C Рождеством Христовым!

Москва
Православный христианин
"Рождество Твоё, Христе Боже наш, / возсия мирови свет разума: / в нем бо звездам служащий, / звездою учахуся, / Тебе кланятися Солнцу правды, / и Тебе ведети с высоты Востока: / Господи, слава Тебе"!

636190916.jpg


«Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго» (Мф.1:18).
Здесь, прежде всего, обращает на себя внимание некая двойственность повествования. Сначала, в начале главы говорится: «Родословие Иисуса Христа…» (Мф.1:1), то есть говорится о Рождестве в общем смысле (вневременном) и лишь потом в частном (во временном). На эту двойственность обращает свое внимание и святитель Иоанн Златоуст. Он, пишет: «В чем же разница между рождением и происхождением? И каким образом оба (эти понятия) употребляются применительно ко Христу?… Происхождение и рождение различаются. Происхождение есть первоначальное создание Богом, а рождение – появившееся от осуждения на смерть… происхождению свойственны нетление и безгрешность, а рождению страстность». Этими словами Иоанн Златоуст говорит о том, что в Богочеловечестве Иисуса Христа есть то, что Божественно и никак не зависит от временного, и есть Человеческое, связанное с временными обстоятельствами Его, Христа Иисуса, рождения. Поэтому, говоря о Сыне Божием, мы должны говорить о Его предсуществовании, то есть предвечном Его бытии до Его же боговоплощения на Земле.
В Библии достаточно часто говориться о божественном предсуществовании Сына Божия до Его рождения в городе Вифлееме, например, сказано: «Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою» (Притч.3:19-20). Эти слова можно понять и так: Бог премудрым Словом (Логосом), то есть Сыном Своим, создал небо и землю. В Новом Завете мы находим и такие слова о Сыне Божием: «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» (Кол.1:15-18).
Даже древние пророки предвозвещали Духом Сына Божия. Сказано: «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал… » (1 Пет.1:10-11).
Сам о Себе Сын Божий однажды сказал: «… истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин.8:58). Словами «Я есмь» Сын Божий свидетельствует о Себе Самом именно как о Предвечносущем. То есть Он именно сошел на Землю и воплотился как Богочеловек «нас ради человек, и нашего ради спасения».
Потрясенный этой тайною, Златоуст восклицает: «Итак, не стремись далее, не требуй ничего больше сказанного и не спрашивай, каким образом Дух произвел Младенца от Девы?» И мы вслед за ним прервем изыскание в сфере невидимой но начнем говорить о видимом.
Итак. Прочитаем вновь слова, с которых мы и начали сегодняшнее изыскание: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго». Здесь возникает вопрос, почему Христос рождается в этот мир от Девы обрученной?
Отвечая на этот вопрос, блаженный Иероним Стридонский предлагает четыре возможных ответа. Он пишет: «Во-первых, чтобы показать происхождение Марии через родословие Иосифа; во-вторых, чтобы Она не была побита камнями как будто прелюбодейка; в-третьих, чтобы во время бегства в Египет она могла иметь защиту в лице [мнимого] супруга. Мученик Игнатий указывает еще и четвертую причину, по которой Он зачат был от обрученной; это для того, говорит он, чтобы рождение Его было сокрыто от дьявола, чтобы дьявол считал Его родившимся от замужней жены, а не от Девы».
Все 4 ответа справедливы и верны. Сам святой Иероним задает и пятый вопрос, он пишет: «Прилежный читатель станет допытываться и скажет: "Так как Иосиф не был отцом, то какое отношение к Господу имеет порядок родов, доведенный до Иосифа?″» Отчасти Иероним ответил на этот вопрос, отметив, что тогда было принято брать жену себе из своего же рода (колена). Но проблема сложнее…
Псалмопевцу Давиду, было предсказано что Мессия (Христос) произойдет из царственных потомков его (Пс.92:2; 131,11). А собственное родословие Девы Марии показывает нам, что ее потомком из сыновей Давида был не царь Соломон, а Нафан (Лк.3:31). Кстати, иудеи в полемике с христианами всегда обращали на это внимание. Ответ на это недоумение достаточно прост: праведный Иосиф, усыновив младенца Иисуса, и сообщил Ему все права своего родословия. Об усыновлении Иосифом Иисуса мы будем читать чуть ниже. Далее мы читаем:
«Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» (Мф.1:19).
В этом стихе непонятно, о какой праведности Иосифа идет речь, когда евангелист Матфей пишет: «будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее». Если речь идет о праведности ветхозаветной, то святой Иосиф, еще не посвященный в тайну беременности Марии, должен был руководствоваться известным текстом из Книги Второзакония, где сказано: «Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею, то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти…» (Втор.22:23-24).
