Ум в слова молитвы.

Православный христианин
Была тут недавно тема о том, что вы чувствуете при чтении молитвы Господней, но ее закрыли.
Вот написано в правиле "произноси... со вниманием сердечным", а как это с сердечным? Не получается еще сердечной молитвы.
По святителю Игнатию и Иоанну Лествичнику надо ум заключить в слова молитвы. А как это понять? Чисто технически? Сказано "ум в слова", не на смысл произносимых слов, смысл не важен, только произносим со вниманием слова. Как малый ребенок медленно читает, а смысла не понимает . Чувств при такой молитве не должно быть?
 
Православный христианин
Вот я уже размещал по этому поводу такой текст, в нем же и о заключении ума в слова молитвы:
-------------------------
"Словесная молитва -- это, на мой взгляд, молитва вслух. Исполнение правила, желательно большого. Хорошо при этом быть чтецом в храме и достаточно много лет, там можно навыкнуть словесной молитве, изучить на практике ЦСЯ, вообще воцерковиться.

Правило тоже желательно чем больше, тем лучше. Например, всю Псалтирь за раз квждый день, в течение нескольких лет. Это очень полезно, как потому стиль речи и словесные обороты Псалтири становятся твоими собственными (и в дальнейшем сильно влияет на твой стиль изложения), так и потому, что это уже переход к умной молитве, так как голоса не хватит, чтобы читать всю Псалтирь, поневоле молитва переходит в умную, (здесь, в смысле) ту, что читается умом.

Умная и устная молитва с выполнением большого правила постепенно сама собой начинает совершаться с заключением ума в слова молитвы. Это когда она звучит (устно или умно) где-то в районе гортани и верхней части груди и ум сам туда при длительном чтении опускается. Это значит, что молитва сама опускается внутрь тела и движется при этом в правильном направлении, и ум движется вслед за ней. Ум привлекает звучание слов в верхней части груди (это и есть заключение ума в слова молитвы).

В дальнейшем, образно говоря, Псалтирь, как бы, сама поселяется в груди подвизающегося и просится наружу. Когда такой человек открывает уста у него от сердца начинает говорить Пастирь, наподобие того, как сказано: "Отверзу уста моя и исполнятся Духа". Это говорится о Духе, присутствующем в Псалтири, и вообще в Писании.

Это уже признак того, что чтению начинает сочувствовать сердце, и молитва становится из умной умно-сердечной. Внимание ума перемещается тогда из района середины груди-гортани (где проговаривается умная и словесная молитвы) в район сердечного места в левой части груди..."
----------------------------
Вот написано в правиле "произноси... со вниманием сердечным", а как это с сердечным? Не получается еще сердечной молитвы.
По святителю Игнатию и Иоанну Лествичнику надо ум заключить в слова молитвы. А как это понять? Чисто технически? Сказано "ум в слова", не на смысл произносимых слов, смысл не важен, только произносим со вниманием слова. Как малый ребенок медленно читает, а смысла не понимает . Чувств при такой молитве не должно быть?

То есть, да, смысл не так важен (его надо изучать до молитвы, а не вместо нее), обдумывания смысла во время молитвы не должно быть. Чувств никаких неумеренных не должно быть, это может отвлечь от самой молитвы. Надо трезвиться от обдумывания смысла и от чувств. Суть заключения ума в слова молитвы в том, чтобы ум, привлекаемый звучанием слов, опускался туда, где молитва проговаривается (устно или мысленно), в словесную область. Чтобы ум там постепенно обосновывался и привыкал там находиться. И в дальнейшем двигался бы оттуда и в сердечную область, привлекаемый сочувствием сердца, что необходимо уже для сердечной молитвы. По сути, смысл заключения ума -- в его движении в правильном направлении и затем опытном установлении с помощью этого расположения сердечного места.

«Что значит быть умом в сердце?.. Ум неотлучен от внимания: где оно, там и он. Знаете, где сердце?.. Вы часто при чтении акафиста Сладчайшему Иисусу чувствуете огонь в сердце. Вот где это чувствуете, там и будьте вниманием...» (Феофан Затворник, свт. // Сб. о молитве Иисусовой. М., 1994. С. 84, 98).

Здесь уже и открывается смысл новоначального трезвения от чувств. Оно необходимо, для того, чтобы их не спутать и не заглушить ими открывающееся само по себе сочувствие сердца. Но дальше уже об умно-сердечной молитве, а не о заключении ума...
 
Святая Русь
Православный христианин
Была тут недавно тема о том, что вы чувствуете при чтении молитвы Господней, но ее закрыли.
Вот написано в правиле "произноси... со вниманием сердечным", а как это с сердечным? Не получается еще сердечной молитвы.
По святителю Игнатию и Иоанну Лествичнику надо ум заключить в слова молитвы. А как это понять? Чисто технически? Сказано "ум в слова", не на смысл произносимых слов, смысл не важен, только произносим со вниманием слова. Как малый ребенок медленно читает, а смысла не понимает . Чувств при такой молитве не должно быть?
В переводе на современный язык это и означает держать внимание на смысле произносимых слов. Вот что пишет святитель Феофан Затворник: "Вникай во всякое слово и мысль слова до сердца доводи, – иначе – понимай, что читаешь и понятое чувствуй. Других правил не требуется. – Эти два – понимай и чувствуй, исполненные как следует, украшают всякое молитвословие полным достоинством и сообщают ему все плодотворное действие. Читаешь: «очисти ны от всякия скверны», – возчувствуй скверноту свою, возжелай чистоты, и уповательно взыщи ее у Господа..."
 
