Брак — добро или зло?

  • Автор темы Алексей 200365
  • Дата начала
А

Алексей 200365

Guest
Протоиерей Владимир Воробьев писал:

Прежде всего нужно вспомнить, что создание мужского и женского пола описывается в книге Бытия как дело особенного Промысла Божия. Каждый день творения заканчивается словами о том, что Господь посмотрел и увидел, что все сотворенное «добро зело». Когда же Господь сотворил первого человека Адама, то через некоторое время сказал: «Не хорошо быть человеку одному. Сотворим ему помощника по нему» (Быт. 2:18). Удивительный контраст: до сих пор все было хорошо, а вот Адам не нашел полноты жизни один. И Господь, увидев это, сотворил ему в помощника жену. Это было необходимостью, без жены бытие человека не было полным, оно не было «добро зело». Таким образом, замысел Божий не осуществился, пока не была сотворена жена. И только вместе мужской пол и женский достигают той гармонии и полноты, которые достойны замысла Божия о человеке.

Ветхий Завет говорит нам о том, что полнота человека достигается именно в единении мужчины и женщины. Но Новый Завет говорит что-то совершенно отличное. Апостол Павел пишет:

А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.

Потом:

Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.

Потом:

Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным.

По настоящей нужде за лучшее признаю́, что хорошо человеку оставаться тáк.

Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены.

То есть Апостол Павел довольно однозначно даёт понять, что лучше быть безбрачным, что противоречит словам Господа о том, что без жены человеку быть нехорошо и что это не есть полнота бытия.

Потом мы имеем ветхозаветное отношение к браку как к утилитарному средству продолжения рода. В Новом Завете учение о браке раскрывается во всей своей полноте и говорится, что цель брака — сам брак, что брак не совершается для чего-то, но является вечной самоцелью. Но тут Апостол Павел пишет:

Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.

Потом:

Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.

Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.

Тут можно увидеть только утилитарное назначение брака по Апостолу, что оно нужно только для того, чтобы не блудить. Речь даже не о продолжении рода, не о любви, а именно о том, что если не можешь не блудить, женись, чтобы общение с женщиной было хотя бы законным. Здесь не видится ни малейшего намёка о том учении о браке, которое мы имеем в Священном Предании. Тут всё даже более утилитарно, чем в Кинге Бытия. Апостол будто говорит о том, что это сожаление, что у мужчины есть стремление к женщине. И чтобы не оскверниться этим (любовью, которая создана Богом), нужно найти себе одну какую-то женщину и на ней жениться. И таких Апостолу жалко.

Так где тут хоть какая-то определённость? ВЗ утверждает, что нехорошо человеку быть одному и полнота бытия достигается в браке. В НЗ Господь начинает Своё служение с благословения брака, но потом Апостол говорит, что лучше человеку женщины не касаться и оставаться безбрачным. Потом Церковь развивает довольно богатое учение о том, что счастье и полнота брака, совершаемого в Боге, превыше разумения человека, и что даже ВЗ не знал такого брака, как НЗ.

Почему на протяжении истории нашей религии в ней утверждаются две противоположные крайности?
 
А

Алексей 200365

Guest
Ещё такой вопрос: если человеку действительно нехорошо быть одному и нужен был кто-то восполняющий его бытие, то почему в Новом Завете мы имеем что лучшее достаётся именно тем, кто был безбрачен и вообще не познал общения с женщиной? Это новозаветное совершенство, что прямо противоречит сказанному Богом о человеке, когда человек только творился. Некоторые святые говорят, что неженатый человек — не полноценный человек, а лишь половина, не причастная до конца жизни; и только в браке человек обретает всю полноту своего существа и причастности полноценной жизни. Таков замысел Бога о человеке. И как так получилось, что именно идя против этого замысла, силой удерживая себя от осуществления его человек достигает совершенства?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Алексей!

Библейские концепции о браке и о безбрачной целомудренной жизни не являются противоположными крайностями.

Вы приводите слова святого апостола Павла: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1Кор. 7:8-9).

Исходя из этих слов Вы заключаете: «Тут можно увидеть только утилитарное назначение брака по Апостолу, что оно нужно только для того, чтобы не блудить. Речь даже не о продолжении рода, не о любви, а именно о том, что если не можешь не блудить, женись, чтобы общение с женщиной было хотя бы законным. Здесь не видится ни малейшего намёка о том учении о браке, которое мы имеем в Священном Предании. Тут всё даже более утилитарно, чем в Книге Бытия. Апостол будто говорит о том, что это сожаление, что у мужчины есть стремление к женщине. И чтобы не оскверниться этим (любовью, которая создана Богом), нужно найти себе одну какую-то женщину и на ней жениться. И таких Апостолу жалко».

Такая интерпретация наставления не справедлива. Отмечу, что в других посланиях апостол Павел уподобляет союз Христа и христиан обручению, и наоборот, брак — Церкви (что было бы немыслимым при отсутствии у него понимания брака как союза высокой любви):
— «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию! Но вы и снисходите ко мне. Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» (2Кор. 11:1-3);
— «Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную – возлюбленною» (Рим. 9:25);
— «Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:24-25).

Такое сопоставление вполне соответствует словам Иисуса Христа, уподоблявшего Себя жениху: «И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?» (Мф. 9:15). Всё это указывает на высокое значение брака.

Конечно, Господь говорил и об особом пути к Царству Небесному — безбрачной целомудренной жизни: «есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф. 19:12).

Но Он не говорил, что этим путем, несмотря ни на что, должен следовать каждый: «Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19:12).

Напомню, что пассаж о скопцах приведен Евангелистом в едином контексте с речением Искупителя о браке: «не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:4-6), и как ответ на недоумение учеников: «если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться» (Мф. 19:10).

Стало быть, Церковь, как и Христос, и апостолы, не унижает достоинство брака, не сводит его смысл и значение к возможности блудить на законных основаниях (ср.: ваши слова: «не можешь не блудить, женись, чтобы общение с женщиной было хотя бы законным»).

Христианский брак — Таинство. А Церковь никогда не узаконивает грех. Целомудрие же возможно и в рамках супружеской жизни. Так, блаженный Феодорит Кирский, комментируя слова апостола Пала, пишет: Он «утешил и живущих в супружестве, и брак назвав дарованием Божиим. Вспомоществуемый Божиею благодатью, человек и в брачной жизни преуспевает в целомудрии» [1, с. 242]. Святость достижима и в рамках монашеской жизни, и в рамках супружества.

Обратим внимание на грозное предостережение, содержащееся в 50-м правиле святых апостолов: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священнаго чина, удаляется от брака.., не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священнаго чина, и отвержен от Церкве. Такожде и мирянин» [2, с. 23].

«В монастырь надо идти по призванию. — Пишет известный подвижник архимандрит Кирилл Павлов. — ...Нужно обязательно призвание Божие. Если кто минует это, то обычно всегда оканчивается неудачей. Какие признаки? Если кто призывается к семейной жизни, то обычно такой человек только и думает что о семье, о детях, о супруге, о будущей своей семейной жизни. И вот это уже является признаком призвания Божия к семейной жизни. Если же, наоборот, у человека в душе какая-то боязнь вот этой семейной жизни, боязнь иметь детей, какое-то отвращение к семейной жизни, — это уже явный признак призвания Божия к жизни безбрачной. Это каждый должен испытывать» [3, с. 139].

Выражение же «Безбрачным... и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1Кор. 7:8-9), блаженный Феодорит толкует так: «...И вам, непричастным брачного общения, и вам, сочетавшимся, но потом разрешенным от брачных уз смертию, лучше предпочесть воздержание. Но если не можете сносить приражений похоти и душа ваша немощна для сего подвига, потому что нет в ней пламенного усердия к доброму, то никакой закон не возбраняет вам вступать в брак» [1, с. 243].

Благодарю за вопрос!

1.Блаженный Феодорит Кирский. Творения. М.: Изд. Паломник, 2003.
2.Книга Правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и поместных и святых отец. М.: Изд. Русский Хронограф, 2004.
3.О духовничестве. Клин: Изд. Фонд «Христианская жизнь», 2000.
 
А

Алексей 200365

Guest
Спасибо. Это отвечает на моё непонимание.
 
Сверху