Происхождение человека и особенности его создания. Часть 2. Глава 4 (продолжение)

4.2. Создание Евы и концепция андрогина

§1.
О создании жены (Евы) в Священном Писании сказано: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел его к человеку. И сказал человек: вот, кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа» (Быт. 2:21-23).

Вместе с этим в концепции андрогина [1] говорится о том, что Ева появилась в результате разделения Богом первосозданного человека — андрогина. Митр. Сурожский Антоний приводит следующие сведения о данном вопросе:

«По учению некоторых отцов Церкви, которое, впрочем, совпадает с некоторыми научными исследованиями, первый человек был создан, содержа в себе все возможности и мужского, и женского бытия. То есть он не был гермафродитом в том смысле, что не был и мужчиной, и женщиной, — он был совокупностью всех тех возможностей, которые потом могли расцвести в полноте и женственности, и мужского состояния. Очень интересно видеть в библии, что Адам был создан, жил, и в какой-то момент — именно не изначально — Бог привел к нему всех существующих животных, и Адам увидел, что он — единственное существо, которое не имеет себе как бы напарника. Он один, а у всех других существ есть женский и мужской пол. И вдруг Адам осознал себя одиноким. В этот момент Бог сказал: не хорошо быть человеку одному, и, как говорится в наших переводах, навел на человека крепкий сон (Быт. 2:18).

Это выражение не всегда удовлетворительно, вернее, меня не удовлетворяет. Греческий текст употребляет гораздо более интересное выражение: греческий текст нам говорит, что Адам вошел в состояние экстаза, исступления. Вы меня, может быть, спросите, какая разница? Разница громадная: уснуть — это потерять сознание и быть как бы ниже себя самого, исступление, экстаз — это состояние, когда человек теряет себя, потому что перерастает себя, это состояние восторга по сравнению с состоянием уныния.

И вот в этом состоянии восторга из него как бы рождается Ева…» (53:525,526);

«В Ветхом Завете мы читаем, что изначально был сотворен человек, человеческое существо (Быт. 1:26). Некоторые отцы Церкви говорят, что Адам, взятый из земли, созданный из персти земной, из основного как бы вещества тварного мира, содержал в себе все возможности человека. Он не имел пола, он был “всечеловеком”, и постепенно, по мере того как он созревал от невинности к святости, от младенческого состояния к взрослости, в нем происходила поляризация, потребовавшая разделения двух элементов. И пришел момент, когда Бог разделил это единое человеческое существо на два, но они оставались в полном единстве.

В Ветхом Завете мы видим этот момент, когда Бог разделил первосозданного человека на мужчину и женщину. Переводы, и английский, и славянский, неудовлетворительны. Мы читаем, что Бог взял ребро у Адама (Быт. 2:21). Одного раввина как-то спросили: почему Бог взял ребро, а не голову, что могло бы быть полезнее, или руку, что также полезно? И раввин ответил: потому что ребро — та часть, которая ближе всего к сердцу. Так, что, согласно такой терминологии, женщина была создана из того, что ближе всего к сердцу мужчины, нос я не считаю это блестящим или единственно возможным объяснение! Очень часто в древних языках, во всяком случае в славянском, “ребро”, “ребра”, означает “бок”. Это выражение понималось в том смысле, что Бог разделил надвое первоначально единое существо, разделил две половины. Те, кто знает французский язык, уловят, что можно говорить о côte и côté: côte означает “ребро”, côté — бок, сторона. И когда Адам видит Еву лицом к лицу, он восклицает: это кость от костей моих, плоть от плоти моей. И дальше в переводе текст не ясен; там говорится: она будет называться женою, ибо взята от мужа (Быт. 2:23). Но в еврейском тексте употреблено слово, которое одинаково в мужском и женском роде: иш и иша. Она — женская часть меня, я — ее мужская часть» (53:858).

