А надо ли говорить о навязчивых мыслях на исповеди?

Православный христианин
у меня обсессивно-компульсивное расстройство, и вот у меня часто бывают навязчивые мысли. например бывает прохожу мимо человека, и появляется навязчивая фантазия что я нападаю на него и т.д. еще бывают навязчивые богохульные мысли.
 
Россия
Православный христианин
у меня обсессивно-компульсивное расстройство, и вот у меня часто бывают навязчивые мысли. например бывает прохожу мимо человека, и появляется навязчивая фантазия что я нападаю на него и т.д. еще бывают навязчивые богохульные мысли.
Богохульные мысли — это бесовские внушения. Гоните их от себя прочь. Тщательно все исповедуйте священнику. Бесы не хотят, чтобы их издевательства над человеком открывались на исповеди.
Меня в вашем возрасте они тоже мучали, сбивали с пути, учили злому, внушая свои помыслы, один раз даже физически напали (резкий шум в ушах с мерзкими голосами). Это не психология, а реальные проделки этих ничтожеств. Почаще исповедуйтесь и причащайтесь, тогда скоро станете смеяться над ними и их попытками смутить душу через внушение греховных помыслов.

Помню в прошлом году приехал в новое место, так там какая-то нечисть стала внушать мне настолько грубый помысл, что даже смешно стало над их тупостью и «непрофессионализмом», неумением искушать. Святые отцы правы, что и среди бесов есть разные чины, одни потупее, другие более продвинутые и злые. Но Бог попускает им искушать человека только в той степени, в какой человек способен перенести.
 
Последнее редактирование:
Россия
Православный христианин
Думаю, полезно узнать подробности о падших духах у святых отцов, чтобы меньше смущаться, когда бесы начнут внушать греховные помыслы. Так в собеседованиях преп. Иоанна Кассиана Римлянина находим учение аввы Серена о демонах, вот две из глав:

Глава 12. О скоплении и беспокойстве демонов, пребывающих в воздухе

А злых духов такое множество наполняет воздух, который разливается между небом и землею и в котором они летают в беспокойстве и непраздно, что провидение Божие для пользы скрыло и удалило их от взоров человеческих; иначе от боязни нападения их или устрашающих лиц, в которые они по своей воле, когда захотят, преобразуются и превращаются, люди поражались бы невыносимым ужасом до изнеможения, будучи не в состоянии видеть их телесными очами или ежедневно становились бы злее, будучи развращаемы их постоянными примерами, и через это между людьми и нечистыми, воздушными властями, было бы некоторое вредное содружество и гибельный союз. Ибо те преступления, которые ныне допускаются между людьми, скрываются или оградою стен, или расстоянием мест, или по стыдливости. А если бы постоянно видели их открытым взором, то возбуждались бы к большему безрассудству, неистовству страстей; потому что не было бы никакого промежутка времени, в который видели бы их удерживающимися от этих злодеяний; поскольку ни усталость телесная, ни занятие домашним делом, ни забота о ежедневном пропитании не удерживают их, как иногда заставляют нас даже невольно удерживаться от предпринятых намерений.

