Почему мы(ПЦ) в ВСЦ??

Сергей Калайда

24.11.1959 - 02.02.2022
Православный христианин
Ну Америку не открыли. Это самоочевидно, что протестантские сообщества имеют иное учение, чем ПЦ.
Это должно удивлять?
"Невозможность преодолеть эти различия объясняет бесполезность участия православных в экуменическом движении с целью достижения единства в вере."
 
Святая Русь
Православный христианин
Вы считаете, что православная вера как-то априори слабее ересей?
Или пообщавшись с еретиками и иноверцами вообще на нашем форуме Вы стали пропагандировать экуменизм и обновленчество?
Что это за страсть к железному занавесу и режиму чучхе?
В Европе сегодня вообще религиозный кризис. Свято место пусто не бывает. Вон мусульмане активно дааватят в Европе. А мы боимся каких-то еретиков и обновленцев!
А те, кто не боится уже сделал православие второй религией в Италии, и самой быстрорастущей религией Италии.
Не религия слабее, а форма общения с еретиками в ВСЦ такая, что нивелирует православное мнение, как один из сотен равных вариантов, что само по себе не способствует никакой проповеди.

Иисус Христос для обращения не избрал учеников ни из фанатиков-фарисеев, ни из лукавых сребролюбивых саддукеев, потому что нет смысла проповедывать ни фанатикам, ни религиозным бизнесменам. А Он в первую очередь проповедывал рыбакам, а затем мытарям и блудницам, но только не религиозным фанатикам (фарисеям) и не бизнесменам от религии (саддукеям). Можно проповедывать тому, кто на вопрос "Где истина?" отвечает "Не знаю". Но проповедывать тем, кто кричит что у него истина или из фанатизма (как фарисеи), или из бизнес-интереса (как саддукеи) - зря тратить время. Мне кажется, что то же собрание и в ВСЦ.
 
Святая Русь
Православный христианин
А те, кто не боится уже сделал православие второй религией в Италии, и самой быстрорастущей религией Италии.
А вы знаете, кто эти православные? Вы думаете обратившиеся из католицизма итальянцы? Это мигранты из Румынии, Украины и др. православных стран.
 
Иркутская обл.
Православный христианин
Архиепископ Аверкий (Таушев) прекрасно видел ещё в 50-70 х годах,к чему все эти всцшные посиделки приводят.

"...Наши православные «экуменисты» долгое время нас упорно уверяли, что они вступили в «экуменическое движение» с единственной целью – по внешности весьма благовидной – «свидетельствовать перед инославными об истине св. Православия», «раскрывать перед ними глубину и красоту св. Православия» и этим – «привлекать их к принятию св. Православия, от которого они отпали».

А что же получилось на деле?

Получилось явление порядка совершенно-обратного: не возвращение отпавших ко св. Православию, а безмолвное, «символическое» признание неважности, несущественности всего того, чем отличается св. Православие от инославия, что именно и вызвало отпадение от него, а вместе с тем и от Единой, Святой, Соборной, Апостольской Церкви, основанной Христом-Спасителем,римского католицизма, а за ним и протестантизма и прочих, безчисленных ныне, сект и всевозможных самочинных вероисповедных образований, без всякого основания претендующих на именование себя «Христовой Церковью».

Совершенно, как будто, забыты благодать и истина, которые живут только в истинной Церкви, получившей обетование Христово, что врата адовы не одолеют ее!

И как-то странно слышать от «первоиерарха св. Православной Церкви», что все отличительные особенности св. Православия, ставящие решительную преграду между ним и римским католицизмом, –не более как предмет богословских дискуссий!

Догматы св. Православия – это ведь не какие-то отвлеченные, оторванные от жизни истины, с которыми можно не считаться или признавать их несущественными.

Догматы – это великие и спасительные истины веры, открытые нам самим воплотившимся Сыном Божиим: это – Его Божественные глаголы. А эти «глаголы, яже Аз глаголах вам»,говорит Он Сам: « Дух суть и живот (жизнь) суть» (Иоан. 6, 63).

