80-е правило VI Вселенского Собора

Православный христианин
Христос Воскресе, Алексей Михайлович! Вопрос, как действует на сегодняшний день действует следующее правило, как оно осмысливается, трактуется и как применяется в современной Церкви.

«Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, которым бы надолго устранен был от своей церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц не придет в церковное собрание, то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения».

Хотелось бы также знать, что подразумевалось под словом "общение", которое используется в этом правиле. Спаси Господи!
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Юрий!

Для Правил Вселенских Соборов, в отличие от догматов Церкви, не характерно такое свойство, как неизменность. Многие правила составлялись применительно к конкретному историческому контексту, конкретным обстоятельствам и условиям.

Правило, которое Вы привели, христианин может брать за ориентир и сегодня, в том смысле, чтобы стараться не пропускать воскресных служб. Тем не менее, например, святитель Димитрий Ростовский, отвечая на вопрос "сколько раз в год необходимо причащаться?", высказывал следующее: "Святая Церковь узаконила причащаться в каждый из четырех постов, но неграмотным, трудящимся своими руками, повелела под страхом смертного греха причащаться по крайней мере раз в год перед Святой Пасхой" [1, с. 593]. До революции в России существовало правило, согласно которому православному христианину необходимо причащаться как минимум один раз в год (если, конечно, к этому нет запретов канонического характера).

Что касается, отлучения от общения (под которым понимается и евхаристическое общение) лиц, упомянутых в правиле, замечу, что даже отпадшие от веры, то есть сами отвергнувшие себя от общения с Церковью, имели возможность вернуться к утраченному общению через покаяние. Согласно "Новой скрижали", "все они во время обращения приемлют епитимии, но не все равные" [2, с. 538].

Благодарю за вопрос!

1.Келейный летописец святителя Димитрия Ростовского с прибавлением его жития, чудес, избранных творений и Киевского синопсиса архимандрита Иннокентия Гизеля. Паломник, 2000.
2.Вениамин (Краснопевков), архиеп. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2003.
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Алексей Михайлович, можно ли считать предреволюционную практику редкого причащения (реже, чем указано в 80-м Правиле) правильной?
Ведь соединение со Христом в этом Таинстве - величайший Дар Бога человеку.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Кирилл!

Существовавшее до революции правило, согласно которому христианин должен был причащаться хотя бы раз в год, конечно же, не может быть принято за эталон. Да и тогда оно не считалось эталонным. Назначение правила состояло в другом: если человек считает себя христианином, он должен причащаться хотя бы раз в год.

Отмечу, что в дореволюционной России, с учётом её бескрайних просторов и недостатка дорог, многие люди, жившие на отшибе, в полудикой глубинке, не имели физической (иногда - материальной) возможности регулярно посещать храмовые службы.

Благодарю за вопрос!
 
Сверху