А вы молитесь за виртуальных приятелей? И как долго?

Православный христианин
Христос Воскресе!
Прошу высказать ваше мнение: правильно ли молиться за виртуальных друзей/знакомых, если общаешься с ними на светских сайтах? Например, на аналогичном форуме на литературные темы. Там пересекаются люди совершенно разных религиозных убеждений, их объединяют общие темы для виртуальных разговоров. Потом так получается, что с кем-то пересекаешься чаще, разговор в чате переходит на личные темы, и я включаю виртуальную подругу в список имен, поминаемых о здравии. Включаю потому, что уже многое знаю о ней и сопереживаю ее проблемам.
Но однажды заходит речь о Церкви, о вере и выясняется, что моя виртуальная знакомая очень категорична в своих антирелигиозных взглядах. Проще говоря, не приемлет ничего церковного, хотя и признает, что "высшие силы" существуют. Причем проблемы в ее жизни (сложности в семье, ее болезни) никуда не ушли, но необходимость личной молитвы она не признает и не верит, что молитва может что-либо изменить в ее жизни.
Так вот, теперь меня терзают сомнения - можно ли вообще молиться за неверующего человека, которого, к тому же, я не знаю лично, только виртуально? А с другой стороны - разве правильно перестать молиться за болящего человека, тем более, что уверена - про болезнь это не выдумано, так оно и есть.
У кого есть такой опыт молитвы за виртуальных приятелей, подскажите, как вы поступали в таких случаях?
 
агностик
Я не представляю, что может помешать молиться за кого бы то ни было. Чью волю вы боитесь нарушить - этого человека или Божью?

Если человек обидится, что вы за него молитесь - то он совсем дурак. Просто добавьте пожелание ума в вашу молитву.
А Богу уж тем более не помешает, что вы просите о чем-то хорошем для другого человека, кем бы он ни был.

^
Мое личное мнение как необразованного неверующего, поэтому могу ошибаться.
 

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Молюсь. Особенно тепло молюсь за тех, кто меня ругательски ругает...
Они мои благодетели. Неустанно и совершенно бесплатно очищают меня от страстей... особенно от гордости и тщеславия...
Это еще мне и епитимья за забытые мною мои грехи и обиды людям...
Как же не молиться? Молюсь.
Прямо вот так, за ники и молюсь... а Бог знает за кого...
 
Православный христианин
Христос воскресе,Анатолий!Благодарю вас за вашу всегдашнюю миротворческую позицию и напоминание о смирении.А тут,вот и пост прошёл,а воз и ныне...
 
Православный христианин
Я не представляю, что может помешать молиться за кого бы то ни было. Чью волю вы боитесь нарушить - этого человека или Божью?

Если человек обидится, что вы за него молитесь - то он совсем дурак. Просто добавьте пожелание ума в вашу молитву.
А Богу уж тем более не помешает, что вы просите о чем-то хорошем для другого человека, кем бы он ни был.

^
Мое личное мнение как необразованного неверующего, поэтому могу ошибаться.
Спасибо! Мое личное мнение очень близко к вашему. Смущало именно несоответствие, то что я молюсь за человека как бы против его желания. Но и не молиться уже не получается.
 
Православный христианин
Молюсь. Особенно тепло молюсь за тех, кто меня ругательски ругает...
Они мои благодетели. Неустанно и совершенно бесплатно очищают меня от страстей... особенно от гордости и тщеславия...
Это еще мне и епитимья за забытые мною мои грехи и обиды людям...
Как же не молиться? Молюсь.
Прямо вот так, за ники и молюсь... а Бог знает за кого...
Как вы хорошо сказали про епитимью! Я вот тоже пыталась молиться за интернет-ругателей, но плохо получалось, неискренне, не от сердца молитва шла. А про епитимью даже не догадалась.
Спасибо за духовную помощь!
 

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
У Нины Павловой кажется описан опыт молитвы за всех своих знакомых. Опыт был такой. не по силам. Ей потом духовник хорошо почистил ее помянник. Определенно запретил молиться за богоборцев.

