Бог, люди и животные

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Православный христианин
Не так давно заинтересовался одним богословским вопросом, так и не найдя на него ответа. Я спрашивал у знакомых священников, но мне было сказано что церковь не дает ответа и определений. Читал разные православные сообщения на эту тематику, но информация противоречива. Высказывания священников также во многом противоречивы.

Речь пойдет о животных, их роли в этом мире, судьбе и предназначении в нем.

У меня есть несколько вопросов, на которые мне хотелось бы получить ответы, желательно священника конечно.

Вопрос первый: Смысл?

Если попытаться в интернете найти ответ на вопрос: Зачем Бог создал животных?
То найдем мы примерно такой ответ:

"Бог создал животных не только для дружбы, но и чтобы человек мог ими пользоваться для себя и чтобы они служили человеку. От животных имеем рабочую силу, шерсть, кожу, мясо. Некоторые животные есть и для забавы и для лечения."

Мир тлен, и потому он полон несправедливости где каждое живое существо страдает в борьбе за свою жизнь. Но так было не всегда, когда то все живые существа находились в раю, где не было злобы и раздора, все было нетленно и совершенно. Человек нарушил эту идиллию, за что и был изгнан. Вместе с ним, из рая были изгнаны все прочие живые существа. И тут возникает вопрос: почему?
Говорят, существа были признаны служить человеку. Но в раю люди не в чем не нуждались. Тогда для чего же они были созданы? Есть мнение что Бог создал животных для того чтобы человек был свидетелем премудрости и величия Бога, для того чтобы мир был разнообразен. Бог запрещал людям употреблять в пищу мясо животных, все изменилось после потопа: и люди все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Быт.9:3-4).
Значит не для еды Бог создал животных, не это было Его целью. Тогда зачем? Не ужели только для разнообразия?

Совсем другой вопрос: почему Бог разрешил употреблять в пищу мясо?

Блаженный Феодорит дает такой ответ: «Бог, провидев наклонность человека к идолослужению и обоготворению животных, дал плоть сих последних в пищу, дабы познал, сколь неприлично воздавать божеское почтение земным существам, которых можно убивать и съедать»
Святитель Филарет Московский пишет следующие: «Животные назначаются в пищу после потопа потому, как думают некоторые, что: а) земных плодов со временем не достало бы для множества человеков; плодотворная сила земли оскудела бы, и слабость человеческого тела требовала сильнейших вспоможений для сего сохранения» (Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, М., 1867, с. 8).

Ссылаясь на авторитет можно также заключить что плоть употреблять в пищу не желательно, именно так и поступают монахи, чтобы приблизиться к первородному образу безгрешного человека, для котрого употребление в пищу мяса Богом не рассматривалось. В этом нет ничего удивительного, это благоразумно. Однако вопрос смысла существования животных для меня остается по прежнему не решенным.

Охота.

Раньше, охота была необходимым, и почтительным видом деятельности. Животные были добычею, для пищи и меха. Это был способ выживания. У охотников покровителем считается Святой Трифон. Теперь же, другие времена. Человеку не голодно и не холодно, он может купить пищу и одежду. Ныне охота потеряла свою значимость, теперь это "спорт" и развлечение. Но что думают об этом священнослужители? И главное, есть ли официальная позиция церкви об охоте?
И что церковь думает о звероводстве?

Теперь, хотелось бы перейти к самому главному вопросу, о котором я и писал в начали поста.

Душа животных.

