- Православный христианин
Не так давно заинтересовался одним богословским вопросом, так и не найдя на него ответа. Я спрашивал у знакомых священников, но мне было сказано что церковь не дает ответа и определений. Читал разные православные сообщения на эту тематику, но информация противоречива. Высказывания священников также во многом противоречивы.
Речь пойдет о животных, их роли в этом мире, судьбе и предназначении в нем.
У меня есть несколько вопросов, на которые мне хотелось бы получить ответы, желательно священника конечно.
Вопрос первый: Смысл?
Если попытаться в интернете найти ответ на вопрос: Зачем Бог создал животных?
То найдем мы примерно такой ответ:
"Бог создал животных не только для дружбы, но и чтобы человек мог ими пользоваться для себя и чтобы они служили человеку. От животных имеем рабочую силу, шерсть, кожу, мясо. Некоторые животные есть и для забавы и для лечения."
Мир тлен, и потому он полон несправедливости где каждое живое существо страдает в борьбе за свою жизнь. Но так было не всегда, когда то все живые существа находились в раю, где не было злобы и раздора, все было нетленно и совершенно. Человек нарушил эту идиллию, за что и был изгнан. Вместе с ним, из рая были изгнаны все прочие живые существа. И тут возникает вопрос: почему?
Говорят, существа были признаны служить человеку. Но в раю люди не в чем не нуждались. Тогда для чего же они были созданы? Есть мнение что Бог создал животных для того чтобы человек был свидетелем премудрости и величия Бога, для того чтобы мир был разнообразен. Бог запрещал людям употреблять в пищу мясо животных, все изменилось после потопа: и люди все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Быт.9:3-4).
Значит не для еды Бог создал животных, не это было Его целью. Тогда зачем? Не ужели только для разнообразия?
Совсем другой вопрос: почему Бог разрешил употреблять в пищу мясо?
Блаженный Феодорит дает такой ответ: «Бог, провидев наклонность человека к идолослужению и обоготворению животных, дал плоть сих последних в пищу, дабы познал, сколь неприлично воздавать божеское почтение земным существам, которых можно убивать и съедать»
Святитель Филарет Московский пишет следующие: «Животные назначаются в пищу после потопа потому, как думают некоторые, что: а) земных плодов со временем не достало бы для множества человеков; плодотворная сила земли оскудела бы, и слабость человеческого тела требовала сильнейших вспоможений для сего сохранения» (Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, М., 1867, с. 8).
Ссылаясь на авторитет можно также заключить что плоть употреблять в пищу не желательно, именно так и поступают монахи, чтобы приблизиться к первородному образу безгрешного человека, для котрого употребление в пищу мяса Богом не рассматривалось. В этом нет ничего удивительного, это благоразумно. Однако вопрос смысла существования животных для меня остается по прежнему не решенным.
Охота.
Раньше, охота была необходимым, и почтительным видом деятельности. Животные были добычею, для пищи и меха. Это был способ выживания. У охотников покровителем считается Святой Трифон. Теперь же, другие времена. Человеку не голодно и не холодно, он может купить пищу и одежду. Ныне охота потеряла свою значимость, теперь это "спорт" и развлечение. Но что думают об этом священнослужители? И главное, есть ли официальная позиция церкви об охоте?
И что церковь думает о звероводстве?
Теперь, хотелось бы перейти к самому главному вопросу, о котором я и писал в начали поста.
Душа животных.
Существует следующие мнение основывающиеся на сравнении в Библии крови животного с душою. Например, Лев. 17,11 и Втор. 12, 23 "душа тела в крови", "кровь есть душа"
«Да изведет земля душу живу.Для чего земля изводит душу живу? Чтобы ты знал различие между душою скота и душою человека. Вскоре узнаешь, как сотворена душа человеческая, а теперь слушай о душе бессловесных. Поскольку, по Писанию, душа всякаго животнаго кровь его есть (Лев. 17, 11), а сгустившаяся кровь обыкновенно обращается в плоть, и истлевшая плоть разлагается в землю, то, по всей справедливости, душа скотов есть нечто земное. Итак да изведет земля душу живу.Рассмотри связь души с кровью, крови с плотью, плоти с землею, и опять в обратном порядке переходи от земли к плоти, от плоти к крови, от крови к душе, и ты найдешь, что душа скотов есть земля. Не думай, что она старше телесного их состава, и что она пребывает по разрушении тела. Убегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою, и говорить о себе, что они были некогда и женами, и деревьями, и морскими рыбами. А я, хотя не скажу, бывали ли они когда рыбами, однако же со всем усилием готов утверждать, что, когда писали cиe, были бессмысленнее рыб» (Беседы на шестоднев. Беседа 8-я)
Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде» (Рим.8:19-23)
Многие утверждают что душа термин многозначный, а у животных есть только дух, который является энергией, умирающая вместе с телом. И хотя в Азбуке Веры написано именно так, далеко не все священники склоняются этого мнения. Видя страдания животных, и коль душа их смертна, то и бессмысленность этих страданий, возникает мысль о несправедливости Бога по отношению к животных. Ведь животные не были не в чем виноваты перед Богом, когда он их изгнал из рая. И говориться, что Бог лишил животных бессмертия (когда они были в раю) обрекая их на бессмысленные страдания. Но ведь мы знаем что Бог будучи идеалом, справедлив во всем.