Приведём комментарии по данному вопросу Раши и Сончино, представленные в разделе «Брейшит» различных изданий Торы (Пятикнижии Моисеевом):

«Ивритское слово цела может означать и “ребро”, и “грань”, “сторона”. Отсюда известная ошибка. Неправильное понимание значения этого слова в контексте данного отрывка привело к ошибке толкования данного текста Торы: многие переводчики, как известно, поняли это место так, что женщина была создана из ребра мужчины. Согласно Устному учению, изначально муж и жена были созданы соединенными» (69:51. См. комментарий на слова: «Одну из частей» из Быт. 2:21);

«Женщина не образована из праха земли, а сформирована из части тела мужчины. “Здесь мы находим прекрасное аллегорическое описание взаимоотношений мужчины и женщины: зависимость женщины от мужчины и природные предпосылки возникновения глубоких связей между ними. Одна из сторон мужчины явилась материалом для формирования женщины; это является намеком на то, что естественная обязанность женщины всегда быть рядом и быть готовой прийти на помощь, в то время как естественная обязанность мужчины оберегать женщину и заботится о ней” (Драйвер)» (70:19. См. комментарий на слова: «одно из ребер его» из Быт. 2:21).

§2. Однако концепция андрогина имеет серьезные недостатки, заключающиеся в следующем:

● если предположить, что вначале было создано бесполое или двуполое существо — Адам андрогин, а затем произошло его разделение или преобразование на два существа: Адама мужчину и Еву женщину, то из этого следует, что мужчина Адам и женщина Ева произошли одновременно и одинаковым способом — разделением Адама андрогина. При этом, в момент указанного разделения, Адам андрогин перестал существовать как отдельный человек, как отдельная личность, как отдельное существо.

Однако, в соответствии с Синодальным переводом Писания, после создания жены (Евы), Бог привел ее к человеку (Адаму) и человек сказал: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (Быт. 2:23). Так кто же мог сказать эти слова, Адам андрогин или Адам мужчина? Если Ева появилась в результате разделения Адама андрогина, как это следует из данной концепции, то, как очевидно, Адам андрогин этого сказать не мог, поскольку он уже просто не существовал! Но этого не мог сказать и Адам мужчина, поскольку он, также, как и Ева и одновременно с ней, произошел в результате преобразования Адама андрогина;

● перед созданием Евы Господь Бог сказал: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2:18). Кто же здесь назван человеком, которому нужен был помощник? Мужчина или андрогин?

С точки зрения концепции андрогина, слово «человек» должно означать Адама андрогина, поскольку Адама мужчины еще не было (он должен был появиться одновременно с Евой). Однако, с другой стороны, поскольку андрогин перестал бы существовать после появления помощника — Евы, то слово «человек» не могло относиться к андрогину. Таким образом, данное слово могло относиться только к тому, кто уже существовал и кто будет продолжать существовать после появления помощника — Евы, то есть — к Адаму мужчине. Именно ему нужен был помощник, соответственный ему;

● в Библии, вообще, ничего не пишется, ни о двух Адамах, появившихся в раю, ни о различии в природе Адама до и после создания Евы. При этом, о происхождении Евы сказано достаточно определенно, хотя ее отличия от андрогина аналогичны отличиям от него и Адама мужчины;

● в Библии повествуется:

– о различном виде происхождении Адама и Евы: Адам образован из земли и от дыхания Божьего — Быт. 2:7, а Ева — из ребра Адама — Быт. 2:22 или, по его выражению, — взята от мужа — Быт. 2:23;

– о последовательном во времени происхождении Адама и Евы (Быт. 2:7-22; 1Кор. 11:8,12; 1Тим. 2:13) [2].

Таким образом, идея андрогина не находит библейского обоснования и подтверждения ни в Синодальном, ни в церковно-славянском переводах Библии.

Необходимо отметить, что в Библии представлены три различных варианта происхождения человека:

● Адам был создан Богом из праха земного и воздействием вдуновения Божьего (Быт. 2:7);

● Ева была создана Богом из ребра Адама (Быт. 2:21-24);

● Каин был рожден Евой от Адама, то есть произошел, — как и все последующие люди, — от родителей.



