4000 человек

Здравствуйте!
В Евангелии от Матфея гл.15 рассказано о большом количестве людей, 4000 человек, собравшихся вокруг Иисуса в пустыне, которых Он накормил чудесным образом.
Но 4000 человек, не считая женщин и детей, - это же население города по тогдашним меркам. Им пришлось бы побросать свои хозяйства, огороды, коров, баранов и курей без воды и еды в жарком климате на три дня... А если считать жен и детей, то будет более 10000 человек...
Я могу поверить, что собралось 400 человек... Может быть такое, что 4000 - это аллегорическое преувеличение, а не факт? В Толкованиях я не нашел обсуждения именно величины этой цифры.
Для сравнения, даже если в огромной Москве соберутся 4000 человек, не считая женщин и детей, на три дня, то это будет большой митинг, событие дня, им нужны будут туалеты и вода, они перегородят собой дороги.
Прошу ответить, имеются ли исторические основания считать, что в те времена столь большое количество обычных людей могло быстро собраться вокруг одного человека в пустыне на три дня?
Заранее Большое спасибо!
 
Здравствуйте, Алксандр!

К сожалению, сегодня многое из того, о чём сообщает Евангелие, ставится под сомнение даже и "православными" людьми.

Вот и Вы, как будто, засомневались в подлинности описания эпизода с чудом насыщения 4000 человек ("кроме женщин и детей" (Мф.15:38)).

Вас смущает указанное в Евангелии большое количество собравшихся вокруг Христа людей, мол, это не вяжется с условиями осуществления хозяйственной деятельности:
Но 4000 человек, не считая женщин и детей, - это же население города по тогдашним меркам. Им пришлось бы побросать свои хозяйства, огороды, коров, баранов и курей без воды и еды в жарком климате на три дня...
И действительно, многие люди во времена земного служения Христа больше думали о хозяйстве, чем о Мессии и о Царствии Божьем.

Отражение этой ситуации можно увидеть в одной из Евангельских притч: "Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою" (Мф.22:2-5).

Вам (как представляется) мысль о том, что земное важнее Божественного, кажется рационально оправданной, справедливой. Однако, во времена земного служения Христа не все думали так. Но даже если и говорить о земных нуждах, напомню Вам, что многие люди, отмеченные в интересующем Вас пассаже, ожидали от Спасителя того, ради чего можно было отвелечься от хозяственных забот: "И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их" (Мф.15:30).

Святые отцы, и среди них Иоанн Златоуст, конечно же, не были глупее нас с Вами, и тем не менее не ставили масштаб этой цифры под сомнение. Вот, к примеру, слова святителя Иоанна Златоуста: "Но почему тогда от пяти тысяч осталось двенадцать коробов, а здесь от четырех тысяч осталось семь корзин? Итак, для чего и почему остаток был меньше, хотя и евших было меньше? Можно сказать, что или корзины были больше коробов, или если не то, надобно думать, что Господь опять, чтобы сходство чуда не довело их до забвения, таким различием пособляет их памяти, чтобы, помня сделанное иначе, помнили то и другое чудо. Поэтому-то в первом случае число коробов с остатками делает равным числу учеников, а теперь число корзин равным числу хлебов. И в этом Он обнаруживает неизреченную силу и свободу могущества, показывая, что и так и иначе может творить чудеса" [1].

Благодарю за вопрос!

1.Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 53 [режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/53].
 
Иоанн Златоуст впечатляет, как раз его аудиокнигу слушал недавно.
А я полагал, что, может, Вы чисто исторические факты о собраниях, митингах, сходах того времени знаете, не обязательно христианские, а просто любые, чтоб сравнить, то, что собралось 4000 человек на 3 дня - это само по себе нормальное количество или выдающееся, чудесное по тем временам. Например, вокруг лжемиссий сколько собиралось иудеев тогда, или на восстания против римлян сколько людей собиралось вокруг руководителя, восстание Маккавеев если не ошибаюсь, или другие...
 
Сверху