Будущая профессия - психолог

Санкт-Петербург
Православный христианин
Добрый день!
Мальчишка 14 лет говорит, что хочет стать психологом. Причина - помог сверстнику. Мне эта тема не близка. Более того, считаю эту профессию не совсем этичной. Тем не менее, решил ребёнку помочь – полез на Ютьюб в поисках познавательных роликов. Тяжело вдохнул, увидев заголовки роликов. Заинтересовало обсуждение одного из них. Человек пишет: «Мне 12 лет, и я хочу стать психологом.». А под этим сообщением ещё 20-30 ответов: «Мне 13 лет...», «Мне 11 лет...», «Мне 15 лет...». Перешёл к ещё одному ролику – та же история, дети хотят стать психологами. Что это? Возрастное? Мода? Пройдёт или серьёзно? Чем помочь ребёнку в моём случае? Литература по теме, художественная, занятия, аудио-видео...
Спасибо.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Елена Анатольевна, спасибо.
И Вас с Воскресным днём!
Немножко не то. Единственное, что я нашёл дельного – это полный курс замечательных лекций в МГУ. Послушал минут десять с открытым ртом. Преподаватель замечательный, только абсолютно ничего не понял.
Собственно, у меня вопроса два:
1) Серьёзно ли это?
2) Что дать ребёнку попроще, чтобы он понял тему?
 
Москва
Православный христианин
Подлинная психология – это православная аскетика.


В современном церковном сознании есть тенденция преувеличивать значение светской психологии.

На самом деле подлинная психология у Церкви уже давно есть, и она и доступна только Церкви. Подлинная психология – это православная аскетика. Подвижники, просвещённые Духом Святым, на собственном опыте познавали строение человеческой души и её нестроения и болезни, т. е. грехи. Православная аскетика – это знание реальности, подтверждённое опытом, т. е. подлинное знание о душе, подлинная психология.

А любая светская психология – это неполные и неверные представления о душе человека, не более чем огрызки каких-то может быть действительных наблюдений, скреплённые в упрощённую схему раствором домыслов и теорий. Т. е., светская психология не даёт полного и, главное, верного знания о человеческой душе, неполно, упрощённо и неверно представляет действительность. «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?» (1 Кор. 2, 11).
Человеческая душа познаваема только с позиций духовных, только с позиций ума (духа), просвещённого Духом Святым. А это и есть взгляд с позиций православной аскетики. «Душевный человек... не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2, 14-15).
Так что, Христианин тем более не познаваем с позиций светской психологии. Поэтому, стыдно должно быть Христианину обращаться к светскому психологу (я имею ввиду вообще к практикующему светскую психологию, даже если сам психолог православный).

Недостоверность светской психологии доказывается даже таким простым формальным признаком как множественность психологических школ. Как они все могут быть правы, если строение человеческой души – одно?! Здесь вступает в силу довод свт. Василия Великого: «...Ни одно их учение не осталось твёрдым и непоколебимым; потому что последующим учением всегда ниспровергалось предшествовавшее. Посему нам нет и нужды обличать их учения; их самих достаточно друг для друга к собственному низложению...» («Беседы на Шестоднев», 1).

Итак, для Церкви достаточно подлинной психологии, которая действительно отражает реальность о человеческой душе, т. е. православной аскетики.
Светская психология Церкви не только не нужна, но она сбивает с толку, прививает неверные представления о человеческой душе и неверные понятия.

Например, имеет место неправильная тенденция разделять понятия «уныние» и «депрессия»?! «Депрессия» – это параллельный термин, введённый светской психологией, которая, наблюдая видимое проявление уныния, обозначает его термином «депрессия», не зная истоков этого состояния.
На самом деле депрессия – это и есть страсть уныния. Уныние, как и любой грех, коренится в душе, при этом отражается и на теле, и на состоянии организма. Это внешнее проявление и замечает светская психология, и пытается лечить внешними средствами, вне связи с покаянием, не понимая, что истоки депрессии (уныния) – в душе. И что это - грех.
Также, и лень, и апатия – ни что иное как проявление той же страсти уныния.

И другие греховные страсти светская психология склонна объяснять на уровне физиологическом. Например, объяснять страсть блуда гормональными процессами. Или же на уровне психологическом вне связи с понятием греха. При том, что любая страсть (и блудная в том числе) коренится и начинается всегда в душе. И является греховным повреждением в первую очередь души, которое отражается и на теле. И врачуется любое греховное повреждение души, любая страсть, какими бы терминами её ни камуфлировала светская психология, не иначе как через покаяние.

