Александр Солженицин.

Когда открыл для себя,этого выдающегося писателя,то на многие вещи,посмотрел другими глазами,наверное даже.после прочтения,его произведений пересмотрел свою жизнь.Ведь даже его знаменитый Архипелаг,в первую очередь о приближении к Богу, спасении души, через лишения и страдания,примерно, об этом,говорил сам автор.
 
г. Нижний Новгород
Православный христианин
Полностью присоединяюсь и благодарен Вам, за то, что вспомнили об Александре Исаевиче, упокой, Господи, его душу. Для меня Солженицын А.И. стал одним из путеводных авторов, во многом сформировал мое мировоззрение и помог мне повернуться лицом к православной вере. А "Архипелаг ГУЛАГ", лично для меня, в первую очередь, глубоко православное, духовное произведение, и только во вторую очередь, приговор тоталитарному режиму.
 
Псков
Православный христианин
Архипелаг ГУЛАГ", лично для меня, в первую очередь, глубоко православное, духовное произведение,
Не могу с этим согласиться. "Архипелаг..." местами насыщен ненавистью к людям и существовавшему тогда режиму. Православие учит душевному смирению с обстоятельствами, а тут читатель видит обратное. Ненависть недопустима даже по отношению к негодяям, а тут что? Какое соответствие с Православием, в чём оно выражается? Местами - да, согласен, оно имеется, но в целом - увы, нет.

Произведение Солженицына считаю значимым, но православным и тем более духовным - нет.
 
Сибирь
Православный христианин
"Архипелаг ГУЛАГ", лично для меня, в первую очередь, глубоко православное, духовное произведение, и только во вторую очередь, приговор тоталитарному режиму.
Может ли создать духовное произведение человек, предающий свою Родину?
 
Православный христианин
Может ли создать духовное произведение человек, предающий свою Родину?
Предавал ли генерал Краснов или Колчак Родину? Или Родины (у "них" и у "нас") разные? Россия новостильников и староверов - разные и пока не соединились, хотя и сблизились. Солженицин был человеком - миссией, "Раковый корпус" в его жизни - очевидное чудо и знак "на будущее". Он подражал Л.Н. Толстому, это многозначительный выбор. У Чубайса та же миссия - разрушение, созидание - не получается, танцующий Шива - их собирательный образ ...
 
Православный христианин
Кликушей он был.
Жуликоватым кликушей.
Предавшим СВОЮ Родину.
Виталий, одно не исключает другое, миссия - разрушение СССР, как и у Чубайса, у одного - идеология (смыслы), у другого - практическая экономика и пропагандистское обеспечение (легенда прикрытия). Оба - разрушители и оба - миссионеры.
 
Сибирь
Православный христианин
Виталий, одно не исключает другое, миссия - разрушение СССР, как и у Чубайса, у одного - идеология (смыслы), у другого - практическая экономика и пропагандистское обеспечение (легенда прикрытия). Оба - разрушители и оба - миссионеры.
С точно таким же обоснованием можно поименовать "миссионером" и Гитлера, и Хрущёва, и Горбачева, и ещё ряд различных лидеров.
Они, конечно, теоретически могли быть "орудием Бога". Вот только я очень сомневаюсь в том, что Бог выбрал бы своими "орудиями" таких... кривых. Не вяжется это с Писаниями. Никак не вяжется. Ибо Бог есть Истина.
 
Православный христианин
С точно таким же обоснованием можно поименовать "миссионером" и Гитлера, и Хрущёва, и Горбачева, и ещё ряд различных лидеров.
Они, конечно, теоретически могли быть "орудием Бога". Вот только я очень сомневаюсь в том, что Бог выбрал бы своими "орудиями" таких... кривых. Не вяжется это с Писаниями. Никак не вяжется. Ибо Бог есть Истина.
Вы недостаточно знаете Господа нашего, читайте:

Когда мятежники приблизились к царскому дворцу, то Император спросил у приближенных: «Кто такой Фока?»— ему ответили: «Это отъявленный трус». Император сказал: «Если он трус, то убьет меня».
Фока велел казнить не только Императора, но и всю его семью. Когда перед глазами Императора - отца казнили его детей, то он говорил: «Слава праведному суду Твоему, Господи». Кормилица младшего ребенка хотела заменить его своим сыном, но Император запретил ей сделать это.
Жители столицы, присутствовавшие на казни, оставались равнодушными к смерти своего Императора и не пытались даже остановить это преступление. Фока воцарился через военный переворот, но сам боялся своей армии, боялся, что с ним поступят так же, и поэтому начал свое царство с казней и ссылок. Он уничтожил лучшую часть своего войска и привел страну в бедственное состояние. Один отшельник святой жизни вопрошал в молитве Бога: «Почему, Господи, Ты допустил казнь благочестивого Маврикия и отдал во власть тирана Фоки?» И был ему ответ: «Потому что по всей земле Я искал человека хуже Фоки, чтобы наказать непокорный народ, но не нашел такого человека».
 
Сибирь
Православный христианин
Вы недостаточно знаете Господа нашего
Ооо, разумеется. И на абсолютное знание не претендую... в отличие, так сказать... :)
Но ложь, лукавство - не Бога методы, а иного пэрсонажа. Так что остаюсь при своём мнении. Солженицын - мерзавец. Хотя и выдающийся мерзавец. Но выдающийся не своим талантом или "откровениями", а тем же, чем и Иуда.
 
Православный христианин
Россия новостильников и староверов - разные и пока не соединились, хотя и сблизились.
Вы как-то нехорошо обо мне вещаете, какой же я новостильник? У меня Апостольское преемство, в отличие от неких выдумщиков ложного верования в обряды.
Что общего между Богом и Велииаром?
"...какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?
Какая совместность храма Божия с идолами?"(2.Кор.6.14-18)
 
Православный христианин
Вы как-то нехорошо обо мне вещаете, какой же я новостильник? У меня Апостольское преемство, в отличие от неких выдумщиков ложного верования в обряды.
Что общего между Богом и Велииаром?
"...какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?
Какая совместность храма Божия с идолами?"(2.Кор.6.14-18)
Единоверие – очень интересное и глубокое, сегодня до конца не осмысленное явление в Русской Церкви. Этакий мостик между Древней Русью и Государством Российским от Петра до наших дней. Обратимся к определению Единоверия священномучеником Симоном (Шлеевым), первым единоверческим епископом:

«Противопоставляемое в России расколу, Единоверие есть совокупность приходов Русской Церкви, единых с ней в вере, но разнствующих от нее в обряде. Единоверие есть отдел старообрядчества, допущенный на основании единства в вере в общение с Российской Церковью... Единоверие есть примиренное с Русской и Вселенской Церковью старообрядчество».

Революционная смута заставляет Патриарха Тихона ставить единоверческих архиереев на общеправославные кафедры, убеждаясь впоследствии в их ревности, стойкости духа, пастырском навыке и готовности отдать жизнь за Христа. В 1927 году проходит Съезд единоверцев, на котором среди прочих вопросов обсуждается и необходимость образования новых епархий для единоверцев, высказывается негативное отношение к раскольничьему ВЦУ. А вскоре, в 1929 году, Священным Синодом снимаются и клятвы на старые обряды. К великому сожалению, обстановка в стране привела к тому, что очень скоро единоверческие приходы растворились среди общеправославных. О советском периоде жизни единоверческих общин нам известно крайне мало.


Неужели патриарх Тихон для Вас не авторитет? Вы оспариваете решения Церкви, к которой принадлежите? Опасно ходите ...
 
Православный христианин
Вот деятельность двух "велотеракторов"
Единоверие – очень интересное и глубокое, сегодня до конца не осмысленное явление в Русской Церкви.
Т. есть исходя из единоверия Вы обзываете меня новостильником, да ещё и патриарха Тихона приплетаете ни к селу ни к городу.
Апостолы были намного раньше единоверия. И они, да будет Вам известно, основали Церковь, к которой и принадлежу.
 
Православный христианин
Вы обзываете меня новостильником,
Не обзываю, обращаю внимание на то, что термин никонианин несёт негативный оттенок, предложите иной термин. Анафемы старообрядцам отменены, вот главное, одни "не хуже" других. Не цепляйтесь к частностям, раскол надо преодолевать везде ... :)
 
Православный христианин
никонианин несёт негативный оттенок,
Вот для кого несёт, пусть и несёт. Для меня это звучит как признание в Апостольском приемстве. В отличие от этнофилистов, живущих обрядоверием.
 
Сибирь
Православный христианин
Сарказм меня не обидит, буду рад, если Господь откроется Вам с новой стороны.
Никаких иных сторон, кроме тех, что оговорены в Писаниях, мне не надобно. И "высасывать из пальца" какие-то новые "стороны" - это лишнее. Не пользуется Бог ни помощью, ни методами сатаны и его приспешников в своём промысле.
Поэтому говорить, что именно Бог наделил Солженицына некоей "миссией" - это некоторое преувеличение. Точнее, искажение.
 
Православный христианин
Единоверие – очень интересное и глубокое, сегодня до конца не осмысленное явление в Русской Церкви. Этакий мостик между Древней Русью и Государством Российским от Петра до наших дней.
ПРЕДИСТОРИЯ ЕДИНОВЕРИЯ.​

19-3 Чтобы понять, что такое единоверие, прежде всего следует ознакомиться с тем, как и почему оно возникло. Заранее оговоримся, что, несмотря на одни и те же факты, его предистория по-разному излагается и интерпретируется историками Православной Церкви и старообрядцами. Нижеизложенные факты в основном взяты из книг И.К.Смолича (кн.8, ч.2, сс. 135-140) и протоиерея П.С.Смирнова (сс. 207-217), а цитаты из словаря «Старообрядчество» (сс.94—101) приведены для сопоставления.

Протоиерей П.С.Смирнов пишет, что «возможность такого (то есть условного) единения признавалась и ранее оффициального осуществления его». При этом он ссылается на ответ, судя по всему, положительный, который дал в начале XVIIIв. миссионер Исаакий на вопрос старообрядца Филарета: «Можно ли иметь законно-установленную Церковь, в которой служба отправлялась бы по старопечатным книгам?» («Братское слово» (1875, кн.3). Вопрос типично раскольничий, заданный не ради того, чтобы получить ответ, а с одной целью — уловить миссионера в ловушку. Если ответит «нет», ему можно возразить: «А что же до Никона, Церковь не была законной?». Ответит «да», тогда с торжеством объявить, что они, раскольники, уже «имеют» такую Церковь, а «никониане» — «еретики и незаконное сборище». Что касается протоиерея П.С.Смирнова, то он видит в этом вопросе желание раскольников иметь законных священников, которые служили бы по «старым книгам», и говорит, что такую возможность миссионер Исаакий не отвергал.

19-4 «Староверы» хотели получить епископа от гражданской власти. Побудительные мотивы к «условному единению с Церковью» авторы словаря «Старообрядчество» излагают так: «Старообрядцы, как поповцы, так и в начале века беспоповцы, были озабочены отсутствием православных епископов и, как следствие, нехваткой священства, возможностью его полного уничтожения, знаменующего скончание века. Эти и многие другие причины побудили некоторых старообрядцев искать возможность сохранить древнее православие на основании действующих гражданских законов». Из этой фразы следует, во-первых, что раскольники Священноначалие Православной Церкви считали неправославными и за неимением епископов у себя заключали о скором конце света; во-вторых, чтобы «спасти древнее православие», они решили иметь дело не с Православной Церковью, а с гражданской властью.



Со стороны раскольников побудительной причиной к «соединению» было не единство веры, но одно стремление, — минуя церковные каноны и чины приема еретиков, с помощью гражданской власти принудить Церковь дать расколу «законных епископов». Раскольники никогда не имели намерения «присоединиться к никонианам», они хотели получить от них епископов и таким образом устроить свою, автономную церковь. Каким образом раскольники расчитывали получить «православных» епископов от «неправославных», вопрос до сих пор не решенный в расколе, но мысль обратиться за поддержкой к гражданской власти была вполне закономерной. Этот факт свидетельствует об укоренении в расколе чисто протестантского понятия о Церкви и утраты понятия православного о Ее апостольской преемственности. После упразднения патриаршества и учреждения Св.Синода, Они тем более могли рассчитывать на успех предприятия потому, что гражданская власть в России со времени упразднения патриаршества и учреждения Духовной коллегии, или Св. Синода, Православная Церковь в России фактически оказалась заложницей гражданской власти, чаще всего имевшей такие же протестантские понятия о Церкви. Ее положение во многом зависело от степени склонности того или иного монарха к Православию. Точно так же от этой склонности зависело и положение раскольников. Поэтому, когда монархи благоволили Церкви, хуже становилось раскольникам, а когда монархи начинали бороться с Церковью, раскольники, а вместе с ними и тайные сектанты, получали различные послабления.
 
Православный христианин
19-5 Легализация раскола при Петре III и Екатерине II. После Петра I в течение XVIIIв. на российском престоле сменилось 8 царей и цариц, но наиболее радикальные перемены произошли с восшествием на престол представителя Голштейн-Готторпской династии Петра-Ульриха, в крещении Петра III Федоровича, а затем, после его убийства, принцессы Ангальт-Цербстской Софии-Августы-Фредерики, в крещении Екатерины II Алексеевны. Закрывать глаза на их протестантское происхождение и воспитание, значит прятать голову в песок, как это делают страусы. Любители видеть «удерживающего» в лице всех российских самодержцев, вероятно, причисляют к таковым и Петра III с супругой. Однако деяния этих монархов свидетельствуют об обратном — даже Петр I не сделал столько вреда Церкви и Православию, сколько эта пара.



Перечислим основные законодательные акты, с помощью которых совершилась в России еще одна «маленькая революция», названная «церковными реформами». Восторженный поклонник прусского короля Фридриха II, Петр III был врагом России в политическом отношении, и в качестве такового тотчас по восшествии на престол отказался от участия в Семилетней войне и от всех русских завоеваний в Пруссии. Крещеный вынужденно, он стал врагом Православной Церкви, не любил духовенство и сразу же принял меры к ущемлению прав Церкви и истреблению монашества. Почти одновременно он издал указы об отобрании земель у монастырей и о даровании прав раскольникам, таких же, какие имели жившие внутри империи иноверцы. Затем последовал указ о прекращении следственных дел о раскольниках «в видах предупреждения самосожжений». Указ об уравнении раскольников с иноверцами выражал протестантские идеи о «веротерпимости». Замечательно то, что именно голштинский герцог, оставшийся лютеранином в душе, Петр III стал глубоко почитаемым у раскольников за его благодеяния. Его одного они не числят в «антихристах», под его именем выступили несколько самозванцев (Пугачев, глава скопцов К.Селиванов и др.).



В 1762г,
то есть сразу же по восшествии на престол, Екатерина II подписала два Манифеста, можно сказать, роковых для России, потому что ими она фактически открыла путь к распространению раскола, ересей и сектантства. В одном Манифесте она приглашала переселяться в Россию иностранцев, в другом —раскольников, живущих за границей. И тем и другим она гарантировала: 1) право отправлять обряды по их вере, 2) освобождение от платежа податей на 6 лет, 3) отвод выгодных земель в достаточных количествах; 4) освобождение от военной службы. Для расселения раскольников было отведено 70000 десятин самых плодородных земель и вскоре они расселились по всему Поволжью. Надел для иностранных поселенцев составлял 30 десятин на семью. Их селили тоже в Поволжье, затем по мере завоевания Новороссии и раскольников, и иностранных поселенцев начали селить там.



В 1763 г.
Екатерина II упразднила «Раскольническую контору». Масон и обер-прокурор Св.Синода И.И.Мелиссино, воодушевленный, так же, как и императрица, идеями веротерпимости, разработал проект «примирения староверов с Церковью». Проект предусматривал совершение православными священниками богослуженияя по старым книгам под надзором Синода, разрешались также и старые церковные обряды. Императрица поручила Синоду обсудить возможность таких мер. Обсуждали этот вопрос два члена Синода, митрополит Димитрий (Сеченов) и епископ Гедеон (Криновский). Они рассудили, что поелику и Сам Христос, и апостол Павел ради спасения души повелевали не держаться с фарисейской строгостью установлений, подлежащих изменениям, и что Церковь всегда дозволяла употреблять различные обряды, то и старообрядцам таковое дозволение может быть дано. Главным доводом в пользу этого заключения члены Синода выставляли тот факт, что «клятва собора 1667г. была произнесена не на обряды и не за обряды», посему дозволение употреблять «старые обряды» этой «клятве» не противоречит. Однако спасительным оно может быть при одном условии: если получившие на то разрешение лица, «во всем прочем единомудрствуют с Православной Церковью», и не только относительно ее Священноначалия, но и относительно ее обрядов откажутся от их похуления.



В 1764 г
. вышел указ о праве раскольников не брить бороду и носить неуказное платье. В 1769 г. императрица даровала раскольникам право свидетельства на суде. В 1783 г. она запретила употреблять в письменных актах и «в разговоре» наименование «раскольник».

19-6 Гонение на Церковь под видом «реформы». Таковы были меры императрицы в отношении иностранных сектантов и русских раскольников. И, как нетрудно видеть, для них она сделала немало. А что Екатерина II сделала для Церкви?

15 сентября 1763г. на совместной конференции Св.Синода и Сената, созванной для обсуждения проекта Мелиссино, Екатерина II произнесла речь, в которой откровенно высказала свои симпатии к раскольникам и резкое осуждение церковной иерархии в лице Патриарха Никона. Она заявила: «Никон внес разлад и разделение между народом и престолом… Никон из Алексея царя-отца сделал тирана и истязателя своего народа. Народ стал видеть в своих царях антихристов, и мы его не виним: народ подлинно испытал на них руку последних. И для чего все это? Для чего Алексей изменил своему народу…? Чтобы угодить другу своему Никону, чтобы из него и будущих патриархов создать врагов престолу и самодержавия». Эта речь была издана в 1912г., а цитируют ее раскольники в своем словаре, при этом сами удивляются смелости императрицы. Видно, даже они столь «смело» не рассуждали.

Говорилось все это не столько для ублажения раскольников, как для устрашения Синода. Дело в том, что за полгода до конференции был арестован, осужден Синодом и сослан в дальний монастырь Ростовский митрополит Арсений (Мацеевич). Он выступил против намечавшегося отъятия у Церкви недвижимых имуществ. Неудивительно поэтому, что в защиту Святейшего Патриарха Никона и благоверного Царя Алексея Михайловича никто не решился выступить, когда зарвавшаяся немка столь бесцеремонно их отчитывала, и по сути обозвала антихристами. Синод и Сенат покорно выслушали наставление и сделали совместное Заявление, что обычай креститься двумя перстами не есть доказательство принадлежности к расколу и запрещать его не следует.

Через 4 месяца, 14 января 1764 г. Екатерина опубликовала Манифест, где распорядилась закрыть свыше 500 православных монастырей (около 2/3 от числа бывших); отобрать у оставшихся монастырей земли, населенные крестьянами, передать их в ведение Коллегии Экономии с обещанием выплачивать из доходов с этих имений «штатную сумму» на содержание иноков. Таким образом, одновременно у Церкви были отняты земли, а сектантам и раскольникам — розданы сотни тысяч самых плодородных земель с правом не платить подати. Православные монастыри были закрыты, оставшиеся разорены и опустели, а на Иргизе и на Керженце жировали раскольнические «скитники» и «скитницы». Так что у раскольников были все основания считать, что гражданские власти помогут им «поиметь своих епископов» и что матушка-Екатерина сможет заставить Св.Синод сделать все, чего их душеньке угодно.
 
Православный христианин
19-7 Никодим и его влиятельные покровители. Помогали им в этом деле «просвещенные вельможи». Тогдашний наместник Малороссии, граф П.А. Румянцев-Задунайский, имел склонность к разного рода сектантам, и поэтому на своих землях поселил колонию гернгуттеров (моравских братьев). Поблизости жили в Стародубье раскольники, граф познакомился с «иноком» Никодимом (1745-1784) и часто беседовал с ним о нуждах старообрядчества.



В словаре «Старообрядчество» написано, что Никодим надеялся «приобрести законного архиерея, совершенно независимого от господствующей церкви, считал, что никониан можно принимать как еретиков по III чину через отречение от ересей и сомневался в сохранении благодати священства после миропомазания». Подразумевается, «перемазывание» беглых попов раскольниками. В 1781г. о своих надеждах он поведал графу Румянцеву, тот посоветовал просить у Св.Синода «священства с дозволением отправлять богослужение по старопечатным книгам» и обещал покровительство. Никодим ездил в Москву и Петербург, был обласкан любимцем Екатерины князем Г.А. Потемкиным (потомок тех самых Потемкиных, Спиридона и Ефрема, главарей раскола в XVIIв.) и, благодаря ему был представлен императрице.



В Стародубье далеко не все раскольники сочувствовали Никодиму, и по обычаю раскольников противники хотели его даже убить. Никодим изложил в 12 пунктах условия, на которых было решено просить законного епископа, и 1500 его единомышленников дали ему доверенность на ходатайство, с чем он в 1783г. и отправился в Петербург.



«Статьи инока Никодима» с помощью графа Румянцева были доставлены митрополиту Новгородскому и Петербургскому Гавриилу. В преамбуле Никодим доказывал, что старые обряды православны, а в православности новых выражал сомнение. Затем он переходил к делу и выставлял следующие условия:

1) «разрешить от клятвы старые обряды», особенно двоеперстие;

2) прислать из Синода при указе от Ея Величества «великороссийской породы хорепископа», который состоя в непосредственном ведении Синода и, будучи независим от епархиального архиеререя, управлял бы делами всех старообрядцев (и беспоповцев? — к сожалению, этот пункт не уточняется).

3) хорепископ станет поставлять избранных общиной иереев и диаконов, они же будут совершать богосужение по «старым книгам и старым обрядам».

Ответной реакции на это послание от митрополита Гавриила не потребовалась, потому что вскоре императрица обошлась без Св.Синода и двумя указами разрешила епархиальным архиереям поставлять староверам священников, а в 1785 году князю Потемкину было велено на тех же условиях поселять староверов в Таврической губернии. Так появилось первая «община согласников, обязанная возможностью отправлять свои богослужения решению гражданской власти, а не церковной» (И.К.Смолич).



19-8 Попытка получить епископа от Павла I
. В 1798 году Указ Павла I от 12 марта 1798 года дозволил Св.Синоду создавать приходы «согласников» без особого доклада императору. Ободренные этим указом староверы с Рогожского кладбища, не желавшие допускать к себе священников «никонианского Синода» захотели устроить старообрядческую Церковь, которая находилась бы непосредственно в ведении правительства. Летом 1799 года депутация рогожцев подала прошение из 15 пунктов. Самыми замечательными из них было: 1) требуемый ими епископ должен назначаться не Церковью, а правительством и ему же подчиняться; 2) духовное управление выбирают приходы сами; 3) все таинства, совершаемые поповцами (особенно венчания), должны признаваться законными; 4) чтобы перешедшие к ним, поповцам, священники не считались беглыми. Если бы не переменчивость настроений Павла I, планы староверов по созданию автономной «церкви» протестантского типа могли бы и осуществиться.

Но камнем преткновения в переговорах оказалась молитва за царя — «староверы», даже ценой отказа от создания «собственной церкви», не соглашались поминать царя на Великом Входе и молиться «за государя императора» (вместо: «за православного царя»). Император Павел на это обиделся и отказался удовлетворить их просьбу.
 
Сверху