Почему Господь его не спас, при этом терпел воровство и наделял дарами ... Мне не понять.
На Тайной Вечери Господь несколько раз делал попытку спасения Иуды.
Лука глава 22
"-21 И вот, рука предающего Меня со Мною за столом;
-22 впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается.
-23 И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает."
Эти слова могли пробудить совесть и у Иуды.
Марк в главе 14 уточняет
"-Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо."
Как бы второй раз можно было одуматься.
Но дальше то, на прямое обвинение можно было и прийти в себя, одуматься.
Матфей.Глава 26-25
"При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви́? Иисус говорит ему: ты сказал."
А ведь Иуда был за трапезой совсем рядом со Христом, если мог дотянуться до Его блюда с соусом.Сантиметров в 70-80, можно сказать рядом справа или слева от Христа.Человек которому прямо было сказано, что он предатель, не шелохнулся, не двинулся к покаянию, через раскаяние, даже уже быв обличен напрямую для всех.
Момент внутреннего решения на злодейство Иуды, Матфеем описан следующим образом.
"Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного,
приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.
Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата?
Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.
Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня:
ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете;
возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению;
истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.
Тогда один из двенадцати, называемый
Иуда Искариот, пошел к первосвященникам
и сказал: что вы дадите мне,
и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников;
и с того времени он искал удобного случая предать Его."
Т.есть мысль о предательстве возникла в момент когда женщина по его Иудиному мнению совершала пожертвование, а Христос неправильно этим распоряжался.
Наверное ученики не раз Иуду уличали в хищении общинных денег, и Христос увещеваниями склонял его к пожертвованию этих средств нищим.Потому что, уж очень эмоциональная реакция Матфеем обозначена-
вознегодавали.
Поэтому Иуда на Тайной Вечери, внутренне был уже созревший к предательству, где изначальной почвой было сребролюбие.Может он хотел через первосвященников как-то восполнить свои "потери".Плюс реализовать свои амбиции, последовательность которых хорошо описана в сказке о "Рыбаке и рыбке".Тут остановки не бывает.
"И когда они ели, Иисус, взяв
хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое.
И, взяв
чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все.
И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая."
"Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.
И после сего куска вошел в него сатана.
Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.
Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему.
А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим.
Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь."
Вот многие эту фразу -
делай скорее, интерпритируют так, как то что Иуда был помощником Христа в деле спасения.
Читаем комментарий
Кирилла Александрийского.
"Место это может, пожалуй, казаться кому-либо противоречащим и не очень соответствующим тому, что уже прежде сказано. Зачем, может не без основания спросить кто-нибудь, Господь,
изобличая и нежно и прикровенно отвращая старавшегося предать Его от смертоносного замысла против Него, теперь оказывается побуждающим к этому и повелевает немедленно приступить к исполнению столь гнусного и нечестивого намерения? И почему, скажет, уже и так внутренне склонного и настроенного к этому надо было еще поощрять к этому, а не наоборот – направлять вразумлениями к лучшему и отвлекать его от предположенного намерения?
Так может обвинить кто-либо Христа, погрешая против надлежащего образа рассуждения. Но внимательнее сосредоточив свой ум на содержащемся в этих словах смысле, мы не найдем в них ничего странного, напротив, – они имеют глубокое значение, которое я, насколько смогу, попытаюсь выразить вкратце.
Весьма предусмотрительно премудрый Евангелист предварительно сказал, что сам сатана вторгся и вошел в сердце предателя,
так что Господь наш Иисус Христос является уже говорящим скорее ему (сатане), чем действительно и истинно подпавшему по нерадению своему власти его (предателю): «Что делаешь, сделай скорее». Это подобно тому, как если бы Он ясно сказал так: свое дело, которое только и умеешь и которое всегда любезно тебе делать, о сатана, «сделай скорее». Ты умертвил пророков, ты предводительствовал иудеями к нечестию, ты и тогда устраивал побиение камнями проповедавших иудеям спасительное ученье, никого не пощадил из посланных Богом. Ты показал против них всю несказанную жестокость и чрезмерное неистовство. Вот теперь после них пришел Я, давая уже заблудившимся возможность более не заблуждаться, находящимся во тьме устрояя пребывание в свете Божественном и освобождая от силков тех, которые уже попали в твою сеть и сделались добычею твоей жестокости.