Как же можно считать их несущественными для великого дела единения всех христиан, которое может быть только во благодати и истине?

Как можно думать, что все дело лишь в «братских» объятиях и поцелуях?

И не будут ли такие поцелуи «Иудиными», если за ними скрывается предательство благодати и истины?


Вот – истинная подкладка того успеха, который имеет в нынешнее время так называемый «экуменизм». Начало его, быть может, и было хорошим, положительным – стремлением объединиться всем вокруг потерянной Истины подлинного Христова Учения и основанной Христом-Спасителем Церкви. Но очень скоро это движение захватили в свои руки и начали им руководить «по-своему» лица, которым вовсе не дорога была Истина, а какие-то совсем иные интересы – объединение не вокруг обретенной Истины, а вокруг Лжи, противной и учению Слова Божия и учению истинной Христовой Церкви.

Православные стали вступать в это экуменическое движение под благовидным предлогом «свидетельства пред инославными об истине Православия». Но теперь выяснилось – и только слепой может этого не видеть! – что православные не только не свидетельствуют там истины, но сами отступают от истины.


Но если бы все эти «экуменические конференции», «съезды», «совещания», «симпозиумы» были бы просто пустым времяпрепровождением, своеобразным для собирающихся на них развлечением, со взаимным щекотанием тщеславия и самолюбия, это было бы еще полбеды.

За всем этим кроется, однако, нечто гораздо худшее.

Цель всего этого современного, столь модного ныне движения, «кем-то» поставленная и планомерно-проводимая – влить в души полный религиозный индифферентизм – безразличие к истине – убить любовь к той истине, которую пришел свидетельствовать на землю, по Его собственным словам, наш Господь и Спаситель (Ин.18,37), к той истине, которую так самоотверженно, ничего не боясь, проповедовали по всему миру святые Апостолы, за которую умирали святые мученики, за которую так решительно и безкомпромиссно боролись с еретиками и лжеучителями святые отцы Церкви.

И вот теперь-то, на ХХ-ом столетии христианской эры, у всех вдруг впервые «открылись глаза», и оказалось, что, собственно-то, «истины никакой нет» и «не за что было бороться, страдать и умирать», а надо просто всем «забыть все свои прежние разногласия» и… объединиться"

https://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushev/sovremennost-v-svete-slova-bozhija-slova-i-rechi/2_35
https://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushev/sovremennost-v-svete-slova-bozhija-slova-i-rechi/4_92
 
Последнее редактирование:

Абд-ал-Масих

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
"Невозможность преодолеть эти различия объясняет бесполезность участия православных в экуменическом движении с целью достижения единства в вере."
Само собой. Без единоверия не может быть церковного единства. А отступать от Учения Церкви православные не будут и не должны.
Понятно, что с точки зрения ПЦ единство будет восстановлено только когда инославные откажутся от своих ересей и примут ортодоксальное Учение Церкви.
Но причём тут ВСЦ?
Может и наш форум надо закрыть, потому, что тут мы обращаемся и с инославными и иноверцами?
 

Абд-ал-Масих

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
А вы знаете, кто эти православные? Вы думаете обратившиеся из католицизма итальянцы? Это мигранты из Румынии, Украины и др. православных стран.
Тем не менее православие в Италии набирает вес.
 
Святая Русь
Православный христианин
Тем не менее православие в Италии набирает вес.
Ага, когда еще больше усугубится кризис в России и др. православных странах, то православных в развитых странах Европы и Америки еще больше будет. Только при чем тут миссионерство через ВСЦ?
Может и наш форум надо закрыть, потому, что тут мы обращаемся и с инославными и иноверцами?
Мы тут не подписываем никаких документов и друг другу ничего не должны. Не нравится - вышел и все. А там не так.
 
