Ориген

Православный христианин
Здравствуйте, Алексей Михайлович!


У меня вызывает смущение анафематствование Оригена на Пятом Вселенском соборе. Процесс богословского познания, как мне кажется, предполагает выдвижение тезисов, которые проходя серьезный критический аппарат (Вселенский собор, поместный собор), могут или приниматься, или отсекаться от церковного мировоззрения. Однако перед тем как принять или отсечь какое-либо мнение, его нужно выдвинуть. В частности Ориген написал огромное количество сочинений, которые оказали значительное влияние на таких отцов церкви, как Василий Великий и Григорий Нисский (В уединении святые Василий и Григорий усиленно занимались изучением Священного Писания по руководствам древнейших толкователей и, в частности, Оригена, из произведений которого они составили сборник - Филокалия (Добротолюбие) http://www.patriarchia.ru/db/text/909470.html), кроме того Ориген был автором всем известного термина "Богочеловек".


По большому счету получается, что у нас есть человек, который на заре христианской эры занимался богословием, идя не проторенной дорожкой, а вслепую. За ошибочные догадки уже после смерти Ориген был осужден.


С точки зрения даже не христианского, а просто человеческого милосердия это выглядит, мягко говоря, не красиво.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте. Сергей!

Ваше смущение понятно. Однако, Вы не вполне правы. Давайте разбираться.

Вы пишете:
Процесс богословского познания, как мне кажется, предполагает выдвижение тезисов, которые проходя серьезный критический аппарат (Вселенский собор, поместный собор), могут или приниматься, или отсекаться от церковного мировоззрения. Однако перед тем как принять или отсечь какое-либо мнение, его нужно выдвинуть.
Ваш тезис мог бы выглядеть справедливым с позиции философии, но он не справедлив с позиции Православного Догматического Богословия. Дело в том, что в формате Православного Богословия нельзя допускать чрезмерной вольности в мыслях; его направление строго задано Богом и очерчено Церковью через Божественные догматы.

Бог открыл, во что следует верить и как, чтобы спастись. Ориген же, положившись на собственный разум, позволил себе интерпретировать Откровение, как сам считал нужным, и, стало быть, сам подвел себя под анафему апостола Павла: "Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что́ мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал.1:8).

Вы негодуете:
По большому счету получается, что у нас есть человек, который на заре христианской эры занимался богословием, идя не проторенной дорожкой, а вслепую
Верующий человек должен идти не вслепую, а во свете Евангельской проповеди.

Вы правильно заметили:
В частности Ориген написал огромное количество сочинений, которые оказали значительное влияние на таких отцов церкви, как Василий Великий и Григорий Нисский (В уединении святые Василий и Григорий усиленно занимались изучением Священного Писания по руководствам древнейших толкователей и, в частности, Оригена, из произведений которого они составили сборник - Филокалия (Добротолюбие) http://www.patriarchia.ru/db/text/909470.html), кроме того Ориген был автором всем известного термина "Богочеловек"
Ориген написал очень много хорошего. Более того, многие люди восхищались его образом жизни, его "святой" бедностью. Но тем и привлекательнее были и те его мысли, которые противоречили Православию, противоречили Божественному Откровению, Богу.

Между тем, Церковь всё же помнит многое из того, что в его творчестве было правильным, положительным. В пособия по Патрологии до сих пор включаются сведения о жизни и деятельности этого мыслителя.

Благодарю за вопрос!
 
Сверху