Итак, светская психология вводит в заблуждение.

А светские психологи не по праву вторгаются в человеческую душу, не зная её, и не имея действительных средств для излечения её.

Власть и реальную силу исцелять душу человека, т. е. восстанавливать её в первозданном состоянии и примирять с Богом, Бог вверил священникам. А не психологам.

Что же может сделать психолог, если уж его занесло на стезю этой деятельности, чтобы не навредить, не согрешить? Он должен смиренно осознать и признать, что никак не является пунктом назначения больной души, лечебницей, что не может сам помочь. Он может быть не более чем дорожным указателем к подлинным психологам, т. е. к священникам, и к подлинной лечебнице, т. е. к Таинству Исповеди. Единственно правильный результат беседы психолога – это если человек в результате этой беседы пойдёт к священнику на Исповедь. Только на Исповеди и только через священника человек и может получить подлинное реальное исцеление.




Свящ. Алексей Шляпин


А сама по себе светская психология Церкви не нужна. Она имеет неадекватные, несоответствующие действительности, представления о душе человека, о её должном состоянии, о её недолжном состоянии, о механизмах выхода из недолжного состояния. Всего этого светская психология не знает. Она лишь прилагает к человеку искусственные, упрощённые и просто неверные схемы. В которых, может быть, и содержится небольшой процент верных наблюдений.

У Церкви есть подлинная психология - православная аскетика.



Во-первых, сама светская психология - это лженаука, самозванная методика, неполное и неверное представление о душе человека, фантастический конструктор на основе, может быть, некоторых эпизодических действительных наблюдений. Вернее, целый ассортимент таких фантастических конструкторов (психологических школ), которые противоречат не только действительности, но и друг другу. Светская психология (любая из ее школ) просто недостоверна, не соответствует действительности.Единственная адекватная реальности, подлинная, психология - это православная аскетика. А светская психология (любая психологическая школа) - это суррогат, подмена, не соответствующая реальности. Светская психология вводит в заблуждение.Во-вторых, даже независимо от степени достоверности светской психологии, светские психологи не имеют права вторгаться в человеческую душу, не имеют от Бога такой власти. Ни средств для исцеления души.

Представьте, что некий светский человек, заведомый самозванец, нарядился священником и предлагает вам раскрыть перед ним свою душу. Возмутит вас это? Наверное, возмутит. А когда на волне привычного стереотипа происходит то же самое, только в еще более наглой и бесцеремонной форме,- такие же светские самозванцы предлагают человеку терапию души, даже не утруждая себя обманом с переодеванием и внешней атрибутикой,- им почему-то доверяются, и это не возмущает.
Удивляет некритичность светского мышления, готовность светского человека, который зачастую кичится своим "рациональным мышлением" и "самостоятельностью", отказаться от самостоятельности и здравого смысла и довериться в таком важнейшем вопросе как руководство над собственной душой, случайному человеку с неизвестно каким набором собственных мнений и представлений о душе и жизни.

Происходит по слову Евангелия: "Может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?" (Лк. 6, 39).

Я уже не говорю о нелепости такой ситуации, когда православный человек, имеющий доступ к подлинным врачам (священникам), вернее, к подлинному Врачу (Богу), подлинной психологии (аскетике) и подлинной терапии (Таинству Исповеди), прибегает к такому суррогату как светская психология.

Обращение к психологу - как минимум глупость. А претензия психологов на врачевание душ - преступление.

Власть и реальную силу исцелять душу человека Бог вверил священникам. А не психологам.

Наконец, что касается обсуждаемой ситуации, когда государство дает психологам доступ к детям через голову родителей, попирая Богом установленную власть родителей над детьми, нагло вторгаясь во внутренние дела семьи, - это беззаконие.

Кроме того, что это позволяет калечить души детей, отдавая их для опытов случайным дядям и тетям, которые, вполне вероятно, имеют еще большие (чем эти дети) собственные внутренние проблемы и страсти, и будут своими нечистыми руками (душами) касаться душ детей, вполне вероятно, еще более пачкать и калечить их, это еще наглый вызов Заповеди Бога: "Почитай отца твоего и мать твою" (Исх. 20, 12), стремление подорвать доверие и почтение детей к родителям, узурпация власти, которую Бог дал родителям.
 

