Спасибо, Кирилл. Прочитала таблицу. Она отвечает на все мои вопросы в общем. Но конкретного ответа о ,,классическом" протестантизме я не нашла. То, что разброс у разных протестантских церквей большой, ясно из всех источников. Но! Если меня в данный момент интересуют лютеране, мне эта таблица не помогает.
Хотя, конечно, для создания представления о протестантизме она хороша.
Не очень хороша, слишком обобщенно. В некоторых случаях вообще неверно, если речь идет о какой-то конкретной конфессии.
Начнем с того, что разоблачим один большой фейк. Нет такой конфессии - протестантизм. Есть православие, католичество, а протестантизма нет. Протестантизм - это обобщенное название
очень разных Церквей, которые не являются ни православными, ни католическими. Но между собой они могут различаться больше, чем православие и католицизм. В религиоведении обычно различают магистерских протестантов (лютеране, англикане, реформаты) и радикальных протестантов (баптисты, пятидесятники, методисты, адвентисты и т.д.). Иначе радикальных протестантов называют неопротестантами. Есть еще такие группы, как свидетели Иеговы, которые по глупости (иначе не скажешь) тоже относят иногда к протестантизму, хотя они вообще не христиане с точки зрения определения христианства (не верят в Троицу, не верят в Иисуса Христа как Бога).
Поэтому, если пойти по приведенной таблице:
1)
"Возникнув как совокупность различных течений, он никогда не был единым".
Странная формулировка. Если что-то возникло именно как совокупность, то это будет все же единство в совокупности. Правильнее сказать, что каждая протестантская Церковь возникла самостоятельно, без всякой связи с остальными. Если какая связь и прослеживается, то она не больше, чем связь между всеми остальными христианскими конфессиями.
2)
"В качестве основного источника религиозного знания признают «только Писание» (sola Scriptura)".
Это не совсем так. Принцип "sola Scriptura" является основным только для радикальных протестантов, но не для магистерских, которые наравне признают и учение Отцов Церкви. Если мы посмотрим "Книгу согласия" (это сборник лютеранских вероучительных книг), то мы найдем там даже специальный раздел "Перечень свидетельств", в котором перечислены свидетельства древних Отцов Церкви, с их точки зрения, подтверждающие их учение. Вообще же, если говорить конкретно о лютеранах, то "сола скриптура" у них стоит на последнем месте в ряду других принципов: "soli Deo gloria" – одному Богу слава, "solus Christus" - только Христос, "sola gratia" – только благодать, "sola fide" – только вера.
3)
"Истинной Церковью признаётся или конкретная протестантская община; или совокупность христианских общин (Православная Церковь, в этом понимании, признаётся за одну из многих общин)".
Тоже по-разному. Если брать лютеран, то, согласно их вероисповеданию, "Церковь — это собрание святых, в котором верно преподается Евангелие и правильно отправляются Таинства" (Аугсбургское вероисповедание, Артикул VII: О Церкви).
4)
"Используют библейский канон, абсолютизируя библейские тексты как источник богопознания".
Это тоже верно лишь в отношении радикального протестантизм. но не в отношении протестантизма магистерского. Меня, кстати, всегда удивляет, почему у нас при характеристике протестантизма обязательно берут только его крайние проявления, "скромно" умалчивая о других?
5)
"Исповедуют католическое учение о том, что Святой Дух исходит и от Сына (филиокве)".
Совершенно необязательно. Я не знаю ни одного протестантского вероучения, в котором было бы прописано это положение. Скорее, можно сказать, что они просто не придают значения тому, каким образом исходит Святой Дух, считая (на мой взгляд, вполне справедливо), что для нас это вообще неважно.
6)
"Исповедуют, что человек спасается «только верой» (sola fide). Одни думают, что для спасения достаточно уверовать во Христа (признать Его Богом и Спасителем). Другие верят, что как спасение, так и осуждение каждого человека зависит от Божественного предопределения".
Опять так обще, что не знаешь к кому конкретно это и отнести. Да, все протестанты верят, что спасается человек только верой. И здесь никуда не деться, разнообразно и многообразно об этом говорят апостолы и Господь
Иисус Христос. По сути это очень православное учение. Другое дело, что православные неправильно понимают мысль протестантов, почему-то полагая, что они верят в то, что "можно ничего не делать, а просто верить". Это, конечно, не так. Например, из того же лютеранского Аугсбургского вероисповедания: "вера должна приносить добрые плоды, и совершать добрые дела, заповеданные Богом, необходимо, ибо такова воля Божья, однако мы не должны полагаться на эти дела, думая, что ими можно заслужить оправдание перед Богом" (АИ, Артикул VI: О новом послушании). То есть, они считают, что дела - это непременное следствие веры, и если нет дел веры, то нет и веры (вера без дел мертва).
Что касается двойного предопределения, то из всех прот естантов так учат только реформаты (пресвитериане).
7)
"Существует учение о всеобщем священстве верующих. Ввиду значительного расхождения в обрядовости, в протестантизме не существует какого-то строгого определения названию титулов".
Во-первых, в православии также имеется учение о всеобщем священстве верующих. Во-вторых, магистерские протестанты также имеют иерархическое священство. В-третьих, у тех же лютеран и англикан есть и апостольское преемство, то есть непрерывная цепочка рукоположений от апостолов. Другое дело, что они вовсе не придают этому такое значение, как католики и православные. В свою очередь католики и православные не признают их преемственность. Но с фактической точки зрения (непрерывность рукоположений) она есть.
8)
"Отказываются поминать умерших в своих молитвах из-за уверенности в спасении членов своей общины и окончательности определения посмертной участи сразу же после смерти человека".