Пришел Я, чтобы разрушить державу владычествующего благодаря тебе греха и показать всякому человеку, кто есть Бог по природе (Истинный). Но Я знаю, наконец, совершенно неукротимый твой нрав. Поэтому что совершаешь ты с обычною своею дерзостью над желающими устроять это, делай и теперь. Ведь ты не оставишь своих стремительных и частых нападений, пока сначала не совершится предстоящее страдание Мое.
Так думаю я истолковать значение данного изречения Спасителя. А почему Он повелевает ускориться этому злоумышлению, это также мы намерены рассмотреть. Правда, ужасною оказывается дерзость безбожников, решившихся необузданно неистовствовать против Него, ибо Его ожидали поношения, несносная толпа ругателей, удары и оплевания и наконец позорная смерть на древе, гвозди и распятие, уксус, желчь, язва от копья; почему же поспешает, говорит, и желает немедленного исполнения страдания от диавола?
Ведь и иудеи были слугами и помощниками в злодействе, но все относит к тому вождю убийства и начальнику исконных зол. Но хотя и весьма ужасны были злодеяния нечестивых иудеев против Христа и несносна была дерзость распинателей, однако ж Он знал исход страданий и их последствия. Ведь посредством Честного Креста должна была окончательно пасть тирания диавола, упраздниться и смерть, и власть тления исчезнуть, и род человеческий освободиться от изначального того проклятия; наконец, по человеколюбию и благодати Спасителя нашего Христа, ожидалось упразднение наказания, данного в словах Бога: «Земля еси и в землю отыдеши» (
Быт.3:19).
Должно было, по слову пророка, «все беззаконие заградить уста свои» (
Пс.106:42) и обвинение подпавших ему, но имели исчезнуть совершенно по всей вселенной неведающие истинного по природе и единого Бога, которые оправданы верою во Христа, – ожидалось наконец отверзение врат рая. Нижнее должно было соприкасаться с вышним и отверстись небесам, по слову Спасителя (
Ин.1:51), и чинам ангельским восходить и нисходить на Сына Человеческого. Как же поэтому, скажи мне, ввиду стольких ожидаемых благ и возрождений для нас столь светлой надежды чрез спасительный Крест, – как не надлежало Жаждавшему нашего спасения и для этого Ставшему подобным нам, кроме греха, стремиться видеть уже настающим столь превожделенное время? Разве не подобало Неведавшему никакого зла пренебречь ухищрениями диавольской злокозненности и, напротив, спешить прийти к вожделенному времени столь славного праздника?
Итак, сатане, не знавшему, что он воюет на свою собственную голову, и совершенно не ведавшему, что он низвергается в пропасть, пригвоздив смерть на кресте, сказал Спаситель: «Что делаешь, сделай скорее». Это – слова скорее угрозы, чем повеления. Как очень молодой и прекрасный юноша, обладающий цветущею силою телесною, когда видит быстро нападающего на него кого-либо, вооружив свою десницу острою секирою и зная, что нападавший непременно потерпит от него смерть, может возглашать ему: что делаешь, делай скорее, ибо увидишь силу моей десницы, – и никто, конечно, не скажет, что это – слово стремящегося умереть, но наоборот – предвидящего, что он победит и превзойдет желающего учинить ему зло.
Так Господь наш
Иисус Христос повелевает употребить как бы быстрый бег к злодеянию над Ним, ибо уже подвергшимся посмеянию намерен Он показать злодея и вселенную явить свободною от некогда победившего ее и жестоковластно овладевшего ею посредством обмана, так что отвлек ее от веры в Бога.
Ученики же не понимают значения этих слов, и Христос, как кажется, предусмотрительно не открыл им. Так и в других случаях Он является предвозвещающим, что будет предан в руки грешников и что подвергнется распятию и умерщвлению и воскреснет в третий день (
Мф.17:22–23, 20:18–19;
Лк.9:21), но в то же время Он никому вообще не дозволяет говорить этого, так как у Него была цель скрыть от начальника века сего, Кто Он по истинной природе своей, дабы, пришедши, подвергнуться распятию и, потерпев распятие, уничтожить смерть и верующим в Него устроить спасение. Итак, предусмотрительно скрывает многое из сказанного Им, ибо, как Бог, знал все полезное."