Вывод: лучше таки посоветоваться со своим священником. И смотреть по своим силам. Может сейчас получается. А через месяц сил хватит только на самых близких. Такое тоже бывает.
 
Православный христианин
У Нины Павловой кажется описан опыт молитвы за всех своих знакомых. Опыт был такой. не по силам. Ей потом духовник хорошо почистил ее помянник. Определенно запретил молиться за богоборцев.

Вывод: лучше таки посоветоваться со своим священником. И смотреть по своим силам. Может сейчас получается. А через месяц сил хватит только на самых близких. Такое тоже бывает.
Спасибо за совет.
Я Нину Павлову несколько раз читала и этот рассказ помню. Но она не просто со священником, а со старцем советовалась, с о.Адрианом, насколько я помню. И ему даже не надо было рассказывать о ком молишься - старец сам знал кто в помяннике записан. А наши приходские священники настолько порой перегружены, что даже мысли не приходит еще и свои помянники с ними так подробно обсуждать.
 
Киев
Православный христианин
Соглашусь с Анатолием - почему бы и не молиться. Особенно, если чувствуете, что людям необходима помощь Господа. Даже если они вне Церкви (только в этом случае нельзя за них записки подавать в храме, я вдобавок стараюсь в принципе в храме о них не молиться, чтобы исключить вариант церковной молитвы за некрещенных).
Другое дело, что просто за все подряд "ники", который встретились вам в интернет-пространстве, тоже не помолишься - сил не хватит. Так что я бы уделил внимание только самым важным для себя: как в положительном, так и в отрицательном смысле (молитва за врагов тоже не лишней будет, кстати, она имеет даже практическое жизненное значение)
 
Православный христианин
Соглашусь с Анатолием - почему бы и не молиться. Особенно, если чувствуете, что людям необходима помощь Господа. Даже если они вне Церкви (только в этом случае нельзя за них записки подавать в храме, я вдобавок стараюсь в принципе в храме о них не молиться, чтобы исключить вариант церковной молитвы за некрещенных).
Другое дело, что просто за все подряд "ники", который встретились вам в интернет-пространстве, тоже не помолишься - сил не хватит. Так что я бы уделил внимание только самым важным для себя: как в положительном, так и в отрицательном смысле (молитва за врагов тоже не лишней будет, кстати, она имеет даже практическое жизненное значение)
Спасибо за ответ! За всех подряд я точно не молюсь - сил не хватает. А про церковную молитву слышала такое мнение, что нельзя подавать за всех подряд только на Литургию, когда частички вынимаются за каждого человека, а, например, на молебен, когда просто читают в храме имена, вроде можно и всех записывать. Я особо не рискую так делать, но иногда, если знаю, что человеку совсем плохо, а крещеный он или нет не знаю, все-таки пишу на молебен. Только на молебен, когда уже Литургия закончилась и частичку вынимать не будут. Или так все же неправильно?
 
Ложка дегтя в бочку меда.
Где гарантия, что за учетной записью стоит именно тот человек? Если он подписался Иванов Иван, это не обязательно означает, что он и есть Иванов.
 
Москва
Православный христианин
Христос воскресе!Добро пожаловать на форум!

Для начала я Вам советую прочитать св.-отеч. толкования(прп. Иустин (Попович),св.блж. Феофилакт Болгарский) на известный стих 1 послания. св. Иоанна Богослова.

Тема,кстати,не совсем простая,буду рад хорошим св.-отеч. работам по теме,я со временем менял позицию по вопросу.

Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

"Спасибо за ответ! За всех подряд я точно не молюсь - сил не хватает. А про церковную молитву слышала такое мнение, что нельзя подавать за всех подряд только на Литургию, когда частички вынимаются за каждого человека, а, например, на молебен, когда просто читают в храме имена, вроде можно и всех записывать. Я особо не рискую так делать, но иногда, если знаю, что человеку совсем плохо, а крещеный он или нет не знаю, все-таки пишу на молебен. Только на молебен, когда уже Литургия закончилась и частичку вынимать не будут. Или так все же неправильно?"

