Боязливость от недостатка любви?

Православный христианин
Побоялся сделать что-то ради какого-то дела - недостаток любви (интереса) к делу, побоялся сделать ради человека - недостаток любви к этому человеку или к людям, побоялся сделать что-то по совести или вмешаться - недостаток любви к правде и к Богу. Примерно так. Конечно, есть и другие причины, но эта все-таки главная. Наверное поэтому матери, независимо от характера, крайне смелы, когда дело касается их детей.

p.s. Говорим о трусости, а не о боязливости.
Из словаря:
Трусость – это неспособность справляться со своим страхом, не умение переступать через него, когда это необходимо. Так же можно определить, как не способность к необходимым и ответственным действиям в момент определённой опасности по мотивам страха. Это понятие, имеющее негативную общественную оценку, подразумевающую отсутствие у человека душевной силы, чтобы выполнить необходимые действия или решения, выдерживать стойкую позицию в ситуации переживания эмоционального страха и экстремальных происшествий. Трусость, как качество личности не представляет собой понятие синонимичное страху, поскольку страх и ужас служат механизмами выживания, ориентации в окружающем мире, они природны и закономерны, при этом человек сохраняет направление движения.

Боязливость - пугливость, робость, малодушие, несмелость, опасливость.
Легко поддающийся страху; склонный к боязни; робкий, пугливый.

Похоже, но разница есть.

В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. (1 Ин. 4:18)
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
"Смелый не тот, кто не боится, а тот, кто боится и делает." - может это сомневаюшийся, не уверенный в своих действиях?
Сомневающийся не твёрд на путях своих.
Смелость и трусость не могут быть в одно время в человеке. Смелость может смениться трусостью, как и трусость сменится смелостью.
 
Интересующийся
все правильно- нет любви, один страх в сердце... чего боитесь Геннадий?
 
Православный христианин
"Смелый не тот, кто не боится, а тот, кто боится и делает." - может это сомневаюшийся, не уверенный в своих действиях?
Смелость и трусость не могут быть в одно время в человеке.
Какой смысл в этих вопросах, переворачивании смыслов ? Думаю, любому человеку, имеющему хоть какой-то жизненный опыт, будет понятно.
Смелость и трусость не могут быть в одно время в человеке.
1. Вы открыли эту тему из-за диалога в другой теме, там я провожу различие между трусостью и боязливостью, поэтому фраза "Смелый не тот, кто не боится, а тот, кто боится и делает" вполне имеет смысл. Она не о трусости, а именно о преодолении страха.
2. Здесь буквально перед вашим сообщением привожу еще и определение из словаря.
Трусость – это неспособность справляться со своим страхом, не умение переступать через него, когда это необходимо. Так же можно определить, как неспособность к необходимым и ответственным действиям в момент определённой опасности по мотивам страха. Это понятие, имеющее негативную общественную оценку, подразумевающую отсутствие у человека душевной силы, чтобы выполнить необходимые действия или решения, выдерживать стойкую позицию в ситуации переживания эмоционального страха и экстремальных происшествий. Трусость, как качество личности не представляет собой понятие синонимичное страху, поскольку страх и ужас служат механизмами выживания, ориентации в окружающем мире, они природны и закономерны, при этом человек [преодолевая их] сохраняет направление движения.

Смелость это и есть преодоление страха. Поэтому о смелости и трусости одновременно речь не идет, это антонимы.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Мужество как проявление любви

Мужество есть любовь, готовая переносить всё ради любимого. Мужество это любовь, которая не боится ни невзгод, ни даже смерти. (блж. Августин Иппонийский)

Комм. о.Олега Стеняева, на Евангелие от Марка, новый цикл №3.
В данном контексте становится ясно, почему сказано: "Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая" (Откр. 21:8). Т.е. не потому что они боязливы, робки или нерешительны, но от недостатка любви, без которой невозможно угодить Богу, будут наказаны боязливые. И напротив, любовь делает нас мужественными. Не бывает исповедничества без мужества, и подлинного мужества без любви. <...> "Из всех кого призвал наш Господь, ни один не сказал, что ему не на что жить" (Тертулиан). Т.е., братья и сестры, ради Господа мы должны безбоязненно оставить все то, что препятствует нам исполнить волю Его и, не смущаясь никаких трудностей, мы должны верить, что если Бог к чему-либо и призывает нас, то Он не оставит нас и Своею заботою.

Кто людей боится, тот Бога не боится, а тот, кто Бога боится, тот никого не боится. (свт. Василий Великий)

Мужество как защита добродетели и твердость в истине

Мужество не испытывает недостатка в храбрости, поскольку только оно защищает честь добродетелей и стоит на страже их предписаний. Оно есть то, что непреклонно воюет со всеми пороками, не боится тяжких трудов, не дрогнет перед лицом опасности, заставит забыть об удовольствиях, устоит перед похотью, избежит жадности как ослабляющей добродетель порчи. (свт. Амвросий Медиоланский)

Мужество есть не что иное, как твердость в истине и сопротивление врагам: когда не уступишь им, они отступят и совсем не покажутся боле (прп. Антоний Великий)

Мужество и смирение

Истинное святое мужество всегда соединено с чувством глубокого смирения. (Преподобный Никон Оптинский)

Душа, стяжавшая смирение, всегда помнит Бога и думает: «Бог создал меня; Он страдал за меня; Он прощает мне грехи и утешает меня; Он питает меня и заботится обо мне. Так что же мне заботиться о себе, или чего мне бояться, хотя бы мне и смерть угрожала. (прп. Силуан Афонский)

Если однажды вверил ты себя Господу, вседовлеющему для охранения твоего и смотрения о тебе, и если пойдешь во след Его, то не заботься опять о чем-либо таковом, но скажи душе своей: "на всякое дело довлеет для меня Того, Кому единожды я предал душу свою. Меня здесь нет; Он это знает". Тогда на деле увидишь чудеса Божии: увидишь, как во всякое время Бог близок, чтобы избавлять боящихся Его, и как Его Промысл окружает их... (прп. Исаак Сирин)
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
Не бывает исповедничества без мужества, и подлинного мужества без любви. <...> "Из всех кого призвал наш Господь, ни один не сказал, что ему не на что жить" (Тертулиан). Т.е., братья и сестры, ради Господа мы должны безбоязненно оставить все то, что препятствует нам исполнить волю Его и, не смущаясь никаких трудностей, мы должны верить, что если Бог к чему-либо и призывает нас, то Он не оставит нас и Своею заботою.

Кто людей боится, тот Бога не боится, а тот, кто Бога боится, тот никого не боится. (свт. Василий Великий)
Все мы будем испытаны вскоре.Не думаю, что много таких, кто уйдёт в леса, как Лыковы когда-то ушли.
И в свете этой правды всё красноречие становится шелухой, ничего не значащие слова.

Исповедничество для прокажённых...
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Все мы будем испытаны вскоре.Не думаю, что много таких, кто уйдёт в леса, как Лыковы когда-то ушли.
И в свете этой правды всё красноречие становится шелухой, ничего не значащие слова.

Исповедничество для прокажённых...

А почему для "прокаженных"?
 
Россия , ЦФО
Православный христианин
Похоже, но разница есть.
Другими словами: трусость это грешное состояние души?
Трусость – это неспособность справляться со своим страхом
Так неспособность,или всё-таки грех? Не могу понять
 
Православный христианин
Другими словами: трусость это грешное состояние души?
Так неспособность,или всё-таки грех? Не могу понять
"Неспособность" это же формулировка словаря, психологического, а в словарях обычно не пишут, грех или нет. Это религиозники пусть сами думают. У них в Откр. 21:8 что-то написано, книги, брошюрки, словари по грехам. Подготовка к исповеди... Или к исповедничеству? Ну как-то так.
 
Святая Русь
Православный христианин
А что значит "страха ради иудейска" ?
Наверное это то, что в современной науке называют "инстинктом самосохранения". Если есть опасность быть убитым или посаженным в темницу, то естественно бояться. Другое дело, если ясно видна воля Божия - идти на смерть за Христа. Тут уже два страха борются: страх перед смертью и страх перед Богом (а у совершенных - любовь к Богу). Но так как совершенных мало, то Бог и вытесняет один страх другим - бОльшим: "Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою." (Откр. 21:8).
 
Святая Русь
Православный христианин
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Страх Божий – это инстинкт самосохранения для христианина

Предстоятель объяснил, каким образом в основании премудрости житейской и духовной лежит страх Божий.

Блаженнейший Митрополит во время своей воскресной проповеди рассказал, почему Господь в притче о неразумном богаче, которая читалась в Евангельском зачале (Лк., XII, 16–21), назвал его безумным. Об этом сообщает информационно-просветительский отдел УПЦ.

«Богач не был невеждой, неграмотным, он был образованным человеком, — отметил Архипастырь. — …Он знал где приобрести землю, что посеять, когда и как обрабатывать, собирать урожай, как его хранить… А Господь его называет безумным».

Его Блаженство рассказал, что понятия «образованности» и «мудрости житейской» — это разные вещи.

Человек умудренный опытом в житейских делах может не имея образования, достичь большего успеха в личной жизни и во взаимоотношениях с близкими, подчеркнул Блаженнейший владыка.

«Но есть еще премудрость духовная. Эта мудрость научает человека не только, как устроить свою земную жизнь, но так учит человека выстраивать ее, чтобы конец временной жизни для него стал началом Вечной», — обратил внимание он.

«Эта премудрость дается тем людям, которые имеют страх Божий, — пояснил Предстоятель. — Премудрый говорит, что начало премудрости – страх Господень (Прип. 1, 7)».

Далее Митрополит Онуфрий назвал два вида страха, один из которых ведет к премудрости Божьей.

«Когда человек только встает на путь благочестивой жизни, у него бывает страх раба — он боится Бога, как раб боится своего господина. Но когда человек утвердиться в благочестии, у него этот страх переходит в сыновний. Он боится, как бы Бога не обидеть, как бы не оскорбить чем-то своего Творца. И он готов делать все, что Бог захочет, только чтобы Он на него не оскорбился. Это сыновний страх рождает высшую премудрость. Это состояние никогда не покидает человека, даже при его переходе в Вечность — он любит Бога, как сын, всегда».

Архипастырь дал духовные наставления, как научится стяжать в себе сыновий страх Господен.

«Когда человек начинает жить по закону Евангельскому, по закону Божьему, когда он решает оставить грех, жить по правде, свято, благочестиво, то на первых самых шагах, когда он уже принял твердое решение, Господь дает ему благодать…

Бог дает человеку благодать Святого Духа для того, чтобы она его укрепила, чтобы он мог совершить свои добрые, благочестивые течения жизни. И эта благодать, входя в человека, привносит туда тихую радость и мир, которых он прежде не испытывал, — рассказал Предстоятель. — Человек создан для мира. Поэтому, когда он почувствует это, он боится его потерять. У него появляется страх – как бы Бог у него не отнял эту внутреннюю благодать, которую Он дал в начале пути благочестия. Я начинаю думать – что делать, как защитить это внутренне душевное сокровище. Этот страх является началом премудрости».

Его Блаженство объяснил это подробнее на примере с приобретением имущества.

«Человек, например, купил хорошую машину или построил красивый дом, который ему очень нравится, тогда у него появляется страх, который заставляет его думать, что делать, чтобы это не потерять. Это естественный страх — это инстинкт самосохранения. Похожим образом дело обстоит с нашей душой. Когда Господь дает благодать, мы начинаем изучать духовные законы, которые помогают нам сохранять эту благодать».

«Пусть Господь помогает нам, дорогие братья и сестры, чтобы мы заботились о том, чтобы приобретать премудрость Божию через страх Божий, из-за боязни хоть как-то оскорбить Того, Кто не достоин никакого оскорбления», – призвал Блаженнейший владыка. https://vk.com/public78611951
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Страх Божий – это инстинкт самосохранения для христианина
А мне видится, что страх Божий - это другое:

8 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
39 Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.
 

Мария

другиня
Команда форума
Новосибирск
Православный христианин
На сайте Азбуки есть статья священника Игоря Прекупа "Страх Божий":
"Так чем же является страх Божий? По аналогии с животным инстинктом самосохранения можно сказать, что это – проявление инстинкта духовного самосохранения, направленного на защиту духовной жизни, на спасение души, т.е. на борьбу с грехом, которая выражается так же двояко – бегство от греха (уклонение от соблазнительных ситуаций, от общения с развращенными людьми, уклонение от помыслов) и решительное противостояние греху с готовностью пожертвовать, если нужно, всем, вплоть до самой жизни, но не дать греху отторгнуть нас от Бога, не дать ему лишить душу жизни, не дать ему надругаться над образом Божиим в нас".

 
Казахстан. Семей
Православный христианин
всё же инстинкт - это неосознанные реакции организма.

ИНСТИНКТ (от латинского instinctus - побуждение),
врожденная форма поведения животных и человека, направленная на приспособление к строго определенным условиям жизни
и реализующаяся под влиянием основных биологических потребностей (пищевых, половых, оборонительных и так далее);
сложный безусловный рефлекс.
На основе инстинкта происходит обучение, формирование индивидуального поведения и другое.

Духовный инстинкт - это что?
Что-то у допотопнотого человечества этот инстинкт так и не проснулся, хотя Ной 100 лет строил ковчег перед их глазами.

ПС
"Биология не дает никакого объяснения духовной жизни." - проф.Ольховский Владислав Сергеевич
http://www.pravoslavie.ru/44938.html
 
Последнее редактирование:

Мария

другиня
Команда форума
Новосибирск
Православный христианин
Не духовный инстинкт, а инстинкт самосохранения(1) и инстинкт духовного самосохранения(2)
В первом случае человек старается сохранять свою физ.жизнь, тулово :), благополучие.
Во втором, человек предпочитает прежде всего сберечь\сохранить душу и радеет о её судьбе в вечности.
 
Сверху