«И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» (Быт. 1, 24)
Помнится один из святых представлял душу животных как некую субстанцию, душу животного мира, которая едина для всех животных, и частью ее наделяется всякое безсловестное существо.
Да, животные это не биомашины, какими их часто представляют по телевидению. Порой животные способны на удивительные поступки, кроме того каждое животное индивидуально, понятно что дух животных примитивен, но темнее Бог наделил животных психологией, мышлением притом от размера головного мозга способности животного к обучению не зависят. Даже вороны способны к установлению причинно-следственных связей. Однако у животных нет духовных качеств, а, следовательно, нет никакого нравственного чувства, включая чувство ответственности за свои поступки. Потому то человек несет перед Богом ответственность за воспитание и содержание питомца. Интересно было также узнать, что не все хищные дикие животные агрессивны по отношению к человеку. Так например, рысь, лисица, и гепард не нападут на человека, за исключением случаев бешенства и самозащиты.
Думаю дух есть у примитивных животных, а примитивная но бессмертная душа у более сложных существ. Пока я прихожу именно к такому выводу. (Думаю что улитка и собака животные не равнозначные)
Я не могу причислить себя к любящим животным, но я чувствую несправедливость и она беспокоит меня. Кроме того, я категорически против ереси равенства человека с животным, которую так активно навязывают некоторые зоозащитники.
«Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи» (Ис. 11, 6-8).
Большая просьба к администрации. Я создал эту тему для того чтобы узнать мнение людей, поскольку считаю серьезной, подлежащей обсуждению. Мне бы очень не хотелось чтобы тема была закрыта только потому что кто-то захочет принести сюда раздор.
Речь пойдет о животных, их роли в этом мире, судьбе и предназначении в нем.
У меня есть несколько вопросов, на которые мне хотелось бы получить ответы, желательно священника конечно.
Вопрос первый: Смысл?
Если попытаться в интернете найти ответ на вопрос: Зачем Бог создал животных?
То найдем мы примерно такой ответ:
"Бог создал животных не только для дружбы, но и чтобы человек мог ими пользоваться для себя и чтобы они служили человеку. От животных имеем рабочую силу, шерсть, кожу, мясо. Некоторые животные есть и для забавы и для лечения."
Мир тлен, и потому он полон несправедливости где каждое живое существо страдает в борьбе за свою жизнь. Но так было не всегда, когда то все живые существа находились в раю, где не было злобы и раздора, все было нетленно и совершенно. Человек нарушил эту идиллию, за что и был изгнан. Вместе с ним, из рая были изгнаны все прочие живые существа. И тут возникает вопрос: почему?
Говорят, существа были признаны служить человеку. Но в раю люди не в чем не нуждались. Тогда для чего же они были созданы? Есть мнение что Бог создал животных для того чтобы человек был свидетелем премудрости и величия Бога, для того чтобы мир был разнообразен. Бог запрещал людям употреблять в пищу мясо животных, все изменилось после потопа: и люди все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Быт.9:3-4).
Значит не для еды Бог создал животных, не это было Его целью. Тогда зачем? Не ужели только для разнообразия?
Совсем другой вопрос: почему Бог разрешил употреблять в пищу мясо?
Блаженный Феодорит дает такой ответ: «Бог, провидев наклонность человека к идолослужению и обоготворению животных, дал плоть сих последних в пищу, дабы познал, сколь неприлично воздавать божеское почтение земным существам, которых можно убивать и съедать»
Святитель Филарет Московский пишет следующие: «Животные назначаются в пищу после потопа потому, как думают некоторые, что: а) земных плодов со временем не достало бы для множества человеков; плодотворная сила земли оскудела бы, и слабость человеческого тела требовала сильнейших вспоможений для сего сохранения» (Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, М., 1867, с. 8).