Ну, к примеру, в лютеранском годовом литургическом круге обычно на последнее воскресенье церковного года приходится день, который они называют "Воскресенье вечности - день поминовения усопших". В этот день читается литургия, в которой подаются записки с именами умерших и читается молитва о них.
9)
"Признают только часть из семи Таинств, сводя остальные к обрядам (церемониалам), не имеющим того благодатно-мистического наполнения...".
Это так. Обычно признается только два таинства - крещение и причастие, иногда еще исповедь. Но это связано исключительно с тем, что количество таинств напрямую зависит от их формулировки. У них такая формулировка, под которую подходят лишь два. При этом в том же лютеранстве имеется и все остальное, но называется это не таинствами, а тайнодействиями или священнодействиями.
10)
"В тех общинах, которые признают Причащение, считается, что хлеб и вино являются лишь напоминанием о миссии Христа".
И опять, это правильно только в отношении радикального протестантизма, но совсем неверно в отношении протестантизма магистерского. Опять цитата из лютеранского вероисповедания: "О Святом Причастии (Вечере Господней) наша Церковь учит, что Тело и Кровь Христовы воистину присутствуют и раздаются тем, кто причащается. И она осуждает тех, кто учит иначе" (АИ, Артикул X: О Святом Причастии). А это цитата из Апологии Аугсбургского исповедания: "Артикул, в котором мы исповедуем, что Тело и Кровь Христовы воистину и вещественно [т.е. по существу, фактически] присутствуют и преподаются вместе с теми субстанциями, которые видимы, — с хлебом и вином, — тем, кто принимает это Таинство, был одобрен нашими оппонентами. Это представление мы постоянно защищаем, поскольку данный вопрос был тщательно изучен и рассмотрен. Ибо, поскольку Павел говорит
(1Кор.10:16), что “хлеб... есть... приобщение Тела Христова...”, отсюда следует, что если бы Тело Господне не присутствовало воистину в хлебе Причастия, то хлеб был бы приобщением не к Телу, но лишь к Духу" (ААИ, Артикул X: О Святом Причастии).
11)
"Многие протестанты полностью отрицают уместность молитвенного обращения к святым (представителям Небесной Церкви); молитвы, по их убеждению, необходимо адресовать только Богу".
Вот с этим полностью согласен, это действительно так. Они так считают.
12)
"Почитают Богородицу, но слишком умеренно, не так, как подобает Её святости и величию; многие отрицают Её Приснодевство".
Тоже верно.
Богородицу чтут, но не молятся и не поклоняются. Что касается приснодевства, то, опять же, скорее они просто не придают этому никакого значения.
13)
"Монашество отрицается".
Ха, ребята, ну есть же гугл, яндекс в конце концов! Опять - верно в отношении радикальных протестантов (они же - неопротестанты). У лютеран, например, есть монастыри, хотя их и считанные единицы во всем мире. Вопреки распространенному убеждению, у лютеран они были всегда, просто количество их настолько сократилось, что их осталось совсем чуть. Я лично был в Германии в лютеранском женском монастыре, который был создан еще до Реформации, а после нее стал лютеранским. До сих пор действующий. Другое дело, что в основном они упирают не на молитвы и посты, а на дела милосердия. Практически все монахини этого монастыря бесплатно работают в больницах нянечками у тяжелобольных.
14)
"Отрицают допустимость почитания святых икон. Некоторые протестанты допускают использование изображений в религиозных целях в качестве иллюстраций священных событий; другие отрицают даже и такую возможность, признавая иконы за идолов".
Ну, типа того. Я был в той же Германии в старинных лютеранских соборах, где в алтаре целые иконостасы. Но на иконы не молятся, это правда. Они считаются церковной живописью и не более. А вот неопротестанты - да, однозначно признают иконы за идолов и у них их нет.
15)
"Отрицает наличие у христианина Ангела-Хранителя".
Опять же, не видел ни одного протестантского учения, в котором отрицались бы ангелы-хранители. Да и трудно это для тех, у кого "сола скриптура", ведь в Библии об этом прямо написано. Я вот, погуглил и нашел из "Утренней молитвы Мартина Лютера": "Святой Твой ангел да будет со мною, чтобы злой враг не осилил меня".
14)
"Отрицают допустимость почитания мощей".
Это правда, начисто отрицают.
15)
"В крещении уверовавший «принимает Христа как личного Спасителя». Ему прощаются все грехи, и гарантируется спасение в случае преданности общине и её идеям богопочитания". И сразу же 16)
"Крещение младенцев не принято".
Блин, ребята, откуда вы вообще эти утверждения берете? Почему не подтверждаете их конкретными ссылками на протестантские учения?
Вот, единственное что я нашел в лютеранском учении о крещении: "О Святом Крещении наши церкви учат, что оно необходимо для спасения, что через Крещение даруется благодать Божья, и что младенцы должны быть крещены, так как они, будучи посвящены Богу посредством Крещении, принимаются в благодать Божью. Они осуждают анабаптистов, которые отвергают Крещение младенцев и утверждают, что дети спасены и без Крещения". Судите сами.
А у неопротестантов - да, не принято. Однако лютеране, англикане, реформаты и методисты крестят детей.
17)
"Существует женское священство".
Есть, да. Хотя, не знаю, правильно ли здесь говорить именно о священстве, ибо у них нет таинства священства.
18)
"Всё в большем количестве общин становится возможным и первое, и второе".
В основном это, конечно, в Европе. Например, у российских протестантов это тоже грех. Насчет его "тяжести" не знаю, апостол Павел просто перечисляет его через запятую в ряду других, ничего не говоря о том, что он какой-то особенно тяжелый.