Похвала - это наркотик. Как никотин, как алкоголь. Некоторые считают, что можно в меру курить или пить, например. Но где эта мера? У каждого свое понятие. Святые не опьяняли себя ни алкоголем, ни никотином, ничем другим. То же самое и с похвалой. Один долго остается равнодушным к похвалам. Другой - быстро "подсаживается".
Есть еще один аспект. Все силы души даны Богом человеку для пользы. Гнев - чтобы гневаться на грех, гордость - чтобы презирать диавола. Жажда похвалы должна быть жаждойпохвалы от Бога. Грех же все извратил - гневаемся не людей, презираем ближних и от них же домогаемся похвалы. Как сказал
Иисус Христос: "
Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?".
Мир Вам! Как следует «вести себя» по отношению к похвале в христианском аспекте, очевидно, знают если не все, то многие. Равнодушно принимать похвалу весьма и весьма сложно, но, в то же время, не представляет труда повествовать, как следует реагировать на похвалу в святоотеческом аспекте, приводя «каскады» цитат из Священного Писания и Предания. Намного сложнее определить свое понимание и ощущение уместности похвалы в той или иной РЕАЛЬНОЙ ситуации.
Я бы не стал говорить о похвале, как о чем-то недостойном, и не стал бы отождествлять похвалу с наркотиками, пьянством и т.п. Разумная и уместная похвала – хороший стимул к совершенствованию того, кому адресована похвала. Прошу прощения, но позволю себе привести пример из собственного опыта без похвальбы и тщеславия (ну может, самую чуточку
). Мне по специфике моей предыдущей работы приходилось возглавлять коллектив инженеров, а затем «руководить руководителями» заводских подразделений. Представьте себе ситуацию, когда руководитель перестает замечать успехи подчиненных, усматривая лишь их недоработки. Такой коллектив будет попросту неработоспособным, а руководитель долго не задержится в своем кресле. Мне приходилось по три раза в месяц летать то в главк, то в министерство, то к Генеральному Заказчику на различные совещания, коллегии и т.п. На всех этих собраниях, как правило, распекали и «тыкали носом» в бесконечные недостатки. Редко когда слышались слова не то, что похвалы, но элементарного одобрения. После таких совещаний у многих было состояние «выжатого лимона». Доминирующим желанием было НЕ ЖЕЛАНИЕ ПОХВАЛЫ, А «ЖЕЛАНИЕ НЕНАКАЗАНИЯ». Однако наш начальник главка, умный и требовательный руководитель, применял эффективную тактику ведения совещаний (это известная, но далеко не распространенная система). Он достаточно жестко вскрывал недостатки, сознательно создавая напряжение, а потом резко давал отдушину, «выпуская пар» из присутствующих. Этот руководитель, будучи профессионалом, очень тонко чувствовал обстановку. «Отдушина» заключалась именно в уместной похвале – он умел это сделать! Наше крупное оборонное предприятие в то время было очень молодым, неопытным – недостатков и просчетов немерено, поэтому, честное слово, любые одобрения и похвала воспринимались НОРМАЛЬНО, без всяких самовосхвалений и тщеславия, потому что все понимали - и успехи, и просчеты просто неизбежны.
К чему я веду. Ведь имеются различные формы и методы проявления похвалы – одобрение, поощрение, награда и т.п. Например, отец с одобрением погладил по головке своего сына; кто-то был поощрен грамотой или премией за достигнутые успехи; кто-то получил в награду медаль или орден. Ведь не секрет, что и в христианских церквях имеются свои формы поощрения, а это всегда в той или иной мере ПОХВАЛА. Как пример:
«Награ́ды Ру́сской Правосла́вной Це́ркви (РПЦ) — форма поощрения духовенства и мирян за понесенные труды и заслуги перед Православием — в пастырском служении, богословской, научной и административной деятельности, возрождении духовной жизни, восстановлении храмов, миссионерских, благотворительных, социальных и просветительских трудах. Награды существуют двух видов — иерархические и общецерковные. В настоящее время в наградную систему РПЦ входит 16 орденов и 9 медалей». (
https://ru.wikipedia.org/wiki/Награды_Русской_православной_церкви ).
Не берусь судить, как награждаемые относятся к награждениям и поощрениям, но скажу откровенно – мне бы это было приятно
. Если здесь видится достойное награждение, без ЛИЦЕМЕРИЯ И ЗАИСКИВАНИЯ, и достойное принятие награды, без САМОВОСХВАЛЕНИЯ И САМОДОВОЛЬСТВА (без тщеславия), то я не вижу в таких ФОРМАХ ПОХВАЛЫ ничего предосудительного.
А мой главный вопрос заключается именно в том, как уловить У РЕБЕНКА ту грань или момент, когда нормальное желание похвалы перерастает в гипертрофированное желание, а затем становится манией. Я, будучи «любвеобильным» дедушкой, частенько захваливаю своего пятилетнего внука, хотя сам по жизни далеко не всегда отличался кротостью нрава, да и к своим детям относился, порой, жестковато. Очевидно, к внукам иное отношение – вот в этом-то и заключаются мои опасения. Храни Вас Господь!
P.S. Хотелось бы рассмотреть интересный вопрос о сути понятия «СЛАВА» в различных аспектах употребления, но это отдельная весьма объемная тема.