Последнее редактирование:

Сергей Калайда

24.11.1959 - 02.02.2022
Православный христианин
Может и наш форум надо закрыть, потому, что тут мы обращаемся и с инославными и иноверцами?
Иноверцы заходят и уходят на форум,не связывая участников форума взаимными обязательствами уравнивающими Зевса и Христа,Христа и Магомета,Христа и Будду,- как проявление одного и того же Бога,только в разных формах,для разных духовных практик.Которые по сути все- вероспасительны.
Мы не проводим совместных экуменистических молитвенных собраний.В этом наше характерное отличие от ВСЦ.
 

Абд-ал-Масих

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Мы тут не подписываем никаких документов и друг другу ничего не должны. Не нравится - вышел и все. А там не так.
Иноверцы заходят и уходят на форум,не связывая участников форума взаимными обязательствами
Мы не проводим совместных экуменистических молитвенных собраний.В этом наше характерное отличие от ВСЦ.
Ребята, мы все люди свободные и разумные. Если вам предлагают подписать то, что противоречит вашим убеждениям - не подписывайте и всё.
Все такие предложения еретиков нужно просто отклонять с вежливой улыбкой.
Пусть они переживают.
Говорю же, к ВСЦ надо относиться просто как к форуму. Площадка для поговорить, решить какие-то жизненные вопросы и всё.
 
Православный христианин
А когда патриарх поддерживает участие и распространение ВСЦ - как быть?
 
В резолюции всеправославного совещания Поместных Церквей(1948), участники(Патриархи:Российский,Грузинский,Румынский и Сербский,экзархи Константинопольский и Болгарский,митрополиты :Элладский, Антиохийский)выразились так:"целеустремления экуменического движения, выразившиеся в образовании «Всемирного Совета Церквей» с последующей задачей организации «Экуменической Церкви», в современном нам плане не соответствуют идеалу христианства и задачам Церкви Христовой, как понимает Православная Церковь" Вхождение в совет нечестивых объясняется во многом давлением в соц.странах со стороны коммунистов.В странах с мягкой демократией это были тайные сообщества - масоны,которые внедрялись как волки в овечьих шкурах в ключевые посты церковные.Интересно на это счёт замечание участника Всеправославного совещания - свт.Серафима(Соболев):"Отсюда понятно, кто стоит за экуменическим движением. За ним стоят исконные враги Православной Церкви – масоны. А также ясно отсюда, к какому соединению в своих истоках стремится это движение на своих экуменических конференциях. Их устроители стремятся не к догматическому соединению всех так называемых христианских церквей с Православными церквами, а к смешению тех и других, через отступление православных от своей веры и их экуменической дружбы с еретиками, в особенности с протестантами."(Нужно ли Русской Церкви участвовать в экуменическом движении?)Первый реформатор в Православной Церкви Мелетий был масононом и авантюристом,который скончался от кровоизлияния в мозг.Он ввёл в Константинопольской церкви новый стиль придуманный сербским астрономом."Немецкоязычный масонский словарь сообщает ,что в греческой православной церкви масономами были<<многие патриархи.В частности...Мелетий бывший Константинопольский патриарх>>(Internarionales Freimaurer Lexicon.Weine.1932 S.584-585).Уже позже в СССР приняли официальное решение ЦК КПСС(на XXII съезд)обязывавшее РПЦ вступить ВСЦ в 1961.Похожая история была в Болгарской Церкви и Грузинской они вошли первая и вторая 1962 ещё под давлением коммунистов в Болгарской Церкви был введён григорианский стиль в 1968 патриархом Кириллом(Константиновым)по предложению митрополита Никодима(Ротова).
"4 апреля [1969 г.] я направился в Священный Синод с твердым решением лично встретиться с Его Святейшеством Патриархом Кириллом. Как он меня примет? Сильные переживания последних дней сокрушили мое сердце. Безсонные ночи обезсилили меня физически. Но духом я был бодр, тверд и спокоен. И чтобы укрепиться еще более, по пути в Синод я зашел в Русский храм и там у гроба архиепископа Серафима долго молился, прося его о заступлении.