Вложения

  • ОтецАлексий Шляпin.jpg
    18,7 KB · Просмотры: 72
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здесь:

Прочёл перечень ключевых профессий (бизнес-тренер, бизнес-консультант, психолог в социальной и политических областях, психолог в сфере рекрутинга). Тоскливо стало.

Подлинная психология – это православная аскетика.
Денис, спасибо. Для меня это очевидно. Но, речь идёт о ребёнке 14-ти лет. Семья не церковная. Влиять на их внутренний уклад я не имею права. Для меня главное - помочь и развить талант человека.
 
Подлинная психология – это православная аскетика.
Обращение к психологу - как минимум глупость. А претензия психологов на врачевание душ - преступление.

Пожалуйста, помогите аскетикой моей знакомой, ныне подопечной "Ночлежки" и моей подруги-психолога (православной), в её ситуации:
мама - алкоголичка, отца вроде не было или он рано умер. отчим её регулярно насиловал с детства. Соответственно, девушка выросла сильно травмированной, с явными психологическими проблемами (недоверие людям, замкнутость, виктимное поведение - из-за чего на неё иногда нападают на улице и избивают, из-за них же не может устроиться на работу, не приспособлена к нормальной жизни в социуме), несколько лет жила на улице. Хочет любви и доверия (это по ней видно, но она об этом не говорит и думаю, не осознаёт), но всё это стоит бетоной стеной перед ней. От кого-то забеременела (видно, ей воспользовались, возможно как отчим), беременность сохранила (хотела ведь любви), родила. Затем мать-алкоголичка, воспользовавшись тем, что дочка бездомная, отсудила у неё ребёнка. Теперь ребёнок (девочка, 8-9 лет) находится в семье с тем же насильником-отчимом, мать по-прежнему пьёт, девочка редко ходит в школу, по вечерам ходит по соседним домам, просит поесть, часто и ночует у кого-то. Отдать ребёнка обратно матери (которой помогают соцработники и собрали денег ей на аренду комнаты, где она и живёт сейчас), либо поместить девочку в детдом (чтобы защитить от отчима) пока юридически невозможно.
Если убрать юридическую часть, как Вы поможете аскетикой такому человеку??? Сначала ведь в Бога нужно поверить (на своём опыте прочувствовав, что ты любим), суметь открыться и довериться (опять же, как при таком прошлом?). Вот помогает моя подруга-психолог. Без азов психологических знаний (как минимум) тут можно только только хуже сделать.
Да и у вполне благополучных людей очень даже тяжёлые психологические проблемы есть, обусловленные их прошлыми проблемами, которые они зачастую и не осознают как проблемы. И всё это копится и копится в семьях.
 
Последнее редактирование:
Посмотрите вакансии на сайтах: постоянно нужны профессиональные психологи для работы с неблагополучными семьями и детьми, для работы с умирающими, для поддержки семей в разных тяжёлых случаях, после семейного насилия, в кризисные моменты жизни и т.д.
На сайте "Милосердие.ру" периодически проводятся семинары по психологической помощи. Кроме того там же: https://www.miloserdie.ru/article/mify-o-psihologah/
О телефоне доверия СПб епархии: http://miloserdiespb.ru/eparxialnyj-telefon-doveriya/
С того же "Милосердия" (нужны спец. знания!): https://miloserdie.help/job/klinich...g-psikholog-v-detskuyu-palliativnuyu-sluzhbu/

Удивляет, когда Богом данный, разработанный в нынешнее время инструмент помощи людям нивелируют, говоря, что только знания о борьбе со страстями помогут при болезнях (в т.ч. психических, которые психолог может отличить от не-болезни), душевных ранах и пр.
Но, как видите, и психологической помощью церковь занимается (работают профессионалы), и больницы есть при епархиях (в мск и спб), в общем, различают страсти и психологические проблемы, а также болезни (а ведь есть мнение, что болезни - от грехов. Но больным такое знание как-то не особенно помогает, да и здоровым, особенно если их близкий страдает от отсутствия адекватной помощи).
 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
Пожалуйста, помогите аскетикой моей знакомой, ныне подопечной "Ночлежки" и моей подруги-психолога (православной), в её ситуации
Мария! Этим людям, конечно, нужен не разбор их жизненной ситуации, а простое человеческое к ним расположение. В этом и есть христианство. Да, "аскетика" звучит слишком громко. Тем не менее, по сути, верно. Многие святые старцы были простыми со своими посетителями, а сами были именно аскетами.
Пожалуйста, назовите имена Вашей знакомой и Вашей подруги. Помолимся.
 