Глава 32. О разности занятий и воли нечистых духов

У нечистых духов, без сомнения, столько же занятий, сколько и у людей. Некоторые из них (которых простой народ называет также фавнами, лесными богами) бывают обольстители и шутники, постоянно занимая известные места или пути, не развлекаются мучением тех проходящих мимо, коих могли бы уловить в сеть, а довольствуясь только насмешкою и озорством, стараются скорее обеспокоить их, нежели повредить им; некоторые только производят во сне безвредные кошмары; иные бывают столь яростны и свирепы, что не довольствуются тем, чтобы жестоким терзанием мучить тела тех, в кого вошли, но спешат еще напасть на проходящих вдали и поразить их жестокими ударами, описанными в Евангелии, и «никто не смел проходить тем путем» (Мф 8, 28). Иные, насыщая сердца одержимых гордостью, внушают казаться то величавыми тщеславными великанами, то униженными, льстивыми, то знаменитыми, достойными внимания всех, то показывать, что они поклоном отдают почтение высшим властям и другие действия совершают гордо или униженно. Иные стараются внушить людям не только ложь, но и богохульство. Мы были свидетелями этого дела, слышали, что демон явно сознавался, что он через Ария и Евномия учил бесчестному святотатству. Так же читаем, что один из этих духов говорил: «я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его» (Израиля) (3Цар 22, 22; 2Пар 18, 21). Апостол, обличая обольщающихся ими, так говорит о них: «отступят... от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников» (1Тим 4, 1, 2). Евангелие свидетельствует, что есть и другие демоны – немые и глухие (Лк 11, 14; Мк 9, 25). Пророк упоминает, что также есть некоторые духи, разжигающие похоть и сластолюбие: «дух блуда обольстил их, и они блудят, отступив от Бога своего» (Ос 4, 12). Св. Писание учит, что есть также бесы дневные и полуденные (Пс 90, 6). Было бы слишком долго подробно рассуждать о различии их, рассматривая все места Св. Писания, в которых они называются – кто кентаврами, кто косматыми, кто сиренами, кто кикиморами, кто совами, кто страусами, кто ежами (Ис 13:21–22, 34:11, 14), кто аспидом и василиском, кто львом, кто драконом (Пс 90, 13), кто скорпионом (Лк 10, 19), кто «князем этого мира» (Ин 14, 30), кто «мироправителями тьмы века сего», кто «духами злобы» (Еф 6, 12). Мы думаем, что эти имена даны им не случайно, не без намерения, но названием этих зверей, которые бывают более или менее вредны, обозначается их жестокость и ярость, называются именами их по сходству ядовитой злости или главенства, которое дает им среди прочих зверей или змей превосходство их злости, поэтому иной получил название льва по причине сильной ярости и свирепости своего зверства, иной – имя василиска по причине смертоносного яда, который убивает прежде, чем почувствуется, а иной – имя кентавра или ежа и страуса – по причине вялости своей злости.

 
Последнее редактирование:

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Все верно написал Денис. А.
Добавлю - укрепление физического здоровья известными способами, полноценный сон, ограничение времени за компьютером...
Всё у Вас, Кирилл будет хорошо! Помоги Вам Бог!
 
Православный христианин
у меня обсессивно-компульсивное расстройство, и вот у меня часто бывают навязчивые мысли. например бывает прохожу мимо человека, и появляется навязчивая фантазия что я нападаю на него и т.д. еще бывают навязчивые богохульные мысли.
Кирилл, пока человек мал, такие проблемы его не посещают. Детскость, наивность, незлобивость и функциональная "глупость" - надёжный барьер от навязчивостей ... далее - Господь дозволяет ... Как правило, страдают души чувствительные и тонко организованные. Денис прав в том, что эти мысли однозначно не твои, бесы умеют "подкладывать" их на стол нашего сознания, сами оставаясь за ширмой. Отдельный вопрос - почему это с тобой случилось ... опустим, вообще, мужайся, если на тебя нападает враг, значит правильной дорогой идёшь :):)
 

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Согласен с Дедом Сергием.
Да и как не согласиться, если и Слово Божие говорит:
"И вси́ же хотя́щiи благочестно жи́ти о Христѣ́ Иису́сѣ, гони́ми бу́дутъ: лука́вiи же человѣ́цы и чародѣ́е преуспѣ́ютъ на го́ршее, прельща́юще и прельща́еми" (2 Тим. 3:12)
Заметьте, не благочестиво живущие, а только хотящие и уже гонимы будут...и от людей и конечно же от злых духов...
 
Православный христианин
Кирилл, пока человек мал, такие проблемы его не посещают. Детскость, наивность, незлобивость и функциональная "глупость" - надёжный барьер от навязчивостей ... далее - Господь дозволяет ... Как правило, страдают души чувствительные и тонко организованные. Денис прав в том, что эти мысли однозначно не твои, бесы умеют "подкладывать" их на стол нашего сознания, сами оставаясь за ширмой. Отдельный вопрос - почему это с тобой случилось ... опустим, вообще, мужайся, если на тебя нападает враг, значит правильной дорогой идёшь :):)
у меня с детства окр
 
Повторюсь, как и в другой Вашей теме об этом - учиться игнорировать.
Пока Вы их, имхо, подпитываете размышлениями и обсуждениями.
Забей! ) Тренируйся забивать )
 

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Тут кто-то недоумевал - почему "прилетает" за добрые дела?
Вот случайно наткнулся на проповедь о. Андрея Ткачева.

