- Православный христианин
Со времени совершения первородного греха души наши повреждены и любовь уже не такая, как надо. Задача христианина состоит в том, чтобы вернуть себе то состояние души, которое было до первого грехопадения: "Во Христа крестившиеся, во Христа облекитесь".Я бы добавила: любовь вселяется в человека вместе с душой, при рождении, а сохранить ее в полном объеме на всем протяжении жизни - тут надо постараться.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: "Когда сердце твое осенится святым, благодатным миром ко всему человечеству, тогда ты при самых дверях любви.Молитва и беспредельная вера удержит любовь в душе, а душу - в теле до конца жизни. Чем больше любви в душе, тем длиннее жизнь. Все негативы вытесняют любовь с души, и душа покидает тело
Но эти двери отверзаются одним только Духом Святым. Любовь к Богу есть дар Божий в человеке приготовившем себя для принятая этого дара чистотою сердца, ума и тела. По степени приготовления бывает и степень дара: потому что Бог и в милости Своей — правосуден.
Любовь к Богу вполне духовна: рожденное от Духа дух есть (Ин.3:6).
Рожденное от плоти плоть есть (Ин.3:6): плотская любовь, как рождаемая плотью и кровью, имеет свойства вещественные, тленные. Она непостоянна, переменчива: огнь ее вполне в зависимости от вещества.
Слыша от Писания, что Бог наш огнь (см. Евр.12:29), что любовь есть огнь, и, ощущая в себе огнь любви естественной, не подумай, чтоб этот огнь был один и тот же. Нет! Эти огни враждебны между собою и погашаются один другим (Лествица. Слово 3 и Слово 15). Служим благоугодно Богу, с благоговением и страхом. Ибо Бог наш огнь поядаяй (есть) (Евр.12:28.29).
Естественная любовь, любовь падшая, разгорячает кровь человека, приводит в движение его нервы, возбуждает мечтательность; любовь святая прохлаждает кровь, успокаивает и душу и тело, влечет внутреннего человека к молитвенному молчанию, погружает его в упоение смирением и сладостью духовною.
Многие подвижники, приняв естественную любовь за Божественную, разгорячили кровь свою, разгорячили и мечтательность. Состояние разгорячения переходит очень легко в состояние исступления. Находящихся в разгорячении и исступлении многие сочли исполненными благодати и святости, а они несчастные жертвы самообольщения.
Много было таких подвижников в Западной Церкви, с того времени как она впала в папизм, в котором богохульно приписываются человеку Божеские свойства, и воздается человеку поклонение, подобающее и приличествующее единому Богу; много эти подвижники написали книг из своего разгоряченного состояния, котором исступленное самообольщение представлялось им Божественною любовью, в котором расстроенное воображение рисовало для них множество видений, льстивших их самолюбию и гордости."