Православие и Армянская Апостольская Церковь

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Православный христианин
«…Поскольку все мы были русскоязычными, читали, в основном, литературу на русском языке. Конечно, нас сразу же стал интересовать вопрос о разделении между Армянской церковью и семьей Православных церквей, и мы начали читать книги армянских историков опять же в русском переводе.

Одной из таких книг была «История страны Алуанк» Мовсеса Каланкатуаци, армянского историка VII века. Он был ревностным сторонником армянской веры и выбора Армянской церкви и описывал как раз период напряжения в спорах, приведших к разделению.

Мовсес Каланкатуаци описывает спор греков с армянами по поводу неполных девяти чинов иерархии у армян. Смысл аргумента греков в том, что церковная иерархия подобно ангельской должна состоять из девяти чинов, а святой Григорий Просветитель был рукоположен в Кесарии только в архиепископа, следовательно Армянская церковь, не имея иерархической полноты, является частью Вселенской церкви и должна подчиняться одному из Патриархов.

Удивительно, что автор, будучи сторонником армянской позиции, признает поражение армян в этом споре, но делает парадоксальный с логической точки зрения вывод: раз мы не смогли ответить грекам, значит нужно самочинно восполнить иерархию, чтобы лишить греков этого аргумента. Это и произошло в истории.

Честно говоря, я был удивлен вышеприведенным рассуждением: с одной стороны – признание неправоты, и тут же – автор оправдывает искусственный способ её устранения. Мне казалось очевидным, что в Церкви ничего не может делаться самочинно.

И логические противоречия в рассуждения сторонника армянской церкви для меня, как математика, были более весомым аргументом, чем сложные хитросплетения терминов в учении о двух природах Христа, которое было мне малопонятно.

Это наблюдение подвигло меня к дальнейшему изучению вопроса. Как я относился тогда к догматическим различиям? Да так, как относятся сегодня многие люди: «Принципиальной разницы нет. Малопонятные философские нюансы не должны мешать братскому единству в любви Христовой».

Но еще один случай заставил меня серьезно задуматься, правильно ли я рассуждаю. Читая житие преподобного Саввы Освященного из декабрьской минеи Дмитрия Ростовского, я был поражен следующим фактом: когда под давлением императора была предпринята попытка принудить Патриарха константинопольского к отвержению Халкидона, преподобный Савва собрал тысячи монахов из пустыни и пришел в столицу для защиты веры.

Я был поражен: подвижник, который с младых ногтей не покидал пустыни, посвятив себя служению Богу, из-за вопросов, казавшихся мне малопонятным философским словопрением, не имеющим отношения к глубинам веры, оставил пустыню и с тысячами монахов пришел в столицу.

Тогда я осознал, что хотя и не понимаю сути и глубины вопросов на которые дал ответ Халкидон, но все же эти вопросы исключительно важны для спасения души. Опять простая логика: ради чего подвижник, оставивший мир для спасения души, может снова вернуться в мир? Только ради того, что может этому спасению помешать.

И, наконец, третий текст, заставивший меня сильно задуматься о вреде мысленного заблуждения – это сказание об авве Агафоне:

«Говорили об авве Агафоне: «Пришли к нему некие, услышав, что он имеет великую рассудительность. Желая испытать его, не рассердится ли он, спрашивают его: «Ты — Агафон? Мы слышали о тебе, что ты блудник и гордец». «Да, это правда», — отвечал он». Потом пришедшие обвиняли авву ещё во всяких разных грехах, и он всё признавал, но вот обвинению в ереси активно воспротивился.

Он отвечал им: «Первые пороки я признаю за собой, ибо это признание полезно моей душе, а признание себя еретиком значит отлучение от Бога, а я не хочу быть отлученным от моего Бога».

Я считал, что ересь – упорство в неправомыслии – это один из грехов, но не из ряда вон выходящий. И вот я вижу святого, который принял все, но отказался только от того, что он еретик. Тут пришло осознание, того насколько тяжко упорство в неправомыслии.

Вот, возможно, основные сдвиги в сознании, которые привели меня в православие.

Легко сказать: «Братская любовь во Христе выше всех разногласий». Но духовное братство во Христе подразумевает единомыслие в Истине. Если нет единомыслия, нет ни любви, ни братства. Нет ничего проще, чем сказать: «братья, мы заблуждались, а теперь возвращаемся к общему единству». И все разделения отойдут. Но сегодня разговор пытаются вести в русле: «и вы правы, и мы правы». А это значит, что все остаются при своем мнении, а значит и разделение остается…».