Мария! Этим людям, конечно, нужен не разбор их жизненной ситуации, а простое человеческое к ним расположение. В этом и есть христианство. Да, "аскетика" звучит слишком громко. Тем не менее, по сути, верно. Многие святые старцы были простыми со своими посетителями, а сами были именно аскетами.
Пожалуйста, назовите имена Вашей знакомой и Вашей подруги. Помолимся.
Екатерина. Подруга Наталья помогает многим. Она специально получила проф. образование. Но простого сочувствия в случае с Катей явно недостаточно. Там, кроме психолога, и психиатр нужен, потому что от такого детства есть явные нарушения психики. И нарушения в сфере эмоций. И таких людей очень много! У меня тоже есть психологические проблемы, да и у большинства. Неслучайно о. Константин ПАрхоменко получил второе образование именно по психологии - одного пастырского попечения, говорил он, почти всегда недостаточно. Азы психологии, как он сказал в интервью, преподают в семинарии. А я проходила семинар на "Милосердии", там отдельная лекция была посвящена тому, как общаться с человеком, только что перенёсшим потерю. Нив коем случае не говорить "Я тебя понимаю". "Бог забрал (твоего сына, мужа, жену) - значит, такой был Промысл/им там будет лучше" и другие благостные слов, хоть и с лучшими намерениями, даже с искренним сочувствием и верой в эти слова. Нужно понимать, чем одно состояние отличается от другого и знать, как нельзя реагировать (чтобы не причинить дополнительную боль и не сделать ситуацию ещё худшей).
Да, и надо разделять психолога от психотерапевта. Психотерапевт разбирает, анализирует ситуацию и вместе с клиентом выбирает стратегию её изменения. А психолог этого вроде бы не делает. Вот Елена Анатольевна может на этот вопрос ответить.
 
Последнее редактирование:
агностик
На тему Ютуба - найдите любые лекции или выступления Джордана Питерсона, это замечательный психотерапевт из Канады. Думаю, что и ребенку понравится, и сами не разочаруетесь - он много полезных и верных вещей говорит.
Хотя это скорее просто для познавательности, а не для обучения психологии.
 
Последнее редактирование:
простое человеческое к ним расположение. В этом и есть христианство.
Я думаю, что для того, чтобы иметь такое расположение (а точнее - любовь) к другому, нужно быть практически святым. Конечно, такие люди есть, и они не всегда канонизированы, и они не всегда православные, - я знала одну такую протестантку, и канонизированный врач Джузеппе Москати, - это просто большая любовь. Но таких людей всегда мало. Психология может делать что-то в этих наших условиях. В раю, конечно, психология не будет нужна - все будут в Божьей Любви, все будут Им излечены. Но в земной жизни это пока нужно, нужно помогать, поддерживать, лечить нуждающихся в этом.

А вообще есть такие люди, которые говорят, что она не нужна и к врачам ходить не надо. А просто они здоровые! Им и не надо. Можно только позавидовать тому, как им повезло со здоровьем.
 
Последнее редактирование:
протестант
Для образовательных целей могу посоветовать психолога Павла Зыгмантовича. У него много видео и на ютубе, и статьи на его сайте. В отличии от многих блогеров на ютубе (коучей, жизненнех тренеров и самопровозглашенных психологов) он занимаеться научно доказательной психологией, свои суждения он основывает на научные статьи, на факты доказанные эксперементами.

Если хочеться углубиться более профессионально, то на coursera есть бесплатные курсы на английском языке по любой тематике, в том числе и по психологии, от ведущий мировых университетов.
https://www.coursera.org/learn/introduction-psychology Вот например вводный курс от Yale University
 
протестант
Психология это далеко не только мораль, этика и помощь несчастным людям. Есть очень много отделов. Например, клиническая психология занимаеться вопросами психических заболеваний, когнитивная психология занимаеться памятью, лингвистикой, обучением, эмоциями, вниманием. Кросс-культурная психология изучает влияние культуры и менталитета, есть психология на грани биологии, где мышление изучают на моллекулярном уровне, изучают повреждения мозга и болезнки, например, Альцгеймера. Есть социальная психология, есть и психология об обучении, тоесть, как лучше учиться, запоминать, методы педагогики. Я сама занималась психологией, но я ни кого не консультировала, я занималась изучением внимания и пространственного мышления.
 