Существует следующие мнение основывающиеся на сравнении в Библии крови животного с душою. Например, Лев. 17,11 и Втор. 12, 23 "душа тела в крови", "кровь есть душа"

«Да изведет земля душу живу.Для чего земля изводит душу живу? Чтобы ты знал различие между душою скота и душою человека. Вскоре узнаешь, как сотворена душа человеческая, а теперь слушай о душе бессловесных. Поскольку, по Писанию, душа всякаго животнаго кровь его есть (Лев. 17, 11), а сгустившаяся кровь обыкновенно обращается в плоть, и истлевшая плоть разлагается в землю, то, по всей справедливости, душа скотов есть нечто земное. Итак да изведет земля душу живу.Рассмотри связь души с кровью, крови с плотью, плоти с землею, и опять в обратном порядке переходи от земли к плоти, от плоти к крови, от крови к душе, и ты найдешь, что душа скотов есть земля. Не думай, что она старше телесного их состава, и что она пребывает по разрушении тела. Убегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою, и говорить о себе, что они были некогда и женами, и деревьями, и морскими рыбами. А я, хотя не скажу, бывали ли они когда рыбами, однако же со всем усилием готов утверждать, что, когда писали cиe, были бессмысленнее рыб» (Беседы на шестоднев. Беседа 8-я)

Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде» (Рим.8:19-23)

Многие утверждают что душа термин многозначный, а у животных есть только дух, который является энергией, умирающая вместе с телом. И хотя в Азбуке Веры написано именно так, далеко не все священники склоняются этого мнения. Видя страдания животных, и коль душа их смертна, то и бессмысленность этих страданий, возникает мысль о несправедливости Бога по отношению к животных. Ведь животные не были не в чем виноваты перед Богом, когда он их изгнал из рая. И говориться, что Бог лишил животных бессмертия (когда они были в раю) обрекая их на бессмысленные страдания. Но ведь мы знаем что Бог будучи идеалом, справедлив во всем.

«И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» (Быт. 1, 24)

Помнится один из святых представлял душу животных как некую субстанцию, душу животного мира, которая едина для всех животных, и частью ее наделяется всякое безсловестное существо.

Да, животные это не биомашины, какими их часто представляют по телевидению. Порой животные способны на удивительные поступки, кроме того каждое животное индивидуально, понятно что дух животных примитивен, но темнее Бог наделил животных психологией, мышлением притом от размера головного мозга способности животного к обучению не зависят. Даже вороны способны к установлению причинно-следственных связей. Однако у животных нет духовных качеств, а, следовательно, нет никакого нравственного чувства, включая чувство ответственности за свои поступки. Потому то человек несет перед Богом ответственность за воспитание и содержание питомца. Интересно было также узнать, что не все хищные дикие животные агрессивны по отношению к человеку. Так например, рысь, лисица, и гепард не нападут на человека, за исключением случаев бешенства и самозащиты.
Думаю дух есть у примитивных животных, а примитивная но бессмертная душа у более сложных существ. Пока я прихожу именно к такому выводу. (Думаю что улитка и собака животные не равнозначные)

Я не могу причислить себя к любящим животным, но я чувствую несправедливость и она беспокоит меня. Кроме того, я категорически против ереси равенства человека с животным, которую так активно навязывают некоторые зоозащитники.

«Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи» (Ис. 11, 6-8).

Большая просьба к администрации. Я создал эту тему для того чтобы узнать мнение людей, поскольку считаю серьезной, подлежащей обсуждению. Мне бы очень не хотелось чтобы тема была закрыта только потому что кто-то захочет принести сюда раздор.
 

Мария

другиня
Команда форума
Новосибирск
Православный христианин
Мир Вам, Пол!
Если прочесть всё, что по ссылке (все 12 источников) https://azbyka.ru/zhivotnye , то многое прояснится.
Темы затрагивающие данные вопросы уже осуждались на форуме, можно поискать самостоятельно - через окошко в правом углу.
 
Извините, ещё "Хроники Нарнии" - весь цикл полностью. Если Вам нравятся сказки, конечно. Льюиса и священники советуют. Там отлично именно про смысл, взаимоотношения человека и животных в идеале, долг человека в этих взаимоотношениях и пр. Не помню, у кого - буквально на днях встречала то же, что у Льюиса - но у какого-то прав. священника, что ли. И вообще, скоро Рождество - овечки, коровки первыми встречали Христа :)
 
Православный христианин
Разумно ли православным ссылаются на непонятно какого (католического или протестантского) исповедания писателя-фантаста Льюиса? Полагаю, что не разумно. У православных есть много своих исповедников, не говоря уже о святых отцах и учителях Церкви.

