Про посмертную участь души

Крещён в Православии
на ю-тубе сейчас много видеоответов священников на разные вопросы, в том числе и сюжеты с телепередач.
резюме:
1 Теория чистилища-католическая ересь.
2.посмертная участь души вечная и неизменная.
3.душа осужденная молиться может(притча о богаче), но эта молитва уже ни ему, ни живущим не поможет.
4.после смерти раскаяние души и ее изменение и исправление невозможно(спешите делать добрые дела при жизни)

но...
есть традиция молитьсЯ за упокой и правила как это делать,
есть молтвословы, палтырь,
панихиды,
советуют подавать сорокоусты и творить милостыни...

так и что с посмертной участью души? Суд Божий периодически возвращается к "пересмотру" дела каждого умершего, по ходатайствам живущих?

или "педагогически правильное" (о том, что после смерти человека его участь предопределена его жизнью и изменению не подлежит) на самом деле догматически неверно?
 

Мария

другиня
Команда форума
Новосибирск
Православный христианин
Москва
Православный христианин
Все верно,посмертная участь души(и тела) человека вечная и неизменная.Но только после всеобщего воскресения мертвых,изменения живых и Страшного Суда.


Митрополит Макарий (Булгаков),Православно-догматическое богословие,Том 2,268 отдел:

"В заключение всеобщего суда праведный Судия произнесет свой окончательный приговор и праведникам и грешникам, - скажет первым: приидите благословеннии Отца моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Матф. 25, 34); скажет последним: идите от мене проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (- 41). И тотчас идут сии в муку вечную: праведницы же в живот вечный (- 46). Это мздовоздаяние после всеобщего суда будет полное, совершенное, решительное. Полное; т. е. не для одной только души человека, как после частного суда, а для души вместе и для тела, - для полного человека. Совершенное: потому что будет состоять не в предначатии только блаженства для праведников и мучения для грешников, как после частного суда, а во всецелом блаженстве и мучении, соответственно заслугам каждого. Решительное: потому что для всех пребудет неизменным во веки, и ни для кого из грешников не останется никакой возможности освободиться когда-либо из ада, как остается она для некоторых после частного суда (Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 60. 68; снес. §§ 252. 257. 258)."


До
Страшного Суда:


Митрополит Макарий Булгакov.png



Православно-догматическое богословие,Том 2, 258 отдел:




Впрочем, преподавая учение, что все грешники, после смерти своей и частного суда над ними, равно отходят во ад - место печали и скорби, православная Церковь в тоже время исповедует, что для тех из них, которые до разлучения с настоящею жизнью покаялись, только не успели принести плодов, достойных покаяния (каковы; молитва, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), остается еще возможность получать облегчение в страданиях и даже вовсе освобождаться от уз ада. Такое облегчение и освобождение могут получать грешники не по собственным каким-либо заслугам или чрез раскаяние (ибо после смерти и частного суда нет места ни для покаяния, ни для заслуг), но только, по бесконечной благости Божией, чрез молитвы Церкви и благотворения, совершаемые живыми за умерших, а особенно силою бескровной Жертвы, которую в частности приносит священнослужитель для каждого Христианина о его присных, вообще же за всех, повседневно, приносит кафолическая и апостольская Церковь (Прав. испов. ч 1, отв. на вопр. 64. 65; Послан. вост. патриарх. о прав. вере чл. 18).