Прп. Паисий (Величковский):

FNzSPxv_cRg.jpg


Не следует совершать поминовение о явно согрешающем и не кающемся,а также поминать умерших без покаяния.

"Если Вы говорите о противящихся Соборной Церкви и в противлении и нераскаянии своем умирающих, то поверьте мне, что церковное поминовение о таковых не только не будет приятно, но и противно будет и Богу, и Святой Церкви, и священник, дерзающий по таковым творить поминовение, смертно согрешает. Поминовение по умершим есть самая главная часть бескровной жертвы, приносимой за православных христиан как живых, так и умерших. Если кто-нибудь, даже из православных христиан, явно согрешает и не кается, то о таковом Святая Церковь запрещает приносить бескровную жертву, пока он совершенно не оставит своего греха и искренно не покается. Если о православном явном грешнике, некающемся, Церковь не разрешает приносить бескровную жертву, то может ли она допустить приносить таковую за умершего без всякого покаяния в противлении Святой Церкви? Никак не может. О явном грешнике, что не подобает ему причащаться Святых Таин и невозможно приносить за него бескровную жертву, свидетельствует святой Симеон, архиепископ Солунский, следующими словами: «Нет места неверным или иномудрствующему». Поэтому никак не следует какому бы то ни было священнику приносить жертву или творить поминовение о явно согрешающем и некающемся, так как это приношение бывает им во осуждение, равно как и принятие Страшных Таин недостойно и без покаяния причащающимся, как об этом говорит божественный Павел (см.: 1 Кор.11:29). Того же Симеона, о каковых следует приносить частицы: «Явно согрешающих верных приношение священники не должны принимать, как случится, но сначала требовать покаяния. Ибо приобщение бывает приносимою частицею, и не подобает, будучи недостойным, причащаться этой жертвы». Того же Симеона о том, что священнику следует внимательно наблюдать, о ком он приносит частицу: «Насколько полезно бывает приношение о достойно приносящих, настолько бедственно и вредно о недостойных, в какой мере это возможно для людей, ибо частица, принесенная о ком-либо, будучи положена вблизи Божественного Хлеба, после того как этот Хлеб будет освященнодействован и станет Телом Христовым, тотчас же и та частица причащается святыне; вложенная же в потир, соединяется и с Кровию и этим сообщает благодать и той душе, за которую она принесена. Ибо бывает мысленное Причащение, и если человек оказывается прилежащим благоговению или хотя и из согрешивших, но покаявшийся, то невидимо, как мы сказали, он принимает душою Причащение Духа. Во многих случаях, как мы убедились, он получает и телесную пользу. Поэтому и следует священнику внимательно наблюдать, чтобы не от всякого желающего принимать приношение, и не приносить о таких, которые грешат без всякого стыда, чтобы не быть осужденными вместе с ними». Доселе слова святого Симеона, лучше же сказать, слова всей Святой Соборной Церкви, ибо он говорит согласно с соборным мудрованием. Из этих слов вытекает, что об умерших без покаяния и в противлении Святой Церкви никак не следует совершать церковное поминовение. Дерзающий совершать о таковых поминовение воздаст за это страшный ответ пред Христом Богом в День Страшного Суда Его."
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
Ложка дегтя в бочку меда.
Где гарантия, что за учетной записью стоит именно тот человек? Если он подписался Иванов Иван, это не обязательно означает, что он и есть Иванов.
Если вы говорите о совпадении ника и настоящего имени, то, конечно, могут и не совпадать. Но как уже сказал выше Анатолий: "Бог знает за кого я молюсь". Если речь о совпадении реальных жизненных трудностей и рассказанных в виртуальном общении - в данном конкретном случае я практически уверена, что все рассказано правдиво. А если даже и будет обман? Наверно, лучше обмануться и помолиться о здравии того, кто солгал о своей болезни, чем не молиться совсем, подозревая неправду.
 