По теме.
Пол, у Вас большой текст, который мало кто прочитает. Лично я просмотрела Ваш текст по диагонали. Прошу пояснить, почему Вас не устраивает святоотеческое пояснение о том, что человек должен властвовать на животными, которые должны ему помогать в его хозяйственной деятельности после согрешения, что они даны для жертвоприношения, а также в пищу?
 
Последнее редактирование модератором:
Крещён в Православии
Говорят, существа были признаны служить человеку. Но в раю люди не в чем не нуждались. Тогда для чего же они были созданы?
Бог - самодостаточен. Бог - не ограничен ничем.

А для чего Бог сотворил человека? Разве Бог нуждается в людях? Разве Бог в чем-то или в ком-то нуждается?

Но почему бы Всесильному Богу не поделиться с кем-нибудь радостью Бытия? Создавая Мир и живых существ Бог не только радостью бытия поделился, но поделился и любовью. И эта любовь есть единственная связующая "субстанция" (прошу прощения) между всеми и всем, которая не разрушает, которая позволяет существовать Миру (Творению) в гармонии, и не исчезнуть. Все остальное ведет к разрушению. Любовь - Истина, которую нужно постигнуть всем живым существам, имеющим душу. И людям и животным. Но постигнуть ее (эту Истину) полностью можно только по отношению к высшему существу. Для людей - это Бог. Для животных - человек. По крайней мере так должно было быть. И так когда-нибудь будет:
  • И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина.
  • Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их.
  • И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому.
  • И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи.
  • Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ве́дением Господа, как воды наполняют море. (Ис. 11:5-9)
 
Последнее редактирование:

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Разумно ли православным ссылаются на непонятно какого (католического или протестантского) исповедания писателя-фантаста Льюиса?
Вы «Письма Баламута» почитайте для того, чтобы ответить себе на этот вопрос.
 
Православный христианин
Мир Вам, Пол!
Если прочесть всё, что по ссылке (все 12 источников) https://azbyka.ru/zhivotnye , то многое прояснится.
Темы затрагивающие данные вопросы уже осуждались на форуме, можно поискать самостоятельно - через окошко в правом углу.

Доброго времени суток. Я читал это еще давно. Темы также видел.

Пол, у Вас большой текст, который мало кто прочитает. Лично я просмотрела Ваш текст по диагонали. Прошу пояснить, почему Вас не устраивает святоотеческое пояснение о том, что человек должен властвовать на животными, которые должны ему помогать в его хозяйственной деятельности после согрешения, что они даны для жертвоприношения, а также в пищу?

Меня не устраивает утверждение о смертности души животных. Ибо тогда это означает что Бог не справедлив по отношению к животным.

Создавая Мир и живых существ Бог не только радостью бытия поделился, но поделился и любовью. Любовь - Истина, которую нужно постигнуть всем живым существам, имеющим душу. И людям и животным. Для людей - это Бог. Для животных - человек. По крайней мере так должно было быть.

Смертность души животных нарушает эту идиллию. То что вы описываете, было в раю.
Бог изгоняет зверей из рая за грехи людей. Бог лишает животных вечной жизни, за грехи людей. Значит Бог не во что не ставит животных, демонстрируя тем самым их низший статус, приговаривая их к вечным бессмысленным страданиям, в том числе и от рук людей.
 
Православный христианин
Вы «Письма Баламута» почитайте для того, чтобы ответить себе на этот вопрос.
Спасибо за совет!
Читал несколько раз и пришел к выводу, что данное произведение не может быть православным, ибо никто из святых отцов, учителей и церковных писателей никогда не писал от лица демонов.
 