"Помните слова из Евангелие о пощечине? Если вас ударили по правой щеке, то подставьте левую… Эта фраза встречает много упреков и недоумений. Сразу оговоримся, что это - не о мордобое, не о драке...

Отметим тот факт, что написано это про праворуких людей. А если бить в состоянии аффекта наотмашь правой рукой, то неизбежно попадаешь в левую щеку. Бьёшь ведь, как сподручнее… Тогда о чём эти слова: если ударили по правой, подставь левую?

Амвросий Оптинский говорил, что в этих словах есть иносказание. Что означает бить в правую щеку? Правая - это символ добрых дел. Ударить по правой щеке – означает наказать человека за хорошие дела, за праведные поступки.

Одна женщина как-то рассказала мне, что она, как педагог, берет на обучение группы детей и ведёт их бесплатно. Коллеги завидуют, за спиной шепчутся. То есть бьют в правую щеку – бьют за добрые дела. Клевещут, осуждают, придумывают небылицы. Я делаю хорошие дела, а меня еще и бьют за это.

Всей душой хотел сделать что-то хорошее, нет же, обозвали ренегатом, шпионом, перебежчиком, кем-то ещё… За что? Я же хорошего хотел.

И вот тут Евангелие говорит нам: ударили в правую - подставь левую. Это означает: вспомнит свои злые дела, свои грехи, за которые тебя не ругали, не били, не трогали. Вспомни о них, когда тебя наказывают за хорошие дела.

Сделал хорошее, а тебя бьют. Да что же такое? Как же не отчаяться в человечестве? А ты вспомни все свои злые дела, которые остались незамеченными. Вот ты их и подставь под удар. Пусть бьют тебя по левой щеке, которая не битая. Иными словами, вспоминай свои грехи.


Лет 15 назад вспоминали мы эту строчку из Евангелия и один мужчина рассказал случай, как однажды в автобусе он передал за проезд, в итоге – ни билета, ни сдачи ему не вернули (большую купюру передал). А ему уже выходить пора. И он затеял скандал. Стал выяснять: где билет и где сдача?

А я ему говорю: «Бывали такие случаи, когда ты в автобусе бесплатно ездил?» Он в ответ: «Ну, конечно, были. Тысячу раз». Я ему: «А, может быть, это был как раз тот самый случай, когда ты оплатил все свои бесплатные поездки?»

Итак, наказали тебя за хорошее, а ты подставь левую щеку и вспомни, сколько раз ты обманывал людей в свой жизни? Сколько ты напакостил себе и другим? Это и означает подставить левую щеку.

И я несказанно радуюсь этому толкованию Евангелия, потому что оно красивое и очень жизненное. Это не о том, что надо просто быть терпилой. Нет, не об этом. Меня бьют за хорошие дела, а я вспоминаю грехи свои."
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, все.
Ни в коей мере не споря с предыдущими отвечающими, все же, Кирилл, хочу обратить Ваше внимание на то, что советовал отец диакон Сергий и на аналогичный совет Марии Владимировны. Эти два человека понимают именно Вашу особую ситуацию. И, мне еще кажется, что о таких вещах следует поговорить со специалистом-медиком. Помощи Божией Вам.
 
Православный христианин
Здравствуйте, все.
Ни в коей мере не споря с предыдущими отвечающими, все же, Кирилл, хочу обратить Ваше внимание на то, что советовал отец диакон Сергий и на аналогичный совет Марии Владимировны. Эти два человека понимают именно Вашу особую ситуацию. И, мне еще кажется, что о таких вещах следует поговорить со специалистом-медиком. Помощи Божией Вам.
как-то какие-то таблетки пить не хочется
 
Россия
Православный христианин
как-то какие-то таблетки пить не хочется
Сейчас погуглил мельком, что такое окр, возможно, какая-то ерунда, не физическая патология, не умственная отсталость, обусловленная генетикой. Обычные греховные страсти.