Православный христианин
Христос воскресе!Добро пожаловать на форум!

Для начала я Вам советую прочитать св.-отеч. толкования(прп. Иустин (Попович),св.блж. Феофилакт Болгарский) на известный стих 1 послания. св. Иоанна Богослова.

Тема,кстати,не совсем простая,буду рад хорошим св.-отеч. работам по теме,я со временем менял позицию по вопросу.

Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

"Спасибо за ответ! За всех подряд я точно не молюсь - сил не хватает. А про церковную молитву слышала такое мнение, что нельзя подавать за всех подряд только на Литургию, когда частички вынимаются за каждого человека, а, например, на молебен, когда просто читают в храме имена, вроде можно и всех записывать. Я особо не рискую так делать, но иногда, если знаю, что человеку совсем плохо, а крещеный он или нет не знаю, все-таки пишу на молебен. Только на молебен, когда уже Литургия закончилась и частичку вынимать не будут. Или так все же неправильно?"

Прп. Паисий (Величковский):

Посмотреть вложение 29628

Не следует совершать поминовение о явно согрешающем и не кающемся,а также поминать умерших без покаяния.

"Если Вы говорите о противящихся Соборной Церкви и в противлении и нераскаянии своем умирающих, то поверьте мне, что церковное поминовение о таковых не только не будет приятно, но и противно будет и Богу, и Святой Церкви, и священник, дерзающий по таковым творить поминовение, смертно согрешает. Поминовение по умершим есть самая главная часть бескровной жертвы, приносимой за православных христиан как живых, так и умерших. Если кто-нибудь, даже из православных христиан, явно согрешает и не кается, то о таковом Святая Церковь запрещает приносить бескровную жертву, пока он совершенно не оставит своего греха и искренно не покается. Если о православном явном грешнике, некающемся, Церковь не разрешает приносить бескровную жертву, то может ли она допустить приносить таковую за умершего без всякого покаяния в противлении Святой Церкви? Никак не может. О явном грешнике, что не подобает ему причащаться Святых Таин и невозможно приносить за него бескровную жертву, свидетельствует святой Симеон, архиепископ Солунский, следующими словами: «Нет места неверным или иномудрствующему». Поэтому никак не следует какому бы то ни было священнику приносить жертву или творить поминовение о явно согрешающем и некающемся, так как это приношение бывает им во осуждение, равно как и принятие Страшных Таин недостойно и без покаяния причащающимся, как об этом говорит божественный Павел (см.: 1 Кор. 11, 29). Того же Симеона, о каковых следует приносить частицы: «Явно согрешающих верных приношение священники не должны принимать, как случится, но сначала требовать покаяния. Ибо приобщение бывает приносимою частицею, и не подобает, будучи недостойным, причащаться этой жертвы». Того же Симеона о том, что священнику следует внимательно наблюдать, о ком он приносит частицу: «Насколько полезно бывает приношение о достойно приносящих, настолько бедственно и вредно о недостойных, в какой мере это возможно для людей, ибо частица, принесенная о ком-либо, будучи положена вблизи Божественного Хлеба, после того как этот Хлеб будет освященнодействован и станет Телом Христовым, тотчас же и та частица причащается святыне; вложенная же в потир, соединяется и с Кровию и этим сообщает благодать и той душе, за которую она принесена. Ибо бывает мысленное Причащение, и если человек оказывается прилежащим благоговению или хотя и из согрешивших, но покаявшийся, то невидимо, как мы сказали, он принимает душою Причащение Духа. Во многих случаях, как мы убедились, он получает и телесную пользу. Поэтому и следует священнику внимательно наблюдать, чтобы не от всякого желающего принимать приношение, и не приносить о таких, которые грешат без всякого стыда, чтобы не быть осужденными вместе с ними». Доселе слова святого Симеона, лучше же сказать, слова всей Святой Соборной Церкви, ибо он говорит согласно с соборным мудрованием. Из этих слов вытекает, что об умерших без покаяния и в противлении Святой Церкви никак не следует совершать церковное поминовение. Дерзающий совершать о таковых поминовение воздаст за это страшный ответ пред Христом Богом в День Страшного Суда Его."
Воистину Воскресе!
Благодарю за приветствие и советы по духовному чтению. Выдержка из св.Паисия Величковского очень полезна, но немного не подходит к моему случаю. Я ни в коем случае не подаю на Литургию о тех, о ком не знаю крещеный он или нет. У нас молебны читают уже после Литургии и можно подать отдельно записку, только на молебен. Вот в такую записку я дерзала включать имена болящих, не зная крещеные они или нет. Слышала где-то или читала, что так поминать, без Литургии, можно и некрещеных, но где именно? Не помню сейчас, только это точно не из свв.отцов, скорее, совет одного из современных православных священников.
 
Последнее редактирование модератором:
Харьковская Берег Оскола
Православный христианин
Ложка дегтя в бочку меда.
Где гарантия, что за учетной записью стоит именно тот человек? Если он подписался Иванов Иван, это не обязательно означает, что он и есть Иванов.
Богу все известно. Пусть написано Иван, а он Петро. Молимся за Ивана, а Бог управит и знает, что это Петро
 
Москва
Православный христианин
Воистину Воскресе!
Благодарю за приветствие и советы по духовному чтению. Выдержка из св.Паисия Величковского очень полезна, но немного не подходит к моему случаю. Я ни в коем случае не подаю на Литургию о тех, о ком не знаю крещеный он или нет. У нас молебны читают уже после Литургии и можно подать отдельно записку, только на молебен. Вот в такую записку я дерзала включать имена болящих, не зная крещеные они или нет. Слышала где-то или читала, что так поминать, без Литургии, можно и некрещеных, но где именно? Не помню сейчас, только это точно не из свв.отцов, скорее, совет одного из современных православных священников.
Нет,я это понял,просто специально привожу этот текст,тк он очень важен.(что с главной темой,прочли св. отцов?...я тут нашел еще ряд св. отцов,кот. комментируют этот стих из 5 главы)

Вот еще из книги свят. Симеона Солунского:

И так спрашивается: «Какую силу имеют в себе частицы? и претворяются ли они в Тело Господне? какое действие производят на тех, за кого приносятся?»
62. Что частицы тем, за кого приносимы бывают, приносят многоразличную пользу, о том учение от древних Отцов дошло до нас. Частицы представляют при Священнодействии те самые лица, от имени которых вынимаются, и бывают о них жертвоприношением Богу. Сие подтверждается словами, от Священника во время Проскомидии произносимыми: Приими, Господи, глаголет он, жертву сию в пренебесный Твой жертвенник! Частицы, о Святых приносимые, служат им в славу, честь, в преумножение достоинства и в большее приятие Божественного Света; о верных же приносимые, усопшим ходатайствуют избавление от грехов и приобщение Божественной благодати, живым же, ежели только в покаянии жизнь свою препровождают, дают защиту от несчастий, служат ходатайством об оставлении грехов. И потому Божественное священнодействие соборам Святых бывает в приумножение немерцающей славы, и верным дарует Божественную милость и Его щедроты.

