Богохульство в советских фильмах

Тема в разделе "Классика кинематографа", создана пользователем Кирилл, 30 июн 2013.

  1. Кирилл

    Кирилл Чтец Команда форума

    Санкт-Петербург
    Православный христианин
    Купил диски с простыми и добрыми советскими фильмами, чтобы просветить детей шедеврами тех времён.
    Хочу предупредить о том, что не всё в этих фильмах светлое, очень резануло откровенное богохульство. Абстрактное осуждение религии или верующих можно было списать на почти всеобщую атеистическую гордыньку тех времён. Но есть то, что не позволяет мне рекомендовать два из просмотреннных фильмов.

    1) Иван Васильевич Меняет профессию. Сцена в лифте на 26 минуте фильма, насмешка над крестным знамением и Крестом Господним.

    2) Операция "Ы" и другие приключения Шурика. Серия "Напарник", про стройку. Скаберзность по отношению к Богородице в сцене, где Пуговкин рассказывает Феде о советских достижениях.

    Кто-то скажет: "Какая ерунда, времена тогда такие были"! На что я в таких случаях отвечаю - а вы готовы смотреть интереснейший фильм, где всего-лишь одно небольшое оскорбление вашей матери?
     
  2. Максим СПб

    Максим СПб

    Санкт-Петербург
    Православный христианин
    Это вообще характерно для советских фильмов.
    Что касается фильмов Гайдая, то давно замечено, что КАЖДЫЙ из них содержит сцену богохульства (можно проверить, если интересно). Это заставило предположить, что данный режиссер выполнял некий контракт в обмен на свой успех... С рогатым банкиром.
     
  3. Григорий Буевич

    Григорий Буевич Супер Модератор

    Асино
    Православный христианин
    Кирилл, по поводу Операции "Ы" совершенно согласен, хоть вырезай, тем более что эта реплика вот ровно ничего не добавляет к фильму.
    А по поводу Ивана Васильевича... не соглашусь. Может режиссер чего и вкладывал, но на мой взгляд не получилось. У нормального разумного ребенка, воспитанного в вере, разве что возикнет недоумение от незнания автора, что человек набожный в минуту неизвестной опасности творит честное знамение. Ну и что из того, что опасность надумана? Тем более, что в фильме царь куда симпатичнее своего антипода. Можно ребенку сказать, что простим глупого дядю, который снимал, он ведь и не знал что действительно помогает.

    Общее направление такое конечно присутствует, практически невозможно смириться с 12 стульями, особенно с версией Гайдаевской же, где играет Пуговкин - очень талантливым произведением самим по себе. Захаров хоть попытался обойти тему духовенства "вообще". У него Ролан Быков явно играет просто сумасшедшего, а вот Гайдай то лубочит что называется со вкусом(((( Взрослый то верующий на все эти "подпрыжки" только вздохнет (но впечатление то от просмотра все равно будет испорчено), а вот ребенку может и правда быть очень неполезно. Саму же фигуру отца Федора скажем в книге можно воспринимать чуть ли не как явление Божьего промысла. Священник, нарушивший тайну исповеди ради свечного заводика в итоге сходит с ума. К сожалению возможности относиться к этой фигуре комично все равно нет, потому как знаем о реальных "приключениях" тысяч священнослужителей в те самые годы.
     
  4. Кирилл

    Кирилл Чтец Команда форума

    Санкт-Петербург
    Православный христианин
    Григорий, но там как раз Крест явно высмеивается...
     
  5. Григорий Буевич

    Григорий Буевич Супер Модератор

    Асино
    Православный христианин
    Мое мнение, что не получилось высмеять.
    Хотя пагубности намерения это не отменяет
     
  6. Вадим Ламзиков

    Вадим Ламзиков

    Переславль Залесский
    Православный христианин
    Сюжет с крестом в лифте, по мне , так я не вижу кромолы... Царь верует, как детя...Пусть его вера наивна,но он пропогандирует КРЕСТ....Каждый видит свое мироустройство в окружающих. Подобный сюжет,когда колокола на звоннице играют чижика пыжика...тоже по сути можно усмотреть кромолу на Православие... Но если детям объяснить суть происходящего, то они явно поймут все правильно. Это все равно что бороться с пропогандой курения, ставя под запрет крокодила Гену и чебурашку. Дети по сути воспринимают мир по другому,акценты ставят совершенно на других вещах...
     
  7. Маргарита Ш.

    Маргарита Ш.

    Московская область
    Православный христианин
    Добрый день!
    Нет, не высмеивается. Царь верит искренне и видит промысл Божий во всем, что его окружает.
     
  8. Васильченко Алексей

    Васильченко Алексей

    Киев
    Православный христианин

    Хм... Спорный вопрос Кирилл.
    Я задумался над этим. С одной стороны - я с Вами согласен, ибо Крестное знамение показывается с совершенно неправильной стороны, как некая насмешка, Но с другой... соглашусь с Григорием, действительно, в случае какой-либо опасности верующий прибегает к Крестному знамению. И вот, Иван Васильевич, попав в будущее, не просто перепугался... он во всем видел деяния бесовские. Поэтому и воспользовался провереным способом.
    Второй вопрос, что это показано в комедийном стиле... Ну, вроде ж как комедия...
    Мне лично, почему то кажется, что Гайдай не вкладывал в этот эпизод неправославного содержания.

    Спорный вопрос.



    Спаси Господи
     
  9. Алексей из Германии

    Алексей из Германии

    ФРГ Ингольштадт
    Православный христианин
    о Гайдае я знаю что он был человеком сильным ,на фронте он был разведчиком и лично убил немало людей .думаю что он был неверующим и сцены ставил как атеист не придавая большого значения тому ,что так важно для нас .он об этом просто не думал снимая так ,чтоб фильм прошел на экраны в советское время
     
  10. Евгений из Екатеринбурга

    Евгений из Екатеринбурга

    Екатеринбург
    Православный христианин

    Мне тоже.

    Если делать акценты на отдельные эпизоды, то, практически, все фильмы прошлых лет (да и нынешних тоже) нужно сжечь на площади.

    Не согласен.
    Все зависит от того, как смотреть и как пояснять.

    К слову:
    Пару месяцев назад о.Константин Пархоменко в своей дневниковой записи приводил список фильмов полезных к просмотру (в том числе и зарубежные).
    Так вот, в их числе: - Ленин в октябре; - Праздник святого Йоргена (вот уж где насмешка НАСТОЯЩАЯ!); и еще много чего...
     
  11. Алёха

    Алёха

    Армавир
    Крещён в Православии
    Высмеивается религиозный фанатизм в Иване Васильевиче ( из-за которого, если это правда, загублено много жизней) и пустозвонство прораба.
    В Бриллиантовой Руке Козодоев тоже от беспринципности нёс трусы. Припекло - он поверил, отпустило - предал.
     
  12. Евгения Генина

    Евгения Генина

    Уральск
    Православный христианин
    Мне как раз тоже кажется, что в эпизоде с Крестным знамением в лифте - показана искренняя вера царя в силу Крестного знамения. Я всегда с удовольствием смотрю именно эту сцену - какая Вера в глазах ! И как замечательно сыграл Яковлев Грозного царя и - непутевого управдома.
     
  13. Евгения Генина

    Евгения Генина

    Уральск
    Православный христианин
    Теперь, когда я уже достаточно давно пребываю в лоне Церкви (25 лет), я стала замечать страшное богохульство в другом - в таком "легком" фильме (как мне раньше казалось) : "Д`Артаньян и три мушкетера". :confused: Вот уж действительно - что ни слово, то пропаганда разврата, неверия, кощунства и безнравственности.
     
    Игорь65 нравится это.
  14. Каждый видит то, что хочет видеть. А вообще. на мой взгляд, лучше всмотреться в себя. И в первую очередь руководствоваться своей совестью - Божией частицей в человеке. Свобода в этом и заключается: хочешь - выброси, а хочешь - на хлеб намажь.
     
    Александр Черных нравится это.
  15. Васильченко Алексей

    Васильченко Алексей

    Киев
    Православный христианин
    Вы знаете - пожалуй соглашусь. Есть несколько моментов... Весьма не приятных...
    Однако же вспомним место и время... Так что... не удивительно.
    Но я в этом фильме вижу дружбу, готовую идти на смерть... то что мы утратили. Когда слово "друг" - было много выше чем современное понятие...



    Спаси Господи
     
  16. Богдар

    Богдар

    Православный христианин
    Недавно ещё раз посмотрел старую комедию Свадьба в Малиновке классика советского кинематографа, фильм по моему мнению хороший но и там тонко критиковалась вера насмехаясь над телезрителями!
     
    Последнее редактирование модератором: 24 мар 2018
  17. Сергей2018

    Сергей2018

    Интересующийся
    Насчёт фильмов Гайдая - спорный вопрос. Во-первых, вряд ли кощунство было злонамеренным. Есть советские фильмы куда более безбожные. В "Бриллиантовой руке" действительно юмор в сцене "похода по воде" чрезмерно злой, в "Операции Ы" скорее беззлобный (не зря же это произносит, скажем, не Шурик, а разложившийся пьяница-арестант Федя), в "Иване Васильевиче" просто показано пребывание человека из 16 века в условиях 20, это скорее сопоставление "чудо? нет, техника". В фильмах "Кавказская пленница", "Не может быть" и "Спортлото-82" по-моему религия вообще не упоминается.
     
  18. Кетеван

    Кетеван

    Православный христианин
    Бывают моменты в советских фильмах, но их не сравнить с современным кино по количеству показываемых грехов. Многие советские актеры верующие люди, и это видно даже в сценах, где над верой было задумано посмеяться. Я замечала, что многие из них в сценах, где должно быть крестное знамение, "крестятся" треугольником, думаю, для того, чтобы избежать кощунства.
     
    Сергей2018 нравится это.
  19. Анатолий Митрофанов

    Анатолий Митрофанов

    Православный христианин
    Тогда людей, и что важнее, детей воспитывали в добре и честности. Дал честное слово - стой на посту "до талого" ("Честное слово" Леонид Пантелеев)...
    А сейчас - "бери от жизни всё, не дай себе засохнуть, будь лидером, купи себе то, купи себе сё, ни в чем себе не отказывай" ...
    И откровенно, каннибальские ролики про бедную лысую конфетку в такси... наглый таксист: «Обожаю молочный шоколад!»...(шутка, но...)
     
    Кетеван нравится это.
  20. Жанна2525

    Жанна2525

    ХМАО-Югра
    Православный христианин
    Мое детское впечатление от сцены в Бриллиантовой руке (у меня было обычное советское детство):
    сияющий мальчик, идущий по воде под звуки православного.богослужения - душа наполняется теплом и светом,

    Миронов, целующий крестик, идущий вслед, то есть немедленно поверивший и немедленно готовый пойти вслед - удивление, радость, надежда, что в преступнике есть светлое,

    Мальчик перестает сиять - ничего удивительного, он же не Бог, он только напомнил, что есть Бог.

    Миронов толкает мальчика - грустно и скучно. Однако момент, в котором он вспоминает о Боге для меня был ярче.

    Из своего восприятия могу сказать, что эта сцена - способ напомнить о вере так, чтобы одни вспомнили, а другие не поняли.

    Может у Гайдая не было такой цели. Но я узнала, что Бог сияет, ходит по воде, за Ним идут, Его предают. И что богослужение звучит вот так.
    Одно из первых впечатлений о Христе :) я тогда о Боге знала, а о Христе как-то не очень.
     
    Последнее редактирование: 4 авг 2019
    Александр Черных и Кетеван нравится это.

Поделиться этой страницей