Православный христианин
Спасибо всем, кто помог решить мой вопрос. Уважаемый Евгений Павленко, спасибо за столь обстоятельный ответ. Правило у меня небольшое. Обычное. Но рассеиваюсь на молитве постоянно. Молитвословлю я шепотом. Где-то прочитал, что надо читать молитву так, словно слова заливаешь в гипсовые формы, я так понял что это вроде строки текста караоке. Стал молиться так, мысли стали убегать меньше, но и чувства все пропали. Молитва стала сухой, непохожей на молитву про которую сказано, что надо "вопиять ко Господу". Вот и появились сомнения в правильности чтения молитвенных правил.


 
Православный христианин
Молитва с чувством тоже имеет свои резоны (см. в предыдущем посте свт. Феофана), когда надо обязательно согреть сердце, избавиться от холодности, уныния и проч. Но основная молитва должна быть невоображательная (то есть нельзя при этом воображать каких-нибудь образов и чувств, потому что они могут послужить подменой истинной молитве). "Бог дает молитву молящемуся", а не молящийся сам себе, то есть пусть она будет лучше сухой даже длительное время, но в какой-то момент сердце само начнет отзываться на молитву либо сочувствием, либо какой-нибудь тонкой болью, и это гораздо ценнее, чем все наши собственные чувства (не потому что эти новые ощущения благодатные, это необязательно так и даже чаще всего не так), но потому что так начинается переход от молитвы умной (с заключением ума в слова молитвы) и устной к умно-сердечной.
 
Православный христианин
Но надо понимать, что молитва с заключением ума, о которой сейчас речь, не единственный способ молитвы. И не самый короткий, хотя, наверно, и самый надежный. Вот пишут же: "произноси со вниманием сердечным". Или вообще с помощью искусственных приемов сразу помещают ум в сердце. Одним подходит одно, другим другое.
"Сразу" -- это все-таки, в основном, для тех, кто стадию устной молитвы прошел и проходил достаточно долго, или для тех, у кого образ жизни соответствует этому деланию. Но во всех случаях для перехода к сердечной молитве желательно духовное руководство, или, если его нет, чтение отцов о молитве в большом количестве и совет с единомысленными.
 
Православный христианин
Спасибо, Евгений. Скажите, у Вас от всей массы информации о молитвенном делании не бывает чувства..., ну как-бы растерянности, смущения правильности делания, Ведь время идет. А появилось чувство, что что-то не так делаю. Раньше читал правила когда с охотой, когда без, когда вычитывал, а когда чувственно. Хочется уже и чего-то достичь. Нет, не чувственности и услаждения, а знать , что это именно молитва, и это делание, и я правильно обращаюсь к Богу. Получается молиться заключая ум в слова это переходить в самое начало молитвенного делания и можно так на нем и остаться.
 
Православный христианин
Если сердце не откликается на словесную молитву с заключением ума, возможно, надо постепенно пробовать переходить к умно-сердечной, то есть самому перемещать ум в район сердечного места в левой части груди. Или ждать и молиться прежним способом, расчитывая на то, что с возрастом страсти утихают. Поэтому сердечная молитва часто дается только в пожилом возрасте. Облако страстей окружает сердце, и сердечная молитва промыслительно не дается прежде предочищения его от страстей. потому что без этого предочищения человек сердечную молитву все равно потеряет, и будет это его новое состояние, возможно, хуже первого.

Признак того, что сердце приоткрывается, это появление в нем божественного огня:

"Знай, что огонь, ниспадающий в сердце во время молитвы, [в то время, как] конечности расслаблены,
чувства пропали, язык ослаб, разум прекратил движения в коленопреклонении, на том же месте в течении
длительного времени, — происходит от длительного чтения [Писаний] о ведении, в коем явным образом яв-
лено точное изложение истины" (прп. Исаак Сирин. 2-е слово о ведении).

Это движение в сердце божественного огня может происходить от внимательной умно-середечной молитвы в сердечном месте, от длительного выполнения правила с заключением ума, от чтения отцов о молитве (как выше у прп. Исаака), (особенно) от совершения дел любви, то есть от понуждения себя на любовь ко всем людям без исключения, и вообще от многих причин. Какое средство приносит больше результата, тем и надо пользоваться для того, чтобы сердце этим огнем предочищалось.

