П.Д.) – когда она есть настоящая к Богу любовь» (там же, с. 428).

В связи с изложенным, настоятельно Вам рекомендую познакомится с учением святителя о душе и её силах! Это поможет Вам избавится от различных ошибок и непонимания по данной теме.

Также хотелось бы рекомендовать Вам почитать, для повышения своей информативности, также и работы в области православной психологии, которых, к сожалению, немного, но всё же они есть. Например, книгу иерея Вадима Коржевского: «Пропедевтика аскетики. Компендиусм по православной святоотеческой психологии. – М., 2004. – 648 с.».



В данной книге, в частности, сказано: «Поселившийся в душе грех излюбленным местом своим избрал сердце извратив тем самым чувства, вместилищем которых оно является … страсти стали извращать сердечные чувства…» (там же, с. 426,427). Т.о., здесь сердце также непосредственно связано с чувствами.

Далее В. Коржевский пишет: «…Основной фон доброкачественных практических чувств составляют чувства жертвенной любви и сочувствия … В основании чувств эстетического характера лежит любовь к красоте тварного мира» (там же, с. 435,436). Т.о., здесь любовь также является чувством!

Можно привести ещё множество цитат о том, что любовь не является проявлением воли, а связана с сердцем, но ограничусь ещё двумя:

Зав. кафедрой догматического богословия иерей Борис Левшенко в «Катехизисе» пишет: «Развитие любви в человеке делает его ближе к Богу. Воля, если она направлена к Богу, также приближает человека к Нему» (Левшенко. Б., иер. Катихизис. Православный Свято-Тихоновский Богословский ин-т, 1997. См. лекция 8, разд. «Образ и подобие Божии в человеке»). Т.о., здесь разделяются любовь и воля, и любовь не является проявлением воли (проявлением воли и разума могут являться влечение к предмету любви и, связанные с этим, определённые действия).

Протоиерей Григорий Дьяченко в «Катехизических поучениях» говорит: «Бог есть Дух благий или вселюбящий и блаженнейший, и человек имеет сердце для разумной любви и для блаженства: вот первое подобие между Богом и человеком…» (см. Дьяченко Г., прот. Вера, Надежда, Любовь: Катехизические поучения. В 3-х т. — Т. 1 — М.: Донской мон-рь; АРП Инт. Ко, 1993. С. 78,79). Т.о. и здесь любовь также приписывается сердцу. Иначе говоря, является чувством!

Заметим, что православные Катехизис и Катехизисные поучения являются не просто мнениями отдельных авторов, а основаны на изучении многочисленных мнений различных свв. отцов.

PS:
1) У меня, к сожалению, нет временно́й возможности рассказывать Вам об основах православного учения о душевных силах и их особенностях. Да и формат комментариев не позволяет это сделать. Поэтому, если возможно, изучите предлагаемые книги самостоятельно. Следует отметить, что рекомендованные книги святителя Феофана Затворника написаны очень понятным, простым и доступным языком. Кстати говоря, в дальнейшем я планирую представить на форуме статью о психике человека, силах души и их особенностях. Только обращаю Ваше внимание на то, что эти книги нужно читать вдумчиво, а то ведь Вы и святителю припишите мнение, которого он не придерживается (как, например, Вы приписали мне мнение о том, что душа вдохнута Богом, хотя я ясно придерживаюсь противоположного мнения!)

2) Дальнейшую переписку по данному вопросу, до изучения Вами основ православного учения о душе, считаю неконструктивной, поскольку мы говорим об одном предмете с различных точек зрения.

3). Также предлагаю Вам всё же научится вести диалог без извращения слов и мнений оппонента в угоду своего личного мнения, кстати говоря, совершенно необоснованного и основанного исключительно на отрывочных фразах, выхваченных их контекста, без понимания их смысла в свете православной антропологии, включающей: библейскую, святоотеческую и научную антропологию!
 
Сверху