В той ситуации, в которой оказался Иосиф, праведно было поступить именно так. Значит, когда Матфей пишет: «будучи праведен и не желая огласить…», он (Матфей) имеет в виду уже не праведность ветхозаветную, но праведность Нового Завета, которая прямо научает нас сносить обиды и прощать оскорбления. В этом и ЧУДО – Христос еще не родился, но свет евангельской праведности уже касается сердца Иосифа, и он проявляет ее в намерении не выдавать Марию на смерть, но тайно отпустить ее.
Далее мы читаем:
«Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго» (Мф.1:20).
По истолкованию Златоуста, сама Мария не оправдывалась перед Иосифом, ожидая оправдания за себя от Бога; и оно не замедлило!
Явление Ангела Иосифу перечеркнуло все его возможные сомнения, и с этого момента он, Иосиф, обручник Девы Марии, становится ее защитником и покровителем.
И далее мы читаем благовестие Ангела Иосифу:
«родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф.1:21).
Словами: «наречешь Ему имя» Ангел побуждает Иосифа усыновить Богомладенца Иисуса, таким образом сообщив Ему все права своего родословия.
Обычно на Востоке имена новорожденным давали их собственные матери, тому в Ветхом Завете масса примеров. Наречение имени отцом в те времена и на Востоке и на Западе означало юридически полное усыновление, или признание отцовства. Так, например, патриарх Иаков усыновил детей Иосифа, своего сына, введя их таким образом в 12 колен Израиля (Быт.48:5-6).
Слова: «Он спасет людей Своих от грехов их» – не надо понимать как относящиеся только к представителям еврейского народа.
Блаженный Феофилакт пишет: «Народом же израильским называет уверовавших как из среды евреев, так и из среды язычников: ибо ″Израиль″ в переводе значит: зрящий Бога (первый ″Израиль″ – Иаков, узревший Бога в борьбе с Ним, Быт.32:28-30); поэтому все зрящие Бога суть израильтяне, хотя бы они происходили из язычников».
Нельзя эти слова – «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» понимать и в том узком смысле, что Христос умер только за тех, которые будут находиться в Раю. Нет! Сын Божий принес именно полноту спасения, и сами уверовавшие в Него первые христиане это отлично понимали. Сказано: «Он есть умилостивление за грехи наши (то есть уверовавших – О.С.), и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин.2:2). Таким образом, никто в День Судный не сможет сказать: «Я погибаю, потому что Христос не омыл мои грехи, не умер за меня». Господь Иисус Христос совершил искупление именно всех грехов и преступлений рода человеческого, как тех людей, которые жили до Его Боговоплощения, так и тех, которые жили во дни Его земной жизни, так и за грехи тех, которые жили и живут после Его Вознесения, – и так до Второго Пришествия. Но реально воспользоваться даром Божьего прощения могут только те, которые согласятся с этим даром Искупления, ответят на призыв Спасения ВЕРОЮ. Сказано: «…верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф.3:17).
И далее мы читаем:
«А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф.1:22-23).
Данная ссылка апостола Матфея на пророка Исаию неслучайна!
Мессианские пророчества Ветхого Завета заслуживают особого внимания. Пророкам Божиим открывались тайны, связанные с жизнью грядущего в их дни Мессии. В момент этих прозрений они видели разные события, которые нашли свое исполнение во дни земной жизни Христа Спасителя. Таким образом Ветхий Завет приуготовлял еврейский народ к пришествию Мессии. Апостол Павел писал: «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу…» (Гал.3:24).
Можно обратить внимание только на некоторые из пророческих предсказаний о Христе. Пророкам было открыто о грядущем Христе, что: Христос выйдет из Израиля (Чис.24:17-19); Христос произойдет от Авраама, Исаака, Иакова (Быт.12:3; 17,19; Чис.24:17); Христос будет рожден во дни царя не из дома Иудина (Быт.49:10-11); Христос будет рожден в Вифлееме (Мих.5:2); Христос родится от Девы (Ис.7:14); время Его Пришествия было точно определено (Дан.9:25); Пришествие Христа было возвещено Предтечей (Ис.40:3-5); Христос будет Богом, явленным во плоти (Ис.9:6); Он проведет Свое детство в Египте (Ос.11:1); Он будет страдать и совершит Искупление за грехи рода человеческого (Ис.53:4-5); Он въедет в Иерусалим на молодом осле, сыне подъяремной (Зах.9:9); Ему подадут желчь и уксус в Его агонии (Пс.68:22); ни одна из костей Его не переломится (Пс.33:21); будут бросать жребий о Его одежде (Пс.21:19); Он произнесет в смертной агонии определенные слова (Пс.21:2); Он воскреснет из мертвых (Пс.15:10); Христа предаст «друг» (Пс.40:10); Он будет предан за тридцать сребреников (Зах.11:12); Он будет обвинен лжесвидетелями (Пс.34:11); на Него будут плевать и будут бить Его (Ис.50:6); Его возненавидят без причины (Пс.34:19); Его будут поносить и насмехаться над Ним (Пс.21:7-8) и т. д. В Ветхом Завете содержится более трехсот пророчеств о Христе.