Последнее редактирование модератором:
Крещён в Православии
Бог изгоняет зверей из рая за грехи людей. Бог лишает животных вечной жизни, за грехи людей. Значит Бог не во что не ставит животных, демонстрируя тем самым их низший статус, приговаривая их к вечным бессмысленным страданиям, в том числе и от рук людей
Бог есть любовь (1Ин. 4:16), и Он не мог так поступить, как говорите Вы. Ни во что животных поставили, и продолжают ставить люди.
Вот почитайте на эту тему небольшую статью священника Константина Пархоменко " Попадут ли животные в вечность?"
 
Православный христианин
Меня не устраивает утверждение о смертности души животных. Ибо тогда это означает что Бог не справедлив по отношению к животным.
В чем несправедливость? Души животных - это жизненная сила тела. Тело смертное, значит и жизненная сила тела конечная.
 
Православный христианин
Бог есть любовь (1Ин. 4:16), и Он не мог так поступить, как говорите Вы. Ни во что животных поставили, и продолжают ставить люди.

Бог любит всех созданий своих и Он справедлив, а значит Он должен быть справедлив и по отношению к животным. Значит животные страдают не напрасно, следовательно смерть для них не конец.
Более того, животные не ели плода запретного, следовательно они не знают что есть добро и зло, а значит они безгрешны? Животные могут быть безгрешны, или они также подвержены влиянию темных сил? И почему некоторые животные даже будучи дикими, более предрасположены к дружбе, чем их соседи по лесу?

Вот почитайте на эту тему небольшую статью священника Константина Пархоменко " Попадут ли животные в вечность?"

Да, я читал эту статью. В ней высказывается мнение о том что бессмертная душа животных все таки может существовать. Весьма занятно. Но опять таки, это лишь мнение одного человека. Почему нет единого мнения или консенсуса?


В чем несправедливость? Души животных - это жизненная сила тела. Тело смертное, значит и жизненная сила тела конечная.

Вы рассуждаете как атеист.
 
Православный христианин
Вы рассуждаете как атеист.
Почему?
Мое высказывание в полной мере православное.
Душа в отношении тела понимается как жизнь, а жизнь есть сила как некий способ существования.
Способ существования полученный от земной силы является смертным. Что здесь атеистическое?
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
Почему?
Мое высказывание в полной мере православное.
Душа в отношении тела понимается как жизнь, а жизнь есть сила некий способ существования.
Способ существования полученный от земной силы является смертным. Что здесь атеистическое?

Имея эти рассуждения, вы упускаете самое основное: смысл.
Бог мог сделать биомашин, которые ничего бы не чувствовали и вели бы себя подобно роботам. Однако Бог наделил животных многими важными качествами и свойствами ведь животное (собака например) также как и человек чувствуют Боль, благодаря развитой центральной нервной системы, и даже более того, животные могут страдать не только физически но и психологически. Неужели Бог лишил зверей бессмертия и наделил их бренными телами для того чтобы наблюдать за их мучениями? Исходя из ваших рассуждений можно сделать вывод, что Бог несправедливый садист. Разве вы таким представляете Бога?
 
Православный христианин
Имея эти рассуждения, вы упускаете самое основное: смысл.
Бог мог сделать биомашин, которые ничего бы не чувствовали и вели бы себя подобно роботам. Однако Бог наделил животных многими важными качествами и свойствами ведь животное (собака например) также как и человек чувствуют Боль, благодаря развитой центральной нервной системы, и даже более того, животные могут страдать не только физически но и психологически. Неужели Бог лишил зверей бессмертия и наделил их бренными телами для того чтобы наблюдать за их мучениями? Исходя из ваших рассуждений можно сделать вывод, что Бог несправедливый садист. Разве вы таким представляете Бога?
Если искать смысл, этот смысл в том, что животные по слову Бог созданы землёй по их разным родам.
Быт. 1:24,25
24И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

25И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

Земная сила по своей природе смертная, поэтому и живые тела от земли смертные, ибо земля есть прах, а тела из праха (пыли) бессмертными не бывают.