Подробнее:
Рассказывает протоиерей Арсений Григорянц.
 
Православный христианин
Я имел серьёзную беседу с предстоятелем Вираайской (Грузинской) епархии ААЦ - епископом Вазгеном Мирзаханяном вместе с настоятелем кафедрального собора ААЦ в Тбилиси Сурб Геворг - священником Кириаком и диаконом.... ,,всем составом''. Обсуждали мой переход в ПЦ. Я узнал следующее:

1) ААЦ почти не проявояет сегодня интереса к догматике с нравственной стороны;
2) На самом деле, (это признал епископ Вазген, а то и православные священники),- у ПЦ и ААЦ христология - одна, но разница лишьв теоминологии и языковом барьере. В V веке не поняв друг-друга, до сих пор мы в расколе;
3) ААЦ считает IV Вселенский Собор в Халкидоне созванным по политическим причинам, (укрепление власти и т.д.);
4) На мой вопрос, : ,,почему тогда ААЦ и ПЦ не объединятся и не восстановят Евхаристического общения?", епископ ответил, что ,, сегодня оба (ПЦ и ААЦ) - амбициозны, и к сожалению, не стремятся к этому". Хотя, он прав,- например, не думаю, чтобы ААЦ отказалась от опресноков и неразбавленного вина, т.к. это древняя традиция, они доказывают это из Евангелия;
5) В ААЦ чувствуется экуменизм (вспомните совместную литургию в Ватикане);
6) ААЦ, в отличие от ПЦ, признает во Христе не две воли, но одну. И Ипостасное соединение Природ объясняет словами не как ПЦ (неслиянно, нераздельно, неизменно, неразлучно), но словами- ,,во Христе существует 2 природы- человеческая и Божественная, которые соединились в Нем как Единая Богочеловеческая Природа, они не смешались, но и не раздельны". Как вы видете, в корне смысл одинаков. Только слова.....
7)В учении ААЦ я заметил, что немного ,,веет" ересью теопасхитства;
8) Диалог нужен и необходим.
Да будет Воля Бога! Аминь!
 
Православный христианин
Я имел серьёзную беседу с предстоятелем Вираайской (Грузинской) епархии ААЦ - епископом Вазгеном Мирзаханяном вместе с настоятелем кафедрального собора ААЦ в Тбилиси Сурб Геворг - священником Кириаком и диаконом.... ,,всем составом''. Обсуждали мой переход в ПЦ. Я узнал следующее:

1) ААЦ почти не проявояет сегодня интереса к догматике с нравственной стороны;
2) На самом деле, (это признал епископ Вазген, а то и православные священники),- у ПЦ и ААЦ христология - одна, но разница лишьв теоминологии и языковом барьере. В V веке не поняв друг-друга, до сих пор мы в расколе;
3) ААЦ считает IV Вселенский Собор в Халкидоне созванным по политическим причинам, (укрепление власти и т.д.);
4) На мой вопрос, : ,,почему тогда ААЦ и ПЦ не объединятся и не восстановят Евхаристического общения?", епископ ответил, что ,, сегодня оба (ПЦ и ААЦ) - амбициозны, и к сожалению, не стремятся к этому". Хотя, он прав,- например, не думаю, чтобы ААЦ отказалась от опресноков и неразбавленного вина, т.к. это древняя традиция, они доказывают это из Евангелия;
5) В ААЦ чувствуется экуменизм (вспомните совместную литургию в Ватикане);
6) ААЦ, в отличие от ПЦ, признает во Христе не две воли, но одну. И Ипостасное соединение Природ объясняет словами не как ПЦ (неслиянно, нераздельно, неизменно, неразлучно), но словами- ,,во Христе существует 2 природы- человеческая и Божественная, которые соединились в Нем как Единая Богочеловеческая Природа, они не смешались, но и не раздельны". Как вы видете, в корне смысл одинаков. Только слова.....
7)В учении ААЦ я заметил, что немного ,,веет" ересью теопасхитства;
8) Диалог нужен и необходим.
Да будет Воля Бога! Аминь!

«…Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание; православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием Ему благодати Всесвятого Духа. Дух есть слава христиан [Ин. 7. 39]. Где нет Духа, там нет православия.

Нет православия в учениях и умствованиях человеческих: в них господствует лжеименный разум – плод падения. Православие – учение Святого Духа, данное Богом человекам во спасение. Где нет православия, там нет спасения. «Иже хощетспастися, прежде всех подобает ему держати кафолическую веру, ея же аще кто целы и непорочны не соблюдет кроме всякого недоумения, во веки погибнет» [Символ святого Афанасия Великого, патриарха Александрийского. Псалтирь с восследованием].

