Что первично - Любовь или молитвенное правило?

г. Иркутск
Православный христианин
Скажите пожалуйста, что важнее, Любовь или Правило. Сколько мне пытаются внушить на других форумах надо выполнять молитвенное правило и тогда любовь придет сама. Ноткак она придет, если ее нет? Какой смысл тогда в вычитывании текстов если нет Любви к ближним, если я сына своего наругал не по делу и пошел молиться? Кому нужна такая молитва? Я считаю что на первом месте должноа стоять Любовь к Богу, проявляющаяся в любви к ближним. А ближние это все люди. А молиться можно и кратко, своими словами. Ведь Бог будет судить не за краткость молитвы, а за твое отношение к другим людям. Или я не прав?
 
… надо выполнять молитвенное правило и тогда любовь придет сама. Какой смысл тогда в вычитывании текстов, если нет Любви к ближним? …
Дорогой Дионисий!

Ваш вопрос не нов – его не раз задавали люди Иисусу Христу, спрашивая, что самое главное, чтобы получить жизнь вечную? (Мф. 22.35-46). Так , однажды некий законник, человек, занимавшийся изучением иудейского свода ритуальных правил, желая испытать Иисуса Христа, спросил Его: «Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?» Тот ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Законник сказал Ему: «Хорошо, Учитель! Истину сказал Ты, что любить Бога от всей души и любить ближнего, как самого себя, есть больше и выше всех всесожжений и жертв Богу». Христос же, видя, что он разумно отвечал, похвалил его: «Недалеко ты от Царствия Божия». Я бы очень хотел и про вас сказать то же, дорогой Дионисий, если бы был уверен, что вы по-настоящему «больны любовью», то есть, что вам ничего не нужно - только отдавать, дарить, наполнять радостью желания других людей, любимых вами. В желании человека любить уже сделаны все духовные приготовления для того, чтобы вобрать в себя всё блажненство, уготовленное нам Богом, всю Его любовь. Но для того, чтобы мы поняли, что именно приготовлено для человека, и почувствовали наслаждение от жертвенной любви, нам нужно стать подобными этому Божьему закону - по своей духовной высоте, качеству и свойствам. Поэтому, чтобы включиться в эту всеобъемлющую, всеохватывающую систему взаимной отдачи и любви, нам не хватает только одного компонента - нашей самостоятельности, нашего собственного желания почувствовать совершенство Творца и стать совершенным подобно Ему. К сожалению падшая человеческая природа такова, что без какого-либо принуждения личность начинает скатываться вниз,куда ей легче – поэтому душе нашей, чтобы не ленилась, нужно некое «погоняло». Так что исполнение правила хорошо и необходимо, но только тогда, когда оно только средство, а не цель, то есть, как только кнут для ленивого раба. Исполнять правило необходимо, но этот «кнут» надо скрывать, как нечто весьма несовершенное, а не выставлять напоказ. Святые говорили «Молитва рождается от любви». И если любви нет, и в памяти держишь только самого себя, любимого и такого праведного, скурпулёзно вычитывающего положенное количество прошений, то это - особая и отвратительная разновидность фарисейства, как некая формальная сдача норм молитвенного "ГТО"... Но в то же самое время - вне искреннего искания Божией Любви ДЕЛАМИ И ПОСТУПКАМИ своей жизни оно будет бессильным и бесплодным покушением на невозможное. И наоборот, при формальной недостаточности молитвенного правила из-за обстоятельств жизни в шуме и суете, но при болезненном и сердечном искании Бога как бы молчащим умом - память Божия будет непрестанно пребывать в любящем сердце.
 
Сверху