Тогда как мы можем вообще о ней рассуждать? Может ее и нет вовсе?
Мир Вам! Можно, конечно, также не рассуждать ни о времени, ни об информации... Может, и они вовсе не существуют? Ведь ни время, ни информацию как "вещи" никто не увидел, не пощупал, не понюхал, не услышал, не "вкусил"
и т.д. Некоторые исследователи ищут некий "хронон", который якобы даст возможность поэкспериментировать со временем и выделить колоссальную неисчерпаемую энергию времени. Кто-то пытается "втолкнуть" информацию в рамки понятия
"как бы поговорить", т.е.
обменяться информацией. При этом мы, оперируя собственной (принадлежащей нам) информацией, как таковой, воспринимаем, так сказать, "встречную" информацию от ее материальных носителей, к примеру, от собеседника, либо "извлекаем" информацию из тетради с записями, флешки, компактдиска и т.д., которые также являются вполне ощутимыми мат. носители. Сможете ли Вы, например, увидеть имеющуюся у Вас информацию о каком-либо объекте? Очевидно сможете, если
вообразите себе этот объект (создадите некий образ) и опишете его в кодах, согласованных с окружающими. Эти коды и кодовые знаки мы называем "язык", "речь", "слово" на определенном языке, "буквы", из которых сложены слова и т.п. Но информацию, находящуюся в Вашем замысле перед обменом ею с собеседником, Вы, очевидно, не ощутите никаким из органов чувств. Вы сможете всего лишь
ощутить необходимость поделиться этой информацией, но не саму информацию. А
ощущение необходимости в чем-либо - это, по-моему, душевный порыв. На понятиях "время" и "ощущение времени" не стану останавливаться - об этом сказано более, чем предостаточно.
Что-то подобное, по-моему, происходит и с понятием "душа". Пока она не "взыграет" в нас, не побудит нас к проявлению своих душевных качеств, эта самая душа как-бы тихо дремлет в нас, не воздействуя на наши органы чувств, и личность в подобном состоянии проявляет либо умиротворение, либо равнодушие, либо душевную уравновешенность. Но в какой-то момент она (душа) вдруг проявляется в нас, побуждая взыграть пресловутые гормоны, разражаясь "гормональными бурями", порождающими гнев, злобу, стрессы и прочую нечисть
. Тут душа, точнее, душевные порывы как-бы материализуются и воплощаются через решения, принятые личностью в зависимости от сложившихся обстоятельств. В то же время нам дана возможность с помощью той же души обуздать все это и привести себя как личность в уравновешенное состояние. Но как поставить эксперимент именно с душой, а не с материальным "носителем души" либо с мат. проявлениями души, - не понятно...
Отсюда, наличие души в человеке - понятие научно недоказуемое. Того, кто чувствует в себе душу, я бы отнес к "одушевленному существительному", отвечающему на вопрос
"кто?", а того, кто не ощущает в себе душевность, я классифицировал бы как "неодушевленный предмет", отвечающий на вопрос
"что?" , не обессудьте, пожалуйста, - это всего лишь моя "грамматическая ассоциация" (может, безграмотная?)
.
По моему частному мнению именно
личность являет собой колоссальный невообразимо и удивительно
организованный кластер (скопление) микро- и макроэлементов, представляющий конкретный
человеческий организм, наделенный разумом
. Другими словами, личность - это индивидуум, способный принимать
осмысленные разумные решения. В то же время личность с помощью своей души ощущает мир во всех его проявлениях, держит под контролем "гормональные всплески", пресекает в себе поползновения сатаны, которые действуют через "позывы тела", и направляет свои жизненные побуждения к призывам
Духа Святого (с заглавной буквы), действуя через свой "
дух человеческий" (с прописной), который был вдохновлен в человека при его сотворении. Поэтому, как мне кажется, душа способствует личности обращаться в своих решениях то ли к сатане, то ли к Духу Святому. Именно личность, ощущая весомость грехов, которые отягощают душу, либо принимает решение об очищении
своей души в покаянии, либо позволяет себе погружаться в греховную бездну, беря все больше и больше грехов
на свою душу. Вот именно здесь и проявляется, по-моему, один из аспектов
ощущения личностью своей души через весомость грехов. Если кто-то не чувствует этого, то я не в силах пояснить то, что лично ощущаю. Проблема взаимоотношений человеческих духа, души и тела, объединенных понятием "личность", - отдельная тема и здесь это явный "оффтоп".
Остается, не выходя за рамки темы "о душе вирусов", добавить, что понятие "душа" в Книге Бытия
изначально было определено как достояние рыб, пресмыкающихся, птиц, животных и человека. При этом я однозначно понимаю, что душа животных, созданных в пятый и шестой Дни Творения, ни в коем случае не соизмерима с душой человека, одухотворенного Создателем. Нигде в Святом Писании мне не довелось встретить утверждение о принадлежности души растениям и каким-то низшим созданиям. Если кто-либо укажет мне подобные ссылки именно из Библии, а не из Святоотеческих толкований, - буду весьма признателен.
Храни Вас Господь!