Ссылаясь на авторитет можно также заключить что плоть употреблять в пищу не желательно, именно так и поступают монахи, чтобы приблизиться к первородному образу безгрешного человека, для котрого употребление в пищу мяса Богом не рассматривалось. В этом нет ничего удивительного, это благоразумно. Однако вопрос смысла существования животных для меня остается по прежнему не решенным.
Охота.
Раньше, охота была необходимым, и почтительным видом деятельности. Животные были добычею, для пищи и меха. Это был способ выживания. У охотников покровителем считается Святой Трифон. Теперь же, другие времена. Человеку не голодно и не холодно, он может купить пищу и одежду. Ныне охота потеряла свою значимость, теперь это "спорт" и развлечение. Но что думают об этом священнослужители? И главное, есть ли официальная позиция церкви об охоте?
И что церковь думает о звероводстве?
Теперь, хотелось бы перейти к самому главному вопросу, о котором я и писал в начали поста.
Душа животных.
Существует следующие мнение основывающиеся на сравнении в Библии крови животного с душою. Например, Лев. 17,11 и Втор. 12, 23 "душа тела в крови", "кровь есть душа"
«Да изведет земля душу живу.Для чего земля изводит душу живу? Чтобы ты знал различие между душою скота и душою человека. Вскоре узнаешь, как сотворена душа человеческая, а теперь слушай о душе бессловесных. Поскольку, по Писанию, душа всякаго животнаго кровь его есть (Лев. 17, 11), а сгустившаяся кровь обыкновенно обращается в плоть, и истлевшая плоть разлагается в землю, то, по всей справедливости, душа скотов есть нечто земное. Итак да изведет земля душу живу.Рассмотри связь души с кровью, крови с плотью, плоти с землею, и опять в обратном порядке переходи от земли к плоти, от плоти к крови, от крови к душе, и ты найдешь, что душа скотов есть земля. Не думай, что она старше телесного их состава, и что она пребывает по разрушении тела. Убегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою, и говорить о себе, что они были некогда и женами, и деревьями, и морскими рыбами. А я, хотя не скажу, бывали ли они когда рыбами, однако же со всем усилием готов утверждать, что, когда писали cиe, были бессмысленнее рыб» (Беседы на шестоднев. Беседа 8-я)
Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде» (Рим.8:19-23)
Многие утверждают что душа термин многозначный, а у животных есть только дух, который является энергией, умирающая вместе с телом. И хотя в Азбуке Веры написано именно так, далеко не все священники склоняются этого мнения. Видя страдания животных, и коль душа их смертна, то и бессмысленность этих страданий, возникает мысль о несправедливости Бога по отношению к животных. Ведь животные не были не в чем виноваты перед Богом, когда он их изгнал из рая. И говориться, что Бог лишил животных бессмертия (когда они были в раю) обрекая их на бессмысленные страдания. Но ведь мы знаем что Бог будучи идеалом, справедлив во всем.
«И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» (Быт. 1, 24)
Помнится один из святых представлял душу животных как некую субстанцию, душу животного мира, которая едина для всех животных, и частью ее наделяется всякое безсловестное существо.
Да, животные это не биомашины, какими их часто представляют по телевидению. Порой животные способны на удивительные поступки, кроме того каждое животное индивидуально, понятно что дух животных примитивен, но темнее Бог наделил животных психологией, мышлением притом от размера головного мозга способности животного к обучению не зависят. Даже вороны способны к установлению причинно-следственных связей. Однако у животных нет духовных качеств, а, следовательно, нет никакого нравственного чувства, включая чувство ответственности за свои поступки. Потому то человек несет перед Богом ответственность за воспитание и содержание питомца. Интересно было также узнать, что не все хищные дикие животные агрессивны по отношению к человеку. Так например, рысь, лисица, и гепард не нападут на человека, за исключением случаев бешенства и самозащиты.
Думаю дух есть у примитивных животных, а примитивная но бессмертная душа у более сложных существ. Пока я прихожу именно к такому выводу. (Думаю что улитка и собака животные не равнозначные)
Я не могу причислить себя к любящим животным, но я чувствую несправедливость и она беспокоит меня. Кроме того, я категорически против ереси равенства человека с животным, которую так активно навязывают некоторые зоозащитники.
«Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи» (Ис. 11, 6-8).
Большая просьба к администрации. Я создал эту тему для того чтобы узнать мнение людей, поскольку считаю серьезной, подлежащей обсуждению. Мне бы очень не хотелось чтобы тема была закрыта только потому что кто-то захочет принести сюда раздор.