Некоторые мессианские пророчества подвергаются нападкам со стороны иудеев, желающих истолковать их в своем антихристианском духе. Так, например, рассматриваемый нами текст из пророка Исаии (Ис.7:14) подвергается пристальному филологическому анализу как со стороны христиан, так и со стороны иудеев. Так, например, на сайте «Маханаим» в сети Интернета размещена статья П. Полонского, озаглавленная «Евреи и христианство». В данной статье господин Полонский в частности уточняет по поводу христианского прочтения текста Ис.7:14 в сравнении его с текстом Притч.30:19: «Таким образом, из самого смысла отрывка однозначно следует, что слово ″алма″ означает не девственницу. Вот почему никак нельзя перевести слово ″алма″ у Исайи как ″Дева″: это очевидная ошибка в понимании еврейского текста либо же подтасовка». Но в этой же статье Полонский вынужден признать: «Проблема, однако, в том, что ивритское слово ″алма″, которое употребляет Исайя, однокоренное с ивритскими словами ″элем″ – ″юноша″, ″отрок″ (см. Самуил I 17:56) и ″алумим″ – ″юность″ (см. Исайя 54:4; Псалмы 89:46)». Полонский предлагает слово «алма» перевести как «молодая женщина».
Обозначим вопрос: насколько слово «алма» свидетельствует о юности представительницы женского пола? Из сравнения с другими текстами Ветхого Завета можно вычленить доминирующий, и я бы даже сказал единственный смысл, понимание этого слова («алма»). В Книге Бытия 24,43 это слово используется по отношению к Ревекке, будущей жене Исаака еще до ее встрече с ним. В 16-м стихе этой же главы Ревекке дается следующая характеристика: «девица была прекрасна видом, дева, которой не познал муж. Она сошла к источнику, наполнила кувшин свой и пошла вверх» (Быт.24:16).
В Книге Исх.2:8 это слово описывает сестру Моисея, Марьям, «которой тогда было девять лет и которая, конечно же, была девственницей»8). Встречается слово «алма» и в Книге Песнь Песней: «От благовония мастей твоих имя твое – как разлитое миро; поэтому девицы любят тебя» (Песн.1:2). Известный иудейский комментатор Ветхого Завета Раши, стоявший на антихристианских позициях, так прокомментировал данный стих: «девицы (″аламот″) – девственницы. Потому что Он уподоблен юноше, к которому питает любовь Его возлюбленная. А в иносказании девицы – это народы». Здесь Раши проводит смысловую параллель между «элем» – «юноша» и «аламот» – «юницы» и настаивает на том, что «аламот» означает «бтулот» (девственницы). И действительно, в чем бы и заключалось знамение, если бы родила женщина? Знамение и заключается в том, что родила Дева. В еврейском языке в тексте Ис.7:4 говорится буквально: «Итак, Сам Господь даст вам знамение»; так вот это слово «знамение», на иврите «от» – означает чудесное событие, прямо проистекающее от Бога.
В. Ф. Марцинковский, в частности, уточняет: «Слово ″Дева″ стоит и в сирийском переводе (Пешито, II в. по Р.Х.), и у Иеронима (Вульгата, IV в. по Р.Х.). Характерно, что и евреи, переводившие Библию с еврейского языка на греческий в Александрии, так называемые 70 толковников (авторы Септуагинты во втором веке до Р.Х.), передали еврейское слово ″алма″ посредством греческого слова ″партэнос″ что значит ″дева″». Использование Полонским текста из Книги Притч.30:19 совершенно неправомочно, так как здесь говорится не о сексуальном акте, но о соблазне его совершения: «пути мужчины к девице» (Притч.30:19), но не на девице. Слишком аллегорическое прочтение данного отрывка свидетельствует о натянутости иудейского восприятия слова «алма», здесь и будет более уместно сказать: «Это очевидная ошибка в понимании еврейского текста – либо же подтасовка».