Его Святейшество встретил меня довольно холодно. <…> Он <…> сказал:

– <…> За два года до проведения реформы я спрашивал Русскую Церковь, что они думают. И сейчас снова спросил. Они мне ответили: «Введите новый стиль! Этим вы и нам поможете». Они тоже хотят перейти на новый стиль. Но пока там есть трудности из-за множества старообрядцев и традиционалистов. Но Московский Патриарх полностью согласен со мной. Также и Ленинградский митрополит Никодим ((Ротов), –примеч. пер.). Он приезжал на Рождество не для того, чтобы нам помочь, а из-за Княжевской обители (женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, созданный в Софии свт. Серафимом для своих духовных чад. – Примеч. пер.), которая выступила против реформы. Я его не звал, потому что прошлым летом был там. Митрополит Никодим, надо сказать, очень разочарован абсолютной неподатливостью княжевских монахинь и даже сказал мне: «На Вашем месте я бы их не терпел». <…>"
(«Летопись некоторых событий вокруг нас, старостильников, и наших друзей после введения в Болгарской Православной Церкви нового стиля (1968 г.),архим.Серафим(Алексеев)
Сейчас Грузинскач и Болгарская на данный момент единственные кто не стостоит в ВСЦ де-юро ,но они смогли оттуда выйти после падения оккупационного режима в России.
«Общество, — пишет Гирам, — делилось на два лагеря, две церкви, две группы. Одна, более обширная, доминирующая в прошлом, доминирующая еще и сейчас, состоит из «верующих людей», другая, менее значительная, состоит из «рационалистов». Первые слепо веруют, вторые все подвергают критике разума. Первые высказываются за единоличную власть, за олигархию, за авторитарное начало в политике и социальной экономии, вторые за демократию и либеральную реформу в политической области, за прогресс в области социальной экономии. Вся история цивилизованных европейских народов проникнута этой «борьбой»; ей мир обязан идейным прогрессом».
«Масонство, чуждое мистицизму, отрицает авторитарное начало; глубоко-рационалистичное не есть только определенная общественная ассоциация. Масонство есть противо-церковь, противо-католицизм, церковь еретиков, скептиков, церковь свободной мысли». И Гирам кончает заявлением, совершенно парализующим принципиальные утверждения мира, братства и терпимости:
«Борьба против церкви кончится, когда отделение церкви от государства станет свершившимся фактом, когда церковь станет частной общиной, тогда масонства направит свои главные усилия на воспитание философское, политическое своих членов, находящихся в пренебрежении сейчас, когда борьба отодвинула на задний план все другие заботы».
(А. А. Боровой. «Современное масонство на Западе, стр. 14 — 15)
"В книге, озаглавленной: «Четыре масонские речи, только для верных братьев. Для тщательного сбережения. Краузе, Дрезден. 18-го февраля1809 г.», вот, что пишет Краузе, знаменитый масон, на стр. 61 — 62:
«Величайшая заслуга государства была бы соединить все народы в одно государство... но, всестороннего, гармонического довершения человечества было бы напрасно ожидать от церкви и государства, потому что жизнь человеческая может быть осуществлена лишь в союзе, которого надежнейший зародыш находится в братстве вольных каменщиков».
«Если масонство будет закончено, если оно будет жить, в сердцах людей, если его сила наполнит все земное, тогда только царство человеческое состоится во истину, небо будет на земле».
 
Последнее редактирование:
Вот ещё одно видео по теме + оно как предостережение от раскола.
В нем митрополит Вениамин(Пушкарь) рассказывает как с при встрече с Митрополитом Кириллом(Гундяевым)задал ему вопрос:"Владыка,почему мы все ещё в ВСЦ ведь наше там присутствие нарушает Православную экклезиологию"
Митрополит Кирилл(Гундяев)на этот вопрос промолчал,но ответил так :"Пока я нахожусь в ВСЦ,то я ни на йоту не отступлю от православия и буду свидетельствовать о православии"
Вдруг в этот момент резкий и очень дерзкий голос из зала преребивает владыку на этом месте и гневно спрашивает:"И вы ему поверили...?"
Владыко говорит:"поверил-неповерил,но просто говорю это ,как факт"
Вот примет какой агрессивный дух движет некоторыми раскольниками,которые не страшась дерзайют перебивать даже архиерея.Можно из всего это заделать вывод что наша Церковь пребывает в ВСЦ помимо своей воли,а по воли власти предержащих