Чехов
Православный христианин
Добрый день!
Мальчишка 14 лет говорит, что хочет стать психологом. Причина - помог сверстнику. Мне эта тема не близка. Более того, считаю эту профессию не совсем этичной. Тем не менее, решил ребёнку помочь – полез на Ютьюб в поисках познавательных роликов. Тяжело вдохнул, увидев заголовки роликов. Заинтересовало обсуждение одного из них. Человек пишет: «Мне 12 лет, и я хочу стать психологом.». А под этим сообщением ещё 20-30 ответов: «Мне 13 лет...», «Мне 11 лет...», «Мне 15 лет...». Перешёл к ещё одному ролику – та же история, дети хотят стать психологами. Что это? Возрастное? Мода? Пройдёт или серьёзно? Чем помочь ребёнку в моём случае? Литература по теме, художественная, занятия, аудио-видео...
Спасибо.
Я тоже думаю,что психолог это не лучший выбор ,поэтому так и надо прямо сказать мальчику что его ждет в этой профессии.В чем по вашему не этичность этой профессии?Об этом и надо сказать.Мое мнение такое: пользы от психологов часто никакой ,а иногда может быть очень большой вред для души человека.Например,сейчас учат,что нетрадиционные половые отношения это вариант нормы.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Прочёл перечень ключевых профессий (бизнес-тренер, бизнес-консультант, психолог в социальной и политических областях, психолог в сфере рекрутинга). Тоскливо стало.
Андрей, спасибо за ссылку на лекции.
Я посмотрела там же раздел, тот же раздел.
Прокрутила чуть ниже: Организации, в которых работают выпускники (пропустила "престижные места, оставив "непристижные", но очень нужные людям:

Образовательные учреждения дошкольного, среднего и высшего образования
Центры медико-психолого-социальной помощи

Что подсказать ребенку, чтобы ему помочь с выбором профессии, не знаю. Думаю, Мария подсказала один из возможных ходов: проконсультироваться со специалистом по профориентации.

Помнится еще, что раньше были кружки для занятий по интересующим подростков вопросам. Может быть, такой есть при бывшем Дворце пионеров на Фонтанке? Или при самом Университете? Попробуйте узнать.

Психологию уважаю, поскольку она нужна не только для частных или групповых консультаций, но и для "нащупывания" тех сторон психики человека, на которые можно опереться при изучении чего-либо. Поскольку моя профессия связана с педагогикой, не представляю воспитателя или педагога, не знающего основы возрастной психологии или психолгии усвоения того или иного учебного материала. Все педагогические работники при обучении обязательно слушают несколько курсов по психологии, но ко всяким "коучингам" и "психоанализам" это не имеет никакого отношения. Вузовские учебники излагают маетриал об особенностях в зависимости от возраста памяти, внимания, специфики анализа, синтеза, переноса, обобщения сухо, неэмоционально, "без фокусов". Не думаю, что подростку это будет очень интересно. Студенты "стонут, но учат" :)
 
протестант
А зачем ему уже сейчас решать кем быть по профессии? Ему только 14, в этом возрасте интересы могут меняться каждые пол года. Пока он закончит 12 класс, ещё 5 лет пройдет. Зачем ему уже сейчас взваливать весь груз проблем психологии? Пусть интересуеться психологией как хобби, смотрит ролики на ютубе, читает статьи и книги. Хорошо что подросток вообще чем то интересуеться, кроме компьютерных игр. А кем ему стать по профессии - он ещё 10 раз успеет придумать и передумать. Многие только после окончания универа начинают понимать кем они хотят работать (и часто это не то, на кого они учились в универе). Лучше оставить парня в покое и пусть он спокойно увлекаеться чем ему интересно. Посоветовать ему интересные ролики на Ютуб и не более.
 
протестант
Помню свои 14 и своих одноклассников. Каждый хотел кем то стать, в итоге мало кто стал тем, кем мечтал в подростковом возрасте. И чем я только не увлекалась - и спортом, и музыкой, и рукоделием, и химией. В итоге я не стала не спортсменкой, ни музыканткой, ни швеёй, ни химиком. Но в любом случае разносторонние развитие полезно и все навыки пригодяться в жизни.
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Как-то лет 5-7 назад на глаза попадалась статистика профессий, в выборе которых люди были разочарованы. Психологи были на первом месте. А вот учителя вроде как на самых последних (видимо, детки скучать не дают:)
 
Сверху