Был ли Иоанн Златоуст монахом?

Казахстан
Православный христианин
Сегодня набрёл в Интернете на громаднейший спор между двумя «православными» о том, был ли свт. Иоанн Златоуст монахом. С одной стороны были приведены ссылки на современных авторов, согласно которым он был монахом, так как монашество к тому времени уже вполне сформировалось. С другой стороны ссылок нет — только угрозы их предоставить, а также упор на то, что Златоуст был не иноком (в собственном смысле слова), но просто аскетом (т. е. не был пострижен, не давал обетов и пр.). Ещё утверждается, что где-то в «О священстве» сам святитель будто бы признаётся, что он не монах.

В связи со всем этим хотелось бы задать несколько вопросов (хотя, возможно, они не совсем для этого раздела):
1. Какова разница между монахом и аскетом?
2. Когда зародилось монашество? Каково его соотношение с аскетизмом?
3. Кем, собственно, был Иоанн Златоуст — просто аскетом или всё же монахом?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Не влезая в дебри спора можно ответить так:
1. Сейчас эти понятия разделяются чаще всего по вопросу принятия пострига. "монах" - тот, кто дал обеты и был пострижен, соответственно получив особый статус в христианском государстве (например в Византии и на Руси монахи имели льготы в виде освобождения от налогов, службы в армии и пр.). Аскет же это не официальное понятие а просто факт того, что человек ведет аскетическую жизнь, подобную монашеской.
Для того же времени разницы практически не было, а эти слова часто употреблялись как синонимы (см. следующий пункт). Чина пострига практически не существовало, фактически его заменял сам факт прихода в монастырь и (или) жизнь в обучении у старца, или само решение уйти в пустыню. Хотя все это уже можно считать простейшей формой обета.

2. Историю монашества здесь воспроизводить нет никакой возможности - слишком много места потребует, да и информации в интернете сейчас достаточно. В IV веке монашество стало одной из форм аскетизма. Другими формами могли считаться "вдовы" - христианки не вступавшие в брак после смерти мужа, и поэтому нуждающиеся в поддержке общины (чаще всего из-за отсутствия детей), упражняющиеся в духовных упражнениях благочестивые горожане (среди которых было много ученых и даже святителей вроде Григория Богослова). Наконец, существовал и вообще не христианский аскетизм, например среди язычников-неоплатоников. Поэтому правильней всего назвать аскетизм явлением усиленной духовной жизни, частным случаем которого стало являться монашество.

3. Неизвестно. Он мог быть монахом, поскольку к его времени оно действительно было известным, но скорее всего (это уже мое частное мнение) "официальным" монахом он все-таки не был, хотя аскетизмом, безусловно, занимался. Причем по молодости даже неумеренно, чем и заработал себе язву желудка, что потом потом ему припомнили на суде, обвинив в том, что он чуждается трапез и ест на горнем месте "пастилу" - какой то очень легкий для усвоения продукт.
 
Сверху