Драгоценное сокровище учение Святого Духа! оно преподано в Священном Писании и в Священном Предании Православной Церкви. Драгоценное сокровище – учение Святого Духа! в нем – залог нашего спасения. Драгоценна, ничем не заменима, ни с чем не сравнима для каждого из нас наша блаженная участь в вечности: столь же драгоценен, столько же превыше всякой цены и залог нашего блаженства – учение Святого Духа.

Чтоб сохранить для нас этот залог, Святая Церковь исчисляет сегодня во всеуслышание те учения, которые порождены и изданы сатаною, которые – выражение вражды к Богу, которые наветуют нашему спасению, похищают его у нас. Как волков хищных, как змей смертоносных, как татей и убийц, Церковь обличает эти учения; охраняя нас от них, и воззывая из погибели обольщенных ими, она предает анафеме эти учения и тех, которые упорно держатся их…
………….
«Отвергающим таинства святой Христовой Церкви: анафема».

«Отвергающим Соборы святых отцов и их Предания, согласующие Божественному откровению, благочестно хранимые православно-кафолическою Церковью: анафема» (Последование в неделю Православия).


ПОДРОБНЕЕ:


Какая просфора используется на Литургиив Армянской Церкви?

используются пресная просфора (Ншхар) , приготовленная из пшеничной муки.

Какое вино используется на Литургии в Армянской Церкви?

используются чистое, красное вино, не разбавленное водою.

Читать подробнее

Армянская церковь признает только 3 собора ?

( ВСЕГО их 7 ВС!!! )


Вот поэтому то, Единая святая Соборнaя Апостольскaя Православная Церковь предает АНАФЕМЕ учение ААЦ, как несовместимое с учением Апостольским, семи ВС и самого Господа нашего Иисуса Христа!!!
 
Православный христианин
Каждый год во время Великого поста в Неделю Торжества Православия мы слышим слова из последования: «Отвергающим Соборы святых отцов и их Предания, согласующие Божественному откровению, благочестно хранимые православно-кафолическою Церковью: анафема». Получается мы их проклинаем?

Недавно видел видео с армянской литургии и там рукоположили диакона в священики ААц и он анафематствовал всех кто признает халкидон. Подскажите, получается каждый священник ААц анафемиатствует всех православнях при своем рукоположении?

Как так? И мы после этого называм из братьями во Христе. Это что за братство такое, когда друг друга проклинаем?
 
Святая Русь
Православный христианин
Киево-Печерский патерик.
О святом и блаженном Агапите, бескорыстном враче


Был же, во времена этого блаженного, человек некий, армянин родом и верою, столь искусный во врачевании, как еще никто не бывал прежде него: только увидит он больного, сразу узнает и объявит ему смерть, назначив день и час, и не было случая, чтобы не исполнилось слово его, – и такого уже он не лечил. Один из таких больных, первый у князя Всеволода, принесен был в Печерский монастырь: армянин привел его в отчаяние, предсказав ему через восемь дней смерть. Блаженный же Агапит дал ему еды, которой сам питался, и тот выздоровел. И промчалась о нем слава по всей земле той.

Армянин же, уязвленный стрелой зависти, стал укорять блаженного и некоего осужденного на смерть послал в монастырь, повелев дать ему смертного зелья, чтобы тот, принявши яд перед Агапитом, пал мертвым. Блаженный же, видя, как тот умирает, дал ему монастырской пищи, и он стал здоров молитвою его, и так избавил от смерти осужденного на смерть. После этого ополчился на него иноверный тот армянин и наустил на святого Агапита единоверцев своих, чтобы они дали ему выпить смертного зелья, хотя его тем зельем уморить. Блаженный же испил без вреда и никакого зла не претерпел, ибо ведает Господь, как благочестивых от смерти избавлять: «Если, – говорит апостол, – что смертоносное выпьют они, не повредит им; возложат они руки на больных, и те здоровы будут».

В те же дни разболелся князь Владимир Всеволодич Мономах, и усердно лечил его армянин, но безуспешно, и только усиливался недуг. Будучи уже при конце жизни, посылает князь молить игумена Печерского Иоанна, чтобы он понудил Агапита прийти к нему, – он княжил тогда в Чернигове. Игумен же, призвав Агапита, велит ему идти в Чернигов. И сказал блаженный: «Если мне к князю идти, то и ко всем идти; нельзя мне ради людской славы выйти за монастырские ворота и нарушителем стать обета, который я дал перед Богом, чтобы быть мне в монастыре до последнего вздоха. Если же ты изгонишь меня, я пойду в другое место и возвращусь после того, как минет эта беда». Никогда еще блаженный не выходил из монастыря. Посланный же князя, видя, что не хочет идти инок, стал молить его, чтобы он хотя зелья дал. И тот, будучи принужден игуменом, дал ему для больного зелья от своей еды, чтобы дали болящему. И только что князь принял это зелье, как тотчас выздоровел.