Надо иметь в виду, что современные науки о душе построены на богоборческом атеистическом мировоззрении. Вспомним тот же психоанализ Фрейда. Это лженаука, направленная на изгнание Бога из внутреннего мира человека (учение о сублимации), а также на выкачивание денег из «больных» клиентов.

Возможно, Елена Анатольевна, как многие женщины, излишне доверчива к «медицинской науке». Сам не врач, но с детства окружен томами по психиатрии и психологии, почитывал, когда был школьником. С учением святых отцов о душе, т.е. православной аскетикой, это ни в какое сравнение не идет:
 
Последнее редактирование:

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
как-то какие-то таблетки пить не хочется
Может быть, доктор предложит что-то иное.
И я писала больше о том, чтобы прислушаться к советам отца Сергия.
Сейчас погуглил мельком,..
Дорогой Денис, именно об этом я и подумала. Мы же с Вами не специалисты.
Возможно, Елена Анатольевна, как многие женщины, излишне доверчива...
Возможно, Денис.
Я об этом писала:
Ни в коей мере не споря с предыдущими отвечающими,..
 
Православный христианин
Может быть, доктор предложит что-то иное.
И я писала больше о том, чтобы прислушаться к советам отца Сергия.

Дорогой Денис, именно об этом я и подумала. Мы же с Вами не специалисты.

Возможно, Денис.
Я об этом писала:
а где можно посмотреть советы отца Сергия?
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
а где можно посмотреть советы отца Сергия?
Кирилл, я не указала. Извините. У отца Сергия много тем, в которых к нем уобращались люди с ОКР. Сейчас попробую найти.
«Как избавиться от навязчивых мыслей?»
«Страхи, страхи, страхи…»
«Очень навязчивые мысли…»
«Как верить в Бога, если в жизни только бесовское?»
«Как справиться с ОКР?»
«Обеты, их отмена и исполнение…»
«Кому молиться, чтобы Бог дал умереть?»
«Мысли о продаже души…»
«Контрастные навязчивости и уныние».
«Психическое расстройство и религия»
«О прокручивании неприятных ситуаций в голове»
«О навязчивом страхе из-за личных проблем»
"ОКР, вражьи мысли и помыслы"
 
Святая Русь
Православный христианин
у меня обсессивно-компульсивное расстройство, и вот у меня часто бывают навязчивые мысли. например бывает прохожу мимо человека, и появляется навязчивая фантазия что я нападаю на него и т.д. еще бывают навязчивые богохульные мысли.
Преп. Паисий Святогорец рекомендует хульные мысли исповедовать, не вдаваясь в подробности, тем более не пересказывая священнику. Просто сказать, что страдаю от хульных мыслей в отношении, например, святых. И все. В отношении навязчивых мыслей, наверное, можно подробнее разъяснить, какого рода они бывают.
 