Цитируемая литература


1. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. — М.: Ладья, 2000.

2. Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие: в 2-х тт. — Т. 1. — М.: Молодая гвардия, 1999.

3. Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. Православное догматическое богословiе: в 2-х тт. — Т. 1. — 2-е изд. — Черниговъ: Типографiя Ильинскаго монастыря, 1865.

4. Антоний (Амфитеатров), архим. Догматическое богословие Православной Кафолической Восточной Церкви, съ присовокуплениемъ общаго введенiя въ курсъ богословскихъ наукъ. — 8-е изд. — СПб.: Типографiя Александра Якобсона, 1862.

5. Сильвестр (Малеванский), архим. Опытъ Православнаго догматическаго богословiя (с историческимъ изложенiемъ догматовъ): в 5-ти тт. — Т.3. — 2-е изд. — Кiев: Типографiя Г. Т. Корчакъ-Новицкаго, 1889.

6. Малиновский Н., прот. Очерк православного богословия. — М.: Православный Свято — Тихоновский богословский ин-т, 2003.

7. Дьяченко Г., прот. Вера, Надежда, Любовь: Катехизические поучения. В 3-х т. — Т. 1 — М.: Донской мон-рь; АРП Инт. Ко, 1993.

8. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Догматическое богословие. — М.: СЭИ; Трибуна. Вып. 1. — 1991. — (Религиозно-философская серия).

9. Православное осмысление творения мира: Сб. докл. // 13-е Международные Рождественские Образовательные чтения; сост. свящ. К. Буфеев.– М.: ШЕСТОДНЕВ, 2005.

10. Алипий (Кастальский — Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие: Курс лекций. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002.

11. Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Изд. Преемников А.П. Лопухина. Т. 1. Петербург, 1904-1907. / Второе издание. Институт перевода Библии. Стокгольм. 1987. Т. 1.

12. Филарет, митр. Пространный Христианский катехизис Православныя Кафолическия Восточныя Церкви. — Варшава: Синодальная Типографиия, 1930.

13. Словарь архимандрита Никифора. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.maranatha.org.ua, свободный. — Загл. с экрана.

14. Иванов Н., прот. И сказал Бог…: Библейская онтология и библейская антропология. Опыт истолкования Книги БЫТИЯ (Гл. 1-5). — 2-е изд. — Клин: Христианская Жизнь, 1999.

15. Св. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. Беседы 1–10: Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиеп. Кесарии Каппадокийския. — Ч.1. — М., 1891. — С. 5 –149. Беседы 10–11: Журнал Московской Патриархии, 1972. — № 1.

16. Иоанн (Маслов), схиархим. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского — М.: Самшит – издат, 2003.

17. Воронов Л., прот., док., проф. Догматическое богословие: учеб. для дух. учебн. завед. — 2-е изд. — Клин: Христианская жизнь, 2002.

18. Сурожский Антоний, митр. Труды. — М.: Практика, 2002.

19. Лоргус А., свщ. Православная антропология: курс лекций. — Вып. 1. — М.: Российский Православный университет св. ап. Иоанна Богослова, 2003.

20. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2-х т. — Т. 1. — Изд-во П. П. Сойкина. 1992.

21. Библейский словарь / сост. Эрик Нюстрем; пер. со швед. под ред. И. С. Свенсона. — СПб: Библия для всех, 1997.

22. Свт. Григорий Богослов. Избранные слова. — М.: Православное братство св. ап. Иоанна Богослова, 2002.

23. Свт. Григорий Нисский. Об устроении человека // О человеке: сб. — М.: Православное братство св. ап. Иоанна Богослова, 2004.

24. Немесий, еп. Эмесский. О природе человека. — Учеб.-информ. экумен. центр ап. Павла; МГУ, 1996. — (Учителя неразделенной церкви).

25. Левшенко. Б., иер. Катихизис. Православный Свято-Тихоновский Богословский ин-т, 1997. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://www.sedmitza.ru/text/431749.html, свободный. — Загл. с экрана.