После этого, будучи в Киеве, Владимир пошел в Печерский монастырь, желая почтить инока и увидеть того, кто дал ему зелья и возвратил здоровье с помощью Божьей, – никогда он его не видал, – и хотел одарить его. Агапит же, избегая славы, скрылся. И принесенное для него золото князь отдал игумену. Потом послал Владимир к блаженному Агапиту одного из бояр своих со многими дарами. Посланный боярин нашел его в келии, и принес, и положил перед ним принесенные дары. И сказал инок: «О, чадо! никогда и ни от кого ничего не брал я, – неужели теперь губить мне дар свой ради золота, которого ни от кого не требую?» И отвечал боярин: «Отче! знает пославший меня, что не требуешь ты награды, но, для меня, утешь сына своего, которому ты даровал, о Боге, здоровье, возьми это и раздай нищим». И отвечал ему старец: «С радостию приму сие ради тебя, как будто бы мне требуется. Пославшему же тебя скажи: «Все, что ты имел, было чужое, и, отходя из этого мира, ты ничего не можешь взять с собой, – раздай же теперь нуждающимся все, что имеешь, ибо ради этого избавил тебя Господь от смерти, а я ничего бы не смог сделать, и не думай ослушаться меня, чтобы, как прежде, не пострадать». И взял Агапит принесенное золото, вынес вон из келий, бросил его, а сам скрылся. Боярин, вышедши, увидал брошенным принесенное им золото и дары, взял и отдал все игумену Иоанну, и рассказал князю о старце. И поняли все, что то истинный раб Божий. Князь же не посмел ослушаться старца и все имение свое роздал нищим по слову блаженного.

После этого разболелся Агапит, и пришел посетить его армянин, о котором мы говорили прежде. И начал он беседовать с иноком о врачебном искусстве, спрашивая его, каким зельем какой недуг лечится? И отвечал блаженный: «Каким Господь подаст здоровье». Армянин понял, что он нисколько не сведущ в этом, и сказал своим: «Ничего он не знает». Потом взял его руку и сказал, что через три дня он умрет. «И это истинно, – прибавил врач, – и не изменится слово мое; если же будет не так, то я сам стану монахом».

Блаженный же с негодованием сказал ему: «Так вот в чем суть твоего врачевания: смерть мне предсказываешь, а помочь не можешь! Если ты искусен, то дай мне жизнь, а если этим не владеешь, – за что же укоряешь меня, осуждая на смерть через три дня? А меня Господь известил, что я через три месяца умру». И сказал ему армянин: «Раз сам ты уже понял, что умрешь, то никак не переживешь третьего дня», а блаженный изболел уже весь так, что сам и двинуться не мог.

В это время принесли одного больного из Киева, и Агапит встал, как будто вовсе и не болел, взял зелье, которое сам ел, и показал лекарю, говоря: «Вот целебное зелье, смотри и разумей». Лекарь посмотрел и сказал иноку: «Это не из наших зелий, думаю, что его из Александрии приносят». Посмеялся блаженный невежеству его, дал зелье больному, и тот стал здоров. Потом сказал лекарю: «Сын мой, поешь и ты, но не погневайся: убоги мы, и нечем нам угостить тебя». Армянин же сказал ему: «Теперь, отче, четыре дня этого месяца мы постимся». Блаженный же спросил его: «Кто же ты и какой веры?» Лекарь же ответил ему: «Разве ты не слыхал, что я армянин?» И сказал ему блаженный: «Как же смел ты войти, и осквернить мою келью, и держать мою грешную руку? Иди прочь от меня, иноверный и нечестивый!» Армянин, посрамленный, ушел. Блаженный же Агапит прожил три месяца, потом, немного поболевши, отошел к господу.


