Разве в каждой исповеди происходит эта перемена ума и решимость больше не повторять грех, в котором исповедуешься? Ведь ясно, что исповедуя воровство, которое давно уже стало чуждо твоей личности, не совершаешь никакой перемены ума, потому что перемена эта совершилась давно, незаметно и без всякой исповеди.
С другой стороны, есть страсти, например, уныние, и есть помыслы, например, зависть или беспокойство за завтрашний день, от которых хочешь избавиться, но они после каждой исповеди повторяются снова и снова. Здесь тоже не просматривается перемена ума.
Еженедельное исповедание у меня вызывает трудности в том, что стараясь не грешить и все делать ради славы Христа, я иногда не могу найти конкретные грехи, в которых надо исповедоваться и совершить эту самую перемену ума. Исповедаться вроде бы и не в чем, как только в некоторых помыслах, которые пришли и также быстро ушли. Вот тут-то на помощь и приходят грехи, которые совершал когда-то, но теперь полностью от них избавился.
Как поступить, если ввиду еженедельной исповеди уже не знаешь в каких конкретных грехах исповедоваться, так как с момента предыдущей исповеди жил Христом и ничего не делал против совести, а согрешил только нечаянным помышлением или беспокойством за завтрашний день? А исповедаться надо, потому что без исповеди нельзя мирянину причащаться. Так исповедь становится формальной, а не переменой ума. Например, в одной из исповеди я покаялся в том, что, во-первых, постоянно завидую тем, кто умеет хорошо рисовать, и, во-вторых, в 90-х годах, когда не платили зарплату, украл 2 морковки в универсаме.