"Из интервью митрополита Кирилла(Гундяев) 26 августа 2006 г.
— Владыко! А как же «теория ветвей»? Многие православные
за границей, да и некоторые в России убеждены, что членство в ВСЦ пред-
полагает принятие «теории ветвей» и наличие некоего изначально существующего единства всех христианских церквей, которое нужно просто «сделать зримым»?

— Это еще один из весьма распространенных мифов, складывающихся вокруг ВСЦ. Я имею в виду не «теорию ветвей», которой действительно придерживается большинство протестантских сообществ, а то, что все члены ВСЦ эту теорию разделяют.

Хочу абсолютно ясно заявить, что для православных христиан не может быть никаких сомнений в том, что Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью является Православная Церковь. За всю историю существования ВСЦ никто из его православных участников не поддерживал так называемой «теории ветвей», так как она в корне противоречит православной экклезиологии."
— Владыко! Не могу здесь сразу не задать вопрос об интеркоммунионе — совместном причащении православных с протестантами и католиками. Существует много рассказов о том, что такая практика в ВСЦ существовала.

— Хорошо, что вы напомнили об этом. Я со всей серьезностью и ответственностью заявляю, что представители Русской Православной Церкви никогда не подходили к причастию с инославными и никогда не допускали к Чаше верующих других христианских сообществ.

На ассамблеях ВСЦ в один из дней совершается православная Литургия.
И всегда какая-то часть протестантов высказывает громкое недовольство тем,что их не допустили к причастию. Никогда никаких исключений из этого правила не было.
http://mospat.ru/index.php?page=32725
— Владыко! Многих волнует вопрос о так называемых «общих молитвах» с инославными. Правда ли, что на протяжении многих лет православные, члены ВСЦ, участвовали в подобных молитвах?

— После того как многие протестанты пошли по пути крайней либерализации богословия и морали, решительно удалившись от норм веры и жизни Апостольской Церкви, представители Русской Церкви заявили, что в совместных молитвах в ВСЦ они принимать участие не будут. Иногда мы молчаливо присутствуем. Да и то в основном миряне, а не клирики."
("Неизвестный» Патриарх" Кирилл. — М.: Даниловский благовестник, 2009. — 192 с.)

"Думаю, будет опасно для всего православия, если Всеправославный собор одобрит и утвердит участие нас в экуменистическом движении. Этим самым мы отступим от полноты Истины Христовой. И вот почему: как только мы войдём во Всемирный Совет Церквей, а наша Церковь уже вошла, мы становимся его участниками и должны принять его Устав, который утверждает, что ни одна конфессия, входящая во Всемирный Совет церквей, не обладает полнотой Истины.

Полнота Истины наступит только тогда, когда все конфессии объединятся в одно целое. Такова природа Всемирного Совета Церквей, и от нее никто еще не отказался. И «Торонская декларация» от этого не отказывается. Правда, она даёт православным Церквам свободу думать о себе как о Единой Соборной и Апостольской Церкви, но это вовсе не отменяет сущности экуменистического замысла. Мол, думайте о себе как хотите, только участвуйте, а мы будем уверенно и неизменно идти по своему курсу, пусть собаки лают, а караван будет идти своей дорогой. Братья Архиереи, подумайте, разве основатели экуменизма покаялись и отказались от своего сатанинского замысла созидания единой лжецеркви в грядущем Царстве Антихриста, или Всемирный Совет Церквей преобразился Духом Святым в другую организацию, а может происходит там то, чего мы, непосвящённые, еще не знаем?