Вместе не следует ограничивать себя выполнением молитвенного правила из корыстных побуждений, только для того, чтобы стяжать сердечную молитву. Таковым, как пишут отцы, сердечная молитва долго не открывается. Надо молиться ради исполнения заповедей, и прежде всего заповеди о любви (к Богу, к людям, ко святым при чтении их трудов). Тогда и сердце будет сочувствовать молитве. А при появлении огня (или разгорячения, теплоты) надо обращать внимание на признаки, описанные у отцов, потому что огонь может быть разного происхождения.

Но вообще это тема очень обширная и интересная.
 
Православный христианин
Низкий Вам, Евгений, поклон за поддежку, разъяснения и потраченное на меня время. Буду работать, чтобы оно для Вас не стало впустую потраченным. Спаси Господи.
 
Православный христианин
Православный христианин
Игнатий (Брянчанинов) советует человеку неопытному не утомлять себя излишним объемом молитвословий, а молиться коротко, но почаще
Скажите пожалуйста коротко молиться это - короткое "Господи помилуй мя грешного" или определенный состав молитв с настройкой на молитвословие? Мне кажется Ваш совет ближе к Иисусовой молитве.
 
Православный христианин
Скажите пожалуйста коротко молиться это - короткое "Господи помилуй мя грешного" или определенный состав молитв с настройкой на молитвословие? Мне кажется Ваш совет ближе к Иисусовой молитве.
Да, короткая Иисусова молитва подходит лучше всего. Но можно молиться и другими короткими молитвами. Суть в том, чтобы ум сильно не утомлялся от долгих молитв. Это как с едой: говорят же, что кушать лучше почаще и мелкими порциями, чтобы не отягощать желудок.
Просто может быть так, что непривычному человеку Иисусова покажется сухой и скучной. В таком случае надо выбрать что-то другое, что ближе к сердцу. Например, какую-нибудь молитовку из 24-х молитв Иоанна Златоуста (молитвослов, вечерние), или какую-нибудь фразочку из Псалтири, или еще что-нибудь. Найти, что ближе к душе. Или еще вариант: заниматься Иисусовой молитвой и претерпеть сухость и скуку, и тогда, по словам свт. Игнатия, ум навыкнет молитве и сердце начнет откликаться словам. Ибо, как пишет Игнатий, сердце не может долго сопротивляться уму
Можно выбрать и коротенькое молитвословие, чтобы оно было разнообразнее, ибо, как пишет все тот же святитель, для новоначального ума полезно разнообразие слов и оборотов в молитве, т.к. это не так скучно, как, скажем, Иисусова молитва, которая приличествует больше преуспевшим, стяжавшим обильную благодать и чувство покаяния и не нуждающимся в излишнем разнообразии слов
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
поклон за поддежку

Вам поклон за интересную и правильную тему. Не так уж много людей интересуются тем, что поистине необходимо и "одно есть на потребу":) То есть молитвой и внутренним деланием.
 
Православный христианин
Игнатий (Брянчанинов) советует человеку неопытному не утомлять себя излишним объемом молитвословий, а молиться коротко, но почаще

Да, тут широкий выбор разных средств. Псалтирь хороша тем, что помимо заключения ума в слова молитвы, в ней самой заключаются многочисленные смыслы о молитве. Она сама является учебником внутренней молитвы, то есть многие ее места содержат исихастское толкование. И этот смысл усваивается внимательно молящемся даже, можно сказать, помимо его воли.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Хотите заострить ум на молитве, переодически поднимайтесь на мыски , цыпочки ног, с задержанием дыхания ... И если надо остановив словосную молитву.
Главное в молитве вера, что Бог вас слышит, и потому проявите смирение к любому Его промыслу .
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Хотите заострить ум на молитве, переодически поднимайтесь на мыски , цыпочки ног, с задержанием дыхания ...
А кому-то священник советует, напротив, падать ниц - делать поклоны. :)
Задержка дыхания - прием не очень-то физиологически безвредный.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Православный христианин
Была тут недавно тема о том, что вы чувствуете при чтении молитвы Господней, но ее закрыли.
Вот написано в правиле "произноси... со вниманием сердечным", а как это с сердечным? Не получается еще сердечной молитвы.
По святителю Игнатию и Иоанну Лествичнику надо ум заключить в слова молитвы. А как это понять? Чисто технически? Сказано "ум в слова", не на смысл произносимых слов, смысл не важен, только произносим со вниманием слова. Как малый ребенок медленно читает, а смысла не понимает . Чувств при такой молитве не должно быть?
Сердце - в частном понимание есть ум, а в общем есть разумная душа.

Произноси .... со вниманием сердечным - это означает произношение слов молитвы с сосредоточением ума (разума) на словах молитвы (Иисусовой молитвы). Слова молитвы произносятся не автоматически а с их пониманием.

Сердечная молитва - это Божественный дар, а не достижение данной молитвы посредством усилий со стороны человека. Хотя такие усилия способствуют привлечению Божественного дара.

Сосредоточение ума на словах молитвы (слова молитвы опустить в ум) может достигатся посредством определенной позы (в сидячем положении грудь опускается на колени) и дыхания (определенные части молитвы, чередуясь, произносятся на вдохе и на выдохе).
 
Последнее редактирование модератором:
Сверху