После смерти его пришел армянин в монастырь и сказал игумену: «С этих пор и я буду черноризцем, и отрекаюсь от армянской веры, и истинно верую в господа Иисуса Христа. Явился мне блаженный Агапит, говоря: «Ты обещался принять иноческий образ, и если солжешь, то с жизнью и душу погубишь». И так я уверовал. ...И постригся этот армянин в Печерском монастыре, и тут кончил жизнь свою в добром исповедании. https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/kievo-pecherskiy_paterik/27
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Всё однозначно ) Армяне скрытые монофизиты, юлианского <...> продолжения монофизитства (Севира Антиохийского, вторую ветку монофизитства они так же анафематствуют), при том исповедующие чистейшее монофелитство. )

Подождите, как же так? Разве на Маназкертском Соборе 726-го года н.э. не анафематствовал афтародокетизм в ΙΙΙ-м анафематизме:
". Если кто не скажет, что Бог Слово воспринял тело от грешного и смертного естества нашего, а скажет, что от безгрешного, бессмертного и нетленного естества, которое было у первосозданного человека до грехопадения,- да будет анафема."
Юлиан же и одни из его радикальных последователей - фантазисты - учили, что Христос по Воплощении воспринял не греховную сущность падшего человечества, но, якобы, "уже очищенную", "нетленную"
 
Россия, Сибирь
Крещён в Православии
Учитывая, как дружно греки уходят в раскол, ссылка на Максима Грека в качестве аргумента против установления евхаристического общения с ААЦ выглядит трагикомической.
 
Россия, Сибирь
Крещён в Православии
Получается что на бумаге отреклись, а по сути нет, ибо не приняли учение Пентархии и ее терминологии.
Римская Церковь погрязла в ереси, Константинопольский и Александрийский патриархаты уходят в раскол на наших глазах, Иерусалимская Церковь возглавляемая этническими греками может в любой момент отправиться за ними. Наконец,
Антиохийский патриарх Иоанн Х ещё в 2012 году заявил "Я настаиваю на важности абсолютного уважения между церквями, игнорируя любое высокомерие, любые анафемы и раскольническую деятельность, — пишет патриарх Иоанн Х. - Мы надеемся совершить все нужные шаги для установления полного единства в таинствах с нашими братьями из Ориентальных дохалкидонских Церквей на основе того, что мы достигли в Шамбези в результате долгих и глубоких собеседований".
 
Православный христианин
Учитывая, как дружно греки уходят в раскол, ссылка на Максима Грека в качестве аргумента против установления евхаристического общения с ААЦ выглядит трагикомической.
Трагикомичной выглядит попытка утащить в раскол преподобного Максима Грека.
 
Россия, Сибирь
Крещён в Православии
Вот именно. Некто Дионисий судит преподобного.
Если у греков всё хорошо со святостью, то посему они дружно уходят в раскол?
Раз уж прежде единственное Священное Писание стало для нас Ветхим Заветом после того, как прежде богоизбранный народ перестал быть таковым, став народом иноверным, то с какой стати мнение греков об армянах должно быть для нас определяющим, после ухода самих греков в раскол?
 
Православный христианин
Последнее редактирование:
Православный христианин
Если у греков всё хорошо со святостью, то посему они дружно уходят в раскол?
Можно задать встречный вопрос: если у армян всё хорошо со святостью, то почему они до сих пор пребывают вне Мирового Православия и не признают Халкидонский догмат?
 
Православный христианин
если у армян всё хорошо со святостью, то почему они до сих пор пребывают вне Мирового Православия и не признают Халкидонский догмат?
Потому, что еретики.

Христианство в Армении до и после Халкидонского собора – история личных поисков

«…Многие православные считают, что до середины V века Армения была православной. В середине V века состоялся IV Вселенский собор, на который представители армянских епархий не смогли приехать в силу объективных причин. Потом из-за ошибок переводчиков тексты Собора были поняты неверно. В результате армяне отвергли Собор и это недоразумение не могут устранить на протяжении полуторатысячелетней истории переговоров.

Еще говорят о политических причинах разделения. Считается также, что после разделения, начавшегося непринятием Халкидона и окончательно оформившегося на Втором Двинском соборе 554 года, практически все армяне прервали общение с Православной Церковью. Эта точка зрения активно тиражируется и поддерживается многими нашими богословами и публицистами. Приведу несколько возражений против вышеизложенной концепции, показывающих ее несостоятельность.

Во-первых, по объективным причинам (Аварайрская битва – противостояние сасанидской армии) на Соборе не присутствовали только епископы Персидской Армении. В то время как епископы Византийской Армении (не менее четырнадцати) поставили свои подписи под соборными деяниями, которые хорошо сохранились в нескольких редакциях на греческом и латинском языках.