Кстати! Слово «бтулот», которое иудеи противопоставляют слову «алма», не всегда означает обязательно девушку, тому подтверждение: Иоил.1:18 и Втор.22:19. Так что современные иудеи путают современный еврейский язык с ивритом библейских времен.
Теперь мы рассмотрим, другой спорный отрывок из Книги пророка Даниила: «Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения» (Дан.9:25-26). По вопросу о 25-м стихе сами иудеи занимают разные позиции. В целом они не оспаривают того, что Мессия (Христос) родился во дни Второго Храма. Но при этом они делают оговорку, что, мол, родиться и прийти (то есть явить Себя всецело миру) – разные вещи9). В известном сборнике мидрашей рабби Моше Вейсмана «Мидраш рассказывает» автор сознается: «Машиах: Наши мудрецы говорят, что Машиах родился тогда, когда был разрушен Второй Храм. Ашем забрал его в Ганн Эден в ожидании часа конечного искупления»10). Рассмотрим: 26-й стих 9-й главы Книги Даниила: «И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения». О смерти и Воскресении Христовом здесь сказано: «предан будет смерти Христос, и не будет». О разрушении Иерусалима и Второго Храма: «а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет». О каре уничтожения и самой Римской империи сказано в следующем 27-м стихе: «и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя». О прекращении со смертью Христа значимости для Бога иудейских жертв сказано: «а в половине седмины прекратится жертва и приношение».
И далее мы читаем Евангелие от Матфея:
«Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус» (Мф.1:24-25).
Слова: «и не знал Ее. [Как] наконец Она родила» некоторые понимают как намек на то, что после Рождества Христова Иосиф жил с Марией. Но подобное протестантское истолкование противоречит Слову Божию и, в частности, пророчеству Иезекииля о приснодевстве (вечном девстве) Девы Марии. Сказано: «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез.44:2).
Святитель Иоанн Златоуст пишет о новом статусе праведного Иосифа, обручника Девы Марии. Златоуст как бы собеседует с святым Иосифом: «Даже если ты не содействуешь рождению и Дева оставалась неприкосновенной, тем не менее то, что принадлежит отцу, Я представляю тебе, не оскверняя достоинства девства… Хотя Он не твой сын, будь Ему вместо отца. Итак, начиная с наречения имени, связываю тебя с Рожденным».
«имя: Иисус» означает: «Бог (Ягве) спасет». Позже именно об имени «Иисус» будет записано в Новом Завете: «Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:11-12).
И мы читаем далее:
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф.2:1-2).
Блаженный Иероним Стридонский так истолковал эти слова: «Чтобы иудеи для посрамления своего получили весть о рождении Христа от язычников, на востоке восходит звезда, о появлении которой они [язычники-волхвы] как потомки Валаама узнали из его предсказания. Читай книгу Чисел глава 24-я. А по указанию звезды волхвы идут в Иудею, так что священники, вопрошенные волхвами: ″Где должно родиться Христу″, являются безответными [по незнанию] касательно пришествия Его».
Блаженный Феофилакт пишет: «Для чего приходили волхвы? Для осуждения иудеев: ибо если волхвы, люди идолопоклонники, уверовали, то что остается в оправдание иудеям? Вместе с тем и для того, чтобы более просияла слава Христа, когда свидетельствуют волхвы, которые служили скорее демонам и были врагами Божиими».
Их (волхвов) появление в святом Иерусалиме в сравнении с реалиями современной нам жизни можно представить так: это если бы в Москву пришли брахманы из Индии и сказали: «Мы знаем секрет спасения России». Трудно представить себе нечто подобное, но иногда, как показывает случай с Валаамом и волхвами, язычники могут более провидеть, чем правоверные, и то только грехов наших ради.
По истолкованию Блаженного Феофилакта, под видом звезды по небу перемещался Ангел, то появляясь на небе, то пропадая, то меняя направление, то останавливаясь; очевидно, настаивает Феофилакт, что звезды так по небу не движутся. Святой Иероним ссылается на Пятикнижие Моисеево, где в Книге Чисел описано пророчество Валаама, который узрел Вифлеемскую Звезду. Восточный провидец Валаам, кстати, как и волхвы, не принадлежащий к еврейскому народу, воскликнул: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля… » (Чис.24:17).