Это библейский смысл.
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Спасибо за совет!
Читал несколько раз и пришел к выводу, что данное произведение не может быть православным, ибо никто из святых отцов, учителей и церковных писателей никогда не писал от лица демонов.

Никто не писал, а Льюис написал. И никакого повреждения вам не принесло такое чтение причем «несколько раз». И мне не принесло.
 
Православный христианин
Никто не писал, а Льюис написал. И никакого повреждения вам не принесло такое чтение причем «несколько раз». И мне не принесло.
Вот именно, что никто не писал. Вот именно этот критерий (никто не писал) выводит данное произведение Льюиса, впрочем как и другие его произведения, из православной сферы рассуждений, которые имеют единство в духе и истине.

Более того, Господь запрещал демонам озвучивать истину и принимать истину от них, ибо их истина от лукавства, но не от благодати Господа Святого Духа.

Мне не принесло повреждение, потому что я не принял чтение произведений Льюса за добро. У меня изначально вызвалО недоумение как автор, которому приписывается православие вне православия, может так живо и со знанием дела излагать об искушении людей от лица демонов? Равно и другое его произведение «Просто христианство» критически оценивал на соответствие святоотеческому учению и пришёл к выводу, что это обычное протестантское и экуменистический произведение.

Считаю, что те православные, которые принимают писанину Льюиса за некое православие, находятся в реальной опасности и уже в неком смысле уклонились от православной веры.
 
Последнее редактирование модератором:

Мария

другиня
Команда форума
Новосибирск
Православный христианин
Пол, не могу понять о каких мучениях животных вы периодически упоминаете?
 
Интересующийся
Пол, не могу понять о каких мучениях животных вы периодически упоминаете?
Маша, к примеру, вот Вам и всем нам информация для размышления :(:
Юваль Ной Харари "Sapiens: Краткая история человечества" гл.17


"...Механизировались даже растения и животные. Гуманистические религии вознесли Homo sapiens на уровень божества, но параллельно происходил и другой процесс: к скоту стали относиться не как к живым существам, чувствующим горе и боль, а как к полезным машинам. Сегодня их даже и производят в фабричных условиях, формируют их тела в соответствии с промышленными надобностями, всю жизнь они проводят на положении шестеренок гигантского конвейера, продолжительность и качество их жизни определяются прибылью и затратами корпорации. Даже если производству они нужны живыми, здоровыми и откормленными, до социальных и психологических потребностей животных никому нет дела (кроме тех случаев, когда настроение сказывается на объеме продукции).

Например, у кур-несушек сложный набор поведенческих инстинктов и нужд. Им хочется исследовать окружающий мир, клевать на воле, выстраивать социальные иерархии, строить гнезда, чистить перышки. Но их запирают в тесные клетки, порой до четырех кур в клетке размером 25 на 20 сантиметров. Еды вдоволь, но повернуться негде, невозможно построить гнездо, разметить свою территорию, делать то, к чему они предназначены природой. Клетки настолько малы, что в них и крыльями не помашешь, порой нет даже возможности выпрямиться во весь рост.

Свиньи — одни из самых умных и любознательных млекопитающих, интеллектом они уступают, кажется, только приматам. Но индустриализованные фермы помещают свиноматок в столь узкие загоны, что там нельзя повернуться, не то что пройтись или самостоятельно поискать пищу. Там они находятся круглосуточно целый месяц, пока вскармливают приплод. Затем поросят переводят в другие загоны, а свинью вновь оплодотворяют.

Многие молочные коровы также почти всю жизнь проводят в тесном отсеке хлева, стоя и лежа в собственных экскрементах. Одна машина выдает им порцию пищи с необходимыми лекарствами и гормонами, другой аппарат раз в несколько часов осуществляет дойку. Корова — это рот для приема сырья и вымя для выдачи готовой продукции. Когда с живыми существами, которые наделены сложным эмоциональным миром, обращаются словно с машинами, это причиняет им не только физический дискомфорт, но и разрушает их социальную иерархию, вызывает сильный психологический стресс.