Во-вторых, большая часть этнических армян (так называемые, армяне-халкидониты) продолжала оставаться в лоне Православной Церкви на протяжении многих веков после разделения. Так, по свидетельству известного арменоведа, специалиста по истории армян-халкидонитов, В.А. Арутюновой-Федонян, на рубеже XI века насчитывается более сорока епархий православных армян. К слову, это больше чем теперь имеет Армянская церковь по всему миру и в пять раз больше, чем ныне на территории Армении
...».

ВАМ ЭТО, понятно?
АРМЯНЕ были ПРАВОСЛАВНЫМИ и сейчас тот, кто в лоне Единой Святой Соборной Апостольской Православной Церкви – ПРАВОСЛАВНЫЙ!!!
 
Армянская Апостольская церковь
Можно задать встречный вопрос: если у армян всё хорошо со святостью, то почему они до сих пор пребывают вне Мирового Православия и не признают Халкидонский догмат?

Мир всем вам!

Мы не признаём халкидонский догмат, потому что он двусмысленный и его можно перекручивать как душе угодно. В нём есть скрытое монофизитство и скрытое несторианство одновременно. Была полностью потеряна богословская симметрия.

1) Что касается скрытого монофизитства, то стоит сказать, что Халкидон косвенно не признаёт Человеческое Лицо у Христа. В дальнейшем Грекоправославвная Церковь утвердила, что Божественное Лицо якобы "воипостазировало" Человеческое, у Христа только одно Божественное Лицо. Наша Армянская Соборная Православная Святая Кафалическая Церковь считала и считает данное утверждение неприемлемым, т.к. тогда теряется человеческая индивидуальность, которая свойственна только человеческой личности. Христос в грекоправославии перестаёт быть полноценным человеком. Мы же исповедуем единое Богочеловеческое Лицо.

2) Что касается скрытого несторианства, то стоит отметить, что в Халкидоне не были зачитаны 12 анафематизм Кирилла Александрийского. Было забыто про "едину природу Бога Слова воплощённую". Главным лицом на соборе был Феодорит Кирский, ярый противник Святого Кирилла, который с трудом и не убедительно предал анафеме Нестория. Еще во время несторианской смуты Феодорит с самого начала стоял на стороне Нестория и составил двенадцать контртезисов против анафематизмов Святого Кирилла. В одном из своих писем, написанных после Ефесского Собора, он описывает учение Святого Кирилла как «тьму мрачнее казни египетской». В другом письме, обращенному к Несторию, он клянется в верности учению Нестория: «Ибо, говоря по самой справедливости, я довольно часто их перечитывал, тщательно разбирал и нашел, что они свободны от еретической негодности... С тем же, что несправедливо и противозаконно совершено было против твоей святости, я не позволю себе согласиться и тогда, если бы кто-нибудь отсек мне обе руки...». В конце концов, можно заключить, что если бы Несторий не умер бы до Халкидонского Собора, то его тоже бы оправдали и посадили бы вместе с Феодоритом Кирским. Итак, Халкидонский орос делает обязательной определенную «диофизитскую» – антиохийскую формулировку, и всякую другую формулировку тем самым воспрещает. И как мы увидели, этот запрет относился прежде всего к формулировке Святого Кирилла «Едина природа воплощенного Слова Бога». А вот те, которые не принимают Халкидон и остаются верным александрийскому богословию и первым трем Вселенским Соборам, были названы монофизитами, то есть последователями ереси Евтихия, что, конечно же, является клеветой и большим грехом.


Говоря о христологии ААЦ, хочется её грамотно огласить. Мы верим, что в момент зачатия Иисуса Христа, Божественное Лицо несказуемо соединилось с Человеческим и Божественная природа несказуемо соединилась с человеческой. Свершается Таинство воплощения и соединения. Под несказуемым соединением мы имеем ввиду несмешанное и нераздельное соединение. А раз у Христа единое Лицо и единая природа, значит и единая воля и единая энергия.

Также стоит отметить, что в грекоправославии воля исходит от природы. Из-за этого в Византийской Церкви появилось заблуждение (на наш взгляд) о двух волях во Христе. В нашем же православии воля исходит именно от лица. Это довольно легко доказать. Давайте представим ситуацию. В комнате 2 человека стоят рядом друг с другом. Начался пожар. Один человек вышел через дверь, другой - через окно. Реальная ситуация, не правда ли? :) Только вот, если воля исходит от природы, то герои, по идее, должны были оба выйти через дверь или оба через окно, ибо природа у них одна - человеческая.


Теперь хочу разбить несколько мифов про ААЦ:

1)
Миф "Армяне не приняли Халкидон из-за собственной неграмотности или неграмотности тех, кто это решение доставлял в Армению". Это неправда. Армяне осознанно отрицали и отрицают Халкидон. Вышеперечисленные пункты тому доказательство.