Нет, братья дорогие, не будем соблазняться, - всё в сущности остаётся тем же: сатана не восстал на сатану, там у него нет раздвоения, там действует дьявольский метод: шаг вперёд, два - назад и многое ещё другое, что скрыто от нас под покрывалом масонской тайны. Но если бы даже Всемирный Совет Церквей действительно искренне отказался от своей основополагающей дьявольской идеи и приглашал нас православных стать его членами такими, какие мы есть без изменения веры, то зачем тогда нам их членство? Мы и без этого можем нести Апостольскую Проповедь по всему миру и тем же протестантам и католикам. И это вовсе не фарисейство. Но прежде всего нам нужно обратить свой народ ко Христу, искалеченный духовно советской безбожной пропагандой. За время нашего участия в экуменизме мы не обратили в православие ни одного Билли Грема, а за то сколько потеряли своих, особенно молодежи.

Поэтому, братья Архиереи, и чтобы не уклоняться нам от Истинного Христова пути, будем просить Святейшего Патриарха и Священный Синод еще до начала Всеправославного Собора выйти нашей Церкви, по примеру Грузинской и Болгарской Церквей, из участия в экуменистическом движении. Если же мы боимся, как некоторые говорят, самоизоляции, то можно временно стать наблюдателями, как это делает Римская Церковь. А выйдя из членства Всемирного Совета Церквей, нам проще будет уговорить на Всеправославном Соборе и другие Православные Церкви покинуть это ненужное для православных, участие в экуменизме.

Вот примерно всё, что я хотел сказать по вопросу об участии Православных Церквей в экуменистическом движении. Печаль моя здесь не только о себе самом, но и о Русской Православной Церкви, о всём Православии. Если кто желает опровергнуть мои доводы и усомниться в моей интуиции, пусть опровергает и сомневается - это его право, ведь Господь даровал человеку свободную волю делать выбор, и я его сделал уже давно.

Будем молить Бога, чтобы Он укрепил в нас веру православную и в тех святителях, которые будут участвовать от лица Русской Православной Церкви на грядущем Всеправославном Соборе. Бог всем в помощь. "


С любовью во Христе,


Вениамин,
митрополит Владивостокский и Приморский, глава Приморской митрополии
 
Последнее редактирование:

Западное христианство. Взгляд с Востока
свящ. Максим Козлов

Митр. Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич)

"Экуменическое движение оказалось чрезвычайно противоречивым. В его широкой и разнородной деятельности исканиям обетованной земли христианского единства с самого начала сопутствовали ярко выраженные социально-политические планы, которые в период Амстердамской Ассамблеи явно преобладали над задачей догматического единства. Во имя этих планов руководители движения стремились к чисто внешнему организационному объединению различных христианских исповеданий. В результате – для ряда автокефальных Православных Церквей возник комплекс условий, возбранявший им контакт с экуменическими организациями.

В этот комплекс входили... недостаточность догматической основы единения (признание Иисуса Христа Богом и Спасителем), искание компромиссов вместо единства в вере и явное тяготение к социально-политическим проблемам, иначе говоря, – предпочтение земного ускорения небесному спасению.

Только обращение всех исповеданий к вере древней неразделенной Церкви семи Вселенских Соборов сделает реальностью желанное единство всех разобщенных христиан, что только объединение в вере повлечет за собой братство их в Таинствах и неразделенное единство в любви как членов одного Тела Христова."

(Православие и современность. Речь на торжественном акте в МДА. 13.05.1958 / ЖМП. 1958. № 6. С. 67–73)

Межправославная комиссия (IVВсеправославное совещание). 08.06.1968. Шамбези.
Проф. Трембедас (Иерусалимский Патриархат): «...Во Всемирном Совете Церквей еще более возобладал дух синкретизма, что повело к ослаблению догматического сознания православных, участников экуменического движения».