I. Это учение о возможности для грешников, умерших с покаянием, получать облегчение и даже освобождение от мучений ада, по молитвам еще живущих братий и их благотворениям (цель которых есть также возбуждение в других молитвы о преставившихся), или, что то же, по молитвам Церкви силою бескровной Жертвы, - имеет основание в св. Писании. Там - ...

https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom2/33_8
 
Последнее редактирование:
Украина
Православный христианин
Трудно в этом мире понять тот Мир, одно думаю при совершении литургии священник молится о том чтобы отмылись грехи христиан перешедших в мир иной Кровью Христа и молитвами святых и я верую что Христос отмывает эти грехи и по смерти, потому что ОН -наш Творец. Мне кажется участь человечества наиболее точно показана в двух разбойниках распятых подле Спасителя.
Если внимательно посмотрим то увидим чего делать реально нельзя:"Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас." Отсутствие веры убивает само по себе, потому что страсти уничтожили возможность веры. Как говорится не приведи Господи чтобы мы потеряли веру через наши страсти. Страсти разбойника убили в нём возможность покаяния, напротив другой разбойник оказался способным к Страху Божию:"
  • Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?
  • и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал."
Возможность оценки своих поступков говорит что во втором разбойнике была вера в Бога, хотя он и грешил, но веры не утратил что его и спасло.

Если же человек не веровал то я не понимаю как он может спастись.
Евангелие от Луки:"Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.

В связи с этим молитва за неверующего будет кране трудной, хотя молящийся не потерпит урона , так как милость Божия безмерна.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
учение о возможности для грешников, умерших с покаянием, получать облегчение и даже освобождение от мучений ада, по молитвам еще живущих братий и их благотворениям (цель которых есть также возбуждение в других молитвы о преставившихся), или, что то же, по молитвам Церкви силою бескровной Жертвы, - имеет основание в св. Писании
это понятно....
и так есть у нас четыре "церковных средства"облегчить и исправить участь умершего:
1."заказать" панихиду
2."заказать" поминовение на Литургии, или сорокоуст
3."заказать" на те же 40дней чтение Псалтыри неусыпаемой....
4.ничего не заказывать, а сумму "пожертвования" на сорокоуст(Псалтырь) раздать просящим подаяния у ворот церкви или бомжам у вокзала, попросив помолиться о "имя рек"
 
Крещён в Православии
и что же предпочесть? Как наиболее "эффективно"распределить "инвестиции" в улучшение участи ближнего?
и если Сорокоуст "сильнее всего"- зачем тогда служить молитвы-панихиды и читать псалтырь? Что они дают умершему такого, чего не дает поминовение на Литургии???
 
Переславль Залесский
Православный христианин
и что же предпочесть? Как наиболее "эффективно"распределить "инвестиции" в улучшение участи ближнего?
и если Сорокоуст "сильнее всего"- зачем тогда служить молитвы-панихиды и читать псалтырь? Что они дают умершему такого, чего не дает поминовение на Литургии???
Первым делом нужно отказаться от рыночного образа духовных взаимоотношений. Да и вообще не ожидать какой либо взаимо... или прибыли . Читая молитвы о ком либо, приобретает пользу сам молящийся, который меняется в своей духовной сути, и уже это изменение или рост духовный или укрепление своего духовного начала или стержня, передаётся подобием тому о ком просит человек. Так действует молитва о ближнем. Меняетесь вы - меняется и ваш ближний,так как по Божьему устроению мы едино связаны, друг с другом в пространстве и времени, Божьим дыханием жизни . Это нас объединяет и роднит. Так что - спасешься сам, спасутся тысячи вокруг тебя . Плоть от плоти дух от духа, дыхание к дыханию. Все живём одним принципом и законом устроеным Творцом Богом .
 