2) Миф "Армянская Церковь - григорианская". Это неграмотное название нашей Церкви, которое появилось менее 200 лет назад. Оно является для нас оскорбительным, т.к. оно уменьшает роль Армянской Церкви. Если человек так называет Армянскую Святую Церковь, то это говорит о его глубочайшей неграмотности и некомпетентности в данном вопросе. Христианство в Армении появилось от Апостолов Фадея и Варфоломея, а не от Григория Просветителя. Вот ссылка на объяснение данного вопроса.

3) Миф "Армянская Церковь монофизитская, следует учению Евтихия, думает, что человеческая природа растворяется в божественной". Это тоже неправда. Если человек не видит разницу между миа физис и моно физис - то это тоже говорит о его некомпетентности. Мы анафематствуем как Нестория, так и Евтихия.

4) Миф "Армянская Церковь не разбавляет вино водой и употребляет пресный хлеб, т.к. признаёт только Божественную природу Христа". Это ложь. Во-первых, ААЦ признаёт 2 природы. Во-вторых, по Моисееву Закону, когда начинались дни опресноков, в домах нельзя было держать хоть одну крошку квасного хлеба, а если бы нашли, то побивали камнями. Евреи и по сей день накануне праздника проводят генеральную уборку ― в помещении не должно остаться ни крошки «квасного». И как нас учит Писание, наш Господь утвердил Пасху в опресночные дни: «В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху?», и поэтому на Тайной Вечере был пресный хлеб. На Вечере вино было чистым и не разбавленным водою: «И, взяв чашу и, благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего». Господь не применяет воду, а только вино – от плода виноградного. И всем известно, что виноград производит вино, а не воду. Поэтому Армянская Церковь остается верной Святому Евангелию, Апостолам и Святым Отцам нашим.

5) Миф "Чудо благодатного огня доказывают истину Православия, поэтому армяне - еретики!" Давайте расставим все точки над И. Сегодня нет чуда благодатного огня. На ложе стоят две зажженные лампады, одну из которых вносит греческий настоятель, который эти лампады и зажигает от зажигалки, а после уже входят греческий патриарх и армянский архимандрит. У них даже есть молитвословы, наш берет с собою, а греческий лежит на ложе. Там ни слова о прошении чуда... Но и нельзя говорить, что чуда не было вообще. Когда это чудо происходило, то его свидетелями были не двое, а все стоящие в храме. Предлагаю Вам посмотреть следующие видео о благодатном огне: Часть 1, Часть 2, Часть 3.

6) Миф "Армяне добавляют в Трисвятое "распялся за нас", т.к. они распинают всю Троицу". Вы думаете, что если мы к Трисвятому добавляем "распялся за нас", то мы тем самым распинаяем всю Троицу? :D Но это абсурд. Это такой же бред как, называя Богородицей Деву Марию, думать, что Она родила всю Троицу...

7) Праздник Рождества Христова Армянская Церковь отмечает одновременно с Крещением 6 января (19 января) под общим названием Богоявления. Другие же исторические Церкви празднуют Рождество Христово 25 декабря (7 января), а Крещение — 6 (19) января. В древней Церкви с конца III века 6 января отмечался праздник Богоявления, который объединял Рождество и Крещение. В Риме начиная с 336 года праздник Рождества стал отмечаться 25 декабря. В этот день язычники чествовали непобедимого бога Солнца (Natalis Solis Invicti), то есть победу света над тьмой, преобладание дня над ночью. Этому языческому празднику христиане Рима противопоставили великий праздник Рождества Солнца Правды, Рождества Христова. Вскоре повсюду на Западе Рождество стало отмечаться 25 декабря. Это нововведение постепенно распространилось и на Востоке. Так, с 376 года Рождество стало праздноваться 25 декабря в Антиохии, с 433 года — в Александрии, с 549 года — в Иерусалиме и т.д. Итак, все Церкви стали отмечать Рождество 25 декабря/7 января, а Крещение — 6/19 января. И только Армянская Церковь сохранила древний обычай празднования Рождества Христова и Крещения в один день — 6 января. Маназкертский Собор еще раз подтверждает 6-е января днем Рождества Господня и Богоявления, которые, Армянская церковь праздновала 6-го января по преданию Святого Иакова брата Господня и по решению первого Никейского Святого Собора.


