Без духовного отца

Леонид_Киев

Участник, заслуживающий доверия
Киев
Православный христианин
Братья и сестры. Хотел спросить вас о таком.
Много сказано в православной литературе и просто в советах со стороны священников и просто христиан друг другу насчет того, что в сложных вопросах нужно обращаться за советом к своему духовнику. Это - хорошо и правильно. Но доводилось мне слышать и о том, что сейчас очень не просто с духовными отцами, и совсем не у каждого он есть.
У меня, например, не сложилось. На начальном этапе своего становления как православного христианина, когда у меня было масса довольно простых вопросов, это было несложно - я мог обратиться к любому священнику, чаще всего, во время исповеди, и они давали совет. Часто священники сами во время исповеди подказывают что-то, даже не дожидаясь вопросов. Но со временем вопросы становятся более сложными или более специфическими, требующими более подробных объяснений с моей стороны и более подробного вникания со стороны священника, и вот это уже начало становиться проблемой.
Был у меня один знакомый иеромонах, который очень хорошо помогал мне советом в разных ситуациях. Но на мой намек стать моим духовником он довольно однозначно отказал в свое время. А в последнее время вообще почему-то начал избегать открытого общения, при том, что не могу сказать, что я как-то особо его доставал. Возможно, ему по послушанию это не полагается, или он сам начал чувствовать, что это ему вредно - разглагольствовать лишний раз о чужой жизни. Но факт в том, что я остался не то, что без духовника (которого и не было никогда), а и без даже эпизодического советчика по духовным вопросам. Другие священники, которые встречаются мне в жизни, как-то мной самим не воспринимаются в качестве духовных наставников - допускаю, что по гордости моей, но преодолеть я это не могу и не хочу - нет тяги к этим конкретным людям, ну или молоды они слишком, например.

Вот и вопрос, собственно - есть ли кто среди вас, братья и сестры, с подобной ситуацией? Как вы организуете свою духовную жизнь? Где ума-разума набираетесь, как в сложных моментах поступаете?

Спаси Господи!
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
факт в том, что я остался не то, что без духовника (которого и не было никогда), а и без даже эпизодического советчика по духовным вопросам
Аналогично.
Одно дело посоветоваться с братией и поступить, как совесть велит; другое дело искать того, кому будете повиноваться по послушанию,как духовнику. Этот человек будет нести за вас полную ответственность перед Богом. Мало кто способен понести такой груз ответственности за чужую жизнь.

И прежде чем довериться чьему-либо духовному совету надобно испытать этого человека на чистоту Веры.
 
Православный христианин
«...Святые Отцы постановили непременным правилом для желающего спастись – последование нравственному преданию Церкви. Для этого они заповедуют желающему жить благочестиво и благоугодно руководство наставлениями истинного учителя или руководство писаниями отеческими, соответствующими образу жизни каждого. По прошествии восьми столетий по Рождестве Христовом начинают Церковные святые писатели жаловаться на оскудение духовных наставников, на появление множества лжеучителей. Они заповедуют по причине недостатка в наставниках обращаться к чтению Отеческих писаний, удаляться от чтения книг, написанных вне недра православной Церкви...».
(Полное собрание творений святителя Игнатия (Брянчанинова); Том VIII; Письма святителя Игнатия к друзьям и знакомым; №39 (стр. 214).

«...Христианину, которого жребий – проводить и окончить жизнь среди мира, должно читать святых отцов, писавших вообще для всех христиан. Таковы писатели, которых сочинения написаны на русском языке или переведены на него: святой Иоанн Златоустый, святой Димитрий Ростовский, святитель Тихон Воронежский, Никифор Астраханский, Георгий Затворник. Обильное поприще для чтения. Обильное духовное пастбище, на котором до насыщения и тучности могут питаться словесные овцы Христовы!..».
(Полное собрание творений святителя Игнатия (Брянчанинова); Том VIII; Письма святителя Игнатия к Павлу Васильевичу и Софье Григорьевне Энгельгардт; № 1; стр. 134).

От себя добавил бы, труды Святителя Феофана Затворника Вышенского, праведного Иоанна Кронштадтского, преподобного Иустина (Попович) Челийского, епископа Василия Кинешемского (Беседы на Евангелие от Марка).
 
Вот вконтакте как раз встретилось, о. Макарий (Маркиш) цитирует слова арх. Ефрема (Ватопед): http://convent.mrezha.ru/_text/qnaChurch.htm#11

Про это ли Вы спрашиваете? Мне один иеромонах также отказал, сказав, что и сам ещё не дорос, и монастырь от меня далеко, но дал свой телефон, я в сложных ситуациях ему звоню (осень редко), а у него дар рассудительности, он великолепно ситуации понимает (духовную сторону) и все непонятное мне "раскладывает по полочкам". Приходской священник старается воспитать в прихожанах чувство личной ответственности, поэтому я и сама отвыкла задавать вопросы по таким вопросам, ответы на которые я и сама могу найти или додуматься. А по серьёзным духовным вопросам ну или по сложным для меня вопросам или, например, я не знаю, что делать, конечно, могу посоветоваться с ним. Раньше я думала в неоднозначных ситуациях: как бы поступил Христос? Сейчас что-то забыла этот постоянный вопрос, которым я поверяла многое, а зря.
 
Россия
Православный христианин
Как вы организуете свою духовную жизнь? Где ума-разума набираетесь, как в сложных моментах поступаете?
Подружитесь со Священным Писанием и святыми отцами. Восполните недостатки в философском образовании, если занимаетесь какими-то сложными сферами труда, чтобы привнести в них православный дух (финансы, наука, высокие технологии и т.п.). Укрепляйтесь Святыми Таинствами, постами и молитвами. Будьте готовы в каждую минуту оставить эту жизнь, если Господь призовет.

Да и все проверяйте своим умом и молитвой. В нашу информационную эпоху это крайне важно. Лучше знать мало, но самим разобранное до предела возможного, лучше ползти как улитка, но чтобы Бог руководил нами, а не человеческие мнения.

А чтобы «сложных моментов» не возникало, нам надо заранее готовиться, изучать свою веру, особенно Священное Писание с толкованиями святых отцов. Появление «сложного момента» в жизни - это своего рода обличение нашего невежества в православной вере и лени к ее изучению. Очевидно ведь, что понятие «сложного момента» относительное. Для невежды и простое - сложное.
 
Москва
Православный христианин
И прежде чем довериться чьему-либо духовному совету надобно испытать этого человека на чистоту Веры.
А если этот человек сталинист,то стоит ему довериться?

---------------------------------------------------------------------------------

я остался не то, что без духовника (которого и не было никогда),
Нет,не верю я Вам дорогой Леонид...был,есть и надеюсь будет всегда.

Один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья;и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос.

Поздравляю Вас с прошедшим праздником всех Киевских святых!Очень рекомендую прочесть замечательные работы свят. Игнатия...они как раз по Вашей теме.Очень важно,чтобы православный, прежде чем у него появятся духовники, как можно быстрее смог правильно расставить акценты во взаимотношениях с ними... .(12 и 13 глава,Жительство по совету,Жительство в послушании у старца).

"Сердце Ваше да принадлежит Единому Господу, а в Господе и ближнему. Без этого условия принадлежать человеку – страшно. Не бывайте раби человеком, – сказал Апостол.
Всякий духовный наставник должен быть только слугой Жениха Небесного, должен приводить души к Нему, а не к себе, должен возвещать им о бесконечной, неизреченной красоте Христа, о безмерной благости Его и силе; пусть они полюбят Христа, точно достойного любви. А наставник пусть, подобно великому и смиренному Крестителю, стоит в стороне, признает себя за ничто, радуется своему умалению перед учениками, умалению, которое служит признаком их духовного преуспеяния. Доколе плотское чувство преобладает в учениках – велик перед ним наставник их, но когда явится в них духовное ощущение и возвеличится в них Христос – они видят в наставнике своем только благодетельное оружие Божие.

Охранитесь от пристрастия к наставнику. Многие не остерегались и впали вместе с наставниками своими в сеть диаволу. Совет и послушание чисты и угодны Богу только до тех пор, пока они не осквернены пристрастием. Пристрастие делает любимого человека кумиром, от приносимых этому кумиру жертв с гневом отвращается Бог. И теряется напрасно жизнь, погибают добрые дела, как благовонное курение, разносимое сильным вихрем или заглушаемое воней смрадной. Не давайте в сердце Вашем места никакому кумиру.

И ты, наставник, охранись от начинания греховного! Не замени для души, к тебе прибегшей, собой Бога. Последуй примеру святого Предтечи: единственно ищи того, чтобы возвеличился Христос в учениках твоих. Когда Он возвеличится – ты умалишься; увидев себя умалившимся по причине возросшего Христа, исполнись радостью. От такого поведения чудный мир будет навеваться на сердце твое, в себе увидишь исполнение слов Христовых: смиряющий себя вознесется."

"Изучай Божественное Писание, – говорит Симеон Новый Богослов, – и писания святых отцов, особливо деятельные, чтобы, с учением их сличив учение и поведение твоего учителя и старца, ты мог их видеть (это учение и поведение) как в зеркале и понимать; согласное с Писанием усваивать себе и содержать в мысли; ложное и худое познавать и отвергать, чтобы не быть обманутым. Знай, что в наши дни появилось много обманщиков и лжеучителей". Преподобный Симеон жил в десятом столетии по Рождестве Христовом, за девять веков до нашего времени – вот уже когда раздался голос праведника в святой Христовой Церкви о недостатке истинных духоносных руководителей, о множестве лжеучителей. С течением времени более и более оскудевали удовлетворительные наставники монашества, тогда святые отцы начали более и более предлагать руководство Священным Писанием и писаниями отеческими."

"Советуйся с добродетельными и разумными отцами и братиями, но усваивай себе советы их с крайней осторожностью и осмотрительностью. Не увлекайся советом по первоначальному действию его на тебя! По страстности и слепоте твоей иной страстный и зловредный совет может понравиться тебе единственно по неведению и неопытности твоим или потому, что он угождает какой-либо сокровенной, не ведомой тобою, живущей в тебе страсти. С плачем и сердечными воздыханиями умоляй Бога, чтобы Он не попустил тебе уклониться от Его всесвятой воли к последованию падшей человеческой воле – твоей или ближнего твоего, твоего советника. Как о своих помыслах, так и о помыслах ближнего, о его советах, советуйся со св.Евангелием."
Святитель Игнатий (Брянчанинов).
свят Игнатий Брян.jpg
 
Интересующийся
Вот и вопрос, собственно - есть ли кто среди вас, братья и сестры, с подобной ситуацией?
Мне бы Ваши проблемы... К меня не то что духовника, у меня даже брата во Христе нет! Поэтому я не могу исполнить заповедь Сына Божьего о любви к братьям, по причине, что такие братья отсутствуют в принципе.
Вы скажите: "Иди в храм!" Но они там все чужие друг другу. Если общаются, то как мирские (просто потому что знакомы друг с другом). Любви между ними я не вижу. А раз нет любви, то по слову Иисуса (Ин 13:35), они и не братья во Христе вовсе. Я уже молчу о полном согласии прихожан с этим миром (прелюбодейном и грешном), что нам противопоказано в принципе.

Так что я могу Вам только позавидовать. Отсутсвие духовника - сущая мелочь.
 
Россия
Православный христианин
Любви между ними я не вижу. А раз нет любви, то по слову Иисуса (Ин 13:35), они и не братья во Христе вовсе.
Начните любить сами, тогда и в других увидите любовь. Почти все мы пребываем в этом мире как в больнице, нам ли осуждать друг друга? Одни болеют, но лечатся. А другие уверили себя в том, что здоровы и все так и должно быть, как есть теперь, зла в мире нет и смерть естественна для человека (это материалисты). Выбирайте с кем быть, с первыми или со вторыми!
 
Православный христианин
Где ума-разума набираетесь, как в сложных моментах поступаете?
Духовниками как советчиками могут быть молитвы, общение, книги, лекции. Размышления. Форум. )
Духовник не должен стать самоцелью, заслонить собственное общение с Господом, но быть как помощь. Пока не встретился, мб так и наберусь ума-разума без духовника. )
 
...у меня даже брата во Христе нет! Поэтому я не могу исполнить заповедь Сына Божьего о любви к братьям, по причине, что такие братья отсутствуют в принципе.
... Любви между ними я не вижу. А раз нет любви, то по слову Иисуса (Ин 13:35), они и не братья во Христе вовсе. Я уже молчу о полном согласии прихожан с этим миром (прелюбодейном и грешном), что нам противопоказано в принципе.
А вот это интересно, что такое "брат во Христе". Верящий в Христа? Верящий и старающийся быть его учеником, но срывающийся (как все мы по нашей человеческой слабости и невозможности что-либо без Бога сделать - в т.ч. и научиться видеть Божий Образ в абсолютно каждом человеке, в нашем ближнем, научиться любить ближнего)?
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
другое дело искать того, кому будете повиноваться по послушанию,как духовнику
Подобная практика существует только в монастырях, да и то с определенными оговорками. Для мирян нет никакого "повиноваться по послушанию". Это прелесть, только вектор наоборот. Попытка свалить ответственность за свою жизнь на кого-то, прикрываясь "послушанием". Бывает это еще в форму поиска "старца" облекается.....Совсем печаль. У нас же есть Писание, Предание и Таинства. Этого более чем достаточно.
Как верно сказал Сергий выше- " должно читать святых отцов ". А их даже просто прочитать жизни не хватит.
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
А если этот человек сталинист,то стоит ему довериться?
Сталинист - это ярлык.
Если Вы об отце Сергии, то смотрите на дела его. Разве он Сталина проповедует? Он Христа проповедует и обличает ереси, в которых погрязли некоторые.
Схиигумен Митрофан Лаврентьев - "Слова истины из уст отца Сергия вселяют в нас надежду", продолжительность 3:28мин:

Вы ведь написали:
"Изучай Божественное Писание, – говорит Симеон Новый Богослов, – и писания святых отцов, особливо деятельные, чтобы, с учением их сличив учение и поведение твоего учителя и старца, ты мог их видеть (это учение и поведение) как в зеркале и понимать; согласное с Писанием усваивать себе и содержать в мысли; ложное и худое познавать и отвергать, чтобы не быть обманутым. Знай, что в наши дни появилось много обманщиков и лжеучителей".
=========
Для мирян нет никакого "повиноваться по послушанию". Это прелесть,
Прелесть - обвинять всех в бездуховности и иждивенчестве.
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Прелесть - обвинять всех в бездуховности и иждивенчестве.
1. Я никого не обвинял)
2. Особо духовным назвать себя никто не может - факт. Да и "иждивенчество" - есть, есть у нас в Церкви такая болячка. Даже на уровне прихода, и печально, что этому бывает и потакают
3. Все приведенные выше цитаты тоже не подразумевают никакого "повиноваться по послушанию" . А напротив. " с учением их сличив учение и поведение "
Еще раз повторю, в такой форме это монашеская практика. В миру это выглядит иначе. Как совет, беседы и т.д.
 
Интересующийся
Начните любить сами, тогда и в других увидите любовь.
Сытый голодному не товарищ. Я голоден. Вы сыты и притом говорите мне: «идите с миром, грейтесь и питайтесь» (Иак 2:16).
Вы не чувствете моей боли, хотя она в каждом слове. Как же пребывает в Вас любовь Божия?
Потому-то я и сказал, что в любви между братьями не найдешь даже с прожектором, если будешь искать в городе целый год, с утра до вечера.
Впрочем, я больше не жду любви в этом мире. Я жду только Суда Божьего. Пусть Отец Небесный рассудит каждого из нас справедливо.
 
Православный христианин
В нас мало любви, Михаил Алексеевич! Денис ведь прав.Вот,читаю каждый день." Надоедаю" Господу.
Сою́зом любве́ апо́столы Твоя́ связа́вый, Христе́, и нас Твои́х ве́рных рабо́в к Себе́ тем кре́пко связа́в, твори́ти за́поведи Твоя́ и друг дру́га люби́ти нелицеме́рно сотвори́, моли́твами Богоро́дицы, Еди́не Человеколю́бче.

* * *

Кондак, глас 5*
Пла́менем любве́ распали́ к Тебе́ сердца́ на́ша, Христе́ Бо́же, да то́ю разжига́еми, се́рдцем, мы́слию же и душе́ю, и все́ю кре́постию на́шею возлю́бим Тя, и и́скренняго своего́ я́ко себе́, и повеле́ния Твоя́ храня́ще сла́вим Тя, всех благ Да́теля.
 
Сытый голодному не товарищ. Я голоден.
Это проблема. У меня так же. Мы все нуждаемся в тепле. Имхо, мы чувствуем этот голод, когда углубляемся в себя, какие-то претензии возникают к другим и поэтому закрываемся от Божьей благодати, которая нас питает теплом и радостью. И ведь все такие в той или иной степени. Поэтому нужно помогать друг другу хоть малостью - например, улыбнуться другому, предложить помолиться за кого-то, о ком молится Ваш со-прихожанин, например. Предложить помощь тому, кому это надо в том, что Вы можете. Хотя бы чуть-чуть. Ведь очень многие в таких "коконах" - мол, никто меня здесь не любит, кроме Бога. Но ведь Бог действует через людей. Неужели Вы не чувствуете ничего хорошего от них?
 
Россия
Православный христианин
Впрочем, я больше не жду любви в этом мире. Я жду только Суда Божьего. Пусть Отец Небесный рассудит каждого из нас справедливо.
«Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет, то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его. Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния» (Ам. 5, 18-20).
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Вот и вопрос, собственно - есть ли кто среди вас, братья и сестры, с подобной ситуацией? Как вы организуете свою духовную жизнь? Где ума-разума набираетесь, как в сложных моментах поступаете?
Помощи Божьей. Молитва,часто усердная с понуждением, искренняя до слез и с поклонами,будто выпрашиваешь у Бога милости - не заслуженной. Но надо так молиться,теребя свою душу, сердце - главное, чтобы не было безразличия к себе, к своей судьбе, к своему спасению...прохладного отношения не было,"мертвых" чувств. Бог обязательно ответит на мольбы милостью или вразумлением. Итогом должно стать душевная теплота к Богу, Его попечению о тебе и доверие,приносящее мир в душу, чтобы не случилось,потому как Бог благ.
 
Михаил, я заинтересовалась и спросила у своих друзей, что такое "брат во Христе" для христианина. Их мнение, что - каждый человек. Нашедший Христа или ещё не знающий Его, но - каждый.
Так что не отчаивайтесь, все мы друг другу братья и сёстры, но не все имеют силы или не умеют это показать на деле.
 
Сверху