26. Буфеев К., свящ. «Православный эволюционизм» как одно из новых «мнений Церкви» / сост. свящ. К. Буфеев/ Православное осмысление творения мира: сб. докладов // 15-е Международные Рождественские Образовательные чтения; – М.: ШЕСТОДНЕВ, 2007.

27. Киприан (Керн), архим., проф. Антропология святителя Григория Паламы: диссер. — Париж: YMCA – PRESS, 1950.

28. Коржевский В., свящ. Пропедевтика аскетики: компендиум по православной святоотеческой психологии. — М., 2004.

29. Свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Ставропольский и Кавказский. Жизнь и смерть: Слово о человеке. Слово о смерти. — М.: Издат. Совет РПЦ; ДАРЪ, 2005.

30. Малиновский Н., свящ. Православное догматическое богословiе: в 4-х тт.— Т. 2. — Ч. 2: Ученiе о Боге Творце и Промыслителе мiра. — Предъустроенiе Богомъ человеческаго спасенiя — Ставрополь-Губернскiй. 1902.

31. Помазанский М., протопр. Догматическое богословие. — Клин: Христианская жизнь, 2001.

32. Словарь библейского богословия / под ред. Ксавье Леон-Дюфура, Жана Люпласи; — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.krotov.info, свободный. — Загл. с экрана.

33. Ветхий Завет. Перевод с древнееврейского. Книга Бытия. Российское Библейское общество. 2002.

34. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири. — Ч. 1, псалмы 1 – 50. Н. Новгород, 2000.

35. Кэтрин Барнуэлл. Ключевые понятия Библии в тексте Нового Завета: сл.-справ. / Кэтрин Барнуэлл, Пол Дэнш, Тони Поп. — СПб.: Библия для всех, 2000.

36. Иерофей (Влахос), митр. Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души / пер. с греч. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004.

37. Ианнуарий (Ивлиев), архим. Основные антропологические понятия в посланиях святого апостола Павла // Богословская наука сегодня. Православное учение о человеке. Избранные статьи. — М.; Клин: Синодальная Богословская Комиссия; Христианская жизнь, 2004.

38. Сайт «Тора Онлайн». Тора с комментарием Раши и Сончино. Книга Берейшис. Гл. 1. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://www.toraonline.ru/tora_inline/bereyshis/bereyshis.htm, свободный. — Загл. с экрана.

39. Танах / пер. Мосад рав Кук. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.toraonline.ru/bereyshis/bereyshis.htm, свободный. — Загл. с экрана.

40. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М.: Российское Библейское общество, 2004

41. Вихлянцев В.П. Библейский словарь к русской канонической Библии Синодального перевода 1816-76 гг. М.; Коптево. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vp35.narod.ru/, свободный. — Загл. с экрана.

42. Иудаизм о сотворении мира. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://toldot.ru, свободный. — Загл. с экрана.

43. Толковый словарь Русского языка / под ред. проф. Д.Н. Ушакова: в 4-х тт. — Т. 4. М.: Гос. издат. иностр. и нац. словарей, 1940.

44. Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского: избранные творения. Беседы на Книгу БЫТИЯ. Т. 1. — Издат. отдел Московского Патриархата, 1993. Печатается по изданию: Творения святого отца нашего IОАННА ЗЛАТОУСТА Архiепископа Константинопольского в русском переводе. Т. 4. С.-Петербург. Издание С.- Петербургской Духовной Академии, 1898.

45. Блаженный Августин. О книге Бытия, буквально. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.katehizis.ru/index.php?o...ow&pid=16308&cid=115019&limitstart=0&limit=50, свободный. — Загл. с экрана.

46. Никифор, архим. Библейская энциклопедия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lib.eparhia-saratov.ru/books, свободный. — Загл. с экрана.

47. Св. преподобный Серафим Саровский Чудотворец. — М.: P. S.; Московская Патриархия, 1990.

48. Мудрые советы свт. Феофана из Вышенского затвора / сост. прот. А. Бобров; c прил. Симфонии по письмам свт. — М.: Правило веры, 1998.

49. Размышления о бессмертной душе. О естестве и назначении души / сост. Иоанн (Крестьянкин), архим. — Свято-Успенский Псково-Печерский мон-рь, 1999.

50. Закон Божий. М.: Сретенский мон-рь. Новая книга. Ковчег, 1998.

51. Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. — М.: Лепта, 2002.

52. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2001.

53. Митр. Сурожский Антоний. Труды. Кн. 2-я. М.: Практика, 2007.

54. Франк С.Л. С нами Бог / сост. и предисл. А. С. Филоненко. — М.: АСТ, 2003.

55. Полный церковно-славянский словарь / сост. свящ. Г. Дьяченко. — М.: Издат. отдел Московского Патриархата, 1993.

56. Азбука христианства: Слов. — справ / сост. А. Удовенко. — МАИК; Наука, 1997.

57. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2-х тт. — Т. 2.

58. Преп. Иоанн Лествичник. Лествица. 1998.

59. Человек — Храм Божий // отв. за вып. прот. Николай (Лихоманов). — М.: Сибирская благозвонница; Паломник, 2002.

60. Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник / Т. II. 1859 — 1860. Богопознание и самопознание, или внутреннее священнонаучение от Святого Духа. — М.: Отчий дом; Северная обитель, 2003.

61. Законъ Божiй / сост. прот. С. Слободской. Изд. 4-е. Репринтное изд. осущесвлено издательством «Молодая гвардия», 1991.

62. Глубоковский. Библейский словарь. — Сергиев Посад — Джорданвилль, 2007.

63. Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев. В 2-х томах. Т. 2. П–Я. — М.: ДАРЪ, 2009.

64. Добросельский П. В. Общие аспекты православной психологии. — М.: Грифон, 2011.

65. Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс. О душе / Пер. с лат., вступ. ст., коммент. и указатель А. Ю. Братухина, — 2-е изд., испр. — СПб.: Издательство Олега Абышко; Кифа, 2008 — 256 с. — (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники»).

66. Статья: Почему существуют два различных упоминания о Творении в 1-2 главах книги Бытие? Ответы на вопросы. // Сайт «Библия Онлайн». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://bibleonline.ru/qa/375-creation-accounts/, свободный. — Загл. с экрана.

67. Тора с комментарием Раши. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://toldot.ru/TorahRashi.html, свободный. — Загл. с экрана. // Сайт «Иудаизм и евреи».

68. Комментарий Сончино. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://toldot.ru/Sonchino.html, свободный. — Загл. с экрана. // Сайт «Иудаизм и евреи».

69. Пятикнижие Моисеево или Тора с русским переводом, комментарием, основанным на классических толкованиях Раши, Ибн-Эзры, Рамбана, Сфорно и других и гафтарой. Перевод и отбор комментариев З. Левина, Б. Хаскелевича, Й. Векслера. Под общ. ред. Проф. Г. Брановера. Консультанты: раввин Н. Виленкин, раввин И. Зильбер, д-р, Н. Кравицкий, Ш. Фридман. —Шамир, Иерусалим 5750 (1990). — Книга 1, Брейшит.

70. Пятикнижие и гафтарот. Ивритский текст с русским переводом и классическим комментарием «Сончино» главного раввина Британской империи д-ра Й. Герца. — Мосты культуры, М., 2001. — Гешарим, Иерусалим, 5761.

71. Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого архиеп. Константинопольского избранные творения. Беседы на Книгу Бытия. Т. 1. Репринт с издания 1898. Издат. отдел Московского патриархата, 1993.

72. Размышления о цели и смысле земной жизни человека. [Текст, составление] — М.: Оранта, 2017. — 368 с, — (Христианская антропология и современность. Вып. 2).

73. Пинхас Полонский. Евреи и христианство. Несовместимость двух подходов к миру. Гл. 8: Проблема первородного греха. [Электронный ресурс]. — Режим доступа — http://psylib.org.ua/books/polon01/txt03.htm#8, свободный. — Загл. с экрана.