Ещё хочется сказать, что несмотря на раскол, РПЦ и ААЦ составляют Единую Соборную Апостольскую Вселенскую Святую Церковь (хоть вы этого и не признаёте). Никакие догматические особенности не могут разделить нас, ибо невозможно иметь одинаковую веру не то что для двух Церквей, но даже для двух епископов в одной Церкви, ибо каждый воспринимает Бога индивидуально даже в РПЦ. Конечно, не стоит уходить в крайности экуменизма, смешивая разные религии и конфессии, но и ключничество (чем, на мой вгляд, страдает РПЦ) - тоже еретическая крайнось и ведёт к расколам и сектантству. Армянская Церковь - хороший пример баланса между экуменизмом и ключничеством. Мы признаём Церковью Христовой православных, католиков и другие Церкви с апостольской приемственностью (с некоторыми исключениями), а также имеем евхаристическое общение с коптами, хотя они следуют учению Севира, которое мы не принимаем. Однако, ААЦ категорично относится к адвентистам, пятидесятникам и харизматам, что, конечно, тоже очень хорошо.

Говоря о богословском диалоге между нашими Церквями, думаю, все прекрасно понимают, что ПЦ никогда не откажется от Халкидона, а ААЦ от своей христологии - тем более. По сути дела проблема состоит в том, что мы понимаем разные вещи под богословскими терминами. Мы считаем, что в Халкидне произошла подмена некоторых понятий. Ковыряться в этом можно, но большой нужды для нас в этом нет. Хоть у нас нет евхаристического общения де-юро, но оно есть де-факто. Подавляющее большинство русских священников без вопросов причащают армян и принимают записки с армянскими именами. Армяне же причащают всех, кто называет себя христианами.

Чтобы детально разобраться в вопросе ААЦ, рекомендую прочитать книги "Путь Двух Крестов", "Возвращение" и "Размышления на тему Халкидона" иеромонаха Гевонда Оганесяна и сравнить всё это с трудами Максима Исповедника. Некоторую информацию выше я брал из этих книг. Также рекомендую посмотреть следующий видео ряд: Армянский священник объясняет разницу между ААЦ и РПЦ, Ответ на ложь об ААЦ, Армяне и Халкидон (ряд видео от автора книг), Ответ Халкидону (Часть 1), Ответ Халкидону (Часть 2). Прежде чем делать выводы о чём-то, умейте слушать мнения всех сторон!;)


В заключение мне хочется сказать, что я написал этот пост, потому что больше не могу смотреть, как распространяется ложь о моей Матери Церкви. Просите, если случайно задел чьи-то чувства, но мой долг армянина и христианина - пресечь клевету об ААЦ. Халкидон расколол Церковь, т.к. он не выражал единого мнения Святых Отцов. Полнота Церкви его не приняла. А значит, наши разные позиции в христологии - ещё не повод предавать друг друга анафеме и клеймить еретиками. В конце концов спасаемся мы вовсе не христологией, а верой в Единородного Сына Божия Иисуса Христа. Давайте молиться друг за друга, чтобы Господь разрешил наши разногласия!

Очень буду рад, если я помог кому-то!


P.S. Если Вы все ещё сомневаетесь, что армяне - православные, то советую посмотреть это видео.
 
Последнее редактирование:

Сергей Калайда

24.11.1959 - 02.02.2022
Православный христианин
Святого Кирилла «Едина природа воплощенного Слова Бога».
Она звучит иначе.
Кирилл ошибочно приписывал её Афанасию, хотя на самом деле, она плод Аполлинария. Кирилл позже много давал пояснений, о трактовке своей формулы, дабы её не понимали как некую новую, ранее не ведомую человеческую природу, которая была у Христа, что сейчас имеется у армян.
Поизучаете исторические материалы, отвержения Кирилла.
 
Крещён в Православии
Что касается скрытого монофизитства, то стоит сказать, что Халкидон косвенно не признаёт Человеческое Лицо у Христа. В дальнейшем Грекоправославвная Церковь утвердила, что Божественное Лицо якобы "воипостазировало" Человеческое, у Христа только одно Божественное Лицо. Наша Армянская Соборная Православная Святая Кафалическая Церковь считала и считает данное утверждение неприемлемым, т.к. тогда теряется человеческая индивидуальность, которая свойственна только человеческой личности. Христос в грекоправославии перестаёт быть полноценным человеком. Мы же исповедуем единое Богочеловеческое Лицо
Как "единое Богочеловеческое Лицо" может иметь индивидуальность человеческой личности? Не понимаю. Тигран, Вы точно это хотели сказать?
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 02.02.2022
Православный христианин
Каппадокийцы и ввели понятие Ипостась, для того чтобы не истолковывать выражение Лицо, двусмысленно.
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху