Богородица спаси нас

г.Иваново
Православный христианин
многих сейчас смущают слова в молитвословиях, вот например:

из канона Богородице

"яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительныц, током Тебе, о Богомати..."

далее там же "К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе?»

"не имам иныя помощи, не имама иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо еси рабы, да не постыдимся"...

Когда читаешь эти слова, то возникает внутри мысль, а как же Господь? Ведь только Он наша надежда и наше спасение. В результате молитва получается не совсем искренней... Кроме того, получается как бы приуменьшение роли Божией в деле нашего спасения... Возникает смущение, недоумение....

возможно это не правильный перевод? или ещё что-то.
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Как можно даже подумать, что эта молитва ошибочная? Чем больше будем обращаться к Богородице с чистой молитвой и знать песнопений о Ней, тем меньше будет возникать подобных вопросов и сомнений. Оторвитесь от цепких лап логики и дайте мысли высокий духовный полет.

Естественно, что никакой ошибки перевода нет и слова "яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительныц, током Тебе, о Богомати..." надо понимать так, что Богородица единственная такая из всех святых, кто удостоился наивысшего благоволения в ходатайстве о помощи и милости к нам Ее Сына Бога нашего. Эти слова подчеркивают признание особой роли Ее в деле спасения всех христиан. В отличие от всех других святых Богородица есть то звено в деле спасения человеков, без которого не мог бы исполниться план Божий. Можно не почитать кого-нибудь из святых и не обращаться к ним за помощью, но Богородица должна быть почитаема всеми христианами. Кто не почитает Богородицу, тот оскорбляет Ее Сына. Без признания участия и особой роли Богородицы в нашем спасении и прославления Ее спасение невозможно.

«Радуйся нескверная, одна достойная того, чтобы Бог обитал в Тебе и по рождению Своему имеющая божественное достоинство; посему кланяются Тебе и все небесные силы »(преп. Иоанн Дамаскин). «Радуйся, Неискусобрачная, мирови спасение»! «Радуйся всечудное всех к Богу Примирение»! «Радуйся, Ключу Царствия Христова»! «Радуйся, Еюже отверзеся рай»! (Акафисты Пресвятой Богородице).

Протоиерей Григорий Дьяченко в книге «О богослужении» пишет: - «К кому должно относится хвала и слава Богородице? Сама Матерь Божия, когда узнала, что Ее ублажать вси роди, воспела милость Божию. Стало быть все дарованное Ей величие и всю славу, осиявшую Ее, обратила к прославлению Самого Бога. И этим самым Она ясно дала знать всем нам, что все песни и все славословия в честь Ее всегда будут относиться к прославлению Самого Бога».

Есть некоторые прошения, с которыми удобно обратиться не к Самому Богу, а к Пресвятой Богородице, которая лучше нас поймет наши проблемы и молитвы, преобразует их, представив их в более благозвучном виде, чем мы умеем это делать. Она как женщина и мать более поймет эти просьбы, примет их к Своему материнскому сердцу. Кто как не мать может утешить нас в терпении всяких невзгод? Одно дело, если мы сами пойдем к Царю за милостью, а другое, если Его Мати будет просить Его по нашим молитвам. Молясь Богородице, мы молимся Богу. Наша молитва может быть и не принята непосредственно Богом, а Ее молитва за нас никогда не будет отвергнута, как не отверг Христос Ее поспешную просьбу на свадьбе в Кане Галилейской.

Она приближенная и ублажающая Царя не только как мать, но и как Царица, восседающая с Христом одесную Его. Она ближе всех к Богу. Она удостоилась особой милости у Бога. Именно ее молитвы о нас в первую очередь примет Бог. Она сильнее всех может ходатайствовать в Своих молитвах перед Ним за тех, кто ищет милости у Господа.

Как «стала она Лествицей для нисхождения Царя Небесного на землю» (прот. Г. Дьяченко), так стала Ею и для восхождения нашей чистой молитвы о спасении к Нему же, пребывающему на Небесах.
 
многих сейчас смущают слова в молитвословиях, вот например:

из канона Богородице

"яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительныц, током Тебе, о Богомати..."

далее там же "К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе?»

"не имам иныя помощи, не имама иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо еси рабы, да не постыдимся"...

Когда читаешь эти слова, то возникает внутри мысль, а как же Господь? Ведь только Он наша надежда и наше спасение. В результате молитва получается не совсем искренней... Кроме того, получается как бы приуменьшение роли Божией в деле нашего спасения... Возникает смущение, недоумение....

возможно это не правильный перевод? или ещё что-то.
"Царство божие внутрь вас есть суть".Бог и в Богородице и в нас с вами...А все едины в Боге.
 
г.Иваново
Православный христианин
я к чему это спросил...прочитал тему
http://azbyka.ru/forum/showthread.php?t=13911
там задаётся подобный вопрос, и о. Олег Стеняев советует пользоваться церковно-славянским словарем. Вот я и подумал, возможно перевод не правильный по смыслу...или понимается не правильно современным человеком.
Про Богородицу я осведомлён, если бы Пречистая не сказала бы слов" ....се, Раба Господня; да
будет Мне по слову твоему.
То не известно сколько ещё нужно было ждать чтоб пришёл Спаситель. Понимаю и Её молитвенное ходотайство за нас ко Господу. Знаю и что Сама Богородица помогает людям. Но я не понимаю почему к Ней обращаются в молитве "не имам иныя помощи, не имама иныя надежды"
Разве Господь не дал нам надежду? Что-то здесь не так. Мне так и хочется сказать: как же не имеем иной надежды? А Господь наш? Или Бог уже без Богородицы не помогает, раз иной помощи мы не знаем?
 
г.Иваново
Православный христианин
г.Иваново
Православный христианин
Понятно: духовная поэзия, поэтическая метафора.
Но нельзя по подобию молитвы к Кресту, понимать так же и молитву к Богородице, ведь тут нет никакой метафоры, Богородица - личность, к Ней можно обращаться, Она существует и действительно помогает своей молитвой, да и просто сама помогает.
 
У меня был похожий вопрос.
Волей случая в конце апреля оказался в православном храме во время службы,
в песнопении повторялись слова о Богородице «благословенно чрево Твое».

По началу воспринял это как православное почитание идеи из католического догмата о непорочном зачатии (Бог так оберегал Марию, что не дал ей соприкоснуться с первородным грехом, она жила как бы в божественной изоляции от грешного мира, что подтверждает отсутствие у Марии личного греха, хотя не имела силы противостоять ему)

Но, присмотревшись к лицам людей, осознал другую мысль.
Слова эти появились как излияние чувств людей многие века назад.
Тогда были ограничения возможностей языка выразить иначе чувства, точнее переизбыток чувств.
Сейчас люди делают попущения к словам,
проявляя понимание к отцам-авторам, выражают те же чувства, а не дословную идею.
 
не факт что во мне Бог, т.к. я грешник. И если бы Бог во мне был, то я бы не грешил. Так что вас - не знаю, а меня точно вы рановато включили в это список.

в ком то больше,в ком то меньше...Надеюсь насчет Богородицы у вас сомнений нет?..Разве Адам до грехопадения был совершенен сам в себе,а не в Боге?..А совершил грех он разве приобретением чего то,а не потерей Бога внутри себя?...Тело человеческое есть суть храм божий,а сердце алтарь.Там происходит главное таинство,изменение сердца-главное таинство и главное чудо..Вспомните притчу о хозяине доме очистившего жилище,и тогда дух пришел обратно и привел семерых злейших-не можем быть чисты сами по себе,а чисты лишь в Боге и святость преобретаем не по человеческой природе,а по божественной сути.Если и творим,что хорошее,то творим не по собственному изобретению,а творим Богом и нет в том нашей славы,а слава божественная...
 
...а сердце алтарь.Там происходит главное таинство,изменение сердца-главное таинство и главное чудо..
Уверен, мысль про "сердце" Михаил хорошо понимает без комментариев.

Кажется утерянной другая мысль "человек и Бог соучастники"
что доступно человеку - выполняет человек,
а что человеку не по силам - делает Бог

Наверное не стоит говорить "есть Бог в человеке или нет", но хорошо сказать "Бог рядом".
Он соучастник каждого поступка, корректирует его (и карает и благотворит).
 
Уверен, мысль про "сердце" Михаил хорошо понимает без комментариев.

Кажется утерянной другая мысль "человек и Бог соучастники"
что доступно человеку - выполняет человек,
а что человеку не по силам - делает Бог

Наверное не стоит говорить "есть Бог в человеке или нет", но хорошо сказать "Бог рядом".
Он соучастник каждого поступка, корректирует его (и карает и благотворит).

если нет Бога в человеке,тогда и Христос лгал?...Если мы-не суть Бог,то и тело Христово не суть Церковь?...Если Бог не в сердце человеческом,то и слова "и буду я в них и они во мне"ничего не значат?..
 
Уверен, мысль про "сердце" Михаил хорошо понимает без комментариев.

Кажется утерянной другая мысль "человек и Бог соучастники"
что доступно человеку - выполняет человек,
а что человеку не по силам - делает Бог

Наверное не стоит говорить "есть Бог в человеке или нет", но хорошо сказать "Бог рядом".
Он соучастник каждого поступка, корректирует его (и карает и благотворит).

Если "Бог рядом"-вы приписываете Богу человеческую,ну или др.материальную природу.Природа божественная не имеет места.Нельзя сказать-Бог-там,или тут.Имхо.Природа божественная непознаваемая т.к.имеет нематериальную суть.Она вне материи и вообще вне всего тварного,всмысле сотворенного.Материальный мир и не рядом с Богом и не часть Бога одновременно,потому что и то и другое материальные характеристики.В этом вероятнее всего и есть непознаваемость Бога-у нас просто нет слов,которыми можно было бы описать эту природу.
 
если нет Бога в человеке,тогда и Христос лгал?...Если мы-не суть Бог,то и тело Христово не суть Церковь?...Если Бог не в сердце человеческом,то и слова "и буду я в них и они во мне"ничего не значат?..

Если "Бог рядом"-вы приписываете Богу человеческую,ну или др.материальную природу.Природа божественная не имеет места.Нельзя сказать-Бог-там,или тут.Имхо.Природа божественная непознаваемая т.к.имеет нематериальную суть.Она вне материи и вообще вне всего тварного,всмысле сотворенного.Материальный мир и не рядом с Богом и не часть Бога одновременно,потому что и то и другое материальные характеристики.В этом вероятнее всего и есть непознаваемость Бога-у нас просто нет слов,которыми можно было бы описать эту природу.

нет, просто по умолчанию полагается не материальное присутствие Бога.
рядом, но нетварно. ("я в них и они во мне" - но нетварно)

Христианская история знает такой казус,
когда наличие Бога в человеке давало право обожествлять самого человека.
Поэтому разговоры про наличие или отсутствие Бога в человеке - неудачное выражение мысли.
 
нет, просто по умолчанию полагается не материальное присутствие Бога.
рядом, но нетварно. ("я в них и они во мне" - но нетварно)

Христианская история знает такой казус,
когда наличие Бога в человеке давало право обожествлять самого человека.
Поэтому разговоры про наличие или отсутствие Бога в человеке - неудачное выражение мысли.

Вот такие казусы и рождают вопросы,как в топе...Получается,есть святость Богородицы,есть святость Николая Чудотворца?.. А Бог где то там,не знамо где?... ;-) А с обожением человека как быть?...Тут по моему без вариантов-если вы допускаете наличие Бога в человеке,должны и допускать и обожествление(обожение)?..
Разве апостолы собственной святостью изгоняли демонов и творили чудеса,а не именем господним?...
 
г.Иваново
Православный христианин
Дело в том что молитва обращена всегда к личности, будь то Личность Бога, или Богородицы или Святых. Понятно что у Креста нет личности и молиться ему можно только поэтической метафорой, оказывая ему тем самым почитание как святыне и орудию нашего спасения.
Вопрос в том, почему сочинитель той молитвы к Богородице исключил возможность помощи от Бога и надежды от Бога, помимо Богородицы.

"не имам иныя помощи, не имама иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево" - я перевожу это так: не имеем другой помощи, не имеем другой надежды, кроме Тебя Пречистая Дева.

пользовался словарём
http://azbyka.ru/spravochniki/slovar.php?letter=IZHE

Вот и объясните, почему мы не имеем другой помощи и другой надежды, кроме как от Богородицы?

Если всё это поэтическая метафора по избытку чувств, и не является истиной как таковой, то вопрос снимается.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 02.02.2022
Православный христианин
Дело в том что молитва обращена всегда к личности, будь то Личность Бога, или Богородицы или Святых. Понятно что у Креста нет личности и молиться ему можно только поэтической метафорой, оказывая ему тем самым почитание как святыне и орудию нашего спасения.
Вопрос в том, почему сочинитель той молитвы к Богородице исключил возможность помощи от Бога и надежды от Бога, помимо Богородицы.

"не имам иныя помощи, не имама иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево" - я перевожу это так: не имеем другой помощи, не имеем другой надежды, кроме Тебя Пречистая Дева.

пользовался словарём
http://azbyka.ru/spravochniki/slovar.php?letter=IZHE

Вот и объясните, почему мы не имеем другой помощи и другой надежды, кроме как от Богородицы?

Если всё это поэтическая метафора по избытку чувств, и не является истиной как таковой, то вопрос снимается.

Михаил,это нужно понимать не в исчислительном,а исполнительном смысле.Когда грешник отвергается Христом,умолить Сына может единственно-Мать.Есть история иконы Афона-Парамифия.
http://www.agionoros.ru/docs/491.html
103064.p.jpg

Где заступничество и Любовь Богородицы,умилостивила карающую десницу и Сын уступил.
Также в Акафисте Богородице "Нечаянная Радость" есть слова
-"Желая Законодавец Правосудный Господь Сам быти закона исполнитель и явити милосердия Своего бездну, преклонился на усердное моление Твое, Преблагословенная Мати Дево, о человеце беззаконне, глаголя:
- "Закон повелевает, да сын чтит матерь. Аз Сын Твой, Ты же Мати Моя: Аз Тя должен чтити, послушая Твоего моления; буди убо, якоже хощеши: ныне прощаются сему греси Тебе ради".
Между Матерью Божией и Сыном всегда существует духовное общение без слов.
И действительно,на кого еще остается нам уповать,если даже Ангел Хранитель покидает нас по грехам нашим.Только на Богородицу.
 
Армавир
Крещён в Православии

Сергей Калайда

24.11.1959 - 02.02.2022
Православный христианин
Кающийся грешник отвергается Христом? Скорее всего стыдно перед Христом. У кого в детстве то мать добрее отца была, отсюда и ассоциации у людей.
-"Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное"(Мф.7-21)
Лучше всего на базовых понятиях строить свои домыслы.И тогда по ходу их развития,первооснова (а это ни что иное как прямая речь Христа) пресчет их неразумное развитие.Ежели эта неразумность сама собой не исчезает,то тогда такое упорное (ИМХОвое) своемыслие искажающее природу Святости,как базиса жизни в Вечности,именуется козлованием,а люди находящееся в таком состоянии-козлищами.(Мф.25-31)
Посему Ваше "удивление" кое еще при этом помимо невежества,отдает манерностью снисхождения,может служит определением Вашего места,как леворасположенного.И тогда только усердная молитва к Богородице и останется единственной Вашей надеждой,единственным упованием.
 
Сверху