Богочеловечество Иисуса Христа

СПб, Павловск
Православный христианин
Здравствуйте.
Попробую сформулировать вопрос, хотя если бы мне удалось хорошо сформулировать - это было бы уже половина ответа.
Вопрос касается Богочеловечества и воплощения Христа.
Прежде чем задать Вам вопрос я старалась найти ответ самостоятельно, читала различные мнения и полемики.

«Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;» Ис 42:1

«Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?
35 Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, —
36 Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?
37 Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне;
38 а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.»


На мой взгляд (субъективный и возможно ошибочный) так мог бы сказать [вторая цитата] любой пророк и были пророки, которые свидетельствовали от имени Бога, от первого лица.

(1а)Как исключить то, что Иисус – сосуд Бога, так же и настолько же как и пророки, почему же мы называем Его Бог? Бог в Нём и Иисус в Боге (в Духе и истине). (б.) Почему Пророки не являются проявлением Бога-Слово? (в.) Сектанты заявляют о «втором пришествии», иначе толкуя Св. Писание, но корень их предположения в том, что Бог-Слово мог явиться второй раз – такое вообще возможно, если не брать во внимание пророчества, но имея в виду только учение об Иисусе Христе? Почему?


2. Какой смысл в разделении на ипостаси, если они едины и соответственно "приходят" все сразу? (Правильно ли я понимаю, что Бог Отец действует Словом, выражением которого есть Дух?)

Спасибо.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Алина! Приведенное Вами провозвестие пророка Исаии («Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;» (Ис 42:1)) относится к воплотившимуся Сыну Божию — Иисусу Христу. При неточном, нетрадиционном, неправославаном его осмыслении, и действительно может сложиться впечатление, будто Спаситель не имеет принципиальных отличий от прочих угодников Божиих, движимых Духом Святым, — ветхозаветных праведников, пророков. Именно так, в свое время, и понял Воплощение Несторий, отрицавший ипостасное содинение Божеского и человеческого естеств в едином Лице Сына Божия и полагавший, что между Христом-человеком и Логосом существует «всего лишь» благодатная духовно-нравственная с вязь. Иными словами, он видел различие между Христом и пророками не в принципе, а в степени их единения с Богом.

Что касается ваших слов:
На мой взгляд (субъективный и возможно ошибочный) так мог бы сказать [вторая цитата] любой пророк и были пророки, которые свидетельствовали от имени Бога, от первого лица.
в них есть определенное рациональное зерно. Однако здесь следует иметь ввиду следующее. Во-первых, нередко, когда пророки озвучивали то или иное провозвестие Божие от первого лица (т. е. от имени Бога), они имели ввиду не условное, а самое что ни на есть реальное именование «Бог», подразумевая, что то, что они говорят, говорят не от себя; что являют Откровение Самого Вседержителя, вещающего через них как через глашатаев. Во-вторых, иногда богами в условном понимании в Писании обозначаются праведники: такое именование допустимо в силу их личного богоподобия и облагодатствования (ср., например: «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы» (Пс. 81:6); «Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лк. 6, 35)). Правда, обыкновенно данное именование по отношению к праведникам используется в Библии не в первом, а во вотором или в третьем лице (в силу личной кротости и смирения сами праведники нередко называют себя по-другому: «И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6:5). Господь же Иисус Христос назван Сыном Божиим не в условном, а в прямом, непосредственном, исключительном значении этого слова. Именно поэтому Писание сообщает о Нем не просто как о Сыне Божием, а именно как о Единородном (Сыне), сущем в недре Отца: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18). Отметим, что таким именованием Писание не обозначает никого, кроме (вочеловечившегося) Слова Отца: «Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: «Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?» (Евр. 1, 5).

Вы спрашиваете:
Почему Пророки не являются проявлением Бога-Слово?
В отличие от пророков Господь есть вочеловечившееся Слово Отца: Богочеловек. Пророки же были «обыкновенными» облагодатствованными людьми, через которых Бог-Троица являл Свое единое Божественное действие.

Вы недоумеваете:
Какой смысл в разделении на ипостаси, если они едины и соответственно "приходят" все сразу? (Правильно ли я понимаю, что Бог Отец действует Словом, выражением которого есть Дух?)
Тройство Ипостасей Пресвтятой Троицы не разделяет единого Бога: Он абсолютно прост и неделим. Поэтому правильнее говорить не о разделении Бога на Ипостаси, а о созерцании Единого неразделяемого Бога в трех равночестных Ипостасях. Для того, чтобы внести в этот вопрос некоторую ясность, воспользуемся известной святоотеческой аналогией Бога с человеком. В рамках этой аналогии Бог Отец будет ассоциироваться с человеческим умом; вечно рождаемое от Бога Отца Слово — с человеческой мыслью, рождаемой в человеческом уме, а Святой Дух — с «дыханием уст», т. е. с голосом, посредством которого выражается мысль (ср.: «Слóвомъ Госпóднимъ небесá утверди́шася, и Дýхомъ ýстъ егó вся́ си́ла и́хъ» (Пс. 32, 6)). Когда мы слышим чей-нибудь голос, то понимаем говорящего потому, что вместе с его голосом воспринимаем и (его) мысль (выраженную в виде тех или иных озвученных фраз). Наличие же самой мысли необходимо подразумевает и наличие рождающего эту мысль ума. Не было бы ума, не родилась бы и мысль; не было бы мысли, нéчего было бы и выразить при помощи голоса. Итак, в процессе передачи и восприятия человеческой мысли необходимо как наличие ума, так и самой мысли и, наконец, того, посредством чего эта мысль может быть выражена. При этом действие, отображающее передачу мысли, воспринимается нами как единое целое. Аналогично можно объяснить и единотроичное действие Бога: Отец — Причина рождения Слова, Дух — Ипостасная Сила, выражающая Слово (но не «выражение», как отметили Вы). Действие Бога-Троицы проистекает от Отца через Слово (Сына) и проявляется во Святом Духе.

Наконец, по поводу Второго Пришествия.
Сектанты заявляют о «втором пришествии», иначе толкуя Св. Писание, но корень их предположения в том, что Бог-Слово мог явиться второй раз – такое вообще возможно, если не брать во внимание пророчества, но имея в виду только учение об Иисусе Христе? Почему?
Как ветхозаветные пророчества, так и новозаветное Благовестие ясно говорят нам о двух Пришествиях Сына: о первом, когда Он явился миру в зраке раба, и о Славном Втором для Суда и дальнейшего царствования со святыми. Ни о каких третьих, четвертых, пятых и т. д. пришествиях Писание не сообщает. Изобретение новых пришествий чревото подпаданием под анафему святого апостола Павла "Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, чтó мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал. 1:8). Впрочем, это не исключает возможность "частных" Божественных Откровений тем или иным добродетельным людям.

Спаси Господи!
 
Сверху