Крещён в Православии
зачем служить молитвы-панихиды и читать псалтырь? Что они дают умершему такого, чего не дает поминовение на Литургии???
Вадим, у меня нет "рыночного образа"
у меня есть малая сумма, которую я могу из семейного бюджета выдернуть на благо другого человека, для простоты рассуждения- уже умершего. Литургию может отслужить только иерей. Псалтырь может читать любой человек, даже я. Панихиду и мирянин может отслужить, но лучше, чтоб иерей, но поминовение на литургии, вроде бы лучше для человека, чем любое другое поминовение??? Зачем же тогда после литургии служить панихиды и молебны??
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
и что же предпочесть? Как наиболее "эффективно"распределить "инвестиции" в улучшение участи ближнего?
и если Сорокоуст "сильнее всего"- зачем тогда служить молитвы-панихиды и читать псалтырь? Что они дают умершему такого, чего не дает поминовение на Литургии???
Олег, простите, что задаю личный вопрос, можете на него не отвечать. Для Вас сейчас эти вопросы актуальны? У Вас умер близкий любимый человек, и Вы думаете, как лучше помочь ему? Что сейчас в Ваших силах?
Или эти вопросы имеют только умозрительный характер?
Если второе, то ответы на эти вопросы мало что дадут. А если первое, то, начав молиться о дорогом человеке, мы чувствуем связь с ним через Бога, мы вручаем его Богу, мы плачем Богу о своем сиротстве, о расставании и вместе с тем радуемся, что близкий выдержал уже экзамен, а мы тут еще коспекты пишем... Умершему наша личная молитва дает слово к Богу того человека, которого он любил. Мы как бы говорим Богу: "Господи, как бы не были грешны мы все, но Ты, имя Которому Любовь, зачти моему близкому ту любовь, которую он оказывал мне, зачти те добрые дела, которые он делал мне, ради этой любви помилуй нас, Господи!"
 
Последнее редактирование:

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Вадим, у меня нет "рыночного образа"
у меня есть малая сумма, которую я могу из семейного бюджета выдернуть на благо другого человека, для простоты рассуждения- уже умершего. Литургию может отслужить только иерей. Псалтырь может читать любой человек, даже я. Панихиду и мирянин может отслужить, но лучше, чтоб иерей, но поминовение на литургии, вроде бы лучше для человека, чем любое другое поминовение??? Зачем же тогда после литургии служить панихиды и молебны??
А, простите, не видела, что Вы уже ответили.
Конечно, подать записку на литургию с тем, чтобы за умершего были вынуты частицы и по молитве Церкви Господь Своей кровью омыл грехи умершего, весьма хорошо. Читать псалтирь можно и самим. Панихида не обязательна, если поданы записки на литургию. Но во время литургии мы чаще всего не слышим, как поминают наших близких на проскомидии. А во время панихиды мы можем помолиться о близких вместе со священником и другими прихожанами. Слова панихиды очень умиряют скорбящее сердце, это большое утешение для молящегося.
Если же денег нет для заказа всевозможных поминовений, то и Господь не спросит за то, что было заказано только одно какое-либо поминовение. И еще, мне кажется, что "выдергивать" какую-либо сумму из семейного юджета без расположения сердечного не нужно. Мы же не подачку умершему даем, а свидетельствуем о своей любви к нему. Нет желания молиться о близком, зачем тогда "выдергивать" деньги из семейного бюджета? Какой смысл?
 
Последнее редактирование:
Украина
Православный христианин
и что же предпочесть? Как наиболее "эффективно"распределить "инвестиции" в улучшение участи ближнего?
и если Сорокоуст "сильнее всего"- зачем тогда служить молитвы-панихиды и читать псалтырь? Что они дают умершему такого, чего не дает поминовение на Литургии???

Сорокоуст, так как на литургии Сам Бог служит нам:"
  • Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
  • Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
Все остальные молитвы и милостыня тоже хороши, но литургия основа всего.

Если денег не хватает на пожертвование обратитесь к священнику он впишет имя покойного и безплатно и в панихидную записку и на сорокоуст.
 
Крещён в Православии
почему же сразу "без расположения"? Со всем расположением всегда приходится выбирать: Купить на праздник к столу бутылку вина или тортик или мяса (фруктов), купить в церкви три свечки, или подать одну записку; подать на сорокоуст или на ту же псалтырь; сходить с детьми в кино или на каток, помочь кому то, за кого просят на Радио или вот этому, нелицеприятному то ли бомжу то ли пьянице...
уделяя кому то или чему то время и внимание мы всегда кого то этого времени или внимания лишаем. Но алгоритм принятия житейского выбора боле-менее понятен, а что "большую пользу" или большее утешение принесет усопшим- пряники и свечка "на канон" или помощь кому то на улице или в электричке- не понятно...а если человек, не будучи воцерковленным, вел себя во всем как христианин, а погиб трагически, без покаяния и напутствия- за него так же молиться, как и за воцерковленного, но выпивавшего, или им как при жизни нужно было разное так посмертная помощь разная нужна?

