… Почему "легко" полученные деньги приравниваются к нечестно заработанным? ... Прежде чем вложить некую сумму куда-то, ее изначально нужно честно заработать.., нужно взять на себя риски, провести какую то аналитическую работу... Правильно ли из-за одного негативного примера называть деньги, полученные на бирже нечестно полученными и клеймить биржу (например), как явление?
Дорогой Андрей, технология биржевых торгов, курсы акций и валют, разные фьючерсы и опционы меня мало трогали - куда интереснее анализировать брокерскую психологию, выявляя наиболее общие личностные закономерности. Да, конечно, ребята с вечерней школой за плечами на биржу не идут – преимущество у квалифицированных специалистов: математиков, экономистов, кандидатов наук - аналитиков и прогнозистов, т.е. в кадровом составе биржевых маклеров явно нет ленивцев и лоботрясов. Нет, меня встревожил их внутренний настрой, который обуславливает поведение человека. Богатство для них - не просто сумма материальных предметов, находящихся в собственности. Это в первую очередь
духовное самоощущение – такой человек обязательно должен испытывать чувство возвышения над остальными, эйфорию успеха. Главное на бирже – ощущения, а не материальное приложение! Успешного брокера невообразимой радостью наполняет некая «благодать», которая может даже приводить его в состояние
настоящего религиозного экстаза. Фактически он попадает в своеобразную сектантскую западню, которую выстроило ему условное ощущение искусственного «счастья». И удивительным открытием стало, что деньги — это некий метафизический «дух», невидимая субстанция, находящаяся везде и нигде, а в физическом мире присутствующая только через свои символы, то есть монеты. А второе открытие – что за рыночной вывеской биржевых торгов скрывается определенная модель не только, и не столько экономической жизни, сколько
духовного устройства всего современного общества. Модель, демонстрирующая явные признаки религии и квазицерковной организации! Отличие ее от других традиционных религий в том, что это фактически существующая религия, официально не объявляющая о своем существовании, а биржи (и банки) – храмы этого культа. Эту незримо существующую религию некоторые экономисты неофициально называют «мамонизмом», «религией капитала» или «религией денег», и по своим основным установкам она диаметрально противоположна христианству.
.... А если бы ваш сослуживец, зарабатывая на бирже и на храм давал, и неимущим помогал, и еще чего-то финансировал, и жену не бросил и дочерей выучил...
Поначалу так и выходило – поступали пожертвования, были элементы благотворительности, подарки. Казалось, что деньги могут стать той лестницей, которая позволяет достичь человеку благороднейших целей - можно построить храм для богослужения, приюты для воспитания детей, дома для бедных и бездомных, больницы для страждущих, убежища для беженцев. Но видно не случайно сказано Христом
«легче верблюду пройти в игольное ушко, чем богачу вступить в небесные врата»(Мф.18:24). Незаметно накопление капитала становится не средством максимального благоустройства материального бытия себя и близких, но трансформируется в фанатичный
денежный фетишизм, становясь стихийной самоцелью. Человек легко подсаживается на «опиум» религии денег, поскольку его не предупреждают, что это духовный наркотик, а именуют его «вкусной конфетой», предварительно завернув начинку с отравой в красивую обертку, лукаво внушая, что если богатый разумно распорядится своим благосостоянием, то его деньги якобы могут обеспечить и ему, и другим вечное благословение.
… способ заработка должен быть в рамках закона и христианской морали...
В истории христианства существовало несколько представлений о нормах христианской этики в сфере имущественных, трудовых и товарно-денежных отношений: «святоотеческая», «умеренная», «протестантская». От святоотеческого идеала экономической жизни христианство постепенно отходило, перейдя сначала к «умеренной» парадигме, а затем — к «протестантской». Такой переход произошел в католицизме, а сегодня он уверенно обозначился и в православии.
И чтобы поставить жесткие заслоны проникновению невидимой "религии денег", по-видимому необходимо внести существенные коррективы в мировоззрение современных христиан, вернувшись к ортодоксальному наследию святых отцов Церкви, в котором содержатся прямые указания, как подобает относиться к богатству и бедности, труду и деньгам, благотворительности и милостыне, собственности общественной и частной. А пока этого не произошло директивно, то есть соборным разумом Церкви, христианам в разных житейских ситуациях приходится полагаться на свой разум, совесть и сердце. Стало быть, чтобы соблюсти евангельские заповеди и не согрешить, следует заниматься не столько разработкой способов улучшения социально-имущественного положения человека, сколько заботиться о
совершенствовании своего ума и сердца.