Православный христианин
у меня обсессивно-компульсивное расстройство, и вот у меня часто бывают навязчивые мысли. например бывает прохожу мимо человека, и появляется навязчивая фантазия что я нападаю на него и т.д. еще бывают навязчивые богохульные мысли.
Доброго дня, в добавление ко всему, что написали выше, хочу дать тебе (на ты, так как я намного старше тебя) еще пару советов. Сначала опишу то, что у тебя с точки зрения психологии. Я не психотерапевт и не психиатр, чтобы выносить диагнозы, но когда-то я интересовался именно вот этой проблематикой, поэтому более-менее понимаю как психология смотрит на такое вещи. Диагноз может поставить только врач, если конечно до него дойдет дело. Обсессивно-компульсивный синдром и всякие навязчивости - это признаки такого расстройства как невроз, возможно и неврастения. Это не психическое расстройство, а так называемое "пограничное". При особо неблагоприятных обстоятельствах оно может перетечь уже и в психическое, то есть в психоз, а при изменении обстоятельств на благоприятные - полностью исчезает. Человек сам выбирает куда ему с этой "границы" двигаться - в излечение или в усугубление. Причиной возникновения такого невроза, да и вообще невроза как такового, является внутриличностный конфликт, который и "давит" изнутри на психику, а психика в ответ включает механизмы защиты, стараясь ослабить это давление, но так как некоторые способы снятия давления социально неприемлемы (открытая агрессия и т.д.), снятия напряжения как такового не происходит, а наоборот, только добавляется напряжения, в итоге начинаются вот такие реакции в виде навязчивостей, ну как вот "сбои" у Windows при перегрузке процессора и ОЗУ... Причиной конфликта, как правило, называется несоответствие между тем, что человек хочет (потребности), и что реально может, что ему доступно (возможности). Например, хочу мерседес, НО денег на покупку нет, так как работаю дворником, хочу встречаться вот с этой девочкой, НО у нее уже есть мальчик и я ей вообще не нравлюсь, хочу хочу не зависеть от мамы с папой, НО не могу этого сделать, так как несамостоятельный и т.д. Решение психология предлагает такое - это лекарственные препараты в виде успокоительных таблеток, настоев, физ.процедур - все это для восстановления нормализации работы эндокринной и нервной систем, параллельно с этим приведение комплексной психотерапии для выявления внутриличностного конфликта, его проработки и устранения, ведь как только конфликт будет устранен, соответственно, исчезнет и внутреннее давление на психику, которое он вызывает, и состояние нормализуется. Формы психотерапии самые разные, но в основном это когнитивная и поведенческая психотерапия, коммуникативные тренинги, иногда арт-терапия, параллельно с психотерапевтической беседой (это специально выстроенная специалистом беседа, направленная на активизацию рефлексии (осмыслению своей прошлой жизни, опыта) у страдающего неврозом человека), одновременно специалист будет обучать человека саморефлексии, для того, чтобы научить его самостоятельно справляться с подобными проблемами, если таковые когда-либо снова возникнут. Вот так вот на это смотрит и так это лечит психология и психотерапия.
Взгляд с позиции православной веры тебе уже тут выше написали, правда такой упор сделали на бесовские нападки, что аж жуть :) Скажу так, бесам тут даже особо и делать нечего, ведь человек по сути сам себе вредит, так что бесы могут отдыхать, либо донимать и испытывать тех, кто крепок в вере, силен и здоров духовно и физически, что, собственно, они и делают... А тут другая проблема. И здесь религия и психология одинаково смотрят на это - это внутреннее противоречие, душевный раздрай, конфликт... Ну, то что я выше описал. Но только религия смотрит на это чуть под другим углом. Да, это душевный (внутриличностный) конфликт, но причина его в том, что человек уже хочет быть с Богом, но еще не может полностью отказаться от прелестей мира... Иными словами, хочу жить по-христиански, НО не могу отказать себе, чтоб не обожраться в пост, хочу научиться прощать, НО не могу сдержаться, чтобы не обматерить того, кто мне ногу отдавил в автобусе, хочу почитать родителей, НО не могу не поругаться с мамой, когда она меня заставляет делать уроки и т.