74. Библия не церковно-славянском языке. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.my-bible.info/biblio/bib_tsek/bytie.html, свободный. — Загл. с экрана.75. Добросельский П.В. О происхождении человека и особенностях его создания // XVII Международные Рождественские Образовательные Чтения. Отдел Религиозного образования и катехизации РПЦ. Миссионерско-Просветительный Центр «Шестоднев». Выпуск 5. Православное осмысление творения мiра и современная наука», — М., 2009.

_____________________________



[1] Андрогин — первоначально созданное Богом существо (первый человек),

заключающее в себе мужскую и женскую природы, которые впоследствии были разделены Богом и, таким образом, появились мужчина — Адам и женщина — Ева.

«По учению некоторых отцов Церкви, первый человек был создан, содержа в себе все возможности и мужского, и женского бытия. Эта идея прежде всего присутствует у Филона Александрийского (в сочинении «О сотворении мира согласно Моисею») и затем получает развитие у отцов Церкви (см., например, Григорий Нисский. Гомилия о сотворении мира, XVI)» (см. сноску 1 в 53:91).

[2] «Ибо не муж от жены, но жена от мужа … Ибо как жена от мужа, так и муж

через жену; все же — от Бога» (1Кор. 11:8,12); «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева» (1Тим. 2:13).

Комментарии

"Однако, в соответствии с Синодальным переводом Писания, после создания жены (Евы), Бог привел ее к человеку (Адаму) и человек сказал: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (Быт. 2:23). Так кто же мог сказать эти слова, Адам андрогин или Адам мужчина? Если Ева появилась в результате разделения Адама андрогина, как это следует из данной концепции, то, как очевидно, Адам андрогин этого сказать не мог, поскольку он уже просто не существовал! Но этого не мог сказать и Адам мужчина, поскольку он, также, как и Ева и одновременно с ней, произошел в результате преобразования Адама андрогина"

Если это "андрогин", то только в значении "анфропон"- человек, половых признаков у человека не было.

"... это кость от костей моих и плоть от плоти моей ..." это идиома; т.е. это примерно то же самое, что и "... Бог привел к нему всех существующих животных, и Адам увидел, что он — единственное существо, которое не имеет себе как бы напарника. Он один, а у всех других существ есть женский и мужской пол ..." - т.е. этот вывод адам-человек-анфропон уже сделал; он (человек) уже к этому выводу пришел, что он "единственное существо", а животные уже имели "кость от костей своих и плоть от плоти своей" - т.е. одинаковыми были, и вто же время разными (по роду их). Человек-адам-анфропон тоже захотел быть разным по роду своему. Т.е. мысль эта у адама появилась до разделения.
... перед созданием Евы Господь Бог сказал: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2:18). Кто же здесь назван человеком, которому нужен был помощник? Мужчина или андрогин?

С точки зрения концепции андрогина, слово «человек» должно означать Адама андрогина, поскольку Адама мужчины еще не было (он должен был появиться одновременно с Евой). Однако, с другой стороны, поскольку андрогин перестал бы существовать после появления помощника — Евы, то слово «человек» не могло относиться к андрогину. Таким образом, данное слово могло относиться только к тому, кто уже существовал и кто будет продолжать существовать после появления помощника — Евы, то есть — к Адаму мужчине. Именно ему нужен был помощник, соответственный ему ...

В том случае, если признать, что человек-адам-анфропон начал существовать только после этих слов "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" - тогда - да, возникают вопросы. Но сказано "создал" - это не "сотворил", слова разные. А сотворил Господь единую душу, ибо сотворил по "образу Своему", т.е. сотворил "из ничего", праха земного в человеке-адаме-анфропоне еще не было, но жизнь (душа) была. И душа была двухипостасна, два сознания были в душе, две жизни, два "я". И в созданном из "праха земного" человеке тоже были две жизни, два воспринимающих и мыслящих начала; т.е. созданный из "праха земного" человек-адам - не был монадой. При разделении адама-анфропона и две ипостаси
одной души обрели два тела и стали мужчиной и женщиной. И никаких вопросов ...