(ЖМП. 1969. № 1. С. 49–50)

Проф. Кармирис (Элладская Церковь): «Я не против диалога любви, но любовь нельзя противопоставлять богооткровенной истине... Мы должны брать пример со святых отцов. Диалог любви должен вестись в рамках диалога истины... диалог истины должен ему сопутствовать и даже предшествовать. Центр тяжести – это богословский диалог... Но если не будет догматического согласия, то как может быть диалог любви? Если мы не будем так поступать, православие очутится в противоречии с его историей, с защитниками православия в прошлом, с богооткровенной истиной. Один только диалог любви без предшествующего согласования по догматам и по церковному строю принесет вред для православной полноты».

(Там же. С. 50)

Обращение Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода Русской Православной Церкви к Центральному комитету ВСЦ (По поводу Бангкокской конференции «Спасение сегодня». 29.12.1972–8.01.1973)
"Прежде всего, вызывает недоумение и большое сожаление то обстоятельство, что в «Письме к Церквам» полностью отсутствует чрезвычайно важное, прежде всего с пастырской точки зрения, упоминание о той стороне процесса спасения, без которой самое понятие спасения утрачивает свой существенный смысл. Умалчивание о конечной цели спасения, то есть о вечной жизни в Боге, и нет достаточно ясного указания на нравственное исправление и совершенствование как на необходимое условие для ее достижения.

Уклонение от положительного указания на неотъемлемость этих аспектов от истинного понимания спасения в той части доклада, которая специально посвящена богословским размышлениям... легко может быть воспринято как сознательное уклонение к одностороннему и ущербленному пониманию спасения в духе безбрежного «горизонтализма».

Здесь не нашлось места для основного – «вертикального» измерения, которое указывало бы на то, что спасение требует совершенствования личности как части общественного организма, призванной к борьбе с грехом в себе и вокруг себя, ради достижения полноты бытия в живом общении с Богом и в земных условиях, и в вечности.

Невозможно согласиться с крайним мнением, что при отсутствии подобающих достоинству человека условий существования немыслимо даже говорить о спасении сегодня.

По поводу евангельских слов о том, что Святой Дух « наставит... на всякую истину»... (Ин.16:13) разве эти евангельские слова сказаны о диалогах между различными религиями? И не стоит ли такое вольное их применение в противоречии с экзегетической традицией Древней неразделенной Церкви?

Почти исключительное подчеркивание «горизонтализма» в деле спасения на многих христиан, которым дороги священные традиции Древней Церкви, может производить впечатление, что в современном экуменизме нарождается новый соблазн стыдливости относительно благовествования о Христе Распятом и Воскресении, Божией силе и Божией премудрости (см.: 1Кор.1:23–24), в результате чего умалчивается о самой сущности Его Евангелия из ложной боязни казаться несовременными и утратить популярность.

(ЖМП. 1973. Т. 8. 73. № 9)

Известно, что миссионерство и «совместное свидетельство» без достижения единства в вере и в основах канонического устройства не только не содействует подлинному единству, но могут быть препятствием на пути к нему, принося трудно и медленно достижимое единство в жертву внешним факторам, когда искусственно замалчиваются вероисповедные различия перед внешним миром.

К сожалению, нередко возникает соблазн, упуская это из виду, форсировать совместное христианское свидетельство и считать нынешнее состояние сближения и экуменических контактов и сотрудничества уже достаточным для этого условием.

По нашему глубокому убеждению, без достижения единства в вере и основах церковного устройства не может быть подлинно «общего христианского свидетельства», а следовательно, и достаточного успеха объединенных действий в миссии. Другой опасностью, серьезно угрожающей христианскому единству и будущности экуменического движения после Найроби, является питаемая некоторыми участниками экуменического движения иллюзия, что ВСЦ будто бы может достичь такой степени экуменического общения своих Церквей-членов, что одна из будущих его Генеральных Ассамблей превратится во Всехристианский Собор.

Думать так – значит предполагать, что ВСЦ может в будущем стать некой «сверхцерковью». Как известно, подобные «экуменические соблазны» были в свое время решительно осуждены и отброшены всеми Церквами-членами, и руководство ВСЦ много раз торжественно отказывалось от этого.