63. Но сколько полезно тому, за кого приносится жертва сия, когда он живет достойно званию Христианскому, столько бедственно и вредно тому, кто, предав себя греховной жизни, нерадит о достойном исправлении звания Христианского. Ибо частица, будучи принесена от имени какого либо Христианина, и близ Божественного хлеба возлежащая, когда он священнодействуется и пременяется в Тело Господне, делается причастною освящению, и внесенная в растворение Святаго Потира напояется тогда животворящей Кровью: почему и душе той, за которую принесена бывает, ниспосылает благодать; тогда совершается духовное соединение человека с Богом. Если душа благочестива, или хотя по слабости и в грех падает, но потом покаянием очищается: такая невидимо приемлет общение Духа Святого, часто же и телесной сподобляется пользы, это свидетельствует многократно опыт. Ежели же кто будучи предан греху, и от него отступить не хочет, такой, как недостойный общения с Богом, горшее осуждение себе приимет от принесенной за него жертвы. Поэтому Священник внимательно должен наблюдать, чтобы не принимать приношений и не возносить жертв за таких людей, которые, изгнав из сердца своего стыд и совесть, предаются всякому беззаконию; за это и сам Священник подвергается вместе с ними осуждению. От сего-то приключаются человеку и многоразличные искушения и скорби. «Сего ради, – вопиет Павел, – мнози в вас немощни и недужливы, и спят довольни» (1Кор. 11, 30).

64. И так Священник должен в сих столько великих строениях Божиих быть к себе строго внимательным и себя самого испытывать и разсуждать, по Писанию, и осторожным быть сколько возможно. Ибо ежели неизменный долг его пещися о других, то тем более о себе самом! Если «ядый и пияй недостойне, суд себе яст и пиет» (1Кор. 11, 29) тем большему осуждению подлежит тот, кто дерзает недостойно священнодействовать. Потому мы, принявшие благодать Священства, должны быть к себе как можно более внимательны, заботиться о чистоте и святыне, и непамятозлобивому нраву научаться. Да возрастут же в душах наших смирение и любовь! Эти добродетели суть первые свойства Иисуса Христа. Тогда и в настоящем веке достойно Его приобщимся, и в грядущем удостоимся неизглаголанного и вечного с Ним соединения, благодатью и человеколюбием Господа нашего, Иисуса Христа, Которому принадлежит всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.

преподобный Лев Оптинский:
"Не должно поминать явно грешников, пребывающих в нераскаянии, в заблуждении и расколах; по толкованию учителей церковных – через соединение частиц, вынутых за их имена, с Божественною Кровию, – не очищение, но осуждение для них бывает."

Св. праведный Николай Кавасила:
«Благодать освящает нас чрез Дары, если найдет нас способными к освящению; если же встретит нас неприготовленными, то и не принесет никакой пользы, и причинит бесчисленный вред» (Николай Кавасила, архиепископ Фессалоникийский, изъяснение Божественной Литургии», гл. 34. – СПб., 1857).
 
Последнее редактирование:
Киев
Православный христианин
Спасибо за ответ! За всех подряд я точно не молюсь - сил не хватает. А про церковную молитву слышала такое мнение, что нельзя подавать за всех подряд только на Литургию, когда частички вынимаются за каждого человека, а, например, на молебен, когда просто читают в храме имена, вроде можно и всех записывать. Я особо не рискую так делать, но иногда, если знаю, что человеку совсем плохо, а крещеный он или нет не знаю, все-таки пишу на молебен. Только на молебен, когда уже Литургия закончилась и частичку вынимать не будут. Или так все же неправильно?
Не знаю, Ника, честно. Я слышал разные мнения. У нас в монастыре, который я посещаю, спрашивают насчет некрещенных и самоубийц, за остальных, получается, принимают записки даже на Литургию. Про простые молебны слышал мнение, что церковное поминовение некрещенных, например, запрещено, а даже простой молебен - это все-таки церковное поминовение.
Я лично не дерзаю в пределах храма даже в уме поминать явно некрещенных (хотя некоторые считают такое поминовение у мебя в уме аналогом келейной молитвы, т.е. типа можно), т.е. здесь я проявляю акривию :) Но при этом тут же я допускаю некоторое попустительство и применяю "презумпцию крещенности" (как говорил кто-то, по-моему, даже из канонизированных отцов) не только при молитве в храме, но и при подаче записок на Литургию - если я не знаю, крещен человек или нет, и у меня нет оснований считать, что с большой долей вероятности он не крещен или находится в явной вражде с Церковью, то я его поминаю. Очень надеюсь, что Господь не вменит мне это в грех.
 
Киев
Православный христианин
Сверху