нет, ну все не настолько плохо, чтоб денег на записку не хватило.Слава Богу и работа есть и монастыри и церкви где действительно и за записки и за свечи люди жертвуют, кто сколько может.

ну, да, с Литургией понятно, а насколько важнее "церковное" чтение Псалтири "домашнего" (не для читающего, а для того, по кому читают)?
 
Последнее редактирование модератором:

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
...а что "большую пользу" или большее утешение принесет усопшим - пряники и свечка "на канон" или помощь кому то на улице - не понятно... а если человек, не будучи воцерковленным, вел себя во всем как христианин, а погиб трагически, без покаяния и напутствия - за него так же молиться, как и за воцерковленного, но выпивавшего, или им как при жизни нужно было разное так и посмертная помощь разная нужна?
Главное в выборе - сердечное расположение выбирающего, Бог смотрит в сердце. Делайте то, что считаете должным. Если же одолевают сомнения, какие именно требы заказать по конкретному человеку, обратитесь за советом к священнику в реале, не на форуме.
...насколько важнее "церковное" чтение Псалтири "домашнего" (не для читающего, а для того, по кому читают)?
Домашнее чтение важно тем, что читает любящий покойного человек. Монастырское поминовение - тем, что молитва непрестанная, круглосуточная.
Опять же, что именно выбрать, зависит от того, кто решил поминать близкого, то есть от Вас. Решать все равно Вам.
 
Крещён в Православии
Делайте то, что считаете должным....

Опять же, что именно выбрать, зависит от того, кто решил поминать близкого, то есть от Вас.
Решать все равно Вам.
Спаси,Господи!
естественно мне выбирать,
но надо же понимать КРИТЕРИИ ВЫБОРА!!!
даже на бутылке вина пишут: Это к мясу, это к сыру, а это к десерту.
запах и упаковку шампуня вы , естественно, выберете по своему вкусу, но ВИД- для сухих, или для жирных волос, для прямых или для кудрявых Вы, Елена Анатольевна, будете выбирать "по этикетке" и по составу, потому что Вы ЗНАЕТЕ эти критерии выбора.

а я НЕ ЗНАЮ других критериев выбора, кроме стоимости "пожертвования" ибо "за свечным ящиком" так и говорят и то хорошо и это, а еще хорошо туда то подать и то то сделать...

есть таблетки лечащие болезнь,
а есть снимающие болезненные симптомы, еще есть витаминки, укрепляющие иммунитет,
и человек САМ выбирает, что купить в аптеке, но чтоб выбрать он должен знать что вот это -
для лечения, а вот то- для профилактики, а вот те- просто чтоб сопли не текли и глаза не слезились, но не лечат болезнь и организм не укрепляют, просто кратковременно состояние облегчают, чтоб голова временно перестала болеть.

вот я и пытаюсь выяснить чем чтение псалтыри отличается от чтения "простых" молитв или от панихиды, или все едино, разница лишь "в запахе" и эстетических предпочтениях.
 
Православный христианин

Живые и умершие составляют одну Церковь Христову:

"пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних" (Фил. 2, 10).

Для Бога мертвых нет:

"Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы" (Лк. 20, 38).

Поэтому-то Христос сходил в ад с благовестием к умершим:

"Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом" (1 Пет. 4, 6).

Живые и мертвые должны иметь общение между собой:

"страдает ли один член, страдают с ним все члены" (1 Кор. 12, 26).