Здесь мы попытаемся рассмотреть и следующий вопрос: почему Сын Божий воплотился в этот мир именно как рождаемый от матери младенец («отроча младо»)? Существует следующие объяснение: мы слишком взрослы в своей греховности, и пробиться чрез коросту нашей опытности от грехов, накопленных годами, достаточно трудно. И только Предвечный Бог, Который является в этот мир как маленький и беспомощный Младенец, Своей младенческой простотою и может сокрушить нашу взрослость во грехе. Он одновременно и «Отроча младо», и «Предвечный Бог» фактом Своего Рождества, и особенно во дни Святого Рождества Он делает нас всех немного детьми.
Другая причина: за грехи рода человеческого жертва должна была принесена Человеком. Ибо грехи людей должен был воспринять на Себя по закону справедливости именно Человек. Сказано: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили… Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих» (Рим.5:12,15); и еще: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим.2:5).
О самом Рождестве Христовом более подробно рассказывается в Евангелии от Луки, где, в частности, мы находим и такие слова: «Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк.2:6-7). То есть Царь царей и Господь господствующих Сам родился в более чем простых условиях; через это самое Бог Отец как бы заранее предопределил для Него быть Пастырем труждающихся и обремененных (Мф.11:28).
Но вернемся к повествованию из Евангелия от Матфея, далее сказано:
«Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним» (Мф.2:3).
Христос рождается во дни царя Ирода «Великого» и таким образом буквально исполняется пророчество древнего патриарха Иакова, который, умирая, предсказал: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт.49:10). Это пророчество, записанное в Торе (Пятикнижие Моисея), было обращено к колену дома Иуды, из которого и происходит царственный дом царя Давида. Смысл пророчества очевиден: когда «скипетр» – царская власть отойдет от дома Иуды «и законодатель», то есть право выносить приговоры, тогда и «приидет Примиритель».
Иудеям достаточно сложно обойти это пророчество, хотя Рамбан и пытался доказать, что родиться и придти – это разные вещи, косвенно соглашаясь, что Мессия действительно родился в 1-м веке. Об этом более подробно мы говорили на прошедшей беседе. Иудеями делались попытки оспорить и само слово «Примиритель», но тут они опять наталкиваются на комментарий раби Шломо Ицхаки (Раши), непререкаемого авторитета в современном иудаизме, который однозначно истолковал это пророчество – Быт.49:10 словами: «″пока (не) придет Шило (то есть Примиритель – О.С.)″ – Царь Машиах, которому царство принадлежит». Кстати, у Иакова говориться «придет», а не «родится», на это иудеи совершенно не обращают внимания. Рамбан так же истолковал этот стих. Он пишет: «Ведь слово ″скипетр″ (шевет) указывает на Давида, который был первым царем, обладавшим царским скипетром, а ″Шило″ – это его потомок, которому ″будут повиноваться народы″».
В России несколько раз издавалась Тора комментария «Сончино», составленного главным раввином Британской империи, там, в комментарии к Быт.49:10, предлагается столько уверток, чтобы уйти от прямого истолкования данного текста, которое признается, как мы показали, и столпами иудаизма.
Для нас очень важно рассмотреть этот вопрос! Дело в том, что царь Ирод «Великий» не был евреем, он был идумеянин, и, таким образом, на нем буквально исполнилось пророчество, изреченное патриархом Иаковом в 1700- 1650 г. до Рождества Христова, а записано Моисеем оно было около 1250 г. до Рождества Христова.
Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Матфей упоминает об Ироде, чтобы ты научился, что князья и цари от колена Иудина прекратились и в силу необходимости пришел Христос. Ибо Ирод был не иудей, но идумеянин, сын Антипатра от жены аравитянки. Когда же прекратились князья, пришло ″ожидание языков″, как пророчествовал Иаков». То есть, когда иноплеменники воцаряются на земле, необходимо им противостоять.
Итак, услышав о волхвах, «Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним». Их состояние можно передать, одним словом: ПАНИКА. Но как объяснить, почему иудеи и их царь, хотя не еврей, но иудей по вероисповеданию, так отреагировали на весть о Рождестве Христовом? Казалось бы, что они все должны были быть обрадованы вестью о рождении Мессии, и вдруг – ПАНИКА!
Эти люди настолько срослись с земным миром, они настолько уютно себя чувствовали в нем, настолько стабильно, что они ни хотели и не желали никаких перемен, даже если они (перемены) исходят от Бога.
Только простой народ, все эти труждающиеся и обремененные, они и только они алкали и жаждали наступления этого Дня.
Царь Ирод был известен своей подозрительностью, коварством, интригами и изменами. И далее происходит следующее:
«И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?» (Мф.2:4).
Здесь мы видим, что царь Ирод собирает авторитетных в Торе, Пророках и Писаниях людей, которые должны ответить на взволновавший его вопрос: «где должно родиться Христу?»
