Вот я уже размещал по этому поводу такой текст, в нем же и о заключении ума в слова молитвы:
-------------------------
"Словесная молитва -- это, на мой взгляд, молитва вслух. Исполнение правила, желательно большого. Хорошо при этом быть чтецом в храме и достаточно много лет, там можно навыкнуть словесной молитве, изучить на практике ЦСЯ, вообще воцерковиться.
Правило тоже желательно чем больше, тем лучше. Например, всю Псалтирь за раз квждый день, в течение нескольких лет. Это очень полезно, как потому стиль речи и словесные обороты Псалтири становятся твоими собственными (и в дальнейшем сильно влияет на твой стиль изложения), так и потому, что это уже переход к умной молитве, так как голоса не хватит, чтобы читать всю Псалтирь, поневоле молитва переходит в умную, (здесь, в смысле) ту, что читается умом.
Умная и устная молитва с выполнением большого правила постепенно сама собой начинает совершаться с заключением ума в слова молитвы. Это когда она звучит (устно или умно) где-то в районе гортани и верхней части груди и ум сам туда при длительном чтении опускается. Это значит, что молитва сама опускается внутрь тела и движется при этом в правильном направлении, и ум движется вслед за ней. Ум привлекает звучание слов в верхней части груди (это и есть заключение ума в слова молитвы).
В дальнейшем, образно говоря, Псалтирь, как бы, сама поселяется в груди подвизающегося и просится наружу. Когда такой человек открывает уста у него от сердца начинает говорить Пастирь, наподобие того, как сказано: "Отверзу уста моя и исполнятся Духа". Это говорится о Духе, присутствующем в Псалтири, и вообще в Писании.
Это уже признак того, что чтению начинает сочувствовать сердце, и молитва становится из умной умно-сердечной. Внимание ума перемещается тогда из района середины груди-гортани (где проговаривается умная и словесная молитвы) в район сердечного места в левой части груди..."
----------------------------
Вот написано в правиле "произноси... со вниманием сердечным", а как это с сердечным? Не получается еще сердечной молитвы.
По святителю Игнатию и Иоанну Лествичнику надо ум заключить в слова молитвы. А как это понять? Чисто технически? Сказано "ум в слова", не на смысл произносимых слов, смысл не важен, только произносим со вниманием слова. Как малый ребенок медленно читает, а смысла не понимает . Чувств при такой молитве не должно быть?
То есть, да, смысл не так важен (его надо изучать до молитвы, а не вместо нее), обдумывания смысла во время молитвы не должно быть. Чувств никаких неумеренных не должно быть, это может отвлечь от самой молитвы. Надо трезвиться от обдумывания смысла и от чувств. Суть заключения ума в слова молитвы в том, чтобы ум, привлекаемый звучанием слов, опускался туда, где молитва проговаривается (устно или мысленно), в словесную область. Чтобы ум там постепенно обосновывался и привыкал там находиться. И в дальнейшем двигался бы оттуда и в сердечную область, привлекаемый сочувствием сердца, что необходимо уже для сердечной молитвы. По сути, смысл заключения ума -- в его движении в правильном направлении и затем опытном установлении с помощью этого расположения сердечного места.
«Что значит быть умом в сердце?.. Ум неотлучен от внимания: где оно, там и он. Знаете, где сердце?.. Вы часто при чтении акафиста Сладчайшему Иисусу чувствуете огонь в сердце. Вот где это чувствуете, там и будьте вниманием...» (
Феофан Затворник, свт. // Сб. о молитве Иисусовой. М., 1994. С. 84, 98).
Здесь уже и открывается смысл новоначального трезвения от чувств. Оно необходимо, для того, чтобы их не спутать и не заглушить ими открывающееся само по себе сочувствие сердца. Но дальше уже об умно-сердечной молитве, а не о заключении ума...