Живые должны выражать это взаимообщение в благотворениях:

"я не ел от нее [десятины левитов] в печали моей, и не отделял ее в нечистоте, и не давал из нее для мертвого" (Втор. 26, 14).

Из десятины левитской запрещено было уделять милостыню за умерших, но из других доходов разрешалось, значит, евреи подавали милостыни веруя, что это принесет им облегчение!

"Раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай греш никам" (Товит. 4, 17).

"И не будут преломлять для них [нечестивых] хлеб в печали, в утешение об умершем; и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и матери их" (Иер. 16, 7).

В молитвах:

"На другой день бывшие с Иудою пошли, как требовал долг, перенести тела павших,.. и обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех... он [Иуда Маккавей] послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении... Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха" (2 Макк. 12, 39, 42, 43, 45).

"Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою... Не вспоминай неправд отцов наших" (Варух. 3, 4-5).

"прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков" (1 Тим. 2, 1).

"Братия! молитесь о нас" (1 Фес. 5, 25).

В любви:

"возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мф. 22, 39).

"Любовь никогда не перестает" (1 Кор. 13, 8).

"я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ... ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией" (Рим. 8, 38-39).

Молитва Церкви сильна:

"Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18, 19-20).

"Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю" (Ин. 14, 14).

В молитвах за умерших Церковь обращается к Господу Иисусу Христу - Владыке живых и мертвых:

"Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми" (Рим. 14, 9).

"Владыка имеет власть прощать грехи и в будущей жизни" "всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если же кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Мф. 12, 31-32).

Только этот смертный грех не может быть прощен человеку в будущей жизни, а все другие грехи, по молитвам Церкви, могут быть прощены и за гробом.

"имею ключи ада и смерти" (Откр. 1, 18).

"имеющий ключ Давидов, Который отворяет - и никто не затворит, затворяет - и никто не отворит" (Откр. 3, 7).

"Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит" (1 Цар. 2, 6).

За умерших молились в Ветхом Завете:

Варух. 3, 5; 2 Макк. 12, 39-45; Иер. 16, 7.

И в Новом Завете:

"даст ему Господь [умершему Онисифору] обрести милость у Господа в оный день [т.е. в день суда]" (2 Тим. 1, 18).

Молитва Иисуса Христа перед воскрешением Лазаря: (Ин. 11, 41-42).

"Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села" (Деян. 9, 40).

Мы должны подражать Христу и апостолам и молиться за умерших по заповеди:

"Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости" (Сир. 7, 36).

"Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр. 13, 7).
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Спаси, Господи!

а я НЕ ЗНАЮ других критериев выбора,..
И Вас пусть Господь спасет.
С критериями выбора можно познакомиться здесь:
https://azbyka.ru/pominovenie-usopshix
https://azbyka.ru/sorokoust
https://azbyka.ru/panixida
https://azbyka.ru/psaltir-po-usopshim
https://azbyka.ru/kak-tvorit-milostynyu
И, конечно, о том, как поминать конкретного человека, лучше советоваться со священником, а не со свечницей.
Помощи Божией Вам в трудное для Вас нынешнее время.
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
Спаси,Господи!
вот я и пытаюсь выяснить чем чтение псалтыри отличается от чтения "простых" молитв или от панихиды, или все едино, разница лишь "в запахе" и эстетических предпочтениях.
Псалтырь неусыпаемая.
 
До страшного суда человек спит, официально заявляю, так говорил Иисус, остальное всё выдумки людей, тонель, мытарства, ад, рай и т.д
Сказано девица не умерла но спит, а не сказано девица полетела в тонель или девица полетела мытарства проходить или в рай или в ад или на частный суд какой то. Хватит доверять всяким утверждающим что видели тот свет, пиарятся ради внимания, брехуны, или просто глюки от кислородного голодания, т.к иначе всё кроме сна до страшного суда противоречит истинному Христианству.

Заблуждаешься мил человек, заблуждаешься! Потому что толковать Писания - это не шашкой махать.
 
Сверху