И далее мы читаем:
«Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (Мф.2:5-6).
Данное пророчество взято из Книги пророка Михея 5,2. Блаженный Феофилакт пишет: «Вифлеем в переводе значит ″дом хлеба″, Иудея же – ″исповедание″. Да будет, чтобы и мы чрез исповедание сделались теперь домом хлеба духовного». Иными словами, Вифлеем – это место, которое может напитать многих. И действительно, «злак» – «отроча младо», рожденный в Вифлееме, напитал Собою (евхаристически) весь мир. Сам о Себе Он позже скажет: «…Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин.6:35).
Слова: «Который упасет народ Мой, Израиля» означают, что в будущем, во дни антихриста через проповедь пророка Илии, сошедшего с Небес, иудеи уверуют в Иисуса Христа и подчинятся Ему, как овцы Его стада – Церкви, то есть станут православными (Рим.11).
И далее мы читаем:
«Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды» (Мф.2:7).
Он узнал от волхвов, что звезду они увидели впервые два года назад. Это видно из того, что позже он повелит избить всех младенцев «от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф.2:16).
И далее мы читаем:
«и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф.2:8).
Мир политики всегда стремится использовать религиозное чувство в своих целях, поэтому нам надлежит держаться подальше от сильных мира сего и вести жизнь «тихую и безмятежную». И не надо удивляться, что Патриарх и епископы часто общаются с представителями мирской власти. Тяжелое послушание Патриарха и епископов в Церкви – «печаловаться» за народ Божий пред сильными мира сего.
Но мы такого послушания на себе не несем, посему будем держаться в стороне от мирских интриг, политических спекуляций и политических коллективных грехов наших современников. Сказано: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4:4).
Блаженный Феофилакт, объясняя слова: «Который упасет народ Мой, Израиля», присовокупляет: «″Упасет″, говорит, а не: будет тиранствовать или пожирать. Ибо другие цари – не пастыри, но волки, Христос же – Пастырь, как Он Сам говорит: ″Я есмь Пастырь добрый″».
Волхвы, похоже, не догадались о коварном замысле царя Ирода, и далее мы читаем:
«Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец» (Мф.2:9).
Истолковывая слова «как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец», Блаженный Феофилакт пишет: «И это дивно: ибо звезда сошла с высоты и, став ближе к земле, указала им место. Ибо если бы она показалась им с высоты, то как могли бы они точнее узнать место, где был Христос? Ибо звезды охватывают своим сиянием большое пространство. Поэтому и ты, может быть, увидишь луну над твоим домом, а я думаю, что она стоит только над моим домом. И всем вообще кажется, что над ним одним только стоит луна или другая звезда. И та звезда не указала бы Христа, если бы не сошла вниз и не стала как бы над главою Младенца». То есть Откровение Божие настолько приблизилось к Земле, что людям могло показаться, что Небо уже на Земле. Неслучайно святой Иоанн Креститель возглашал: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3:2); и Христос проповедовал то же. Сказано: «С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4:17); и апостолов Господь Иисус Христос увещевал: «ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (Мф.10:7). И как апогей единения во Христе Небесного и земного, Божественного и человеческого – Его, Христа Спаса, слова: «… не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:20-21). Эти слова надо осмыслить евхаристически, они раскрывают нам значение и назначение Божьего Имени «Спас Эммануил», или «С нами Бог».
И далее мы читаем:
«Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф.2:10-11).
Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Весьма прекрасно изобразил в одном стишке таинственное значение даров этих пресвитер Ювенкус: ″Ладан, золото и смирну они приносят в дары [Ему] как Царю и Человеку, и Богу″».
Здесь можно немного не согласиться с пресвитером Ювенкусом, точнее с построением его стиха. Разумнее выстроить другой порядок: золото – как Царю, ладан – как Богу, смирну – как Человеку. Смирна на Востоке входила в состав бальзама, которым натирали мертвое тело. Блаженный Феофилакт поясняет: «а смирну, как имеющему вкусить смерти, ибо иудеи со смирной погребают мертвецов, чтобы тело оставалось нетленным, ибо смирна, будучи сухой, сушит влагу». Похоже, что волхвам, судя по их дарам, было открыто и много более, чем мы можем себе представить…
Далее мы читаем:
«И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мф.2:12).
Блаженный Иероним Стридонский пишет, согласуя свое истолкование с особенностями греческого оригинала Евангелия: «Принесшие дары Господу непосредственно вслед за тем получают ответ… ответ же… был дан не через Ангела, но от самого Господа… Возвращаются же они другим путем потому, что не должны были приметаться к неверующим из иудеев».