в Библии, вообще, ничего не пишется, ни о двух Адамах, появившихся в раю, ни о различии в природе Адама до и после создания Евы. При этом, о происхождении Евы сказано достаточно определенно, хотя ее отличия от андрогина аналогичны отличиям от него и Адама мужчины;
Сотворен был не Адам, а "адам" - это не одно и то же. Носящий имя Адам - монада; носящая имя Ева - монада. Сотвореный "адам" - немонада. Очень интересно на сей счет пишет митрополит Антоний Сурожский: "В книге Бытия дважды рассказывается о сотворении человека. Согласно первому рассказу, Бог берет прах земной и из него творит человека. Но при этом Он не говорит: «Создам человека по образу и по подобию Своему», но: «Создадим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». И существо, которое в тот момент выходит из рук Божиих, является как бы образом многосложности Божией, отражением того, что Бог Един в Трех Лицах; это выражается в том, что человек один, но больше, чем монада, чем арифметическая единица" (ссылка).
Сотворена была человеческая "двоица", двухипостасное творение - человек; и сотворен был одномоментно.
в Библии повествуется:

– о различном виде происхождении Адама и Евы: Адам образован из земли и от дыхания Божьего — Быт. 2:7, а Ева — из ребра Адама — Быт. 2:22 или, по его выражению, — взята от мужа — Быт. 2:23
"Из земли и от дыхания Божьего" образован живой материальный человек-адам-анфропон, а не Адам. Анатомического "ребра" никакого нет, есть "сторона", "бок" - т.е. определенное место. Плотью Господом облекается ("... закрыл ...") место, а не ребро. Плоть адама создана (не сотворена) из праха земного; этот же "прах" и в Адаме и в Еве.

"Взята от мужа" - идиома, признание первенства. Но здесь нужно заметить одну важную деталь. Так можно сказать только тогда, когда вторая человеческая ипостась была так же воспринимающей то, что говорил Господь: т.е. такой, какой была и первая ипостась. Т.е. Бог начал Свой диалог сразу после сотворения образа Своего с той ипостасью, в которой он в будущем Воплотится Сам. В этом первенство мужской ипостаси, а не во времени создания, ибо "создания" ипостасей не было - было их творение вне материи, вне пространства, и одновременно.
 
Дополнить нужно:
"Взята от мужа" - идиома, признание первенства. Но здесь нужно заметить одну важную деталь. Так можно сказать только тогда, когда вторая человеческая ипостась была так же воспринимающей то, что говорил Господь: т.е. такой, какой была и первая ипостась. Т.е. Бог начал Свой диалог сразу после сотворения образа Своего с той ипостасью, в которой он в будущем Воплотится Сам. В этом первенство мужской ипостаси, а не во времени создания, ибо "создания" ипостасей не было - было их творение вне материи, вне пространства, и одновременно.
"... в которой Он в будущем Воплотится Сам ..." - не конкретно в этой (не именно в этой), одной из двух сотворенных ипостасей; а в одной из миллионов мужских ипостасей, спустя много лет.
 
Здравствуйте, Петр! Христос воскресе!!!
Вы приводите слова Антония Сурожского о создании некого бесполого человека и последующего разделения его на мужчину и женщину: – «Некоторые отцы Церкви говорят, что Адам, взятый из земли, созданный из персти земной, из основного как бы вещества тварного мира, содержал в себе все возможности человека. Он не имел пола, он был “всечеловеком”, и постепенно, по мере того как он созревал от невинности к святости, от младенческого состояния к взрослости, в нем происходила поляризация, потребовавшая разделения двух элементов. И пришел момент, когда Бог разделил это единое человеческое существо на два, но они оставались в полном единстве. В Ветхом Завете мы видим этот момент, когда Бог разделил первосозданного человека на мужчину и женщину».
Затем на основании последующего анализа Библии делаете вывод: – «Таким образом, идея андрогина не находит библейского обоснования и подтверждения ни в Синодальном, ни в церковно-славянском переводах Библии».

Я вполне согласен с этим Вашим выводом и в дополнение отмечу, что научные данные о геноме человека и ДНК его хорошо согласуются с тем, что изложено в Библии о создании Богом человека. Сочетание половых хромосом X и Y между собой определяет пол организма. Клетки женского организма содержат две Х-хромосомы (ХХ) и не содержат хромосом Y. Поэтому клетки с Х-хромосомами можно назвать женскими элементами человека. Мужские клетки содержат одну Х и одну Y-хромосомы (ХY). Так как Y-хромосомы присутствует только в мужчине, то клетки с Y-хромосомами назовем мужскими элементами человека.

Сказано в Библии: – «сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:27). Это, как я думаю, может означать, что Бог задумал по Промыслу Своему создать человека из мужских Y и женских X элементов (половых хромосом), чтобы обеспечить самовоспроизводство человека, как единства всей человеческой природы в наследовании ее от созданных Богом прародителей.
«Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их» (Быт.5:1,2). Этот сотворенный человек был мужчиной по имени Адам, который содержал в себе как мужские Y, так и женские X элементы. Связанная пара этих элементов (XY) определяет только мужские клетки плоти и, соответственно, мужские свойства и проявления плоти.

Бог создал сначала из праха земного мужчину – Адама, а потом создал из плоти Адама женщину. То, что Бог создал сначала мужчину, а не некого бесполого человека или человека, имеющего, как мужские, так и женские свойства (гермафродита), подтверждается также тем, что этот человек назван в библии мужем: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою… И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт.2:7-25).

Из плоти мужчины, которая содержит не только мужские (Y), но и женские элементы (X), Бог создал женщину с плотью, содержащей клетки со связанными парами (XX). Естественно предположить, что при создании жены из ребра Адама Бог также, как и при создании человека, вдунул в лице её дыхание жизни, и стала жена душею живою.
После создания жены человек (мужчина) был назван Адамом (Быт.2:25), как осознавший себя мужчиной, ответственным за наследование человеческой природы, началом которой стал он. Естественно, что до создания жены Адам никак не мог осознавать себя мужчиной и поэтому он осознавал себя просто человеком и не нуждался в имени для отличия себя от других людей.

На этом создание первых людей Богом было закончено. В дальнейшем из пары «мужчина и женщина» мужчина стал сеющим жизнь и сохранил ответственность за размножение человеческой природы. Мужчина родоначальник и источник семени XY, из которого при соединении с воспринимающими клетками женщины XX могут рождаться не только мужчины (XY), но и женщины (XX). Поэтому мужчина содержит в себе (в своем семени) всю полноту человеческой природы и имеет как мужские Y, так и женские X элементы. Женщина же, как воспринимающая и отдающая свою часть плоти мужскому семени, а затем взращивающая плод соединения мужской и женской плоти, стала дающей жизнь, и поэтому «нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих» (Быт.3:20).
 
Дополнить нужно:
"... в которой Он в будущем Воплотится Сам ..." - не конкретно в этой (не именно в этой), одной из двух сотворенных ипостасей; а в одной из миллионов мужских ипостасей, спустя много лет.
Христос не имел никакой одной из миллионов мужских ипостасей.Это ересь несторианства.
 
"Из земли и от дыхания Божьего" образован живой материальный человек-адам-анфропон, а не Адам. Анатомического "ребра" никакого нет, есть "сторона", "бок" - т.е. определенное место. Плотью Господом облекается ("... закрыл ...") место, а не ребро.
Конечно место ибо ребро вынуто.И это место закрыто плотью.Это сделал Бог.И всё жто произвел с Адамом, а не с вымышляемым Вами каким-то анфропоном.
Иисус Христос-это Второй Адам.
Изучайте Св.Отеческое наследие.
 

Информация о записи

Автор
Пётр Д.
Просмотры
3.241
Комментарии
5
Последнее обновление
Сверху