Как трансатлантическая работорговля не происходила из нелюбви к неграм, так и современное животноводство нисколько не враждебно животным: оно равнодушно. Люди, производящие и потребляющие яйца, молоко и мясо, редко задумываются об участи кур, коров и свиней, чье мясо или иную «продукцию» они потребляют. Задумывающиеся часто прикрываются таким аргументом: мол, домашний скот — те же машины, они ничего не чувствуют, не испытывают эмоций, они не страдают. Какая ирония, что те же ученые, которые создавали машины по производству молока и яиц, недавно вполне убедительно доказали, что и четвероногие, и птицы обладают сложным комплексом эмоций и восприятий. Они испытывают не только физическую боль, но и эмоциональные переживания.

В 1950-е годы американский психолог Гарри Харлоу отделил новорожденных мартышек от матерей и посадил в клетки, где их выращивали две искусственные «матери» — одна из проволоки, но с бутылочкой молока, из которой малыш кормился, а другая деревянная, обтянутая тканью и внешне походившая на настоящую мартышку, от которой малыш ничего не получал. Предполагалось, что малыши будут льнуть к кормящей матери — хоть и проволочной — а не к бесполезной.

К изумлению Харлоу, маленькие обезьянки явно предпочитали «тряпичную маму» и большую часть времени проводили с ней. Если оба чучела ставили рядом, то малыши сосали бутылочку «проволочной мамы», цепляясь при этом за «тряпичную». Харлоу решил, что они просто мерзнут, и поместил внутрь «проволочной мамы» электрическую лампу, которая излучала тепло, — и все равно большинство мартышек, кроме совсем маленьких, остались верны «мягкой маме».

Дальнейшие исследования показали, что обезьянки, которых осиротил Харлоу, выросли эмоционально неприспособленными, хотя и получали необходимое питание. Они не вписались в обезьянье общество, с трудом вступали в коммуникацию, страдали от высокого уровня тревоги и агрессии. Вывод очевиден: у мартышек помимо материальных потребностей имеются психологические и, когда эти нужды остаются без удовлетворения, животные тяжко страдают. В следующие десятилетия многочисленные исследования подтвердили, что это относится не только к обезьянам, но и к другими млекопитающим, а также к птицам. Но эксперимент Харлоу воспроизводится миллион раз на дню: фермеры отделяют телят, ягнят и другой молодняк от маток и выращивают в изоляции.

Десятки миллиардов сельскохозяйственных животных находятся на положении шестеренок конвейера, около 50 миллиардов ежегодно убивают. Эти промышленные методы разведения скота привели к значительному росту аграрной продукции и пищевых ресурсов человека. В сочетании с механизацией растениеводства промышленное животноводство превратилось в основу всего современного социального уклада. До индустриализации сельского хозяйства большая часть урожая и приплода «расходовалась» на прокормление самих же крестьян и скота. Лишь малый процент оставался ремесленникам, учителям, священникам и чиновникам. Соответственно, почти во всех обществах крестьяне составляли более 90% населения. Когда же сельское хозяйство перешло на промышленные рельсы, значительно меньшее число крестьян оказалось способно кормить растущую армию рабочих и «белых воротничков». Ныне в Соединенных Штатах лишь 2% населения — фермеры, но эти 2% не только кормят все население США, но и экспортируют излишки в другие страны. Без индустриализации сельского хозяйства городская промышленная революция не могла бы осуществиться — не хватило бы рук и мозгов, чтобы укомплектовать фабрики и офисы..."
 
Интересующийся
Однако у животных нет духовных качеств, а, следовательно, нет никакого нравственного чувства, включая чувство ответственности за свои поступки.
Пол, Вы может быть удивитесь, но даже это всё есть в той или иной степени у высших млекопитающих, особенно у человекообразных обезьян. Советую на эту тему прочитать пару очень хороших книг одного приматолога:
"Политика у шимпанзе. Власть и секс у приматов" и "Истоки морали. В поисках человеческого у приматов" Франс де Вааль
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху