Подлинная психология – это православная аскетика.
В современном церковном сознании есть тенденция преувеличивать значение светской психологии.
На самом деле подлинная психология у Церкви уже давно есть, и она и доступна только Церкви. Подлинная психология – это
православная аскетика. Подвижники, просвещённые Духом Святым, на собственном опыте познавали строение человеческой души и её нестроения и болезни, т. е. грехи. Православная аскетика – это знание реальности, подтверждённое опытом, т. е. подлинное знание о душе, подлинная психология.
А любая светская психология – это неполные и неверные представления о душе человека, не более чем огрызки каких-то может быть действительных наблюдений, скреплённые в упрощённую схему раствором домыслов и теорий. Т. е., светская психология не даёт полного и, главное, верного знания о человеческой душе, неполно, упрощённо и неверно представляет действительность.
«Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?» (1 Кор. 2, 11).
Человеческая душа познаваема только с позиций духовных, только с позиций ума (духа), просвещённого Духом Святым. А это и есть взгляд с позиций православной аскетики.
«Душевный человек... не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2, 14-15).
Так что, Христианин тем более не познаваем с позиций светской психологии. Поэтому, стыдно должно быть Христианину обращаться к светскому психологу (я имею ввиду вообще к практикующему светскую психологию, даже если сам психолог православный).
Недостоверность светской психологии доказывается даже таким простым формальным признаком как множественность психологических школ. Как они все могут быть правы, если строение человеческой души – одно?! Здесь вступает в силу довод свт.
Василия Великого:
«...Ни одно их учение не осталось твёрдым и непоколебимым; потому что последующим учением всегда ниспровергалось предшествовавшее. Посему нам нет и нужды обличать их учения; их самих достаточно друг для друга к собственному низложению...» («Беседы на Шестоднев», 1).
Итак, для Церкви достаточно подлинной психологии, которая действительно отражает реальность о человеческой душе, т. е.
православной аскетики.
Светская психология Церкви не только не нужна, но она сбивает с толку, прививает неверные представления о человеческой душе и неверные понятия.
Например, имеет место неправильная тенденция разделять понятия «уныние» и «депрессия»?! «Депрессия» – это параллельный термин, введённый светской психологией, которая, наблюдая видимое проявление уныния, обозначает его термином «депрессия», не зная истоков этого состояния.
На самом деле
депрессия – это и есть страсть уныния. Уныние, как и любой грех, коренится в душе, при этом отражается и на теле, и на состоянии организма. Это внешнее проявление и замечает светская психология, и пытается лечить внешними средствами, вне связи с покаянием, не понимая, что истоки депрессии (уныния) – в душе. И что это - грех.
Также, и лень, и апатия – ни что иное как проявление той же страсти уныния.
И другие греховные страсти светская психология склонна объяснять на уровне физиологическом. Например, объяснять страсть блуда гормональными процессами. Или же на уровне психологическом вне связи с понятием греха. При том, что любая страсть (и блудная в том числе) коренится и начинается
всегда в душе. И является
греховным повреждением в первую очередь души, которое отражается и на теле. И врачуется любое греховное повреждение души, любая страсть, какими бы терминами её ни камуфлировала светская психология, не иначе как через
покаяние.
Итак, светская психология вводит в заблуждение.
А светские психологи не по праву вторгаются в человеческую душу, не зная её, и не имея действительных средств для излечения её.
Власть и реальную силу исцелять душу человека, т. е. восстанавливать её в первозданном состоянии и примирять с Богом, Бог вверил
священникам. А не психологам.
Что же может сделать психолог, если уж его занесло на стезю этой деятельности, чтобы не навредить, не согрешить? Он должен смиренно осознать и признать, что никак не является пунктом назначения больной души, лечебницей, что не может сам помочь. Он может быть не более чем
дорожным указателем к подлинным психологам, т. е. к
священникам, и к подлинной лечебнице, т. е. к
Таинству Исповеди.