Далее мы читаем:
«Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф.2:13).
Здесь Евангелие еще сильнее обличает иудеев: их царя, правительство, да и всю ветхозаветную Церковь, ибо все они вместе взятые оказались хуже, чем Египет, этот древний символ язычества, оккультизма и греха. Еще древний пророк предсказал свершение сего события, когда духовный центр мира в лице Богомладенца Иисуса сместится, и престол Божий окажется уже не в Иерусалиме. Сказано: «В тот день жертвенник Господу будет посреди земли Египетской, и памятник Господу – у пределов ее… И будет он знамением и свидетельством о Господе Саваофе в земле Египетской, потому что они воззовут к Господу… и Он пошлет им спасителя и заступника, и избавит их. И Господь явит Себя в Египте; и Египтяне в тот день познают Господа и принесут жертвы и дары, и дадут обеты Господу, и исполнят» (Ис.19:19-21).
Как некогда патриарх Авраам спустился в Египет и вышел из него, как бы намаливая путь своим потомкам в Египет и из Египта. Кстати, все стоянки патриархов связаны с теми или иными значимыми событиями в жизни их потомков, которые происходили именно в тех местах значительно позже. Так и бегство Святого семейства в Египет символизирует собою отход исторического христианства от иудаизма; пребывание Святого семейства в Египте – начало спасения Египта, символ создания в будущем Александрийского патриархата, движение подвижников-синаитов, как мы и прочитали у пророка Исаии: «и принесут жертвы и дары, и дадут обеты Господу, и исполнят» (Ис.19:21). А о создании патриархата: «В тот день жертвенник Господу будет посреди земли Египетской» (Ис.19:19). О монастыре святой Екатерины пророк Исаия изрек: «и памятник Господу – у пределов ее…» (Ис.19:19) – то есть у пределов земли Египетской, на Синайском полуострове.
Следовательно, восхождение из земли Египетской Святого семейства, символизирует освобождение христианских народов от тьмы язычества, оккультизма и власти «фараона мысленного», дьявола, и власти Египта как символа духовной смерти.
И далее мы читаем:
«Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего» (Мф.2:14-15).
«Матерь Его» – эти емкие слова, для каждого православного сердца говорят и означают более чем много. На иврите это имя произносится как Мирьям, Марьям, что значит «восстание многих», или «звезда моря», или просто Возвеличенная.
Сразу возникает вопрос: Возвеличенная над кем? Православное богослужение чествует Деву Марию, как «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую». То есть она как некая духовная звезда превознесена над всем «морем» рода человеческого, выше Ангелов, Архангелов, Херувимов и Серафимов. Но! Как смиренная Дева из Назарета поднялась на такую высоту? Или что подняло Ее на такую высоту?
Ответ очевиден: Она пламенела к Богу исключительной Любовью.
Зададимся вопросом: Кто может любить Сына Божия (Второе Лицо Святой Троицы) родительской любовью? И здесь ответ очевиден: только Бог Отец и Дева Мария!
Кто может, обращаясь к Сыну Божию, назвать Его Сыном Своим возлюбленным? И опять очевидно: только Бог Отец и Пресвятая Дева Мария.
В этом и состоит исключительность Возвеличенной и Превознесенной. Ее возможность любить Господа Иисуса Христа родительской любовью ставит Ее на недосягаемую высоту, недосягаемую не только для человеков, но и небожителей.
И более того! В Евангелии от Иоанна мы находим такие слова: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут (то есть при Голгофском Кресте – О.С.) стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин.19:26-27). Этими словами Евангелие рассказывает о том, как в лице Иоанна Богослова все верующие во Иисуса Христа усыновляются Пресвятой Деве Марии; и здесь же, словами: «ученик сей взял Ее к себе», учениками Господа Иисуса Христа называются только те христиане, которые в сердцах своих «поселяют» Матерь Божию и уже не расстаются с Нею ни в этой жизни, ни в будущей.
И далее мы читаем:
«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф.2:16)
Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Как фараону Бог посмеялся чрез Моисея, так и Ироду посмеялся чрез волхвов, так как оба, и Ирод и фараон, были детоубийцами: фараон избивал в Египте еврейских детей мужского пола, а Ирод детей Вифлеемских».
Здесь мы опять видим, как судьба еврейского народа образно перекликается с судьбою Мессии Израиля.
И далее мы читаем:
«Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф.2:17-18).
Блаженный Феофилакт под Рахилью понимает весь город Вифлеем.
Рахиль, плачущая о детях своих, – это и символ безутешного горя о погибших детях (потерянных для иудаизма), которое сводит и саму мать их (то есть ветхозаветную церковь) в могилу. Жизнь Рахили, жены патриарха Иакова, оборвалась внезапно между Вифлеемом и Иерусалимом, так и жизнь Господа Иисуса Христа – от Вифлеема (рождение) до Иерусалима (распятие). Этим евангелист Матфей как бы подсказывает нам, что не напрасно погибли Вифлеемские младенцы, за Него они умерли, и страдали, но это нисколько не спасло еврейский народ от духовной смерти, нечувствия Христа (Мессии).
И далее мы читаем:
«По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте» (Мф.2:19).
Как известно: смерть грешников люта!
Блаженный Феофилакт так описывает смерть царя Ирода: «Горькую кончину имел Ирод, извергнув свою злую душу горячкою, болью в животе, зудом, кривизной ног, гниением срамного члена, порождавшим червей, одышкою, дрожанием и судорогой членов».
Сразу же сказав о смерти тирана, апостол Матфей говорит о призыве к освобождению:
«…се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца» (Мф.2:19-20).
Смерть тиранов, эксплуататоров и политических злодеев всегда оборачивается радостью для народа Божия. Известно, что святитель Василий Великий молился о смерти римского императора Юлиана Отступника. Следовательно, наша молитва за властей, если они нечестивы, ускорит их гибель, а если они благочестивы, продлит их правление. Сказано: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих…» (1 Тим.2:1-2) Конечно! Молитва – это доброе дело, но для нечестивых тиранов и эксплуататоров собственного народа она может оказаться началом их погибели. Сказано: «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:20-21). Таким образом, наши молитвы, которые есть «благоухание Богу в спасаемых и в погибающих», то есть кающихся, для нераскаянных грешников – «запах смертоносный на смерть» (2 Кор.2:17-16). Посему усилим наши молитвы за правителей и властей, при их благочестии эти молитвы принесут им благословение, равно как и при их злочестии принесут им смерть и проклятие.
Словами: «ибо умерли искавшие души Младенца» Ангел показывает, что погиб не только нечестивый правитель, но и все его (Ирода) пособники. Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Из этого места мы видим, что не только Ирод, но и священники, и книжники в то же самое время замышляли убийство Господа».
И далее мы читаем:
«Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву» (Мф.2:21).
Здесь под словом «пришел», надо понимать «восшел», ибо возвращение в святую землю всегда на еврейском языке означает восхождение, а удаление от нее – нисхождение.
И далее мы читаем:
«Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские» (Мф.2:22).
Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Трех сыновей оставил Ирод: Филиппа, Антипу и Архелая. Архелаю приказал быть царем, а прочим тетрархами. Иосиф побоялся возвратиться в землю Израиля, то есть Иудею, потому что Архелай был подобен своему отцу. Антипа же – это новый Ирод, который убил Предтечу».
Действительно! Все наследники и преемники наследуют и принимают на себя не только преимущества положения уходящих, но и их греховность и испорченность. Следовательно, если хочешь понять, кто пришел к власти, проследи по цепочке назад на два, три поколения – и поймешь суть нового правления. Библия учит, что грех и его проклятие тяготеют над наследниками, следовательно, и преемниками «до третьего и четвертого рода» (Исх.20:5). Как говорится в русском народе: яблоко от яблони недалеко падает.
И мы читаем последний стих 2-й главы:
«и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется» (Мф.2:23).
Словами: «реченное через пророков» апостол Матфей указывает на 2-й раздел еврейской Библии, которая делится на три части: Закон (Тора), Пророки (Набиим) и Писания (Кетубим). Данная цитата встречается в Книге Судей 13,5. Книга Судей в еврейской традиции считается 2-й Книгой в разделе «Ранние Пророки». Именно поэтому апостол Матфей и пишет: «реченное через пророков». Здесь слово «пророков» во множественном числе, ибо среди авторов 2-го раздела еврейской Библии много пророков, а не один, как в случае с Моисеем, автором Торы (Пятикнижия), 1-го раздела еврейской Библии.
Неправильно понимать слова «что Он Назореем наречется» в том смысле, что Господь Иисус Христос был назареем, Он был из Назарета, но не назарей в ветхозаветном понимании этого слова (Чис.6:1-23). Скорее всего, апостол Матфей, называя Христа Назореем, подчеркивает Его самоуничижение, ибо Назарет считался у иудеев презренным городом. Сказано было некогда в поспешности Нафанаилом: «…из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин.1:46) Поистине, как и древние пророки говорили о Пришествии Мессии (Христа): «Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис.53:2-5).
Христос Рождается Славяти!
 
Сверху