д. Этот внутриличностный конфликт хорошо описал еще апостол Павел, как "доброе, чего хочу не делаю, а злое, чего не хочу - делаю". А потом сделал вывод, что если он делает то чего не хочет, то не он это делает, а грех, который сидит внутри него. Получается, чтобы избавиться от вот этого конфликта, от давления, если мы смотрим на ситуацию с позиции православной веры, то мы должны избавиться от этого греха, тогда и вот этого напряжения, вызывающего у нас "сбои" не будет. Но. Но мы просто НЕ можем избавиться от нашей греховной природы. Потому что как писали святые Отцы "семя тли во мне есть", и от этой "семени" нам тут не избавиться ну никак, оно в нас с самого рождения заложено уже во всех, было, есть и будет. Не было его только у Иисуса Христа, ну так и посмотри на Иисуса Христа, какой он был как Человек. Психолог бы сказал, что это была абсолютно здоровая во всех смыслах личность. Так а нам что делать-то тогда? А нас остается только бороться с этим семенем в себе, благо, что Иисус Христос оставил нам для этого все необходимое, так как понимал насколько нам тяжело вот с этим со всем. Мы не можем от греха и греховности избавиться, мы можем только каяться в них и ослаблять их влияние на нас, точнее не мы сами ослабляем, а Господь нас прощает и дает нам силы, укрепляет нас, помогает. Но инициатива-то от нас исходит, то есть мы должны сделать первый шаг к Богу, а Он уже нам готов помочь. Исправление здесь не медикаментами и освоением "правильного" с точки зрения социума поведения (поведенческие и коммуникативные тренинги), а покаяние и получение прощения от Бога в таинстве Исповеди и получение благодатных сил в соединении с Самим Богом в таинстве Причастия. Если психология, скажем так, "лечит" душу, то здесь исправляется дух, это другое, хотя и тесно связанное с душой.
Таким образом, можно сказать, что причина вот этих всех навязчивостей и т.п. - это невроз, неврастений, а причина невроза, неврастении - это внутриличностный, душевный конфликт, а вот причина уже этого конфликта - это, с точки зрения психологии, несоответствие желаемых потребностей (в уважении, дружбе, любви, признании, материальных ценностях) и реальных возможностей (бедный, некрасивый, скучный, ненужный), с точки зрения религии, несоответствие между желанием быть с Богом, жить по Его заповедям (не завидовать, не осуждать, быть доброжелательным) и удобопреклонностью ко греху, тягой к совершению грехов (злословлю, ругаюсь, дерусь, осуждаю). Психология и психологические тренинги помогут избавиться от давления, но в будущем оно может возникнуть вновь, это все равно что постоянно отрубать дракону головы, они все равно будут отрастать, хоть и не мгновенно. Ну а православие направлено больше, чем на просто работу с душой и каким-то дискомфортом, оно направлено на дух человека, на его укрепление.
Можно ли совместить одно с другим для избавления от навязчивостей и т.д., то есть совместить и психотерапию вот где-то там в клинике и жизнь по православной вере? Скажу так, не все в психологии и психотерапии можно принять как человеку, если он считает себя православным, не все методики, средства... Но есть и то, что можно совместить, например, ты можешь походить на тренинги коммуникативного общения, на тренинги развития творческих способностей, на развитие рефлексии, то есть осмысления своего прошлого да и своего настоящего (состояния, чувств, эмоций). Иногда специалисты прописывают просто успокоительные препараты на основе валерьянки и т.д., не вызывающие привыкания и т.п. Одновременно, можешь начинать и двигаться к Богу, советуясь с батюшкой, который тебе больше всего придется по душе, и хорошо бы если бы ты такого батюшку нашел. Он и направит конкретной твой путь, подсказав кое-какие полезные для тебя вещи. И тогда откроешь для себя много интересного. Например, проходя психологический тренинг на развитие коммуникативных навыков общения, ты можешь пытаться реализовывать заповедь Христа о любви к ближнему, не осуждении, прощении, научаясь у специалиста-психолога навыкам саморефлексии, ты можешь глубже прочувствовать свои грехи, сформулировать их, чтобы потом уже прийти на Исповедь с покаянным чувством, на тренингах по развитию творческих способностей рисовать картины на библейские сюжеты, сцены из Евангелия, да и просто рисовать красивые рисунки, сочинять красивые стихи и т.д. Сейчас же для тебя главное: 1) не бросать все на самотек и пойти на прием к специалисту-психологу, и постараться найти такого, которому бы ты доверял 2) начинать духовную жизнь и постараться найти такого батюшку, которому бы ты доверял, ну и 3) научаясь чему-то у психолога, на тренингах по общению, по творчеству, научаясь рефлексии, все это стараться пропускать через свою духовную жизнь, прося помощи у Бога. Также не стесняйся спрашивать у батюшки насколько с точки зрения православия разрешены некоторые вещи в психотерапии, на тренингах, если тебя что-то смущать будет. Батюшка хоть и не специалист, но как священник что-то подскажет и даст нужный совет. Желаю тебе найти хорошего специалиста-психолога и хорошего духовника.
 
Православный христианин
Достаточно сказать, что есть навязчивые плохие мысли, лучше без подробностей, чтобы не увлечься. Помыслы сами по себе не грех и скорее всего являются результатом греха, совершенного раньше. Нехранения чувств, например.
 
Сверху