Единственно правильный результат беседы психолога – это если человек в результате этой беседы пойдёт к священнику на Исповедь. Только на Исповеди и только через священника человек и может получить подлинное реальное исцеление.
Свящ. Алексей Шляпин
Подлинная психология – это православная аскетика. Подвижники, просвещённые Духом Святым, на собственном опыте познавали строение человеческой души и её нестроения и болезни, т. е. грехи. Православная аскетика – это знание реальности, подтверждённое опытом
ieralexei.ortox.ru
А сама по себе светская психология Церкви не нужна. Она имеет неадекватные, несоответствующие действительности, представления о душе человека, о её должном состоянии, о её недолжном состоянии, о механизмах выхода из недолжного состояния. Всего этого светская психология не знает. Она лишь прилагает к человеку искусственные, упрощённые и просто неверные схемы. В которых, может быть, и содержится небольшой процент верных наблюдений.
У Церкви есть подлинная психология - православная аскетика.
Во-первых, сама светская психология - это лженаука, самозванная методика, неполное и неверное представление о душе человека, фантастический конструктор на основе, может быть, некоторых эпизодических действительных наблюдений. Вернее, целый ассортимент таких фантастических конструкторов (психологических школ), которые противоречат не только действительности, но и друг другу. Светская психология (любая из ее школ) просто недостоверна, не соответствует действительности.Единственная адекватная реальности, подлинная, психология - это православная аскетика. А светская психология (любая психологическая школа) - это суррогат, подмена, не соответствующая реальности. Светская психология вводит в заблуждение.Во-вторых, даже независимо от степени достоверности светской психологии, светские психологи не имеют права вторгаться в человеческую душу, не имеют от Бога такой власти. Ни средств для исцеления души.
Представьте, что некий светский человек, заведомый самозванец, нарядился священником и предлагает вам раскрыть перед ним свою душу. Возмутит вас это? Наверное, возмутит. А когда на волне привычного стереотипа происходит то же самое, только в еще более наглой и бесцеремонной форме,- такие же светские самозванцы предлагают человеку терапию души, даже не утруждая себя обманом с переодеванием и внешней атрибутикой,- им почему-то доверяются, и это не возмущает.
Удивляет некритичность светского мышления, готовность светского человека, который зачастую кичится своим "рациональным мышлением" и "самостоятельностью", отказаться от самостоятельности и здравого смысла и довериться в таком важнейшем вопросе как руководство над собственной душой, случайному человеку с неизвестно каким набором собственных мнений и представлений о душе и жизни.
Происходит по слову Евангелия: "Может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?"
(Лк. 6, 39).
Я уже не говорю о нелепости такой ситуации, когда православный человек, имеющий доступ к подлинным врачам (священникам), вернее, к подлинному Врачу (Богу), подлинной психологии (аскетике) и подлинной терапии (Таинству Исповеди), прибегает к такому суррогату как светская психология.
Обращение к психологу - как минимум глупость. А претензия психологов на врачевание душ - преступление.
Власть и реальную силу исцелять душу человека Бог вверил священникам. А не психологам.
Наконец, что касается обсуждаемой ситуации, когда государство дает психологам доступ к детям через голову родителей, попирая Богом установленную власть родителей над детьми, нагло вторгаясь во внутренние дела семьи, - это беззаконие.
Кроме того, что это позволяет калечить души детей, отдавая их для опытов случайным дядям и тетям, которые, вполне вероятно, имеют еще большие (чем эти дети) собственные внутренние проблемы и страсти, и будут своими нечистыми руками (душами) касаться душ детей, вполне вероятно, еще более пачкать и калечить их, это еще наглый вызов Заповеди Бога: "Почитай отца твоего и мать твою"
(Исх. 20, 12), стремление подорвать доверие и почтение детей к родителям, узурпация власти, которую Бог дал родителям.