Учил ли прп Максим Исповедник о гномической воле?

Православный христианин
Отец Герман, благословите!

Обращаюсь к Вам как к патрологу. Прошу Вас, если есть такая возможность, процитировать прямые слова прп Максима Исповедника, которыми он учит, что есть гномическая воля, принадлежащая ипостаси.

Ипостась есть самостоятельное бытие сущности (природы), то есть ипостаси принадлежит вся природа или сущность человека, в том числе природная воля.
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Надо уточнить, о чем именно должна идти речь в связи ипостаси и гномической воли.
Если речь идет о Христе, то св. Максим принципиально отвергает вообще любой намек на гномическую волю в отношении Спасителя этому посвящен достаточно длинный фрагмент "Диспута с Пирром", который заканчивается утверждением: "Применительно же к человечеству Господа, которое осуществилось не просто так, подобно нам, но – божественно (ибо ради нас Явившийся от нас во плоти был Богом), нельзя говорить о намерении (γνώμη)".

Если речь идет о падшем человеке, то "гноме" (в данном контексте правильнее переводить этот термин как "выбор", "произвол" или "способ применения природной воли") действительно делается от имени ипостаси: "он (Сергий) представлял Господа не только просто человеком, но и изменчивым и грешным, — раз намерение (γνώμη) судит о противоположностях, отыскивает неведомое и совещается о неясном... Избирательная воля - "способ использования, а не логос природы".


По поводу второго абзаца: Ипостась есть индивидуализированное проявление природы, она не может ей владеть. Это логически неправильно (все равно что сказать "числу три принадлежит натуральный ряд чисел" или "Петру принадлежит человеческая сущность". Поэтому и природная воля (фелема) не может принадлежать ипостаси, а лишь действует в каждом конкретном индивидууме.
 
Православный христианин
Надо уточнить, о чем именно должна идти речь в связи ипостаси и гномической воли.
Если речь идет о Христе, то св. Максим принципиально отвергает вообще любой намек на гномическую волю в отношении Спасителя этому посвящен достаточно длинный фрагмент "Диспута с Пирром", который заканчивается утверждением: "Применительно же к человечеству Господа, которое осуществилось не просто так, подобно нам, но – божественно (ибо ради нас Явившийся от нас во плоти был Богом), нельзя говорить о намерении (γνώμη)".

Если речь идет о падшем человеке, то "гноме" (в данном контексте правильнее переводить этот термин как "выбор", "произвол" или "способ применения природной воли") действительно делается от имени ипостаси: "он (Сергий) представлял Господа не только просто человеком, но и изменчивым и грешным, — раз намерение (γνώμη) судит о противоположностях, отыскивает неведомое и совещается о неясном... Избирательная воля - "способ использования, а не логос природы".


По поводу второго абзаца: Ипостась есть индивидуализированное проявление природы, она не может ей владеть. Это логически неправильно (все равно что сказать "числу три принадлежит натуральный ряд чисел" или "Петру принадлежит человеческая сущность". Поэтому и природная воля (фелема) не может принадлежать ипостаси, а лишь действует в каждом конкретном индивидууме.
Конечно же ипостась есть сама природа с превходящими особенностями. Поэтому природная воля не принадлежит ипостаси, а действует (созерцается) в ипостаси по своему природному логосу.

Во Христе Боге не может быть гноми, потому что Его человеческий ум по ипостасному соединению и перихоресису с Божеством стал всеведующим - все знающим, поэтому природная воля человека во Христе Боге действует природно - подчиняясь Божественной воле.

Гноми у Адама возникло в силу потери ведения по благодати и приобретения неведения Бога в силу тления души (потери благодати).

Гноми характеризует тропос действия природной воли в каждой ипостаси человека с учётом ее ипостасных особенностей. Прп Максим Исповедник в "Диспуте с Пирром" пишет, что желать есть природное действие воли, а желать особым образом есть способ реализации природной воли индивидом (лицом, ипостасью).

Следовательно, о гномической воле можно говорить только как об индивидуальном способе реализации природной воли в тропосе неведения самовластного ума, который руководит природной волей, но не как о некой второй воле, принадлежащей ипостаси человека, которая руководит природной волей.

Правильно?
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
Цитаты можно не приводить, если есть единое понимание.

Ещё раз, спасибо!
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Добрый день!
Я объединил Ваш вопрос с предыдущим по этому вопросу.
Увы, в Вашем вопросе не очень понятно, что именно вызывает сложности для понимания.
Во-первых, перевод термина "γνωμη" в русской традиции как "гномическая воля" не совсем корректен, в том смысле, что собственно "воли" здесь не так уж и много. "Гноми" это скорее сама возможность выбора поступать во воле Бога или нет, нежели наличие желаний как таковых. Грубо говоря: мы хотим есть (это вопрос естественной воли - "фелимы"), однако разумом мы понимаем, что есть прямо сейчас это грех (например идет строгий пост, или для еды нам надо ограбить магазин), некоторое время идет внутренний диалог (да или нет), наконец мы принимаем решение поступить по воле Божией и отказаться от этого желания. В этой схеме, "гноми" это именно внутренний диалог и итоговое решение, поэтому лучше переводить этот термин как "разумный выбор".

Во-вторых, для преп. Максима действительно важно, что во Христе не происходит описанных выше колебаний. Преподобный опирается в этом вопросе на фрагмент известного пророчества Исайи "и прежде, нежели, дитя познает добро и зло, изберет благо". Таким образом Гефсиманское борение, толкуется Максимом так, чтоб не допустить реальных сомнений Спасителя в избираемом пути. Его "фелима" хочет жить (вполне естественное желание), но разум принимает необходимость жертвы без какого-либо внутреннего диалога и "фелима" уступает.
По логике преподобного, которую мы пытались восстановить в беседе, во Христе не может быть "гноми", грубо говоря, поскольку Бог не выбирает то, что противно Его Собственной воле, а так же поскольку для "колебаний" в выборе нужно время, а Бог находится вне его и для него вся история мира предстает уже совершившейся.
 
Прошу прощения, но задать вопрос в теме где мне отвечаете я не могу (не достаточно прав) потому снова создаю отдельную тему по этому вопросу.
Здесь https://azbyka.ru/gnomicheskaya-volya говорится что гномическая воля«во́ля вы́бора» (от греч. γνωμη – «выбор, намерение») появляется в результате грехопадения, но, то что описывается под "γνωμη" вполне подходит и под выбор Евы и Адама перед вкушением запретного плода, т.е. до самого грехопадения. Ведь они выбирали между добром и злом до того как вкусить, и само вкушение было злом для человека. Мне не понятно почему "γνωμη" понимается как нечто неправильное или греховное (как угодно), что даже в Человечестве Христа его не могло быть? Ведь Христос даже Петра называет сатаною, потому что тот Его соблазняет тем (по Максиму Исповеднику) естественным человеческим желанием жить, а в данном контексте даже это является злом, противным воле Божией. Он ясно говорит о Себе "ты Мне соблазн" и если есть соблазн есть выбор, и то что Христос следует воле Божией, то это показывает Его безупречность в святости по Человеческой Природе, а не то что в Нем нет выбора, мне так кажется.
Мне непонятно, почему "выбор" между добром и злом считается чем то не естественным и греховным, так как способность выбирать это свойство человеческой природы ещё до грехопадения, иначе если бы этого свойства не было, то не было бы и самого грехопадения.
Вполне понятно, что выбор между добром и злом, это не совершенство в любви к Богу, но и первые люди не были совершенны в любви и потому пали. Однако и совершенство в любви, не означает что выбора нет, просто эта "функция" в человеческой природе, в этом случае, будет не востребована. Ходунки для детей не грех, но когда дети вырастают они к ним не прибегают более, так и человек растущий в любви к Богу, всё меньше и меньше выбирает между добром и злом.
Потому, мне кажется, что учение о двух волях в человеке по грехопадении не корректно, просто в результате грехопадения, человек стал удобопреклонен ко греху, и его приоритетность в выборе стал грех, а не потому что появилась вторая воля, которой, впрочем, не было в Человеческой Природе Христа.. Вопрос не догматизирован, и могу иметь свое мнение по этому вопросу,и пока оно не сложилось полностью, хочу исследовать его более подробно.
Но всё же вопрос: Какая необходимость стала, что нужно было разрабатывать учение о двух волях? И есть ли предпосылки на такое учение у Отцов Церкви до Максима Исповедника?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Отсутствие "гноми" во Христе связано не с ее греховностью, поскольку греха то в ней нет, а со спецификой Божественной сущности, не допускающей в Себе колебаний, сомнений, да и времени в нашем привычном смысле. В каком то смысле можно сказать, что гномическая воля появилась как следствие грехопадения, вернее как необходимость после неправильного выбора вновь и вновь вставать перед ним, пока грех не будет исчерпан, но, повторюсь, греховности в самом факте "гноми" нет, напротив, у святых правильный выбор становится одним из средств достижения Бога. Откуда взята мысль о греховности гноми непонятно, у преп. Максима такой мысли нет.
Ваш пример с ходунками вполне уместен и правилен.

Вопрос о гноми появился в контексте монофелитских споров, о чем достаточно прямо сообщается в "Диспуте с Пирром". Логика монофелитов была такая - во Христе одна воля, принадлежащая ипостаси, "которую они называют гномической" (прямая цитата фразы Пирра). За счет такой формулы власти пытались договориться с умеренными монофизитами, которые учили о сложной составной природе Спасителя.

Позиция Максима Исповедника - во Христе две воли и обе естественные (фелима) - божественная и человеческая. А какой бы то ни было ипостасной воли, которая бы описывала "колебания" Спасителя, нет.
Поэтому вопрос о гноми имеет достаточно ярко выраженный ситуативный характер, поэтому и мало кто из отцов, кроме Максима, подробно его прорабатывал.
Однако решая этот сюжет, "побочным" образом был найден способ объяснить несколько иную вещь - почему святые не могут вновь пасть во грех (это в контексте полемики с оригенизмом), поэтому прояснение момента с "реализацией" гноми у обоженных святых остается весьма важным вопросом сотериологии и эсхатологии.
 
Сверху