Отсюда один шаг к соблазнительной и опасной идее об особом экклезиологическом значении ВСЦ и его центрального аппарата в Женеве.

Важно подчеркнуть, что Священное Писание и опыт Церкви исключают возможность конвергенции христианства с секулярными идеологиями. Именно поэтому диалог априори не допускает идеи таковой конвергенции.

Православная Церковь не может присоединиться к позиции протестантского большинства, допускающего возможность женского священства, нередко выражающего свое отношение к этой проблеме в чуждых Божественному откровению секулярных категориях.

На Ассамблее в моменты нередких богослужений и общественных молитв обнаруживалась искусственно создаваемая атмосфера экзальтированности, которую некоторые склонны были рассматривать как действие Святого Духа. С православной точки зрения это может квалифицироваться как возвращение к нехристианскому религиозному мистицизму.

Нас также удивляет то обстоятельство, что все основные факты на Ассамблее были представлены ее протестантскими участниками, в силу чего не был услышан голос православных в представлении и раскрытии основной темы Ассамблеи: «Иисус Христос освобождает и объединяет». Невнимательное отношение к мнению православных весьма заботит нас..."

Патриарх Пимен и члены Священного Синода

03.03.1976

(ЖМП. 1976. № 4)
 
Святая Русь
Православный христианин
НЕ МЫ РАЗРЫВАЕМ С ВСЕЛЕНСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ, А ОНИ РАЗРЫВАЮТ ЭТО ОБЩЕНИЕ С НЕЙ

Нам дорого именно чистое, неповрежденное, не искаженное никакими современными модными мудрованиями и туманной философией «от лукавого», Православие, которое проповедывали Святые Отцы Церкви и которым жила и дышала на протяжении столетий наша Родина-Россия, не напрасно именовавшаяся Святою Русью!

Мы хотим и искренно стремимся идти путем нашего Апостольского и Отеческого Православия, но никак – не «в ногу со временем», изменяя Православию ради мнимой «христианской любви» к отступникам от Православия – римо-католикам и протестантам, что усиленно пропагандируют ярые враги нашей Церкви «ЭКУМЕНИСТЫ», уже вступившие в литургическое общение с ними и тем самым поправшие свое Православие, отрекшиеся от него.

Мы хотим хранить всю девственную чистоту нашей святой непорочной веры, которой превыше всего дорожили наши благочестивые предки на Святой Руси, а потому решительно отметаем всякую модернизацию ее, в духе нечестивого Богоотступнического времени, которое сейчас переживаем, после ниспровержения Православной России, бывшей единственным мощным оплотом Православия для всего мiра.

Ведь для каждого честного человека, не излукавившегося в конец, все это должно быть совершенно ясно, «как белый день»!

Вот – единственная коренная, строго-принципиальная причина наших разделений. Не можем мы дружить и брататься с лютыми врагами нашей Св. Православно-Христианской веры, как это делают наши враги, – видя в этом измену Св. Православию и переход в стан врагов его. Не можем мы и переделывать св. Православие на «новый лад», как это сделала только что Константинопольская Патриархия, одобрившая «новое исповедание веры». Не можем мы и причащаться Св. Таин Христовых вместе с еретиками, искажающими догматы Христианской Веры, и с модернистами, ниспровергающими исконный святоотеческий дух нашей веры и благочестия.

Не мы разрываем с Вселенской Церковью, а они разрывают это общение с ней, ибо Вселенскую Церковь составляют не только живущие на земле, но и прославленные на небе святые угодники Божии, завещавшие нам, – и словом своим и примерами своей личной исповеднической жизни, – хранить неизменным св. Православие и не отступать от него, хотя бы грозила нам за это мученическая смерть.

Ради неразрывного общения с этой Вселенской Церковью, торжествующей на небесах, мы не можем, по совести нашей, идти по стопам отступников от нее на земле, а можем только молиться о вразумлении их и обращении на путь попранной ими Христовой Истины.

Владыка Аверкий (Таушев)

image
 
Сверху